Регистрация Вход · Почистить куки

Сторожевой корабль СКР-52 "Туман"

Производитель:
Бумажное моделирование
Дата размещения:
9 сентября 2024 года, 15:30
Раздел галереи:
Корабли
Тип двигателя:
Паротурбинные
Тип техники:
Военные
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:200

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Приветствую всех, уважаемые коллеги!
      Представляю Вашему вниманию модель сторожевого корабля 50-го проекта СКР-52 "Туман".      Тот факт, что к началу Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ практически отсутствовали эскортные корабли, в общем-то, вполне закономерен. В соответствии с господствовавшей тогда доктриной, Рабоче-Крестьянский Красный Флот готовился к решительной схватке с мировым империализмом, и все приоритеты отдавались кораблям — носителям ударного оружия. Что одной из важнейших задач в годы войны станет защита конвоев, доставлявших военные грузы от пресловутых «империалистов», теоретикам 1930-х годов трудно было даже представить.

Поэтому неудивительно, что первые советские сторожевые корабли (СКР) типа «Ураган», формально считавшиеся эскортными, на деле таковыми вовсе не являлись. По сути это были миноносцы — артиллерийско-торпедные боевые единицы, способные атаковать неприятеля в ближней морской зоне, но практически бесполезные в роли кораблей ПВО и ПЛО.

      Ничего не изменил в концепции СКР и наметившийся во второй половине 1930-х годов курс на создание «Большого флота». Корабли типа «Ястреб» (проект 29) унаследовали от своих предшественников паротурбинную энергетическую установку, мощное артиллерийское и торпедное вооружение, но у них по-прежнему почти полностью отсутствовали средства борьбы с подводными лодками. Несмотря на то, что, в отличие от «Урагана», 100-мм орудия стали универсальными, зенитное вооружение «Ястреба» никак нельзя считать эффективным, поскольку упомянутые пушки Б-34 были слишком «неповоротливыми», а из других средств ПВО по проекту предусматривались только крупнокалиберные пулеметы. В общем, «Ястреб» опять представлял собой типичный миноносец, названный сторожевиком лишь из-за специфики классификации корабельного состава нашего флота.

      Первый послевоенный сторожевик в общих чертах напоминал «Ястреб», но был крупнее и имел ряд важных усовершенствований. Корпус стал цельносварным и гладкопалубным; появились гидроакустическая станция «Тамир-5» и четвертая 100-мм артустановка Б-34, а калибр торпедного аппарата увеличился до 533 мм. Впервые были установлены два руля, не доходившие до уровня киля — это, во-первых, улучшало поворотливость корабля, и во-вторых, уменьшало риск повреждения рулей при плавании в мелководных районах. Наконец, все электрооборудование корабля перевели на переменный трехфазный ток.

      В целом «Сокол» оказался весьма удачным. На испытаниях он развил ход 29,65 узла; мореходные и маневренные качества приемная комиссия оценила как хорошие. Диаметр циркуляции на полном ходу составил всего 4,7 длины корпуса.

Однако до крупносерийного строительства СКР проекта 42 дело не дошло. Согласно ряду публикаций, тут главную роль сыграло возражение И.В. Сталина: на одном из обсуждений кораблестроительной программы генсек высказал мнение, что водоизмещение сторожевого корабля не должно превышать 1200, а лучше — 900 т. Отчасти в этом был свой резон: для Балтийского и Черного морей «Сокол» действительно выглядел слишком большим; в северных же морях и на Тихом океане для него не хватало «фронта работ» (проводка дальних конвоев «сценарием» третьей мировой войны не предусматривалась), а для сопровождения боевых эскадр лучше подходили новые эсминцы. К тому же энергетика «Сокола» базировалась на довоенных образцах и морально устарела. В результате по проекту 42 построили всего восемь кораблей.

Преемником «Сокола» стал СКР проекта 50 (или «полтинник», как часто называли его моряки), разработка которого началась в 1950 году. Жесткие требования ограничить водоизмещение указанной товарищем Сталиным величиной в 1200 т заставили отказаться от четвертой 100-мм артустановки, заменить трехтрубный торпедный аппарат двухтрубным и, самое главное, применить вместо эшелонного расположения котлотурбинной установки линейное. Хотя уложиться в заданные 1200 т не удалось, конструкторам в очередной раз помогла традиционная уловка: полное водоизмещение, реально составившее 1337 т, было названо «наибольшим», а спецификационное «полное» подогнали под требуемую величину. Проектирование велось в крайней спешке по причине спущенных «свыше» сроков подготовки чертежей. По воспоминаниям кораблестроителя В.В.Смирнова (в прошлом одного из постоянных авторов рубрики «Морская коллекция»), главный конструктор проекта В.И. Неганов из-за нехватки времени на отработку обводов корпуса и прогонку модели в опытовом бассейне разработал теоретический чертеж корабля прямо на листе ватмана, взяв за основу существующие отечественные и зарубежные аналоги и откорректировав их под требуемые габариты.

И что удивительно: обводы корпуса «полтинника» оказались на редкость удачными — по мореходным качествам он не уступал «Соколу» и превосходил гораздо более крупные эсминцы проекта 30бис.

Впрочем, положительной оценки заслуживала не только мореходность — компактный сторожевой корабль получился удачным и хорошо сбалансированным Заложенный в проекте запас водоизмещения позволил уже через несколько лет после вступления в строй модернизировать вооружение (установить трехтрубные торпедные аппараты и реактивные бомбометы) и радиоэлектронику (появилась весьма совершенная для своего времени РЛС «Фут-Н»).

      Быстро проведенные испытания позволили в короткий срок выполнить правительственное постановление. 30 июня 1954 года в городе Николаеве был спущен на воду и вступил в состав ВМФ СССР головной корабль типа «Горностай» проекта 50. Строительство СКР велось методом крупносерийного поточного производства с применением технологии блочного формирования корпусов. Корабль собирали на стапеле из пяти отдельных блоков.

В серию заложили 84 корабля типа «Рига», распределив заказ между предприятиями Николаева, Комсомольска-на-Амуре и Калининграда. СКР поступали в строй вплоть до 1959 года.. Позже 16 кораблей передали флотам других стран — ГДР, Болгарии, Финляндии, Индонезии, а еще четыре были построены по нашим чертежам в Китае. Кстати, китайские «полтинники» стали родоначальниками целого семейства ракетных кораблей, пополнивших флоты КНР и других стран, но это уже тема отдельного рассказа.

      Собственно говоря, на кораблях проекта 50 заканчивается «миноносная» линия эволюции сторожевиков советского флота. По концепции 1930-х годов «полтинники» выглядели идеальными фрегатами или эскортными миноносцами — они обладали универсальной артиллерией с довольно-таки неплохой системой управления огнем, хорошей мореходностью, приличными средствами обнаружения и надежной энергетикой. Но вся беда в том, что проект сильно запоздал — в наступившей ракетно-ядерной эпохе требования к боевым кораблям стали совершенно иными. Можно согласиться с мнением историка А.В.Платонова о том, что примерно к 1960 году адмиралы нашего ВМФ наконец-то получили тот флот, о каком мечтали в 1941-м. 


Краткие  характеристики СКР проекта 50.

Артиллерия

Главный калибр представлял собой систему из трех 100 мм универсальных палубных установок (Б-34), две находились в носовой части и одна – в корме. Система управления стрельбой «Сфера-50» имела визирный пост и дистанционное автоматическое наведение орудий.

 Зенитная артиллерия

 Она состояла из четырех 37 мм автоматов в двух спаренных установках (В- 11М), на более поздних кораблях устанавливали 2 спаренных автомата (2М-ЗМ).

Торпеды

СКР оснащался одним трехтрубным торпедным аппаратом с боекомплектом из трех торпед калибра 533 мм (ТТА-53-50).

 Противолодочное вооружение

Две шестнадцатиствольные реактивные бомбометные установки с дистанционным управлением (РБУ-2500) размещались в носовой части корабля побортно. Два подпалубных бомбосбрасывателя имели дистанционное управление. Для обнаружения подводных лодок устанавливалась гидроакустическая станция «Пегас- 2М». Позже появились станции для связи с субмаринами.

 Радиолокационное вооружение

На СКР размещали станцию обнаружения надводных и воздушных целей «Фут-Н», станцию управления артиллерией главного калибра «Якорь-М-2», аппаратуру опознавания «Факел».

Тактико-технические данные

Водоизмещение - стандартное 1068 т

нормальное 1134т

полное 1320 т

Скорость – полная до 30 узлов

экономичная 14 узлов

Дальность – обычная до 2000 миль

экономичным ходом до 7000 миль

Автономность 10 суток

Длина СКР 91,5 м

Ширина 10,2 м

Осадка 3,2 м


Сторожевой корабль "СКР-52" был зачислен в списки кораблей ВМФ 04.05.1954 г. и 01.09.1954 г. заложен на стапеле судостроительного завода № 445 им. 61 коммунара в Николаеве (заводской номер №1133). Спущен на воду 15.04.1955 г., вступил в строй 26.11.1955 г. и 06.12.1955 г. включен в состав ЧФ.

18.07.1960 г. перечислен в состав СФ и летом 1960 г. совершил межфлотский переход вокруг Европы из Севастополя в Североморск. 18.01.1964 г. после межфлотского перехода вокруг Скандинавии из Североморска в Лиепаю переведен в состав КБФ. С 08.08.1961 - переименован в “Туман”.

      Бортовые номера: 668(Туман), 600(1971), 653(1972), 661(1973), 651(1975), 615(Туман), 732(1989). Списан: 1989г

04.05.1989 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 01.10.1989 г. расформирован и позже разделан на металл в Лиепае.

Если утомил кого-то длинным рассказом, приношу свои извинения!


      Модель построена из журнала "Бумажное моделирование"  N184. Стройка подробно представлена на форуме известного  бумажного сайта. В процессе работы использовано фототравление от "Микродизайна", небольшое количество фотополимерной мелочевки и самодельные элементы из латунных трубок, проволоки и т.д. По возможности, постарался увеличить детализацию за счет самодельных элементов. Исправлены ряд ошибок и упрощений, допущенных разработчиком. Не смотря на эти нюансы, выражаю благодарность Игорю Куниевскому за разработку бумажной модели  красивейшего отечественного корабля! 



Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
99.399.399.33
Средняя оценка: 99.3102 (все оценки)
Популярность модели: 89.44

Комментарии

Страницы: 1 2
Олег Черкасов (Deneb)
47 лет
На сайте с 25.07.2021
Олег Черкасов (Deneb)
Я до сих пор не понимаю, как можно что то мастерить из бумаги, а тем более чтобы получалось ТАК! Вообще класс! Я за галерею! Пополнять Советский флот!!!!
Алексей Нестеров (Kot-Bergamot)
53 года
На сайте с 04.04.2022
Цитата:
Я до сих пор не понимаю, как можно что то мастерить из бумаги, а тем более чтобы получалось ТАК! Вообще класс! Я за галерею! Пополнять Советский флот!!!!


Олег, спасибо за отзыв и высокие оценки! Как уже писал ранее, к Советскому флоту я особенно не равнодушен и уже потихоньку взялся за новую работу. Жаль, что в Ступино, одновременно курсируя между столами с моделями, не смогли пересечься и пообщаться вживую. Предлагаю исправить в следующем году!
TitanSV
57 лет
На сайте с 05.10.2010
TitanSV
Да, Вы, батенька "извращенец", в хорошем смысле слова!!! Модель-Бомба!!! Поздравляю с победой!
Алексей Нестеров (Kot-Bergamot)
53 года
На сайте с 04.04.2022
Цитата:
Да, Вы, батенька "извращенец", в хорошем смысле слова!!! Модель-Бомба!!! Поздравляю с победой!

Андрей, спасибо!!! Приятно слышать такую оценку от человека с таким количеством моделей в галерее! А про «извращение» это прям в точку. Волнительных моментов в процессе работы было предостаточно
Олег Черкасов (Deneb)
47 лет
На сайте с 25.07.2021
Олег Черкасов (Deneb)
Цитата:
Цитата:Я до сих пор не понимаю, как можно что то мастерить из бумаги, а тем более чтобы получалось ТАК! Вообще класс! Я за галерею! Пополнять Советский флот!!!!

Олег, спасибо за отзыв и высокие оценки! Как уже писал ранее, к Советскому флоту я особенно не равнодушен и уже потихоньку взялся за новую работу. Жаль, что в Ступино, одновременно курсируя между столами с моделями, не смогли пересечься и пообщаться вживую. Предлагаю исправить в следующем году!


Алексей, вообще без проблем! Тем более, я наверно только к лету и закончу свою новую стройку! :))))
Алексей Нестеров (Kot-Bergamot)
53 года
На сайте с 04.04.2022
Цитата:
Цитата:
Алексей, вообще без проблем! Тем более, я наверно только к лету и закончу свою новую стройку! :))))


Олег, договорились!!! Я ведь тоже не гонщик :)) Туман почти на 4 года растянулся.
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
71 год
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Замечания высказаны, предложения и пожелания озвучены.

Курс - Галерея.

С Уважением, Алексей.
Алексей Нестеров (Kot-Bergamot)
53 года
На сайте с 04.04.2022
Цитата:
Замечания высказаны, предложения и пожелания озвучены.

Курс - Галерея.

С Уважением, Алексей.


Алексей, спасибо за итоговую оценку и в Ступино, и здесь! Рад присоединится к сообществу любителей флота на Каропке!!!
Александр Щерба (Щербет)
Калининград
37 лет
На сайте с 06.01.2018
Александр Щерба (Щербет)
Здравствуйте Алексей!

Модель просто офигенная, уверен, что в живую смотрится еще лучше! Сам из бумаги пытаюсь моделить, но пока-что до такого результата мне далековато)
Алексей Нестеров (Kot-Bergamot)
53 года
На сайте с 04.04.2022
Александр, приветствую!
Спасибо за интерес к модели и оценку. Бумага удивительный материал!
Не бросайте и все получится!!!
Страницы: 1 2
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Алексей Нестеров
Логин
Kot-Bergamot
Д.Р.
3 марта 1971 года
На сайте с
4 апреля 2022 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат