Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Конвой PQ-18 — арктический конвой времён Второй мировой войны. PQ-18 был отправлен в СССР 2 сентября 1942 года со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников.
17 сентября караван встретили корабли Военно-Морского Флота СССР и взяли его под охрану. Американский историк С. Морисон в книге «Битва за Атлантику» писал по этому поводу: «Несмотря на уход авианосца и других средств ПВО, действия германских самолетов не были такими дерзкими, как прежде. А русские эскадренные миноносцы («Гремящий», «Сокрушительный», «Куйбышев», «Урицкий» и «Карл Либкнехт»), присоединившиеся к конвою 17 и 18 сентября, еще более отбили у них охоту к атаке» 19. К этому следует добавить, что с 9 сентября советские авиационные части приступили к нанесению ударов по вражеским аэродромам.
Бывший командир отделения рулевых эсминца «Гремящий» В. И. Варшеев вспоминает, что уже следуя под охраной советского эскорта, караван не раз подвергался массированным атакам самолетов и подводных лодок противника.
На подходе к горлу Белого моря караван транспортов выстроился в кильватерную колонну. На траверзе мыса Канин Нос 18 сентября конвой атаковали подводные лодки, но их отогнали корабли охранения. Сильным огнем боевых кораблей и транспортов были встречены торпедоносцы и бомбардировщики противника. Многие из них повернули обратно. И все же атаки следовали одна за другой. Бой длился 2,5 часа. Во время одной из атак гибель парохода «Петровский» казалась неизбежной. Один из прорвавшихся сквозь заградительный огонь бомбардировщиков пикировал с небольшой высоты. Капитан Ф. В. Власов сумел уклониться, бомбы взорвались по корме, засыпав палубу судна осколками. Несколько минут спустя пароход атаковали четыре торпедоносца, но дружным огнем «Петровский» и соседнее судно заставили их сбиться с курса. Без потерь в этом бою не обошлось, погибло американское судно «Кентукки» .
19 сентября суда каравана прибыли на бар Северной Двины и бросили якоря у острова Мудьюг, но и здесь испытания не кончились. Ветер посвежел до 9 баллов, из-за невозможности принять лоцманов заходить в порт было нельзя. 20 сентября, когда ветер стал стихать, суда подверглись последней атаке вражеских бомбардировщиков. Поднявшиеся в воздух советские истребители сбили два из них21. Противник не оставил попыток уничтожить суда каравана и после того, как они зашли в порт. Нескольким самолетам удалось прорваться к городу, когда «Петровский» стоял уже в Архангельске у Мосеева острова. Враг начал бомбить жилые кварталы. Моряки-архангелогородцы с тревогой смотрели на горящий город. Там семьи, а помочь им нет возможности.
Мужественно держались в боях и экипажи других советских судов конвоя PQ-18. Особо следует рассказать о капитане парохода «Тбилиси» В. В. Неживом. Он вышел в рейс из Америки в Мурманск вторым штурманом, а пришел капитаном. Во время перехода судно попало в жестокий шторм. Пять спасательных шлюпок из шести были разбиты, трапы поломаны, палубный груз начал двигаться. Крепившие его матросы во главе со старшим штурманом Медвецким с трудом удерживались на ногах. Медвецкого сильно ударило волной, и его унесли в лазарет. Место старпома занял второй штурман Неживой. И когда во время атаки вражеских самолетов был тяжело ранен капитан Д. И. Сорока, В. В. Неживой взял командование судном на себя и благополучно привел его в порт, уклонившись от 6 торпед и отбив все атаки противника.
О стойкости моряков торгового флота говорит и такой эпизод. 5 июля 1942 г. на переходе из Архангельска в Исландию подорвался на мине пароход «Родина». Был сильный шторм. Одну из спущенных на воду шлюпок перекинуло через судно, две другие опрокинуло. Оставшиеся в живых моряки 35 минут держались в ледяной воде, ухватившись за обломки, пока не подошел английский тральщик. Он доставил спасенных в Рейкьявик. Из Исландии моряки возвращались в Архангельск на пароходе «Сталинград», следовавшем в конвое PQ-18. Как уже упоминалось, и это судно было торпедировано, людей спас пароход «Сухона», который тоже погиб. Членов экипажа «Родины» удалось спасти и на тот раз. После прибытия в Архангельск они вскоре вновь вышли в море.
Несмотря на то, что противнику удалось потопить 13 транспортов из состава конвоя PQ-18 (в том числе «Сталинград» и «Сухона»), английское командование оценило проводку этого конвоя как успешную. 27 транспортов доставило в Архангельск 150 тыс. тонн нужных фронту грузов, столько же, сколько было доставлено за всю военную навигацию 1941 г.
При отражении воздушных атак экипажи кораблей британского эскорта и транспортов уничтожили более 40 самолетов противника. По два самолета сбили «Комилес», «Петровский» и «Тбилиси». По 1 – 2 самолета были на счету эсминцев Северного флота. Около 20 немецких самолетов советская авиация уничтожила на аэродромах Норвегии. Успешно боролись с подводными лодками английские эскадренные миноносцы и самолеты с авианосца. Они потопили четыре немецких подводных лодки25. Тем не менее со ссылкой на потери в конвое PQ-18 и гибели трех судов в конвое QР-14 отправка конвоев до конца года вновь была прекращена.
Конвой PQ-18 стал последним под литером PQ. Затем, вплоть до конца войны, конвои из Англии на Север России стали именоваться «JW», а в обратном направлении (после конвоя QР-15) «RA». На их долю выпала хотя и не безоблачная, но все же более легкая, чем у конвоев PQ, боевая судьба. Гитлеровская Германия уже не смогла использовать против северного судоходства такую, как прежде, массу авиации.
Стройка очень подробно освещалась тут: https://karopka.ru/forum/forum190/topic25280/ Хочу поблагодарить всех друзей за помощь в постройке, а также тех, кто проявил интерес..Приятного просмотра!
Вах! Это что-то! Не видел ничего подобного в своей жизни... Три ипостаси одновременно: на воде, под водой, над водой!!! Молодец, Антон, планку работ для коллег-моделистов ты поднял. И сильно! Трудно сейчас сравняться с тобой будет.
Успехов и в будущем!
Музейная работа!!!
Слов нет одни эмоции!
Это знаете как? Спел певец песню или сыграл музыкант
композицию, а в зале - тишина! А потом взрыв оваций.
Так и тут сначала осознаешь а потом понимаешь.
С ДУШОЙ сделано.
Антон,привет!
Поздравляю с завершением грандиозного проекта!
С интересом наблюдал стройку. Не перестаю удивляться насколько хорошо передана динамика происходящего и уровнем исполнения.
Удачи в дальнейших проектах!
Антон!!! Мои Поздравления. Работа достойная не только Нашей Галереи, но и многих и многих Музейных Галерей! Спасибо за такую
РАБОТУ!
С Уважением, Иван.
Комментарии
45 лет
На сайте с 14.04.2014
54 года
На сайте с 02.04.2015
65 лет
На сайте с 09.08.2010
Успехов и в будущем!
46 лет
На сайте с 04.11.2013
Челюсть выпала.
Интересное описание!
Браво!
67 лет
На сайте с 30.10.2011
54 года
На сайте с 02.04.2015
Цитата:
Какие размеры диорамы? ОТ меня 5+ !
Размер не такой большой... - 30 на 80 см
43 года
На сайте с 25.06.2008
На сайте с 21.09.2011
Наблюдал с интересом стройку, все отлично получалось. Принимай поздравления!!!
С Уважением, Михаил!
32 года
На сайте с 31.03.2015
Отличная композиция, Антон. Прими мои поздравления, титанический труд!
с сайта
Великолепная диорама!!!
51 год
На сайте с 05.11.2012
62 года
На сайте с 13.12.2012
45 лет
На сайте с 10.09.2012
Возраст неизвестен
На сайте с 02.12.2013
Ей место в музее Краснознаменного Северного флота, как минимум!
На сайте с 20.10.2019
Слов нет одни эмоции!
Это знаете как? Спел певец песню или сыграл музыкант
композицию, а в зале - тишина! А потом взрыв оваций.
Так и тут сначала осознаешь а потом понимаешь.
С ДУШОЙ сделано.
54 года
На сайте с 02.04.2015
На сайте с 12.02.2018
Эта работа достойна лучших технических музеев мира!
28 лет
На сайте с 22.03.2014
Поздравляю с завершением грандиозного проекта!
С интересом наблюдал стройку. Не перестаю удивляться насколько хорошо передана динамика происходящего и уровнем исполнения.
Удачи в дальнейших проектах!
На сайте с 30.12.2013
57 лет
На сайте с 18.09.2018
РАБОТУ!
С Уважением, Иван.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий