Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Идея построить такой парусник появилась еще в детстве. Громада парусов и красота этих судов просто завораживала.
Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса. Дословно — стригун, т. е. судно, «подстригающее » своим легким корпусом верхушки волн.
Что же это были за корабли, что за люди, которые без помощи машин, используя лишь ветер и погоду, добивались таких неслыханных результатов?
Для клиперов характерны были стройные корпуса, похожие на гигантских рыб. Устранено было все, что хоть в какой-то мере могло препятствовать уменьшению сопротивления воде и воздуху. Палубные надстройки сокращены до минимума. Судостроители сотворили истинное чудо, добившись легкости корпуса при одновременном увеличении прочности. Штевень резал волны, как острый нож. И это было ново: ведь даже у фрегатов носовая часть была сравнительно широкая, и они подминали воду под себя, вместо того, чтобы ее резать. Благодаря V-образной форме шпангоутов, острыми были и кормовые обводы, что препятствовало образованию завихрений.
«Длина бежит!» Следуя этому принципу, клиперы строили с таким расчетом, чтобы длина их почти в шесть раз превосходила ширину. Впервые к судостроению были применены законы гидродинамики. Легкость конструкции достигалась не в ущерб прочности, а путем применения отборной древесины и железных шпангоутов.
Деревянная обшивка обивалась сверху медной жестью. Медная обивка подводной части судна, оказавшаяся весьма эффективной, впервые была введена в Англии. Она хорошо и на долгое время предохраняла корпус судна от обрастания ракушками и водорослями, а также от проедания древоточцами. Это позволяло на одну треть повышать путевую скорость и избавляло от необходимости частого килевания. Нельзя было только приладить по соседству какую-либо железную деталь: в сочетании с медью и соленой морской водой образовывался своего рода гальванический элемент, в результате действия которого медные листы быстро разрушались.
Появившиеся позже стальные четырехмачтовые барки уступали обитым медью деревянным судам, так как при скольжении в воде барки не обладали присущей клиперам эластичностью, в которой и заключалась тайна быстрых парусников. Ведь именно высокая эластичность была причиной удивительнейших морских качеств судов викингов и полинезийцев. Кроме того, клиперы имели настолько высокоразвитый такелаж, что у соленых мореходов прежних лет от одного лишь зрелища семиярусных полотняных облачных шатров, возвышающихся над палубой, трубки падали изо рта. Этакое диво дивное просто не укладывалось в их сознании!
Для того чтобы можно было возводить все новые и новые этажи парусов, мачты клиперов делали необычайно высокими. У непривычного человека один лишь взгляд с палубы на верхушку мачты вызывал головокружение. Попытаться же взглянуть в обратном направлении охотников, как правило, не находилось.
Для улучшения маневренных способностей судов на них выше марселей ставились еще брамсели. Над ними величественно возвышались бом-брамсели, так называемые у английских моряков «королевскими» парусами, а еще выше, белели трюмсели — «небесные» паруса.
Всего же мачты могли нести по шести-семи больших прямоугольных парусов.
Именно эти парусники стали символом Чайных гонок — соревнования в скорости на дистанцию длиной в целый мир, — начавшиеся в 1866 г. в Фучжоу на берегу Тайваньского пролива, были одним из самых сенсационных кругосветных плаваний XIX века.
Всем, кому интересна более детальное описание и история этих замечательных парусников очень рекомендую книгу Джорджа Кэмпбелла «Чайные клипера». Ее легко найти в сети.
«Катти Сарк»
Технические данные
Водоизмещение: 2133,779 тонн при осадке 6,1 м
Длина полная: 85,4 м
Длина корпуса: 64,8 м
Ширина: 11 м
Осадка: 6,7 м
Высота грот-мачты от главной палубы до топа: 46,3 м
Общая площадь парусов: 2980 м²
Клипер был спроектирован Геркулесом Линтоном, построен и спущен на реку 23 ноября 1869 года в шотландском городе Дамбартон компанией Scott & Linton по заказу капитана Джона «Джока» Уиллиса имевшего прозвище «Белый цилиндр». Капитану требовался самый быстрый корабль в мире для перевозки чая из Китая.
Конструктивно это был композитный корабль: железный набор, покрытый деревянной обшивкой. Обшивка выше ватерлинии — из тика, ниже ватерлинии — из особой породы вяза — ильма Томаса.
В переводе с шотландского «Cutty Sark» — «Короткая рубашка». Происхождение названия неясно. По одним сообщениям, Джон Уиллис назвал клипер по картине, изображающей летящую молодую ведьму в короткой ночной рубашке. По другой версии, капитан собирался назвать клипер «Морская ведьма» (англ. «Sea Witch»), но оказалось, что под этим именем уже зарегистрирован другой корабль. И тогда он выбрал название скотс Cutty-Sark — прозвище молодой и привлекательной ведьмы, героини поэмы Роберта Бёрнса «Тэм О’Шентер». По сюжету, ведьма гонится за Томом и в последний момент хватает его кобылу за хвост. Носовая фигура клипера изображает ведьму в короткой рубашке, вытянувшую руку вперед, с зажатым в ней пучком конского волоса.
Клипер использовался для доставки чая из Китая, в то время представлявшей собой беспощадную конкурентную гонку вокруг Африки из Китая в Лондон. Призом в этой гонке была существенная разница в прибыли, получаемая тем, кто привозил первый чай нового урожая. В этой гонке «Катти Сарк» не выделялась ничем особенным. Известность ей принесло состязание на скорость с клипером «Фермопилы» в 1872 году. Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» в буре потеряла руль и капитан Моуди удерживал клипер по ветру во время бури с помощью плавучего якоря, пока на борту мастерили запасной руль. Работа длилась восемь суток, поскольку яростный шторм не прекращался. Судовой плотник собрал брусья, скрепил их скобами, которые сам выковал. Кузницу разбили на палубе, по которой гуляли волны. Один раз опрокинулся горн, и сын капитана, который раздувал мехи, едва успел отскочить в сторону, увертываясь от раскалённых углей. На следующий день кузнецу чуть не снесло голову раскалённым железным брусом. Имя этого человека — Генри Гендерсон — осталось в анналах британского мореплавания. В результате этого Катти Сарк прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил» — 18 октября, затратив на путешествие 122 дня. Тем не менее, клипер навсегда вошёл в историю благодаря тому, что после аварии капитан не сдался, а принял решение продолжить гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море (вместо того чтобы сойти с дистанции на ремонт в порт), и при этом отстал всего на одну неделю.
Сколько бы ни горевали романтики и ветераны парусного флота, экономика взяла свое. В итоге клиперы были вытеснены пароходами, которые хотя и были по тем временам медленнее, но обеспечивали стабильные поставки чая через открывшийся Суэцкий канал. После этого «Катти Сарк» отлично зарекомендовала себя на перевозках шерсти из Австралии, добираясь до Англии за 77 дней. Утверждается, что её лучший суточный пробег составил 363 мили, что может считаться рекордом для судов такого размера.
В 1895 капитан Уиллис продал судно португальской компании «Феррейра». После этого судно ещё несколько раз перепродавали, переоборудовали (в процессе чего корабль получил парусное вооружение баркентины, более простое в эксплуатации, чем изначальное корабельное), пока в 1922 году «Катти Сарк» не была куплена капитаном Уилфредом Доуменом, который восстановил исходный вид и оснастку и начал использовать клипер в качестве стационарного учебного судна.
Вопреки суевериям, «Катти Сарк» ожидала самая счастливая судьба из всех чайных клиперов. Он не пропал в море, не был разобран, а поставлен в 1954 году на вечную стоянку в сухой док Гринвича.
В честь клипера назван сорт виски с изображением судна на этикетке. Производитель его компания Berry Brothers and Rudd является спонсором парусной регаты, носящей имя «Катти Сарк».
Ранним утром 21 мая 2007 года на «Катти Сарк» возник пожар. Огонь быстро охватил всё судно, уничтожив около 80 % всей деревянной обшивки и палубных перекрытий.
Реставрация заняла почти пять лет и потребовала 50 млн фунтов расходов, повторное открытие судна для посетителей состоялось 25 апреля 2012 года.
Теперь о работе.
Это моя вторая модель и первая парусная. Постройка заняла почти 2 года, хотя реально можно было бы справиться намного раньше…
Обзор набора можно посмотреть здесь: http://karopka.ru/community/user/19712/?MODEL=404983
Изначально хотел просто собрать более-менее приемлемую парусную модель и ознакомиться с теорией. Уже в процессе работы «вошел во вкус» и появился определенный азарт сделать максимально подробно и «по-взрослому». Насколько это получилось, - судить Вам , друзья…
Для желающих построить модель с большей детализацией, более зрелищную и масштабную, хочу порекомендовать вот этот набор (жаль, что сам я его заметил слишком поздно): http://karopka.ru/community/user/17278/?MODEL=414685
или вообще вот этот, - он еще крупнее.. http://www.radekshipmodels.cz/en/seznam-modelu-plachetnic-en/modely-v-meritku-do-1_100/cutty-sark_-en
Поскольку она получилась очень длинной, то скажу пару слов
Основную информацию черпал из книги вышеупомянутого Кэмбелла, а также из его же чертежей по этому паруснику. Все остальное «с миру по нитке» из разных источников. Часть информации любезно предоставили коллеги, за что им огромное человеческое спасибоJ
Набор подвергся «жесточайшей»J конверсии, часть палубных элементов была здОрово доработана, а часть изготовлена « с нуля». Рангоут, канаты, паруса – самодел.
На модель установлено около 500 блоков, из которых самые мелкие (порядка 300 шт.) тоже изготовлены самостоятельно из пластиковой карточки. Размеры блоков от 3,5мм (блоки кат-балки) до 1 мм (фал на гафеле).
Тросы свиты тросомотом из различной синтетики и часть из них дополнительно окрашена. Всего 8 диаметров канатов.
Рангоут изготовлен из подручного материала (детские кисточки, зубочистки, шпажки, шпажки для шашлыка).
Использована листовая латунь разной толщины, пищевая жесть, иглы швейные и шпильки разных диаметров. Использованы также «дошипластик», картон, проволока (самая разная), на паруса - парашютный шелк.
Кроме части блоков, были приобретены юферсы 2,5 мм (верхние пришлось немного сточить) и цепочка 16 звеньев на см. Палуба деревянная, покупалась специально – афтемаркет к этому набору.
Клеи: ЦА затекающий, ЦА-гель, ПВА разных марок.
Краски: модельные «Хобби-Колор» (в том числе металлики), а также художественный акрил. Тонировки - масляные краски на уайт-спирите. Дерево тонировалось спиртовой морилкой или просто красилось акрилом.
Окраска: кисть, аэрограф.
Часть элементов - стойки для подставки, рында, нактоуз, бортовые огни выточены из латуни.
Вот вкратце и все. Напоследок хочу сказать, что работа доставила массу удовольствия, в процессе получил базовые знания о парусниках и особенно о такелаже, а также приобрел некоторый опыт.
Хочу поблагодарить всех, кто проявлял интерес к моей работе, поддерживал и помогал во время строительства. Особенно: Кирилла Шабанова, Юрия Сорокина, Сергея Петрова, Сергея Жудина, Дмитрия из Тулы, Андрея Ушакова, Евгения, Геннадия Еретнова, Сергея Верзилина, Анатолия Арестова, Игоря Шейнина, Алексея Рогозина, Владимира, Михалыча, Константина Кравченко.
Приятного просмотра.
Буду рад вашим отзывам, мнениям и конструктивной критике
С уважением к сообществу.
Антон
ни разу не корабел, но пройти мимо такой красоты не смог! Даже, в кои веки, зачитался вашей сказкой про стройку.
Мне кажется, у каждого моделиста, не зависимо от его пристрастий, есть тайная мечта собрать модель прекрасного парусника. Не каждый, правда, её реализует. Вам это удалось блестяще!
Антон, один только придеризм), как мне кажется, зажигалку с заглавного фото убрать бы... , нельзя с таким красавцем зажигалки всякие ставить. Может в конце только фотосессии ?) Такое вот пожелание.
Цитата: Антон, еще раз мои поздравления по поводу завершения величайшего проекта!!! Фантастически интересная и потрясающая сказка! Ты - Мастер, браво!
Спасибо, Андрей. Приятно слышать, что работа нравится коллегам...
Цитата: Потрясающая, великолепная модель !
Антон, один только придеризм), как мне кажется, зажигалку с заглавного фото убрать бы... , нельзя с таким красавцем зажигалки всякие ставить. Может в конце только фотосессии ?) Такое вот пожелание.
Спасибо, Александр. Пожелание исполнено... В дальнейшем хочу сделать коллаж на заглавную картинку. Добавил также несколько фоток с режима съемки "супермакро"
Вот только не понял как менять последовательность фоток модели.... Новые фото автоматически добавляются в конец. И чтобы новое фото сделать заглавным нужно все удалять и загрузить по-новому?
Все фотографии нельзя удалять ни в коем случае!!!!!
Определяете, какая фотография должна быть первой, перед ней удаляете все, а потом, после первой догружаете все остальные в том порядке, в каком Вы это видите.
Цитата: Все фотографии нельзя удалять ни в коем случае!!!!!
Определяете, какая фотография должна быть первой, перед ней удаляете все, а потом, после первой догружаете все остальные в том порядке, в каком Вы это видите.
Не совсем понял оценки, выставленные Дмитрием Тарабаном. Уважаемый Дмитрий, можете пояснить?
Дело не в оценках и рейтингах, просто возможно есть недочеты и замечания, а Вы не озвучили...
Комментарии
54 года
На сайте с 02.04.2015
На сайте с 02.12.2011
47 лет
На сайте с 05.04.2015
54 года
На сайте с 02.04.2015
48 лет
На сайте с 16.11.2015
ни разу не корабел, но пройти мимо такой красоты не смог! Даже, в кои веки, зачитался вашей сказкой про стройку.
Мне кажется, у каждого моделиста, не зависимо от его пристрастий, есть тайная мечта собрать модель прекрасного парусника. Не каждый, правда, её реализует. Вам это удалось блестяще!
Недостижимый результат!
71 год
На сайте с 26.10.2009
Я ЗАПРЕЩАЮ ВАМ СТАВИТЬ ОЦЕНКИ СО СМАРТФОНА!!!!!!!!
Тысячу раз об этом говорилось!
Неужели нельзя это запомнить??????
Ещё у кого увижу такое - буду банить к чёртовой матери!!!
61 год
На сайте с 05.03.2015
41 год
На сайте с 22.06.2015
с сайта
57 лет
На сайте с 21.10.2011
45 лет
На сайте с 14.04.2014
Возраст неизвестен
На сайте с 19.02.2012
Антон, один только придеризм), как мне кажется, зажигалку с заглавного фото убрать бы... , нельзя с таким красавцем зажигалки всякие ставить. Может в конце только фотосессии ?) Такое вот пожелание.
54 года
На сайте с 02.04.2015
Даже, в кои веки, зачитался вашей сказкой про стройку.
Спасибо Сергей за отзыв и мужество, проявленное при прочтении моего "многотомника":):)
54 года
На сайте с 02.04.2015
54 года
На сайте с 02.04.2015
Антон, еще раз мои поздравления по поводу завершения величайшего проекта!!! Фантастически интересная и потрясающая сказка! Ты - Мастер, браво!
Спасибо, Андрей. Приятно слышать, что работа нравится коллегам...
54 года
На сайте с 02.04.2015
Потрясающая, великолепная модель !
Антон, один только придеризм), как мне кажется, зажигалку с заглавного фото убрать бы... , нельзя с таким красавцем зажигалки всякие ставить. Может в конце только фотосессии ?) Такое вот пожелание.
Спасибо, Александр. Пожелание исполнено... В дальнейшем хочу сделать коллаж на заглавную картинку. Добавил также несколько фоток с режима съемки "супермакро"
Вот только не понял как менять последовательность фоток модели.... Новые фото автоматически добавляются в конец. И чтобы новое фото сделать заглавным нужно все удалять и загрузить по-новому?
71 год
На сайте с 26.10.2009
Определяете, какая фотография должна быть первой, перед ней удаляете все, а потом, после первой догружаете все остальные в том порядке, в каком Вы это видите.
С Уважением, Алексей.
54 года
На сайте с 02.04.2015
Все фотографии нельзя удалять ни в коем случае!!!!!
Определяете, какая фотография должна быть первой, перед ней удаляете все, а потом, после первой догружаете все остальные в том порядке, в каком Вы это видите.
С Уважением, Алексей.
Понял, Алексей. Спасибо
54 года
На сайте с 02.04.2015
Дело не в оценках и рейтингах, просто возможно есть недочеты и замечания, а Вы не озвучили...
На сайте с 04.02.2014
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий