Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
История судьбы храма на воде.
Идея создания церкви-парохода принадлежит астраханскому мещанину Н.Е. Янкову, человеку весьма религиозному, который проживая по долгу на ловецких промыслах и занимаясь скупкой рыбы на море, еще в декабре 1903 года обращался в епархию с предложением о сооружении передвижной церкви для обслуживания ловецкого люда в в низовьях Волги.
Вторично в октябре 1907 года он подал проект»плавающего на водах» храма. Через год было предложено уже несколько проектов, разных конструкций церквей.
Наконец в том же 1908 году советом Кирилло-Мефодиевского братства Чуркинской пустыни была избрана «комиссия под председательством протоирея Петра Горохова, в составе 9-ти человек, в том числе и архитектора епархии. Им предстояло утвердиться в одном из вариантов предложенных проектов. Комиссия и привлеченные для работы специалисты, осмотрев более 30 судов, остановили свой выбор на буксирно-пассажирском пароходе "Пират". Принадлежавшему астраханскому мещанину П. М. Минину. Судно было куплено в январе 1910 г., о чем не преминули сообщить "Астраханские епархиальные ведомости".
До превращения в церковь "Пират" ровно полвека трудился на Волге. В 1858 г. Судоходное общество "По Волге" заказало в Англии на заводе "Ровенгиль-Залкелд" буксирный колесный пароход с малой осадкой для плавания в низовьях реки. Через два года судно в разобранном виде доставили в Криушинский затон недалеко от Симбирска.
Здесь, в мастерских общества, пароход собрали и после испытаний, он отправился в свой первый рейс по просторам великой русской реки.
Корпус парохода был железный, а палуба деревянная.
Длина судна составляла 44,5 м,
ширина чуть более 7 м (с обносами 13 м),
высота по борту 2,2 м,
осадка с грузом около 1 м при грузоподъемности 32 т.
Гребные колеса приводились в движение паровой машиной системы Пена мощностью в 60 л.с.
Скорость судна достигала 20 верст в час (21,3 км),
экипаж состоял из 18 человек.
Пароходу присвоили имя "Криуши". Под этим названием он проплавал до начала XX в., пока не был продан некоему Минину, который и переименовал судно в "Пират". Правда, новый хозяин недолго владел своим приобретением, уступив пароход по сходной цене для оборудования походной церкви.
Сразу же по приобретении был составлен проект переоборудования судна, потребовавший кардинальных изменений внешнего облика и внутреннего устройства бывшего "Пирата". Заказы разместили на местных заводах.
Всего за два месяца пароход был полностью переделан. За это время заменили большинство деталей машины, на несколько метров удлинили корпус судна, возвели часовню-звонницу, совместив ее с рулевой рубкой, и соорудили сам храм.
Оборудование "духовного" судна стоило больших хлопот и немалых финансовых затрат. Многие верующие жертвовали средства на благое дело. Так, местное управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами выделило на постройку храма 6 тыс. рублей, а местное врачебное отделение прислало для церковной больницы аптеку с лекарствами и медицинскими инструментами. В общей сложности стоимость затрат на покупку и переоборудование парохода составила не менее 28 тыс. рублей - сумма по тем временам немалая.
Интересно устройство плавучего храма.
Помещение непосредственно церкви соорудили в носовой части корпуса судна. По проекту архитектора Карягина мастер Соломонов изготовил красивый орнаментированный иконостас. Исключая алтарь, её площадь составила более 40 кв.м.
В нижнем носовом помещении церкви был оборудован алтарь с иконостасом.
В Епархиальных ведомостях за 1910 г. есть описание некоторых икон и внутреннего убранства церкви. Впереди иконостаса размещался аналой, на котором выставлялась икона святого Николая Чудотворца, почитаемого всеми ловцами, покровителя обездоленных и страждущих. Он был изображен по пояс, в митре, украшенной драгоценными камнями. На стенах и потолке плавучего храма были изображены сцены из Библии. Роль купола выполняла носовая постройка, на которой были парящие ангелы.
Помимо храма на хорах во время службы могли разместиться до 100 молящихся. Венчали церковь 5-ть позолоченные луковичные главы с крестами. Еще одна глава с крестом размещалась, чуть впереди на гостевом кубрике. Доминирующей надстройкой "духовного" парохода была звонница, она же рулевая рубка, выполненная в виде часовни и увенчанная куполом с крестом. Здесь мирно уживались корабельное оборудование и шесть колоколов весом от семи пудов (114,6 кг) до 12 фунтов (4,9 кг). Позади звонницы установили колокол-благовест весом в 15 пудов и 20 фунтов (253,9 кг).
В корме дополнительно было построено три каюты для церковного причта - священника, диакона и старосты.
Здесь же находился лазарет для прихожан и трапезная-столовая для неимущих. Исследователи истории парохода- церкви в начале полагали , что он (лазарет) просто лечил членов команды, если те заболевали. Но выяснилось, что медицинская помощь оказывалась всем нуждающимся в ней прихожанам, лекарства выдавались бесплатно. Всё необходимое для лечения – медикаменты и специальные инструменты – при содействии губернатора отпускались местным врачебным отделением. Число амбулаторных больных, обратившихся за помощью в 1911 году, составило 145 человек, к 1912 году их количество увеличилось до 250 человек. За врачебной помощью обращались не только православные, но и представители других религий – киргизы, калмыки, казахи. Не отказывали им и в трапезе в столовой-трапезне.
Все церковные помещения имели электрическое освещение, поскольку пароход по случаю переоборудования был электрифицирован.
Для церковных служб были назначены монашествующие и послушники Чуркинской обители в лице иеромонаха и иеродьякона, трех певцов, алтарника, фельдшера и повара.
Светская команда состояла из 9 человек: командира, штурвального, трех матросов, машиниста, помощника машиниста и двух кочегаров.
В воскресенье 11 апреля 1910 г. пристань известного астраханского рыбопромышленника Беззубикова запрудил народ. С утра сюда начали собираться люди, желавшие принять участие в освящении плавучего храма. Огромную площадь пристани заполнила пестрая толпа обывателей, пристанских рабочих, представителей духовенства и купечества. У дебаркадера стояло, сияя свежей белой краской, судно-церковь - "Святитель Николай Чудотворец".
За счет добровольных пожертвований храм был оснащен всем необходимым для совершения богослужения и мог отправлять любые требы - от крестин до венчания и отпевания. Здесь находилось до 220 ценных церковных предметов, включая дорогие парчовые облачения для диакона и священника.
В пятницу, 16 апреля 1910 г. "Святитель Николай Чудотворец" снялся с якоря на Астраханском рейде и по прошествии нескольких часов прибыл в низовья Волги. А в сентябре, 6 числа, началась служба этого необычного судна.
Церковь обслуживала не только частновладельческие шаланды, но и прибрежные села Кордуан и Кривобузанск, Сурковка и Александрия, жители которых принимали участие в ее строительстве. Помимо русских, деятельность плавучей церкви была направлена и на христианизацию некрещеных калмыков (прикомандированный иеромонах Иринарх знал
калмыцкий язык).
Судно выдержало не один шторм и ни разу не пострадало. Отслужив пять навигаций, плавучий храм в навигацию 1916 г. не вышел к ожидавшему ее рыболовецкому люду...
Почему же так произошло?
Дело в том, что к осени 1915 г. все киоты, иконы, церковные книги, утварь были сняты с парохода и переданы, по некоторым сведениям, на хранение в Чуркинскую Николаевскую пустынь, но возможно, какие-то иконы, наиболее ценные, могли попасть в какой-то музей.
В феврале 1916 г. газета "Московская копейка" писала: "прибыл в Астрахань преосвященный Филарет, он нашел, что плавучий храм ветх, и признал, что его содержание дорого. А т.к. ни по каким каноническим правилам продажа храма не разрешается, то епископ Филарет поступил так: плавучая церковь превратилась в "износившийся пароход" и, как передает "Астр. Л.", продана на слом, как продаются старые пожарные насосы и др. рухлядь".
Намерение продать плавучий храм вызвало протесты, а сам епископ Филарет (Никольский) был 24 мая (1 июня) 1916 г. уволен на покой по жалобе игумена Чуркинского монастыря.
К концу сентября 1916 г. волнения, вызванные продажей плавучей церкви, улеглись – жизнь заставила людей решать другие проблемы, ведь в то время Россия испытывала горесть поражений на фронтах войны с Германией. В этих условиях нельзя было ожидать сбора больших средств на постройку нового плавучего храма. Февральские события, а затем Октябрьский переворот идею о новом плавучем храме окончательно похоронили.
Настали времена, когда не только не создавали новые храмы, а наоборот, старые под разными предлогами разрушали и использовали для хозяйственных нужд. Так, непонятно куда делись купола с плавучего храма. Известно только, что большевики их сняли.
Согласно рукописи краеведа П.С. Лебедева, в 1918 г. Плавучая церковь была превращена в морское спасательное судно "Нечаянный" с припиской к Бакинскому порту. Какое-то время он там успел проработать, но по Регистру судно не прошло к плаванию в море и было возвращено в Астрахань в распоряжение Рыбтреста.
Потом оно было переоборудовано в плавучий театр (такая вот насмешка судьбы!) и предоставлено в распоряжение рыбаков, получив название "Иосиф Сталин", а позднее "Моряна". В 60-е в нем находилось общежитие в поселке Оранжерейный.
Правда, по другим данным судно было разобрано на металлолом 5 ноября 1924 года в Астрахани после возвращения из Баку. Так завершилась история уникального сооружения парохода-храма.
По совсем последним данным из печати – что корпус парохода-церкви сохранился до наших дней !?
Литература.
Книга Д. Фаворского «Плавучая церковь на волнах реки Волги и Каспия во имя св. Чудотворца Николая», напечатанной в 1911 г.;
в ней дается подробное описание устройства храма и деяний его священнослужителей.
Богданов В. С. Плавучая церковь Николая Чудотворца. Астрахань, 1996. С. 1
Цыбин В. М. Пароход на Волге. Саратов, 1996. С. 304
4. Журнал «Наваль» вып. 2
О модели плавучего храма «Святитель Николай Чудотворец».
Модель выполнена в масштабе М 1:100 и построена в течении года.
При постройке модели использованы чертежи из журнала «Наваль», выпуск№ 2 и журнала «Бумажное моделирование», выпуск № 133. А, так же литература приведенная выше.
Корпус модели наборный из фанеры. Шпации заполнены пенопластом. Обшивка три слоя бумаги с пропиткой клеем, наложена на от шпаклеванную поверхность корпуса.
Палуба (черновая), надстройки (за исключением кормовой) их пластика и оргстекла. Кормовая надстройка – дерево, шпангоуты пластик, обшивка бумага в два слоя пропитанная супер-клеем.
Леера, колеса, кринолин из медной проволоки паянные и клееные.
Дефлекторы – литьё из сплава Розе с гальваническим омеднением.
Иллюминаторы – точеные из оргстекла.
Рулевая рубка – колокольня имеет внутреннее убранство: рулевое колесо, машинный телеграф, а так же фалы для управлением колоколами.
Гостевые каюты, также имеют внутреннее убранство виде кроватей и картин.
Церковь, имеет имитацию иконостаса и церковной росписи стен, а так же хоры в виде балконов, согласно внутреннему описанию парохода-церкви.
Маковки церквей точеные из латуни, полированные и покрыты глянцевым лаком.
Окраска: акриловые краски фирмы Тамия, лаковые покрытия глянцевым, полу-глянцевым и матовым лаком той же фирмы.
Такелаж модели из швейных ниток различного цвета и толщины, пропитанных клеем ПВА.
Для более наглядного восприятия модель имеет имитацию проводимого в церкви богослужения, которое имитируется световым и звуковым сопровождением.
Световое сопровождение включает в себя смену освещенности модели в зависимости от звукового сопровождения. В начале цикла включены ходовые огни, освещена рубка-колокольня, большой световой люк и иллюминаторы нижнего уровня (каюты и машинное отделение). Далее, происходит выключение освещения кают и ходовых огней и включение кают кормовой надстройки, кают бортовых обвесов с камбузом, наружного освещения на палубе, а так же гостевых кают и церкви, имеющей освещение имитирующее горение свечей.
Звуковое сопровождение, включает в себя: звуковую имитацию подхода парохода к пристани, паузу (в это время происходит световое переключение). Далее идет колокольный звон, звучит молитва о Святителе Николае Чудотворце и далее прощальный гудок парохода.
Питание элекро схемы от наружного источника питания, включение и выключение от тумблера в основании футляра. Динамик то же выведен и смонтирован там же.
Комментарии
На сайте с 29.12.2019
73 года
На сайте с 21.08.2015
Значит не зря все было.
С уважением, Старпом.
57 лет
На сайте с 21.10.2011
73 года
На сайте с 21.08.2015
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий