Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Здравствуйте уважаемые коллеги.
В рамках проходившей недавно в Красноярске научно-практической конференции по Ленд Лизу (75 лет трассе Аляска-Сибирь) побывал в месте реконструкции знаменитого, эпического самолета. История «Борта Тюрикова» невероятно драматична и безумно интересна! Практически готовый сценарий для фильма из категории «Искусство выживания». Надеюсь фильм будет снят. Нормальный, достойный фильм. Что бы не такое водевильное гуано как «Перегон» умдока Рогожкина. (На месте вынужденной посадки этого «Дугласа» побывал большой любитель авиации, стендовик и телевизионный продюсер Валдис Пельш, его эта «Таймырская сага» очень тронула, обещал сделать кино).
Процесс вывоза и доставки в Красноярск этого борта показали на всех каналах, в новостях. Есть и документальный фильм. Личное знакомство и хорошие отношения с героическими мужиками-поисковиками, сделали меня владельцем огромнейшего объема информации и по этому борту, и по Си-47. Уевы гигабайты документации имеются.
Сейчас самолет стоит на частной автостоянке, уверен, мужики его отреставрируют полностью, конечно не до летного состояния, но до приличного музейного экспоната.
Наверное, будет три части обзора. В первой показываю фоты с места, где самолет 70 лет простоял в тундре. Во второй части покажу свои детальные фоты по состоянию на 11.11.17. Третья часть будет по весне, когда будет тепло и будет возможность еще полазить по борту.
Официальная история борта Тюрикова здесь во вложении, желающие могут почитать.
В сети можно посмотреть телесюжеты, но имейте в виду то, что тележурналисты это в основном девочки-гуманитарии с образованием училок начальных классов. Как говорится – Журналист это дилетант широкого профиля.
Но! Это лишь официальная, то, что можно было публиковать. На самом деле там все гораздо драматичнее, страшнее и увлекательнее. (До каннибализма, конечно, дело не дошло, это ведь были Советские люди).
Продолжение следует…
Р/S Не знаю, как удобно разместить писательско-журналистскую версию истории борта. Так и не научился делать адекватные ссылки. Так что выложу тут. Кому не интересно и лениво – Можно не читать!
История С-47
Douglas C-47-DL, серийный номер - 42-32892, заводской - 9118. Самолет был передан ВВС США 24 февраля 1943 г., в состав ВВС СССР передан 12 марта 1943 г., где и был зачислен под номером "СССР-Н-328".
Первоначально был причислен к 7-му Перегоночному авиационному полку 1-й Перегоночной авиационной дивизии.
Согласно приказа №ОК/071 от 16 апреля 1943г., откомандирован в распоряжение Управления полярной авиации, для проведения ледовой разведки.
В период с 22 октября по 10 ноября 1943г. производил позднеосеннюю разведку льдов Карского моря, под управлением летчика М.А. Титлова
В период с 30 июня по 24 июля 1944г. совершал вылеты с базы в Андерме, так же для производства разведки льдов Карского моря. С 1945 года входил в состав Чукотской авиагруппы полярной авиации. Далее получил номер Л-3072. Вот что пишет Вадим Денисов в книге "Неведомый Норильск" "Аварийно сел 13 апреля 1947 года в районе р. Дудыпты, севернее пос. Волочанка - отказ левого двигателя. Сели удачно и "сидели" так двадцать дней, пока их не обнаружил экипаж Ф. Шатрова. Выжило 28 человек: у некоторых небольшие обморожения рук и лица (в основном дети). Командир Тюриков, бортрадист Смирнов и с ними семь пассажиров пропали без вести - ушли в поисках помощи в заснеженную тундру и не вернулись."
……
23 апреля 1947 года двухмоторный самолет «Дуглас» С-47 взлетел с побережья Карского моря курсом на Хатангу. На борту было 26 пассажиров,852 кг багажа и 4 члена экипажа: командир Максим Тюриков, второй пилот Сергей Аношко, бортмеханик Виктор Пискарев и радист Алексей Смирнов. Погода в Заполярье из-за непредсказуемости издавна имеет дурную славу. Апрель, который здесь мы любим за капели и ручьи, там еще не весна. И солнце, едва начавшее греть чуть-чуть сильнее, в любой момент может исчезнуть за тучей, и тогда закрутит пурга, засыпая землю сухим снегом. Эти внезапные приступы ярости синоптики называют снежным зарядом. В такой заряд и попал самолет Тюрикова.
Тюриков вел самолет вслепую. Снежный заряд опасен тем, что воздушные массы швыряют машину вверх-вниз, но лететь все же можно. И тут случилось неожиданное: отказал левый мотор. Пилотировать стало труднее. Через 4 часа полета на одном двигателе заклинило и правый. Командир пошел на вынужденную посадку.
Он выбрал ровную площадку, приземлился. Но уже в конце пробега правое колесо попало в ямку. Самолет скапотировал (встал на нос). От удара вырвало головку двигателя, нос смяло, но машина выровнялась. Никто не пострадал.
Что делать дальше - на этот счет четких инструкций нет. Но в сложных погодных условиях и если до жилья далеко, то неписаные правила и здравый смысл подсказывают: нужно остаться у самолета и ждать помощи. Она непременно придет - распластанный самолет в тундре видно издалека. Работает резервная станция, да и борт, наверное, пеленговали.
Однако через три дня командир решил идти. Судя по сохранившемуся акту расследования, он сделал это по настоянию пассажиров. Взяв с собой бортмеханика, радиста и шестерых пассажиров-добровольцев, Тюриков отправился в путь. 23 октября 1953 года оленевод Сахатин обнаружил в тундре скелет (примерно в 120 км юго-западнее самолета - значит, человек шел в никуда). По сохранившимся в кожаном бумажнике документам было установлено: Тюриков. Более от группы никаких следов.
Спасение
Вечером 23 апреля 1947 года дежурный радист Торгашина в аэропорту Волочанка готовилась к сдаче вахты. Закончив формальности, в оставшееся время 19-летняя девушка любила послушать частоты, на которых говорят летчики. И тут в эфире вдруг раздались звуки. Они были беспорядочные и прерывистые, зато чистые - будто передатчик находился недалеко.
Девушка об этом оставила запись в вахтенном журнале. И лишь позже, когда узнала, что пропал самолет, она доложила диспетчеру: тот голос, по-особому певучий (радисты хорошо различают "голоса"), мог принадлежать только радиостанции Тюрикова. А коли звук был сильный, значит, искать пропавших нужно неподалеку, на удалении, может быть километров 200.
Из Красноярска в Волочанку немедленно пришли три борта. Начались поиски. В это время люди в тундре экономно расходовали бензин для костра, жгли чехлы от моторов, собирали прошлогоднюю морошку. Все имеющееся продовольствие - несколько банок консервов, рис, фасоль, перловку, масло, немного сахара (соли не было) - второй пилот Сергей Аношко разделил на маленькие порции. А заслышав гул моторов, "комендант лагеря" пускал ракеты, но поисковики их почему-то не видели.
Только на 19-й день бедствия, когда Аношко выдавал пищу лишь по столовой ложке в сутки, появились спасатели. Трое парашютистов быстро подготовили посадочную площадку, и приземлившийся "Дуглас" вывез людей на Большую землю.
Когда комиссия обследовала брошенный "Дуглас", она установила: самолет в общем цел, нуждается в капитальном ремонте, однако ввиду дальнего расстояния и заболоченной местности вывезти его из тундры не представляется возможным. До сих пор он и стоит там – поливаемый дождями, каленый солнцем, засыпаемый снегом…
Судя по всему, этот "Дуглас" -- единственный более или менее сохранившийся у нас в стране экземпляр уникального самолета, труженика войны и тыла.
Печальная история, но интересная. Мужественные люди, хотели спасти попавших в беду и сами пропали. А самолет после 70 лет нахождения в тундре сохранился хорошо. Пусть все получится у тех, кто будет его восстанавливать.
Сегодня целый день размещал. Очень тяжело фоты уходят. :-( Завтра надеюсь выложить вторую серию.
Самая драма истории в том, что на борту среди пассажиров летел... спецконтингент. Расконвоированные ЗК. Из уголовных. Толь 5 толь 6 человек. Так вот это они и пошли, это их и повел Тюриков. Они были теми "пассажирами-добровольцами". Короче, в группе пассажиров назревал бунт, зэки вели себя агрессивно, "команду" Тюриков повел с целью отвести "спецконтингент" от гражданских...
Что было с ними в дороге... Есть где разгуляться фантазии сценаристов. Есть версия, что урки убили и капитана, и конвоира и бортмеханика и радиста. И разбежались по своим уркаганским путям-дорогам.
Нижний Новгород Возраст неизвестен На сайте с 04.01.2011
Очень интересная и драматичная история..... Фотки тоже классные, особенно те, где он сверху, в снегах, стоит одинокий... Вот только не поняли одного, как он ушел на 120 км в никуда, скорее всего хоть компас то должен был быть, и мало мальски известны направления куда потому же самому компасу идти... Или как?
Спасибо за фото! Давно уже читал про этот самолёт и его историю. Жалко,что нос разбит. Интересно было бы посмотреть на его вид снизу - сколько фото С-47 не смотрел - все разные в том месте.
Цитата: Познавательно, спасибо!Присоединяюсь полностью. Цитата: С 1945 года входил в состав Чукотской авиагруппы полярной авиации.
Далее получил номер Л-3072.Регистрация соответствует аэрофлотовскому борту.
Дмитрий, а что-нибудь известно про сегодняшнее состояние самолета? Кто им занимается и где он может оказаться? Интересно, будет ли восстановлена его родная "ливрея", Н-328?
Ребята, спасибо всем за отзывы! Какая спешка, однако. :-) Я ведь сказал, это лишь первая серия! Сегодня постараюсь, если смогу, если получится показать сегодняшнее состояние самолета.
Коротко:
Тихон - поисковая и исследовательская работа ведется, есть куча домыслов и фантазий, есть версии. Как все было - специалисты проанализируют. Книга будет. Надеюсь и фильм. Однозначно, история таинственная и мутная. Не такая известная, как например, "Перевал Дятлова" но не менее эпическая. Я своими измышленизмами поделюсь чуть позже.
Вадим Цюпа - :-) Мы ведь кажется как то уже общались, на счет того, что из разных Железногорсков. :-) Красноярский край и Курская область... Немного в разных сторонах. Вадим, спишимся, не умею я на Яндексы фоты класть, мне проще пачками на почту отправлять. Адрес - pertov@mail.ru пиши. Если не пугает (в финансовом смысле:-))) звонок в Красноярский край, можешь набрать в ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СУТОК - 89632573818.
Саурон Валера и Сергей Бусаргин - честно говоря с обозначением этого борта - Черт ногу сломит! Там в управлении Красноярского ГВФ, мне кажется, после закрытия Трассы АлСиб творился такой бардак и неразбериха! Однозначно реставраторы приведут самолет к тому виду, в каком он вылетел в последний полет. Сам по себе самолет еще при жизни - латаный-перелатаный! Крашеный-перекрашеный! До сих пор не найдено ни одной прижизненной фотографии, нет ни каких показаний по внешнему виду. Восстановление окраски будет происходить по анализу "срезов" слоев краски. Однозначно можно сказать так - Киль и руль направления белые скорее всего еще с "американского берега", с исходной окраски. Американский "Олив Дреп" неоднократно был покрыт самыми разными оттенками советского защитного зеленого. Думаю эта "рабочая лошадь полярной авиации" представляла из себя очень живописное зрелище. Множество подмазок, проплешин, заплаток... Короче - та еще квазимода. :-) С опознавательными знаками тоже какая то дичь несусветная. Обозначение "Н-328" намалевал как попало кисточкой некий замерзающий паралитик...
Констант Фрогер - знаешь, думаю от того места до самого ближнего живого, теплого бомжа - тысячи полторы километров. :-) Это ж вам не Массква, и не Киев... Там на 1000кв.км. плотность населения чуть больше чем на Луне. :-) От стойбища до стойбища - трое суток на нартах. :-)))
Дмитрий спасибо,очень интересная история.
Я видел этот дуглас в инете,даже была мысль такую диорамку забацать,с разбившимся Дугласом,но прикинув свои силы и возможности понял,что для меня это пока сложно.
Коллеги, спасибо за отзывы! Джокер, диорамку, возможно и интересно было б. Но! Диорамка это всегда, заведомо ограниченный кусочек некоего объема. Как на диорамке показать бескрайнюю пустоту тундры от горизонта до горизонта и полярное сияние над головой? :-))) Но наверное забавно смотрелась бы на диорамке труба печки-буржуйки торчащая из вырубленной в крыше дыры и валящий черный дым из этой трубы.
Кстати, есть версия, и она вполне имеет право быть, что тканевую обшивку на рулях и элеронах оборвали сами "выживальщики" Топили печку и жгли костры. Бензина было достаточно, а вот с дровами в тундре всегда проблемы. :-) Выкапывали мох, пропитывали бензином и жгли... Наверное кумар в салоне был тот еще...
Комментарии
69 лет
На сайте с 15.07.2010
52 года
На сайте с 05.03.2014
Самая драма истории в том, что на борту среди пассажиров летел... спецконтингент. Расконвоированные ЗК. Из уголовных. Толь 5 толь 6 человек. Так вот это они и пошли, это их и повел Тюриков. Они были теми "пассажирами-добровольцами". Короче, в группе пассажиров назревал бунт, зэки вели себя агрессивно, "команду" Тюриков повел с целью отвести "спецконтингент" от гражданских...
Что было с ними в дороге... Есть где разгуляться фантазии сценаристов. Есть версия, что урки убили и капитана, и конвоира и бортмеханика и радиста. И разбежались по своим уркаганским путям-дорогам.
69 лет
На сайте с 15.07.2010
Возраст неизвестен
На сайте с 04.01.2011
48 лет
На сайте с 03.08.2010
47 лет
На сайте с 22.01.2013
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Познавательно, спасибо!Присоединяюсь полностью. Цитата:
С 1945 года входил в состав Чукотской авиагруппы полярной авиации.
Далее получил номер Л-3072.Регистрация соответствует аэрофлотовскому борту.
На сайте с 02.08.2013
На сайте с 29.06.2013
64 года
На сайте с 06.05.2013
57 лет
На сайте с 21.10.2011
52 года
На сайте с 05.03.2014
Коротко:
Тихон - поисковая и исследовательская работа ведется, есть куча домыслов и фантазий, есть версии. Как все было - специалисты проанализируют. Книга будет. Надеюсь и фильм. Однозначно, история таинственная и мутная. Не такая известная, как например, "Перевал Дятлова" но не менее эпическая. Я своими измышленизмами поделюсь чуть позже.
Вадим Цюпа - :-) Мы ведь кажется как то уже общались, на счет того, что из разных Железногорсков. :-) Красноярский край и Курская область... Немного в разных сторонах. Вадим, спишимся, не умею я на Яндексы фоты класть, мне проще пачками на почту отправлять. Адрес - pertov@mail.ru пиши. Если не пугает (в финансовом смысле:-))) звонок в Красноярский край, можешь набрать в ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СУТОК - 89632573818.
Саурон Валера и Сергей Бусаргин - честно говоря с обозначением этого борта - Черт ногу сломит! Там в управлении Красноярского ГВФ, мне кажется, после закрытия Трассы АлСиб творился такой бардак и неразбериха! Однозначно реставраторы приведут самолет к тому виду, в каком он вылетел в последний полет. Сам по себе самолет еще при жизни - латаный-перелатаный! Крашеный-перекрашеный! До сих пор не найдено ни одной прижизненной фотографии, нет ни каких показаний по внешнему виду. Восстановление окраски будет происходить по анализу "срезов" слоев краски. Однозначно можно сказать так - Киль и руль направления белые скорее всего еще с "американского берега", с исходной окраски. Американский "Олив Дреп" неоднократно был покрыт самыми разными оттенками советского защитного зеленого. Думаю эта "рабочая лошадь полярной авиации" представляла из себя очень живописное зрелище. Множество подмазок, проплешин, заплаток... Короче - та еще квазимода. :-) С опознавательными знаками тоже какая то дичь несусветная. Обозначение "Н-328" намалевал как попало кисточкой некий замерзающий паралитик...
Констант Фрогер - знаешь, думаю от того места до самого ближнего живого, теплого бомжа - тысячи полторы километров. :-) Это ж вам не Массква, и не Киев... Там на 1000кв.км. плотность населения чуть больше чем на Луне. :-) От стойбища до стойбища - трое суток на нартах. :-)))
53 года
На сайте с 04.08.2010
Я видел этот дуглас в инете,даже была мысль такую диорамку забацать,с разбившимся Дугласом,но прикинув свои силы и возможности понял,что для меня это пока сложно.
50 лет
На сайте с 29.03.2007
35 лет
На сайте с 20.09.2010
52 года
На сайте с 05.03.2014
Кстати, есть версия, и она вполне имеет право быть, что тканевую обшивку на рулях и элеронах оборвали сами "выживальщики" Топили печку и жгли костры. Бензина было достаточно, а вот с дровами в тундре всегда проблемы. :-) Выкапывали мох, пропитывали бензином и жгли... Наверное кумар в салоне был тот еще...
46 лет
На сайте с 04.11.2013
Спасибо за очень интересную историю.
+1
50 лет
На сайте с 15.05.2015
С Уважением
Роман
52 года
На сайте с 05.03.2014
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий