Регистрация Вход · Почистить куки

Обзор Звезда 1/48 штурмовик Су-25

Производитель:
Звезда
Дата размещения:
18 марта 2022 года, 11:02
Раздел галереи:
Обзоры моделей
Тип обзора:
Модели
Тип модели:
Авиация
Масштаб модели:
1:48
Наконец то вышла долгожданная модель столь известного самолета в одном из самых сложных и токсичных масштабах – 1/48. Настал момент истины и открыть коробку с моделью Су-25.
 

Чтобы сократить вам время на изучение данного обзора, сразу скажу, что модель была спроектирована на основании данных 3Д-сканирования реального самолета в музее. Поэтому если вы ждете, что тут в обзоре я буду вкладывать модель в чертежи, то можете нажать крестик в правом верхнем углу экрана. Выпускать статью-обзор чертежей в литературе за прошедшие 35 лет на основании новой модели Звезды я не буду. Это пустая трата времени.
Также я не буду вкладывать модель в фотообзоры, так как самолеты постоянно изменялись в сериях, вносились изменения на АРЗ и так далее. И к тому моменту, когда они оказывались в музеях, они уже сильно отличались по мелочевке от того вида, в котором они покинули завод.

Первая и до настоящего момента самая популярная модель Су-25 в масштабе 1/48 появилась 35 лет назад в Чехословакии от OEZ. С тех пор эта модель много раз переиздавалась под брендами Aero Team, Kopro, KP Models, Eduard, Smer, Kitbazar, MisterCraft, Kovozavody Prostejov в различных модификациях Су-25К, Су-25УБ, Су-25УБК, Су-25УТГ, Су-25СМ.
В 1990 году вышла модель от Monogram, которая паковалась еще в коробках Revell. Были еще 2 редких модели – Су-39 от Galaxy и вакушка Су-25 от Karo-As, выпущенная еще в годы существования ФРГ.
В 2020 и 2021 году должны были выйти китайские модели Су-25К и Су-25УБ от Kitty Hawk. Но коронокризис и его последствия поставил крест на этих моделях и самой фирме.
Поэтому единственной альтернативой старой чехословацкой модели от OEZ стала новинка от Звезды

Инструкция

Стандартная для Звезды, добавить особо нечего. Схема предлагает 2 варианта сборки – в полетной и в стояночной конфигурации с открытым фонарем, стремянкой, откинутой лесенкой, выпущенными тормозными щитками. Дана подробная схема нанесения технички. Схемы окраски 6 вариантов самолетов из декали даны цветной полиграфией. Проверку инструкции по цветам и деталям я не делал, так как это можно сделать только во время сборки.

Декаль

Декаль напечатана Бегемотом и содержит 6 вариантов окраски. Для модели Звезды содержит довольно большое число технички.
1. Су-25 №50 ВВС СССР из состава 378 ошап 40 армии, аэродром Шинданд, Афганистан, 1988 г.
2. Су-25 №26 ВВС СССР из состава 378 ошап 40 армии, аэродром Баграм, Афганистан, 1987 г.

3. Су-25 №10 ВВС Российской Федерации из состава 461 шап 1 гвардейской штурмовой дивизии 4 армии ВВС и ПВО, аэродром Моздок, 2000 г.
4. Су-25 №32 ВВС Российской Федерации из состава 670 авиационной группы 5 армии ВВС и ПВО, аэродром Душанбе, 2004 г.
5. Су-25К №1004 из состава 30 штурмового воздушного полка Чехословакии, авиабаза Пардубице, 1989 г.
6. Су-25К №246 заводской № 25508110046 из состава штурмовой авиационной базы Безмер, Болгария, 2020 г.

Фотографий первых 3 вариантов у меня не было, поэтому я не мог проверить достоверность. По имеющейся информации у варианта №2 пасть волка должна быть красной, а не черной. У вариантов №3 и №4 немного отличается шрифт бортовых номеров. Фотки варианта №4 у меня были на более ранний период, поэтому триколора, эмблемы и крови в пасти еще не было. Но есть 2 несоответствия по границе пятен камуфляжа между фоткой и схемой – справа на киле и на левом воздухозаборнике. Также пасть и бортовой номер лучше позиционировать на модели по фото, так как в инструкции между ними слишком большой промежуток.


У чехословацкого варианта есть небольшие отклонения по расположению нижней границы камуфляжных пятен на бортах и бортовой номер расположен немного иначе, чем нарисовано в инструкции. Также почему-то в декали не оказалось эмблемы, которая была на воздухозаборнике.
Больше всего мелких недочетов в болгарском варианте окраски. Там есть мелкие различия в форме пиксельных пятен, поэтому маски для этого камуфляжа лучше делать по фоткам прототипа, благо их очень много.
Печать декали довольно хорошая. Техничка читабельна. Единственный недостаток – границы красного цвета в номере для болгарского варианта немного расплываются на белом номере. И боковая граница российского триколора немного неровная, но это лечится ножницами при вырезании элемента.

Но есть один ключевой нюанс, который необходимо учесть, если вы хотите собрать экспортный вариант. На экспортных самолетах тепловые ловушки не стояли на верхних частях мотогондол, в итоге посадочные места для этих деталей придется заделывать куском пластика или шпаклевать. Также необходимо будет заменить пару антенн. Также болгарский самолет успел пройти модернизацию и получил цифровые панели на приборке. Поэтому декаль к нему не подойдет. Тут или печатать новую приборку на стороне или ждать пока кто-то сделает цифровую приборку на Су-25. Да и маски на этот камуфляж не помешали бы.

В общем, делайте отечественные варианты и не ищите геморрой на стороне.

Прототип модели

Стоит сразу до начала обзора расставить точки над i. Пока вы еще не увидели литники и деталировку. Общая геометрия планера была взята методом сканирования одного первых серийных самолетов Су-25 в Монино, а если быть точным, то самолета Т8-11 - самолета из 1-й серии. Сейчас вы могли бы гневно возгласить: «Да как же так! Кто вообще додумался сканировать прототипы или ранние серийные борта???». Но общая геометрия фюзеляжа, мотогондол и крыла со времен первых серийных самолетов особо то и не менялась (за исключением тормозных щитков большей площади и антибликовых щитков посадочных фар, которые на нет отрабатывались в ходе испытательной жизни самолета). Менялась только мелкая деталировка. А вот с этим надо быть внимательнее. Так как деталировка модели соответствует самолетам с конца 9-й серии по начало 10-й серии, ориентировочно 200-е номера самолетов. А если изменить некоторую мелочевку и перенести воздухозаборники охлаждения генераторов двигателей, то можно получить самолеты вплоть до конца 400-х номеров. Часть деталей на литниках дается с прицелом под выход в будущем модели Су-25СМ. Это я к тому, что не надо нестись впереди собственного визга и сравнивать модель с валками различных музейных бортов, к примеру из Центрального Музея Вооруженных Сил или самолета с Поклонки.


Литники и литье

Всего в наборе 15 литников и подставка. Всего 361 деталь, 7 из которых прозрачные. Часть из деталей не используется. Из 15 литников – 8 приходится на стандартные литники с вооружением, которые мы уже видели по модели Як-130.
Качество литья хорошее. Массово присутствует как внешняя, так и внутренняя клепка, имитация ДЗУСов, «рояльных петель» люков. Кое где есть усадки пластика. Это бросается в глаза на верхних половинках консолей крыла вдоль задней кромки и на штанах пилота в самом интересном месте. В паре мест был мелкий облой.
В плане расшивки тут все очень забавно. Внутренняя расшивка аккуратная, правда в одном месте в районе носовой ниши шасси забыли линию дорезать до конца, а линии на спине фюзеляжа получились избыточно глубокими. Внешняя клепка в большинстве своем получилась очень клевой. Шаг и количество заклепок более менее совпадает с прототипом, если смотреть фотообзоры. Но в двух местах с клепкой есть реальные проблемы. Первое место – верхняя часть фюзеляжа в районе киля, где клепка сходит на нет. А второе место – хвостовые части мотогондол, отлитые в одну деталь. Из-за того, что их отлили в 1 деталь, а не в 2 или 3 детали – клепка на них получилась чечевичной формы и местами пропадает. Я думаю, это одно из тех мест модели, с которых придется удалить всю клепку и нанести ее потом рельефной декалью.
В целом поверхность модели получилась фактурной, которая хорошо будет смотреться после везеринга.

 

Сразу оговорюсь, на пыль и шерсть на деталях не обращаем внимание. Пока литники лежали на столе и писался обзор, мой кот их облюбовал. В вашу модель эти "допы" уже не будут включены.

Фюзеляж

Фюзеляж модели поделен на 3 больших детали – правый, левый борт и низ. Также присутствует несколько кусков фюзеляжа, сделанных отдельными деталями – верх/низ хвоста, панель под воздухозаборником на киле, 2 панели с вырезом под пушечный отсек, 2 варианта носовой части. Швов будет много, поэтому собирать надо предельно аккуратно.

Крыло

Консоли крыла выполнены из 2 половинок. По задней кромки верхних половинок консолей крыла идут небольшие усадки пластика. Задняя кромка отлита зацело с верхней половиной консоли. Шов стыка половинок крыла идет по нижней плоскости крыла вдоль задней кромке, где нет внешней клепки. На нижней плоскости левой консоли крыла есть некоторые следы между пилонами, которые придется убрать.
Да, увы не сделали механизацию крыла. Но, я думаю будет решение от производителей смоляного афтемаркета.
При этом в наборе сделаны тормозные щитки, которые можно сделать как в закрытом состоянии, так и в открытом. Тормозные щитки могли выпускаться независимо от закрылков, как в полете, так и на стоянке

Мотогондолы

Мотогондолы собираются из 5-х деталей. А вот хвостовая часть мотогондол отлитая в одну деталь получилась не очень. Клепка там вышла неоднородной, не круглой, а чечевичной формы. Также поверхность там шероховатая, что потребует дополнительной обработки. Клепку на этих деталях придется восстанавливать. Тут на помощь придут декальные клепки, как для Ми-24. Возможно стоило эти узлы отливать не одной деталью, а разделить на 2-3 детали и стыковать их по линиям расшивки капотов.
В модели сделаны каналы воздухозаборников. Даются 2 варианта сопел, правда в модели используется вариант без трубки охлаждения.

Шасси

Стойки шасси, створки ниш сделаны хорошо. Носовая ниша практически не имеет деталировки, но ее и не видно через мелкое отверстие.
Ниши основных стоек шасси деталированы неплохо. Разве что потолок ниши пустоват. Колеса основных стоек шасси собираются из 4-х деталей. В целом, нет желания усложнять себе жизнь и менять деталировку на смолу.

Кабина

Ванна кабины и панели сделаны без имитации рельефа и деталировки. Этому есть простое объяснение. В комплекте идет декаль, а все желающие супердеталировки могут поставить туда клевую деталировку от Quinta Studio. На дворе XXI век и нет смысла давать сложную деталировку в пластике, если ее все равно будут срезать ради установки продукта от Quinta. А кому это не нужно – нанесут декали и посадят вполне хорошую фигурку пилота. Катапультное кресло собирается из 9 деталей.

Фонарь

Фонарь кабины отлит из традиционного для Звезды пластичного пластика. Остекление тонкое, искажений почти нет. На фонаре есть ручки для открытого и закрытого положения.

Подвесное вооружение

Вооружение дается на литниках, которые достались в наследство от Як-130. Там есть блоки НАР Б-8М и Б-13Л, разовые бомбовые кассеты РБК-250, бомбы ФАБ-500 и НАР С-25. Также на литниках самой модели Су-25 есть пара ПТБ-800 и ракеты Р-60. Дульный тормоз пушки собирается из 2 деталей. Так что все норм. 

Антенны и мелочевка

К модели в комплекте идут стремянка и откидная лесенка. Мелкие антенны можно будет заменить на травление.

Афтемаркет

Уже есть кабина от Quinta Studio под эту модель. Она прекрасно подойдет для модели, где ничего не придется пилить для установки этого набора.
Также есть травление от Микродизайна.
Будет декаль от Mission Mark.
Подвесное вооружение можно взять (заменить или дополнить) от Advanced Modelling и других афтемаркетных контор.

Возможно, что со временем подтянутся и другие производители со своими продуктами - антенны, декальки, вооружение, колеса, ниши, конверсии и так далее. 

Так что спешить не надо, спешка нужна только при ловле блох :-)


Фотообзоры для тех, кто хочет поискать блох

  • фотообзор наиболее близкого к модели самолета из имеющихся - Су-25 из Луганска, 10-я серия http://walkarounds.scalemodels.ru/v/walkarounds/avia/after_1950/su-25_lugansk/
  • фотообзор немного отличающегося от модели Су-25 из Краснодара 10-я серия 329-й номер.Это валк строевой машины без "колхоза" и прочих приколов с музеефикацией и раздербаниванием. Но по сравнению с моделью есть отличия в мелочах и расположении воздухозаборников охлаждения генераторов двигателей. http://walkarounds.scalemodels.ru/v/walkarounds/avia/after_1950/su25_krasnodar_2008/

Где еще найти аналогичные Су-25 и сравнить их с моделью?

  • Су-25К 9-й серии в музее в Праге, Чехия. Раньше был в Кбелах, сейчас перемещен в иную локацию.
  • Су-25К 10-й серии в музее в Брно, Чехия
  • Су-25К 10-й серии в музее Граф Игнатьево, Болгария

Резюме

Я из принципа не стал вкладывать модель в чертежи и фотообзоры музейных бортов, так как чертежи далеко не безгрешны, а музейные борта могут отличаться по деталировке от модели, которая сделана на определенные серии. Здесь и без меня хватит специалистов, чтобы найти все несоответствия. Поэтому мой обзор это просто First Look на содержимое набора.
Модель получилась вкусной, с потенциалом. Тут не кинешь камень в огород разработчиков, что «нет клепки». Клепка теперь есть, и самая большая головная боль у моделистов будет в том, чтобы аккуратно собрать эту модель и не убить сборкой и окраской эту клепку. У меня лично не возникло желания что то в ней пилить и переделывать, так как «от добра добра не ищут». Возможно что-то в этой модели можно было бы сделать лучше и деталированнее, но тогда бы выросли сроки разработки и стоимость модели. И далеко не все смогли бы принять модель, если ее бы цена пробила потолок в 4000 руб (на момент марта 2022 г.)
Но к сборке модели стоит подходить с холодной головой, особенно, если вы хотите построить экспортный вариант или какой то из вариантов из афтемаркетных декалей. Поэтому внимательно смотрите фотки тех прототипов, которые вы собираетесь строить. Если хотите получить минимум проблем и негативных эмоций - делайте 4 отечественных варианта окраски из декали - с ними меньше всего возни.
Хочу поблагодарить коллектив конструкторов Звезды, которые смогли создать интересную модель. Которая теперь прочно займет свою нишу на рынке, оставив моделистам хорошее поле для фантазий и доработок под различные декальные варианты. Надеюсь, эта модель не будет единичным всплеском «заклепочной щедрости» от Звезды.


Выражаю благодарность Андрею Короткову AndyK за помощь в матчасти и технических вопросах.


PS. Кто просил там клепку на Ми-24? Заднюю не включаем, идем собирать Су-25 и показываем как вы там убиваете всю клепку :-D

PPS.Так что продолжаем эксперимент какая клепка оптимальнее: ту что нанес производитель и запорол сам моделист или ту что декалькой под краску остается нанести :-)

PPPS. Одной из лучших рекомендаций модели является то, что она понравилась даже Володе Nazar. А ему то ой как сложно угодить в плане моделей 1/48 и уж тем более от Звезды :-) 


С уважением, Андрей SilverGhost


Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии

Страницы: 1 2
Nikolai Bochkarev (Mortihead)
Уфа
47 лет
На сайте с 25.08.2015
Nikolai Bochkarev (Mortihead)
Отличный обзор, вот только
"На экспортных самолетах тепловые ловушки не стояли на верхних частях мотогондол" - не соглашусь:
Прикрепленные файлы:
Андрей Кузнецов (SilverGhost)
Moscow
37 лет
На сайте с 15.04.2014
Андрей Кузнецов (SilverGhost)
Цитата:
Отличный обзор, вот только
"На экспортных самолетах тепловые ловушки не стояли на верхних частях мотогондол" - не соглашусь:


Под экспортными я имел ввиду "чехословацкие и болгарские самолеты". Там я что то ловушек не видел
Перуанские Су-25К в основном были с тепловыми ловушками, по крайней мере борта 10074 и 10225

Также были борта 10058 и 10077. Все 4 самолета по сути можно построить из набора
Ляш Игорь (Kent)
Тольятти
61 год
На сайте с 05.08.2010
Ляш Игорь  (Kent)
Я уже говорил - отличный обзор!
Андрей Коротков (AndyK)
51 год
На сайте с 14.09.2010
Андрей Коротков (AndyK)
Цитата:
Отличный обзор, вот только
"На экспортных самолетах тепловые ловушки не стояли на верхних частях мотогондол" - не соглашусь:

Так это и не экспортный Су-25К - бывший советский Су-25, поставленный в Перу Беларусью как в подобных случаях говорится "из наличия".
Андрей Коротков (AndyK)
51 год
На сайте с 14.09.2010
Андрей Коротков (AndyK)
Цитата:

Перуанские Су-25К в основном были с тепловыми ловушками, по крайней мере борта 10074 и 10225
Также были борта 10058 и 10077. Все 4 самолета по сути можно построить из набора

Это все б/у советские Су-25, а не Су-25К. К-шки никогда не комплектовались доп. блоками АСО на мотогондолах.
Андрей Кузнецов (SilverGhost)
Moscow
37 лет
На сайте с 15.04.2014
Андрей Кузнецов (SilverGhost)
Цитата:
Цитата:Отличный обзор, вот только
"На экспортных самолетах тепловые ловушки не стояли на верхних частях мотогондол" - не соглашусь:

Так это и не экспортный Су-25К - бывший советский Су-25, поставленный в Перу Беларусью как в подобных случаях говорится "из наличия".


Спасибо!
Страницы: 1 2
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Андрей Кузнецов
Андрей Кузнецов
Логин
SilverGhost
Д.Р.
20 июня 1987 года
Сайт
http://scalemodels.ru
Город
Moscow
На сайте с
15 апреля 2014 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (22):

  • Даниил
  • Юрий
  • Антон
  • Алексей
  • Виталий аkа




Реклама на Каропке
Не показывать чат