Регистрация Вход · Почистить куки

120-мм полковой миномёт

Производитель:
Ленинградский артиллерийский завод № 7 им. М. В. Фрунзе (завод «Арсенал»)
Дата размещения:
19 марта 2014 года, 6:20
Раздел галереи:
Музеи
Тип модели:
Разное

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Работы над 120-мм полковыми минометами велись группой Д с 1931 года одновременно с минометами других калибров. Однако принятие на вооружение миномётов такого калибра до самого последнего момента оставалось под большим вопросом. Дело в том, что в большинстве иностранных армий калибром миномёта полкового звена был 105-мм калибр. Поэтому и у нас параллельно со 120-миллиметровым разрабатывался и 107-мм миномёт. Он был легче 120-миллиметрового, но поражающее действие его мины было значительно слабее. Лишь принятие на вооружение во Франции 120-мм миномёта 120mm Mle1935(Brandt) убедило военных продолжить поддержку работ над 120-миллиметровым миномётом. Тогда же к работе над ним подключился Борис Иванович Шавырин. Но даже и после этого споры сторонников 107-м и 120-мм калибров не прекратились.
В итоге в 1938 году на вооружение РККА были приняты и 107-мм, и 120-мм миномёты. Однако 107-мм миномёт стал горно-вьючным и нашёл весьма ограниченное применение. Основным же полковым миномётом стал всё-таки 120-миллиметровый. К началу Великой Отечественной войны в РККА состояло 36 324 ротных 50-мм миномета, 14 525 батальонных 82-мм минометов, 1468 горных 107-мм минометов и 3876 полковых 120-мм минометов.
Как и 82-мм батальонный миномёт, 120-мм миномёт  ПМ-120 представлял собой гладкоствольную жёсткую систему со схемой мнимого треугольника. Он также имел схему воспламенения Стокса-Брандта. 
Осколочно-фугасная мина ОФ-843, имевшая длину в 5,5 калибра и весившая 15,9 кг, содержала в себе 2,67 килограмма тротила. Корпус мины был выполнен из сталистого чугуна. Имелась в боекомплекте и фугасная мина Ф-843, весившая 16,2 кг и содержавшая 3,9 кг тротила.
В месте соединения переднего и заднего оживал корпуса мины имелось центрующее утолщение, предназначенное для центрования мины во время ее движения по каналу ствола.
На центрующем утолщении имелись канавки, предназначавшиеся для обтюрации пороховых газов, стремящихся прорваться во время выстрела через зазор между миной и стенками канала ствола. В головной части корпуса было высверлено нарезное очко для ввинчивания взрывателя. В торец хвостовой части корпуса ввинчивался стабилизатор.
Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивости мины на полете, благодаря чему выдерживалось необходимое направление, дальность полета и достигалась вполне приемлемая кучность боя. 
Стабилизатор состоял из трубки и перьев. На перьях стабилизатора имеются центрующие выступы для обеспечения центрального положения трубки стабилизатора и мины при прохождении ее по каналу ствола. В трубку стабилизатора вставлялся центральный воспламенительный в заряд. В стенках трубки стабилизатора просверлены огнепередаточные отверстия для выхода пороховых газов (при сгорании центрального заряда) из трубки стабилизатора. Снаружи на трубку стабилизатора надеваются дополнительные пучки заряда.
Центральный заряд содержал 30 граммов пороха, но в отличие от 82-мм миномёта стрельба только с центральным зарядом инструкциями запрещалась, хотя по факту зачастую производилась. Дополнительные заряды были только кольцевыми – так называемые лодочки на 120-мм миномёте не применялись. Каждое кольцо содержал по 70 г пороха.

Выстрел производился накалыванием капсюля под весом мины, или же с помощью спускового механизма — в целях безопасности при стрельбе мощными зарядами. Для того чтобы стрелять спуском, а не жалом поворотом специального выключателя убирали боек, чтобы он не выступал из дна казенника. 
Скорострельность достигала 15 выстрелов в минуту. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасной чугунной миной ОФ-843А весом 15,9 кг составляла 5700 м.
Для перевозки миномета был разработан колесный ход, который прицеплялся к передку с боеприпасами.

Колеса этого хода имели разъемные металлические диски и шины, заполненные губчатой резиной. Перевозка производилась четырехконной упряжкой.

Миномет на колесом ходе мог транспортироваться также в прицепе за автомашиной со скоростью, не превышающей 18 км/ч при движении по булыжной мостовой, и со скоростью до 35 км/ч при движении по асфальтовому шоссе. Транспортирование за автомашиной с большей скоростью не допускалось, так как вследствие отсутствия на ходе подрессоривания были возможны поломки хода. Кроме того, миномет с колесным ходом без передка мог быть погружен в кузов автомашины. При этом он перевозился со скоростью, допускаемой автомашиной. Эта же автомашина использовалась для перевозки расчета и мин, уложенных в парковые ящики. На близкое расстояние миномет на колесном ходе мог перемещаться и вручную усилиями расчета.
В начале Великой Отечественной войны в каждом стрелковом полку Красной Армии имелась минометная батарея, вооруженная четырьмя 120-мм минометами обр. 1938 г. Эти же минометы состояли на вооружении отдельных минометных батальонов (по 48 минометов в каждом батальоне).
В начале войны группа конструкторов во главе с Шавыриным в короткие сроки разработала конструкцию 120-мм полкового миномета, который в отличие от миномета обр. 1938 г. имел упрощенный ствол с ввинтным казенником, более простой амортизатор с увеличенным ходом, измененную конструкцию двуноги, поворотного и подъемного механизмов.
Несколько модернизированный вариант миномета обр. 1938 г. получил название «120-мм миномет обр. 1941 г.».

120-мм миномет обр. 1941 года в отличие от миномета обр. 1938 г., был снабжен амортизатором упрощенной конструкции и не имел колесного хода. Для сокращения трудозатрат применялся ввинтной казенник, однако надежная обтюрация его в соединении со стволом не обеспечивалась.
В 1943 году был принят на вооружение новый 120-мм миномет, который также представлял собой модернизированный вариант обр. 1938 г. В нем было усовершенствовано стреляющее приспособление, которое разбиралось без свинчивания казенника. Кроме того, миномет снабжался амортизаторами с более длинным ходом пружины и качающимся прицелом. Введение качающегося прицела упрощало механизм горизонтирования. В 1945 году для буксирования автомобилем миномету был придан усовершенствованный подрессоренный ход. 
Трофейные минометы использовались в вермахте под наименованием GrW 378(r). Немецкfer 42. Боеприпасы были взаимозаменяемы, чем противоборствующие стороны успешно пользовались.



Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
Средняя оценка: 0 (все оценки)
Популярность модели: 0

Комментарии

 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Максим Круглик
Почётный спонсор Каропки
Максим Круглик
Логин
Сударь
Д.Р.
31 декабря 1989 года
Город
Санкт-Петербург
На сайте с
6 декабря 2007 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (8):

  • Борис
  • Юрий
  • Игорь
  • Денис
  • Александр

Группы (3):



«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат