Boeing YF-32B JSF STRATOFIGHTER
|
Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели |
Непонятно почему этот прототип обделён вниманием, хотя многие, даже менее яркие и харизматичные летательные аппараты выпускаются разными фирмами и в разных модификациях. Не понятно также, почему многие считают его самым некрасивым, хотя есть куча ещё более причудливых и весьма неэстетичных летательных аппаратов. В общем, самолет родился мертворождённым, как в виде испытательного образца, так и в умах многих. А вот мне этот самолет нравился с самого начала. Может из-за любви ко всем неординарным аппаратам с футуристическим внешним видом. Первую модификацию X-32 я собрал давно, как только вышел набор от ITALERY, но всегда хотелось сделать вторую модификацию, которую к сожалению никто так и не выпустил. Поэтому был куплен перевыпущенный набор ITALERY № 1419 JSF Program X-32A and X-35B из которого предполагалось сделать Boeing YX-32B. Самолёт стал заложником политической ситуации того времени, а именно начало 90-х. С распадом СССР финансирование оборонных программ США упало в связи с отсутствием серьёзного потенциального противника. Поэтому программа JSF - три самолёта в одном - хорошо вписывалась новую экономическую ситуацию. За разработку в 1996 году взялись две фирмы "Локхид-Мартин" и "Боинг". Прототипам дали наименования X-35 и X-32 соответственно. Теперь то мы знаем, кто победил в этом поединке, а тогда шла сложная работа по формированию облика и начинки нового самолёта. И мне кажется опять был выбран не самый лучший претендент, как и в случае с YF-22 и YF-23, что подтверждается фактами эксплуатации и заложенными в прототипы, идеи, опередившие время . Тактико-технические требования в течении всей программы JSF несколько раз менялись. Было сложно угодить всем потребителям данной машины и соединить в одном летательном аппарате сложные и противоречивые характеристики. Нужно было учесть требования ВВС, ВМС И КМП. Так как я решил собрать палубный вариант YX-32, то и опишу именно его. Если бы этот самолёт победил, то он заменил бы A-6, EA-6, F-14, F-18, Sea Harrier. По требованиям самолёт должен был иметь радиус перехвата 740 км, причём топливо должно размещаться внутри планера, так как подвеска в ПТБ увеличивает заметность. Плюс посадочный крюк, штанга дозаправки топливом в полёте. Ну и конструкция планера должна быть усилена для катапультного взлёта и посадки с большой вертикальной скоростью. В результате палубный вариант тяжелее наземного варианта на 1360 кг. Когда в 1992 году «Boeing» приступила к проектированию истребителя, программа JSF (Joint Strike Fighter) еще именовалась CALF (Common Affordable Lightweight Fighter) и предполагала концептуальную разработку самолета ASTOVL (Advanced Short Take-Off, Vertical Landing) для замены СВВП Harrier в Корпусе морской пехоты и F-16 в ВВС США. После трансформации программы в JAST (Joint Advanced Strike Technology) к списку заменяемых самолётов добавился F/A-18 ВМС США. Требования STOVL оставались ключевыми и после переименования программы в JSF (Joint Strike Fighter) в 1996 году. «Мы смотрели на все сквозь призму технического задания, и не ставили целью поиск красивостей», - так заместитель руководителя программы Майк Хейнц охарактеризовал свое детище Boeing X-32 JSF. Зато у самолёта отменные технические параметры. Крыло с великолепными несущими свойствами обеспечивает высокую маневренность и хорощую управляемость на малых скоростях: «Мы готовимся к войне, а не к танцам». Необычный «портрет» Boeing X-32 JSF продиктован компромиссом между противоречивыми требованиями к JAST/JSF. Первый вариант, с дельтовидным крылом был оптимизирован на достижение максимальной дальности при минимальной массе планера. Снижение массы стало высшим приоритетом, так как основной двигатель F119 должен был работать в одиночку и на режиме висения - дополнительной силовой установки не предусматривалось. Крыло сделали очень толстым для размещения топливных баков. Примечательно, что емкость баков варианта СВВП с крылом еще меньшего сечения получалась большей, чем у F-15E с его конформными баками. Для вооружения в фюзеляже имелось два бортовых отсека. «Boeing» всегда предпочитала использование основных двигателей для вертикальных режимов, считая дополнительные подъемные устройства (в пику вентиляторам «Lockheed Martin» и подъемным двигателям «Northrop Grumman) мертвым грузом. Подход «Boeing» объясняет установку двигателя в районе центра тяжести. Габариты самолета заданы размерами самолетоподъемников на авианосцах ВМС США. Форма воздухозаборника выбрана по соображениям малозаметности. Воздухозаборник, размещенный ниже кабины летчика, подсказал прозвище «Sailor Inhaler», что значит «Пожиратель моряков. Существовала реальная опасность засасывания персонала в «пасть» самолёта на тесной палубе авианосца. Конфигурация очень напоминает палубный штурмовик A-7 CORSAIR. «Boeing» построила два прототипа - демонстратора концепции CDA (Concept Demonstrator Aircraft) - X-32A с обычными взлетом и посадкой и СВВП X-32B. Требования ВМС в части посадки на корабль оказались для «Boeing» трудновыполнимыми и привели к внесению в конструкцию большого количества изменений. Так для снижения посадочной скорости на Boeing X-32 применили закрылки оригинальной конструкции. Закрылки стоят на верхней поверхности крыла сразу за его передней кромкой, работают они совместно с зависающими элевонами. Кроме того, крыло оборудовали обычными отклоняемыми носками. 3 марта 2001 года Boeing X-32A вернулся в Палмдейл. Программа испытаний была завершена, шесть летчиков выполнили 66 полетов, общий налет - 50,4 часов. Казалось почти невозможным доработать самолет с дельтовидным крылом, для которого весьма критична нормальная управляемость на низких скоростях и есть вероятность сваливания. Проект Model 375 PWSC (Preferred Weapon System Concept) стал финальным вариантом «Boeing» по теме JSF, облик самолёта изменился драматически. Фюзеляж и передняя часть крыла остались почти неизменными, но в задней части крыла сделали вырезы под установку горизонтального оперения. Трансформировалась и форма воздухозаборника: наклон «губ» изменился с обратного на прямой, увеличив эффективность работы устройства на больших углах атаки. «Единая» и «недорогая» - основные лозунги «Boeing. Согласно законам физики двигатель следует монтировать в передней части фюзеляжа. Эти требования в сочетании с пожеланиями ВМС США в части базирования на авианосец объясняют уникальный облик Boeing X-32 JSF. Проблемы с массой, лётные данные ниже расчетных и необходимость внесения в конструкцию Boeing X-32B существенных изменений (установка горизонтального оперения) привели к проигрышу «Boeing» конкурса JSF 26 октября 2001 года победителем объявили X-35. Потеря крупнейшего в истории военного контракта стала большим ударом для «Boeing», однако есть ряд технологий, разработанных для Boeing X-32B, которые могут быть востребованы в новейших проектах.
Теперь по постройке модели. Была взята модель версии X-32A с дельтавидным крылом, бесхвостка и с воздухозаборником с отрицательным расположением передних кромок. В результате переделок планер получил оживальное крыло. Добавил горизонтальное оперение. Сделал новое вертикальное оперение. Кромки воздухозаборника стали с прямой "стреловидностью". Передняя стойка шасси получила кронштейн для закрепления в палубной катапульте и стала двухколёсной. Основные стойки шасси были увеличены в связи с изменением положения планера. Добавлен второй отсек для вооружения по левому борту. Была разработана аутентичная декаль по фото и графике из Сети. Отдельное спасибо Алексею за качественную и огромную декаль. Новое крыло и новые обводы планера "вылепил" из двухкомпонентной холодной сварки. ГО и ВО выточил из пластика от Evergreen. Остальная мелочёвка взята из запасов от разных доноров. Окраска тамиевским акрилом. Единственное, что немного подпортило внешний вид, так это толстоватая декаль. Так как в некоторых местах она накладывалась друг на друга, то получился довольно-таки толстоватый бутерброд из клеевого слоя. Пришлось задувать толстым слоем лака, но всё-равно проблема осталась. А так в принципе получилось то, что я и задумал. Посмотреть стройку можно здесь https://karopka.ru/forum/forum433/topic29882/ Спасибо, что дочитали до конца. Приятного просмотра. |
|
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
|
|
Оценка модели по параметрам:
|
||||||
Средняя оценка: 99.0463 (все оценки) | ||||||
Популярность модели: 79.29 |
Комментарии
50 лет
На сайте с 18.06.2013
Не знаю матчасть, а художка понравилась.
45 лет
На сайте с 11.09.2015
45 лет
На сайте с 11.09.2015
На сайте с 03.03.2014
На сайте с 11.05.2012
46 лет
На сайте с 14.06.2012
52 года
На сайте с 05.07.2014
62 года
На сайте с 13.12.2012
57 лет
На сайте с 11.05.2007
51 год
На сайте с 14.07.2015
48 лет
На сайте с 11.09.2015
А при виде сверху и снизу даже красиво! Ну как самолет! Модель удалась со всех ракурсов!
И подача работы, как всегда на высоте!
На сайте с 11.11.2013
41 год
На сайте с 07.01.2011
На сайте с 11.11.2013
На сайте с 26.01.2013
На сайте с 17.10.2016
На сайте с 11.11.2013
На сайте с 14.12.2013
На сайте с 01.08.2010
На сайте с 04.12.2015
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий