Регистрация Вход · Почистить куки

Храм на воде.

Производитель:
Самодел
Дата размещения:
24 ноября 2018 года, 17:40
Раздел галереи:
Корабли
Тип техники:
Гражданские
Тип двигателя:
Уголь-паровые
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:100

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

История судьбы храма на воде.

 

     Идея создания церкви-парохода  принадлежит астраханскому мещанину Н.Е. Янкову, человеку весьма религиозному, который проживая по долгу на ловецких промыслах и занимаясь скупкой  рыбы на море, еще в декабре 1903 года обращался в епархию с предложением о сооружении передвижной церкви для обслуживания ловецкого люда в в низовьях Волги.

      Вторично в октябре 1907 года он подал проект»плавающего на водах» храма. Через год было предложено уже несколько проектов, разных конструкций церквей.

   Наконец в том же 1908 году советом Кирилло-Мефодиевского братства Чуркинской пустыни была  избрана «комиссия  под председательством протоирея Петра Горохова, в составе  9-ти человек,  в том числе и архитектора епархии.   Им предстояло утвердиться в одном из вариантов предложенных проектов.  Комиссия и привлеченные для работы специалисты,  осмотрев более 30 судов,  остановили свой выбор на буксирно-пассажирском пароходе "Пират".  Принадлежавшему астраханскому мещанину П. М. Минину. Судно было куплено в январе 1910 г., о чем не преминули сообщить "Астраханские епархиальные ведомости".

  До превращения в церковь "Пират" ровно полвека трудился на Волге. В 1858 г. Судоходное общество "По Волге" заказало в Англии на заводе "Ровенгиль-Залкелд" буксирный колесный пароход с малой осадкой для плавания в низовьях реки. Через два года судно в разобранном виде доставили в Криушинский затон недалеко от Симбирска.

Здесь, в мастерских общества, пароход собрали и после испытаний,  он отправился в свой первый рейс по просторам великой русской реки.

   Корпус парохода был железный, а палуба деревянная.

Длина судна составляла 44,5 м,

ширина чуть более 7 м (с обносами 13 м),

высота по борту 2,2 м,

осадка с грузом около 1 м при грузоподъемности 32 т.

Гребные колеса приводились в движение паровой машиной системы Пена мощностью в 60 л.с.

Скорость судна достигала 20 верст в час (21,3 км),

 экипаж состоял из 18 человек.

    Пароходу присвоили имя "Криуши". Под этим названием он проплавал до начала XX в., пока не был продан некоему Минину, который и переименовал судно в "Пират". Правда, новый хозяин недолго владел своим приобретением, уступив пароход по сходной цене для оборудования походной церкви.

Сразу же по приобретении был составлен проект переоборудования судна, потребовавший кардинальных изменений внешнего облика и внутреннего устройства бывшего "Пирата". Заказы разместили на местных заводах.

Всего за два месяца пароход был полностью переделан. За это время заменили большинство деталей машины, на несколько метров удлинили корпус судна, возвели часовню-звонницу, совместив ее с рулевой рубкой, и соорудили сам храм.

Оборудование "духовного" судна стоило больших хлопот и немалых финансовых затрат. Многие верующие жертвовали средства на благое дело. Так, местное управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами выделило на постройку храма 6 тыс. рублей, а местное врачебное отделение прислало для церковной больницы аптеку с лекарствами и медицинскими инструментами.  В общей сложности стоимость затрат на покупку и переоборудование парохода составила не менее 28 тыс. рублей - сумма по тем временам немалая.

  Интересно устройство плавучего храма.

  Помещение непосредственно церкви  соорудили в носовой части корпуса судна. По проекту архитектора Карягина мастер Соломонов изготовил красивый орнаментированный иконостас. Исключая алтарь, её площадь составила более 40 кв.м.

В нижнем носовом помещении церкви был оборудован алтарь с иконостасом.

 В Епархиальных ведомостях за 1910 г. есть описание некоторых икон и внутреннего убранства церкви. Впереди иконостаса размещался аналой, на котором выставлялась икона святого Николая Чудотворца, почитаемого всеми ловцами, покровителя обездоленных и страждущих. Он был изображен по пояс, в митре, украшенной драгоценными камнями. На стенах и потолке плавучего храма были изображены сцены из Библии. Роль купола выполняла носовая постройка, на которой были парящие ангелы.

Помимо храма на хорах во время службы могли разместиться до 100 молящихся. Венчали церковь 5-ть позолоченные луковичные главы с крестами. Еще одна глава с крестом размещалась, чуть впереди на гостевом кубрике. Доминирующей надстройкой "духовного" парохода была звонница, она же рулевая рубка, выполненная в виде часовни и увенчанная куполом с крестом. Здесь мирно уживались корабельное оборудование и шесть колоколов весом от семи пудов (114,6 кг) до 12 фунтов (4,9 кг). Позади звонницы установили колокол-благовест весом в 15 пудов и 20 фунтов (253,9 кг).

     В корме дополнительно было построено три каюты для церковного причта - священника, диакона и старосты.

  Здесь же находился лазарет для прихожан и трапезная-столовая для неимущих.  Исследователи истории парохода- церкви в начале полагали , что он (лазарет) просто лечил членов команды, если те заболевали. Но выяснилось, что медицинская помощь оказывалась всем нуждающимся в ней прихожанам, лекарства выдавались бесплатно. Всё необходимое для лечения – медикаменты и специальные инструменты – при содействии губернатора отпускались местным врачебным отделением. Число амбулаторных больных, обратившихся за помощью в 1911 году, составило 145 человек, к 1912 году их количество увеличилось до 250 человек. За врачебной помощью обращались не только православные, но и представители других религий – киргизы, калмыки, казахи. Не отказывали им и в трапезе в столовой-трапезне.

    Все церковные помещения имели электрическое освещение, поскольку пароход по случаю переоборудования был электрифицирован.

 Для церковных служб были назначены монашествующие и послушники Чуркинской обители в лице иеромонаха и иеродьякона, трех певцов, алтарника, фельдшера и повара.

     Светская команда состояла из 9 человек: командира, штурвального, трех матросов, машиниста, помощника машиниста и двух кочегаров.

    В воскресенье 11 апреля 1910 г. пристань известного астраханского рыбопромышленника Беззубикова запрудил народ. С утра сюда начали собираться люди, желавшие принять участие в освящении плавучего храма. Огромную площадь пристани заполнила пестрая толпа обывателей, пристанских рабочих, представителей духовенства и купечества. У дебаркадера стояло, сияя свежей белой краской, судно-церковь - "Святитель Николай Чудотворец".

   За счет добровольных пожертвований храм был оснащен всем необходимым для совершения богослужения и мог отправлять любые требы - от крестин до венчания и отпевания. Здесь находилось до 220 ценных церковных предметов, включая дорогие парчовые облачения для диакона и священника.

     В пятницу, 16 апреля 1910 г. "Святитель Николай Чудотворец" снялся с якоря на Астраханском рейде и по прошествии нескольких часов прибыл в низовья Волги. А в сентябре, 6 числа, началась служба этого необычного судна.

     Церковь обслуживала не только частновладельческие шаланды, но и прибрежные села Кордуан и Кривобузанск, Сурковка и Александрия, жители которых принимали участие в ее строительстве. Помимо русских, деятельность плавучей церкви была направлена и на христианизацию некрещеных калмыков (прикомандированный иеромонах Иринарх знал

калмыцкий язык).

   Судно выдержало не один шторм и ни разу не пострадало. Отслужив пять навигаций, плавучий храм в навигацию 1916 г. не вышел к ожидавшему ее рыболовецкому люду...

 Почему же так произошло?

Дело в том, что к осени 1915 г. все киоты, иконы, церковные книги, утварь были сняты с парохода и переданы, по некоторым сведениям, на хранение в Чуркинскую Николаевскую пустынь, но возможно, какие-то иконы, наиболее ценные, могли попасть в какой-то музей.

      В феврале 1916 г. газета "Московская копейка" писала: "прибыл в Астрахань преосвященный Филарет, он нашел, что плавучий храм ветх, и признал, что его содержание дорого. А т.к. ни по каким каноническим правилам продажа храма не разрешается, то епископ Филарет поступил так: плавучая церковь превратилась в "износившийся пароход" и, как передает "Астр. Л.", продана на слом, как продаются старые пожарные насосы и др. рухлядь".

     Намерение продать плавучий храм вызвало протесты, а сам епископ Филарет (Никольский) был 24 мая (1 июня) 1916 г. уволен на покой по жалобе игумена Чуркинского монастыря.

К концу сентября 1916 г. волнения, вызванные продажей плавучей церкви, улеглись – жизнь заставила людей решать другие проблемы, ведь в то время Россия испытывала горесть поражений на фронтах войны с Германией. В этих условиях нельзя было ожидать сбора больших средств на постройку нового плавучего храма. Февральские события, а затем Октябрьский переворот идею о новом плавучем храме окончательно похоронили.

Настали времена, когда не только не создавали новые храмы, а наоборот, старые под разными предлогами разрушали и использовали для хозяйственных нужд. Так, непонятно куда делись купола с плавучего храма. Известно только, что большевики их сняли.

Согласно рукописи краеведа П.С. Лебедева, в 1918 г. Плавучая церковь была превращена в морское спасательное судно "Нечаянный" с припиской к Бакинскому порту. Какое-то время он там успел проработать, но по Регистру судно не прошло к плаванию в море и было возвращено в Астрахань в распоряжение Рыбтреста.

    Потом оно было переоборудовано в плавучий театр (такая вот насмешка судьбы!) и предоставлено в распоряжение рыбаков, получив название "Иосиф Сталин", а позднее "Моряна".  В 60-е в нем находилось общежитие в поселке Оранжерейный.

    Правда, по другим данным судно было разобрано на металлолом 5 ноября 1924 года  в Астрахани   после возвращения из Баку. Так завершилась история уникального сооружения парохода-храма.

 

   По совсем последним данным из печати – что корпус парохода-церкви сохранился до наших дней !?


Литература.

 

Книга  Д. Фаворского «Плавучая церковь на волнах реки Волги и Каспия во имя св. Чудотворца Николая», напечатанной в 1911 г.;

в ней дается подробное описание устройства храма и деяний его священнослужителей.

 

Богданов В. С. Плавучая церковь Николая Чудотворца. Астрахань, 1996. С. 1

 

Цыбин В. М. Пароход на Волге. Саратов, 1996. С. 304

 

4. Журнал «Наваль» вып. 2

 


 О модели плавучего храма  «Святитель Николай Чудотворец».

 

   Модель выполнена в масштабе М 1:100 и построена в течении года. 

При постройке модели использованы чертежи из журнала «Наваль», выпуск№ 2  и журнала «Бумажное моделирование», выпуск № 133. А, так же литература приведенная выше.

    Корпус модели наборный из фанеры. Шпации заполнены пенопластом. Обшивка три слоя бумаги с пропиткой клеем, наложена на от шпаклеванную поверхность корпуса.

  Палуба (черновая), надстройки (за исключением кормовой) их пластика и оргстекла.  Кормовая надстройка – дерево, шпангоуты пластик, обшивка бумага в два слоя пропитанная супер-клеем.

  Леера, колеса, кринолин из медной проволоки паянные и клееные.

Дефлекторы – литьё из сплава Розе с гальваническим омеднением.

Иллюминаторы – точеные из оргстекла.

Рулевая рубка – колокольня имеет внутреннее убранство: рулевое колесо, машинный телеграф, а так же фалы для управлением колоколами.

Гостевые каюты, также имеют внутреннее убранство виде кроватей и картин.

Церковь, имеет имитацию иконостаса и церковной росписи стен, а так же хоры в виде балконов, согласно внутреннему описанию парохода-церкви.

Маковки церквей точеные из латуни, полированные и покрыты глянцевым лаком.

   Окраска: акриловые краски фирмы Тамия, лаковые покрытия глянцевым, полу-глянцевым и матовым лаком  той же фирмы.

Такелаж модели из швейных ниток различного цвета и толщины, пропитанных клеем ПВА.

   Для более наглядного восприятия модель имеет имитацию проводимого в церкви богослужения, которое имитируется световым и звуковым сопровождением.

  Световое сопровождение включает в себя смену освещенности модели в зависимости от звукового сопровождения. В начале цикла включены ходовые огни, освещена рубка-колокольня, большой световой люк и  иллюминаторы нижнего уровня (каюты и машинное отделение).  Далее, происходит выключение освещения кают и ходовых огней и включение кают кормовой надстройки, кают бортовых обвесов с камбузом, наружного освещения на палубе, а так же гостевых кают и  церкви, имеющей освещение имитирующее горение свечей.

    Звуковое сопровождение, включает в себя: звуковую имитацию подхода парохода к пристани, паузу (в это время происходит световое переключение). Далее идет колокольный звон, звучит молитва о Святителе Николае Чудотворце и далее прощальный гудок парохода.

   Питание элекро схемы от наружного источника питания, включение  и выключение от тумблера в основании футляра. Динамик то же выведен и смонтирован там же.

  Видео файл о модели можно посмотреть здесь: cloud.mail.ru/public/NGPi/ZgK2qLPWV

Сказку о постройке модели тут: 

http://modelik.ru/index.php/kunena/Korablestroenie/2836-khram-na-vode-tserkov-parokhod-svyatitel-nikolaj-chudotvorets   

  Приятного всем просмотра.


Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
96.2495.8598.54
Средняя оценка: 96.8761 (все оценки)
Популярность модели: 77.46

Комментарии

Страницы: 1 2 3
Автор удалён
с сайта
Как астраханец, горд и доволен тем что Ваша модель демонстрирует судно принадлежавшее Астраханской епархии!
Большое Вам спасибо за эту работу! Как мало осталось в людях бога и как много стало искусов. Ваша модель как божий луч в царстве тьмы!
С У В А Ж Е Н И Е М !!!
Евгений и Михаил Пилипенко (Runik12)
Ставрополь
60 лет
На сайте с 05.03.2015
Евгений и Михаил Пилипенко (Runik12)
Отличная работа! Все детство провел в Астрахани ,еще застал колесные пароходы, один из них "Спартак" по моему назывался.
С уважением, Михаил
Старпом
Челябинск
72 года
На сайте с 21.08.2015
Старпом
Спасибо, друзья!
Ваши положительные отзывы, придают силы для дальнейшего творчества.
С глубоким уважением, Старпом.
Андрей Ушаков (andri1979)
Омск
44 года
На сайте с 14.04.2014
Андрей Ушаков (andri1979)
Очень интересная работа, все понравилось, супер!
Павел Кедров (Korvet) (Korvet)
Челябинск
43 года
На сайте с 14.03.2011
Павел Кедров (Korvet) (Korvet)
Замечательная модель!
На мой взгляд все получилось просто великолепно. Как и все коллеги с Урала надеюсь посмотреть на модель вблизи на следующей выставке.
Благодарю за персональное приглашение полюбоваться Вашей моделью. Это несказанное удовольствие. Конечно найдутся замечания и иногда справедливые, и они уже озвучены. Но на мой взгляд модель удалась и радует глаз.
К своему стыду ранее ни чего не знал о подобном корабле и даже не предполагал что подобные плавучие церкви могли быть. Спасибо Вам за новые знания, историческая справка очень хороша и позновательна. Удачи в новых свершениях.
Я за галерею!
Автор удалён
с сайта
Цитата:
Отличная работа! Все детство провел в Астрахани ,еще застал колесные пароходы, один из них "Спартак" по моему назывался.
С уважением, Михаил

Спартак- был пассажирский пароход. А ещё частенько в райне пристани4.5 встречался буксир- колесник Вразовский.
Евгений Земсков (Jimmy_Russia)
40 лет
На сайте с 12.02.2018
Евгений Земсков (Jimmy_Russia)
Очень понравилась работа!
Получаешь удовольствие от просмотра!
Кирилл Шабанов (kirill4)
Санкт-Петербург
58 лет
На сайте с 28.10.2011
Кирилл Шабанов (kirill4)
Поздравляю с прекрасной моделью!
Очень необычный проект!
мелочевка хорошо получилась!
Борис Волконский (Boris2005)
Акко
77 лет
На сайте с 01.02.2012
Борис Волконский (Boris2005)
Чуть-чуть грубовато и....Да что там -ДУШЕВНО. Остальное неважно. Возможности масштаба полностью использованы и даже немного больше. Поздравления! Белый шар,или два, или три....
Старпом
Челябинск
72 года
На сайте с 21.08.2015
Старпом
Евгений, Кирилл, Борис спасибо за высокие оценки и поздравления.
Ваши отзывы по мелочевке особенно приятны, очень рад, что модель пришлась по душе.
С уважением, Старпом.
Даниил Скрипник (Dard77)
101 км
49 лет
На сайте с 29.03.2007
Даниил  Скрипник  (Dard77)
Красивая, душевная Работа, поздравляю.
Автор удалён
с сайта
Прекрасно,коллега. О замечаниях говорить не хочется.
Удачи.
Старпом
Челябинск
72 года
На сайте с 21.08.2015
Старпом
Ребята, спасибо большое.
Борис, Константин, а можно услышать все-таки ваши замечания.
Только не про кресты, которые где-то увидели кривыми и о их православии, а по существу.
Для меня, это очень важно. Спасибо. Каску надел.
С уважением, Старпом.
Автор удалён
с сайта
Я всегда оцениваю модели по впечатлению. Каску можно снять. Корабль чуть грубовато сделан,но поэтому и живой. Эти два понятия всегда рядышком. Думаю,и Борис это же имел в виду.
Удачи
Старпом
Челябинск
72 года
На сайте с 21.08.2015
Старпом
Понял, принято. Спасибо.
Автор удалён
с сайта
Старпом братишка,я дико извиняюсь,что прозевал модель тут.Мои искренние поздравления,с огромным интересом наблюдал за постройкой,знаю как трудно давалась модель,сколько усилий и души было в не вложено.
Успеха в новых работах
Павел Кедров (Korvet) (Korvet)
Челябинск
43 года
На сайте с 14.03.2011
Павел Кедров (Korvet) (Korvet)
Уважаемый Старпом поздравляю Вас с заслуженной победой (первое место) на очередной выставке в Челябинске.
Просмотр Вашей модели в живую оставил большое удовольствие, возможность посмотреть модель с подсветкой и послушать звон колоколов это было замечательно.
Модель действительно замечательная. Даже мои родственники и друзья пришедшие на выставку, из всего многообразия представленных моделей отметили именно Вашу как наиболее впечатляющую и запомнившуюся. Ну и особенно отметили богатство информационного материала по истории корабля.
Еще раз поздравляю. И ждем новых работ.
С уважением, Павел Кедров
Прикрепленные файлы:
Старпом
Челябинск
72 года
На сайте с 21.08.2015
Старпом
Павел, большое спасибо за теплые и душевные слова.
Очень рад, что модель произвела такое впечатление, рад полученным Вами и Вашими друзьями удовольствия.
Всего Вам доброго.
С уважением, Старпом.
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
70 лет
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
И от меня примите самые искренние поздравления!!!!!

С Уважением, Алексей.
Старпом
Челябинск
72 года
На сайте с 21.08.2015
Старпом
Спасибо, большое Алексей!
С уважением, Старпом.
Страницы: 1 2 3
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий



«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат