Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Советская мортира большой мощности периода Второй мировой войны. Эта артиллерийская система была самым крупнокалиберным серийно производившимся советским артиллерийским орудием. Мортира отличалась оригинальной компоновкой - использовался гусеничный лафет, единый для еще двух мощных артиллерийских систем, составлявших так называемый "артиллерийский триплекс большой мощности" - 152мм пушки образца 1935 года (Бр-2) и 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4). Несмотря на небольшое количество произведенных орудий и ряд недостатков, мортира приняла участие в Великой Отечественной войне, была модернизирована после ее окончания и долгое время состояла на вооружении Советской армии. Заводские испытания мортира прошла в декабре 1936 года. Полигонные испытания мортиры начались в апреле 1937 года, согласно заключению комиссии Бр-5 испытания не выдержала. Тем не менее, в серийное производство была запущена именно Бр-5 под официальным названием 280-мм мортира обр. 1939 г., причем первый заказ на изготовление мортир был выдан еще до окончания полигонных испытаний, в мае 1937 года. Первый заказ на 8 мортир Бр-5 был выдан заводу «Баррикады» в мае 1937 года. Позже, ввиду недоработанности системы, число заказанных на 1937 год орудий уменьшили до двух, однако ни в том, ни в последующем году изготовить их не удалось. Две опытные мортиры были поданы на полигон в июне 1939 года и отличались друг от друга способом заряжания. В 1939 году было изготовлено 20 мортир, а в 1940 году - еще 25 орудий, на чем их серийное производство было прекращено.
Автор модели Алексей Надеев из Новосибирскаnag1964-mail-ru
его комментарии За основу была взята модель Б-4 от британской HSQ, стволы, маховики наводки и прицел делались заново. При доработке моделей я использовал фото и некоторые размеры, которые сам снимал в музее Питера. Проверил основные размеры - с Бр-2 и Бр-5 все в порядке, у Б-4 ствол оказался коротковат. Когда мы делали стволы на Бр-5 и Бр-2 - ориентировались на данные Википедии, которые в свою очередь повторяют статьи пушечной серии журнала ТМ (кстати там эти орудия изображены в 72 м). А ствол Б-4 сделали по чертежу данному в статье, вот он и получился коротковат. По данным Википедии длина ствола Б-4 5087мм, дл канала ствола 4894мм, то есть 5 метров. Если же верить чертежам Войцеховича С, размещенными в М-Хобби, то ствол получается чуть длинее чем четыре метра, что соответствует чертежу статьи ТМ и нашему первому стволу. Получается, что вполне вероятно, были в реале два ствола разной длины, или размеры данные в М-Хобби относятся к Бр-5.
Почему именно Бр-5? Да просто потому, что Б-4 и Бр-2 у меня из-под носа увели. Пока я полгода раздумывал - брать или не брать - они и кончились. Зато за эти полгода, в связи с инфляцией, ее цена стала вполне приемлемой.
Для меня это будет первый опыт работы со смолой (здесь литье из эпоксидки), и боюсь, получится хреново. Уж больно смола хрупкая - ни резать, ни обкусывать нельзя - только аккуратно пилить мелкими пилками (например - лезвием от безопасной бритвы с выпиленными под пилу "зубами"). А пилить там придется много - литье в смоле подразумевает охрененное количество лишнего литьевого материала.
Смола колется - некоторые детали пришлось собирать из осколков. Кое-где пришлось вообще выпиливать детали с нуля - на модели их просто не было. Пару-тройк тяг, которые на модели были хреново пролиты вместе с лафетом, я сделал из проволоки. Трос и крюк на лебедке заряжания изготовлены отдельно. Выпиливать залитые смолой катки ходовой и центральный проем лафета - это было мучение. В качестве образца для всей мелочевки, вроде тяг, использовалась модель гаубицы Б-4 в масштабе 1/35 - пришлось купить и собрать эту здоровую дуру.
В общем - намучился изрядно, и результат меня не полностью удовлетворяет. Хотя я и смог сделать из в общем-то посредственного быстросбора чуть более детализованную модель.
Когда делал подставку, провонял скипидаром весь офис - сотрудник пришел на работу и очень ругался. Сегодня раза три-четыре тонировал и докрашивал подставку, добавил жирности грязи в следах, вымазал в грязи ходовую мортиры и тягача.
Вроде бы красиво получается. Но вокруг пусто и голо - только грязь и пушка с трактором. Надо туда какую-то зелень и человечков - без них все неживое.
Эта композиция понравилась больше, чем "5 колесо". К грязи подошли очень осторожно, и она только украсила диораму, попутно скрыв примитивность ходовки.
Единственное, что хотелось бы поменять - толстенные поручни на толстенных сиденьях. Их бы замена на проволоку и пивжесть только придала ювелирности модели. Ну и трос подъемника толстоват.
Точно, вот оно! Надо, надо было все-таки не пытаться вытянуть недоломаную смолу, а отломать все мелкое, зачистить, и сделать заново! Эх, вот все-таки надо было раньше тут регистрироваться, и начинать постройку со сказок - там бы и подсказали по ходу дела. Сейчас смотрю, ведь и правда - сиденья надо было самому сделать. И ведь была, была тогда возможность - просто в голову не пришло: "не сломаны - уже хорошо". :(
И с тросом тоже самое - сейчас крутил в руках тросы Eureka - они гораздо аккуратнее и удобнее сделаны - надо было такой и вешать на лебедку, ну либо самому сделать подобное. :(
Комментарии
57 лет
На сайте с 09.10.2011
Единственное, что хотелось бы поменять - толстенные поручни на толстенных сиденьях. Их бы замена на проволоку и пивжесть только придала ювелирности модели. Ну и трос подъемника толстоват.
63 года
На сайте с 13.03.2018
И с тросом тоже самое - сейчас крутил в руках тросы Eureka - они гораздо аккуратнее и удобнее сделаны - надо было такой и вешать на лебедку, ну либо самому сделать подобное. :(
48 лет
На сайте с 01.03.2015
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий