Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Миноносец "Стерегущий" был построен по проекту британской фирмы Ярроу, который стал одним из самой многочисленной (32 единицы) серией кораблей данного класса в истории нашего флота. Серия получила неофициальное название "Соколы" в честь имени головного корабля. Корабли этого типа принимали активное участие в Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войнах. В период Русско-японской войны 1904-1905 гг., миноносец "Стерегущий" подвигом своего экипажа вписал славную страницу в героическую историю нашего флота. В бою с превосходящими силами противника погибли все офицеры и 45 членов команды так и не спустив Андреевского флага. В честь этого подвига установлен памятник на Каменоостровском проспекте в г. Санкт-Петербурге, сложены песни и написано много книг и статей. Однако, существует всего одно предположительное фото самого "Стерегущего". Это очень затрудняет постройку модели, поэтому, вокруг "историчности" уже собранных моделей "Стерегущего" разгораются жаркие интернет-споры. Сборку модели начал с корпуса, для этого склеил надводную и подводную части, собрал винторулевую группа и защитные ограждения гребных винтов. К верхней палубе приклеил блоки штуртросов, задрайки палубных люков и кницы для поддержания носовой орудийной площадки. Затем поставил леерное ограждение из дополнительного фототравления. Для того, чтобы определиться с оттенком защитного оливково-зелёного цвета, пришлось приобрести несколько баночек краски разных производителей и, уже по сделанным выкраскам подбирать подходящий вариант. Вопрос с цветом верхней палубы и по сей день остаётся спорным (цвет кортесина или цвет борта), но я решил остановиться на оливково-зелёном. Оливково-зелёным цветом также были покрашены дефлекторы и при помощи зубочистки залита красной краской их внутренняя часть. Дымовые трубы немного доработаны путём приклейки к ним пароперепускных трубок из вытянутой медной проволоки. Иллюминаторы помещения гальюна пришлось просверлить самостоятельно. После установки на первую трубу бортовых ходовых огней, парового тифона и рынды из штатного набора фототравления, все четыре дымовые трубы были покрашены и приклеены к корпусу модели с учётом их одинакового наклона в сторону кормы. В иллюминаторы корпуса были установлены латунные колечки, которые затем были рассверлены сверлом чуть большего размера. Этот приём исправляет ошибку производителя, связанную с переразмеренным диаметром иллюминаторов на этой модели. После сборки, покраски и установки артиллерийских орудий, минных аппаратов и платформы носовой 75-мм пушки, к палубе были приклеены предварительно собранные и покрашенные шпили, вьюшки, шлюпбалки, оба штурвала, нактоузы магнитных компасов, машинные телеграфы, трапы, маховик водяной помпы, боевой прожектор с прожекторной балкой, а также 24-футовый вельбот и складная шлюпка. Чтобы насытить вельбот деталировкой, я приклеил к нему перо руля и фототравлёные вёсла из своих старых запасов. Калибр якорь-цепи, входящей в комплект фототравления модели сильно переразмерен, поэтому для якоря левого борта пришлось использовать цепь из дополнительного афтермаркета. От якоря правого борта на шпиль была заведена скрученная проволока, имитирующая стальной трос, использование которого подтверждается фотографиями однотипных кораблей. Якорные кран-балки в комплект фототравления не входят, но их несложно сделать из латунной проволоки. К платформе носового 75-мм орудия были приклеены леера, на которые после окраски для имитации брезентового обвеса был нанесён клей ПВА, после высыхания также окрашенный в цвет корпуса. В качестве спасательных кругов использован набор афтермаркета. Единственная мачта миноносца сделана из раскатанной между двумя стальными брусками латунной проволоки. Для выделения рельефных деталей и имитации ржавчины были использованы смывки от Ammo MIG. Тонкой кистью нанесены вертикальные подтёки, которые затем были немного растушёваны плоской кистью с уайт-спиритом и затем покрыты матовым лаком от TAMYA. Острые грани и углы дельных вещей были выделены грифелем простого карандаша. Для растяжки бегучего и стоячего такелажа использовалась чёрная лайкровая нить от Infiny Model. Андреевские флаги, сделаны из декали, между двумя слоями которой размещён прямоугольный кусочек алюминиевой фольги, чтобы можно было придать флагу вид полотнища, развевающегося на ветру.
А по рельсам всё-таки тележки с минами возили.... красочку-то каждый раз новую накладывали?
За весь период войны, ни разу небыло случая перезарядки минных аппаратов, как и самих минных атак нашими миноносцами.
А запасные мины(торпеды), лежали в пеналах на верхней палубе, один рядом с самими аппаратами, второй у носовой дымовой трубы. В минном отделении хранились только зарядные(носовые) части мин(торпед).
За весь период войны, ни разу небыло случая перезарядки минных аппаратов, как и самих минных атак нашими миноносцами.
Леша,ты меня удивляешь!С твоим дотошным изучением исторических вопросов,ты забыл об одном из главных элементов боевой подготовки - учениях!А документы свидетельствуют,что их проводили регулярно,в том числе и перезарядку минных аппаратов.Минные рельсы не красили и они тоже носили следы использования...
Леша,ты меня удивляешь!С твоим дотошным изучением исторических вопросов,ты забыл об одном из главных элементов боевой подготовки - учениях!А документы свидетельствуют,что их проводили регулярно,в том числе и перезарядку минных аппаратов.Минные рельсы не красили и они тоже носили следы использования...
Игорь! Имелось ввиду в реальных боевых условиях, в столкновениях с кораблями супостата. Учения и боевая подготовка, мной даже не рассматривались.
Модель однозначно удалась, поздравляю автора с завершением столь кропотливой работы.
Присоединюсь к уже выступавшим авторам, что минные рельсы прекрасно полируются не только минами, но и ботинками членов экипажа. Однако это касается и остальных выступающих элементов на палубе и относится уже к категории эффектов "везеринга". Цитата: Цитата:Некоторые "упоротые" лучше-бы поучились строить.
Ну, тогда и я выступлю в роли "упоротого".
Спасательные круги - ладно. Ну, утонет морячок за бортом, ну, не увидит брошенного ему ночью тёмно-зелёного спассредства в цвет морской волны..... ну и Бог с ним.... много их ещё у нас на флоте.
...
И интересно мне стало - а как окрашивали брезент (или парусину) в базовый цвет прямо на корабле? Не думаю, что промышленность выпускала такую ткань именно такой тонировки.... и не думаю, что на базовых складах была специальная текстильная краска нужного оттенка....
Алексей, Ваши вопросы ни в коем случае не производят впечатления "упоротости".
Даже в современных условиях, с использованием инфракрасной оптики найти одиночного моряка за бортом большая удача, а уж в то время... При этом необходимо учитывать что корабль выполняет боевую задачу, никто её прервать не будет ради одного бойца. Спасение утопающего, как говорится.
Мне кажется по "кругам"автором приведено уже достаточно фотодоказательств. Одиночные цветные "спасы" на фото только подтверждают правило и вполне могли быть поставлены взамен недавно утраченных серых.
Брезент окрашивается на флоте обычной краской в несколько слоёв. Он, конечно, становится при этом ломким, но краска нормально держится. На фото пример окрашенных обвесов трапа моего первого корабля. С внутренней стороны виден цвет некрашеной ткани.
А по рельсам всё-таки тележки с минами возили.... красочку-то каждый раз новую накладывали?
За весь период войны, ни разу небыло случая перезарядки минных аппаратов, как и самих минных атак нашими миноносцами.
А запасные мины(торпеды), лежали в пеналах на верхней палубе, один рядом с самими аппаратами, второй у носовой дымовой трубы. В минном отделении хранились только зарядные(носовые) части мин(торпед).
Впервые применить в бою свое главное оружие — торпеды — порт-артурским миноносцам довелось в ночь на 14 марта по японским брандерам.«Сильный» и «Решительный» ринулись навстречу брандерам, не обращая внимания на то, что они сразу же попали в зону падения снарядов со своих же батарей. Мина Уайтхеда, выпущенная из носового торпедного аппарата «Сильного», угодила в носовую часть головного парохода «Чийо Мару» и сделала огромную пробоину в его корпусе (По японским данным, эта торпеда поразила второй в колонне пароход— «Фукуи Мару»). Вторая мина, выпущенная по следующему судну, не взорвалась или прошла мимо. Не сменивший курса «Сильный» неожиданно оказался под носом последнего брандера — «Йонеяма Мару» — и едва не был протаранен его форштевнем. Этот пароход проскользнул вперед, отдал якорь и готовился затопиться у входного фарватера, когда его поразила торпеда с «Решительного».И таких атак торпедами было несколько по отражению брандеров.
Тогда «Сердитый» выстрелил торпедой, от взрыва миноносец № 42 сразу же затонул. Он стал единственным японским боевым кораблем, уничтоженным русскими истребителями в ходе войны артиллерийско-торпедным оружием.
Брезент окрашивается на флоте обычной краской в несколько слоёв. Он, конечно, становится при этом ломким, но краска нормально держится. На фото пример окрашенных обвесов трапа моего первого корабля. С внутренней стороны виден цвет некрашеной ткани.
[/QUOTE
И брезент красили и чего только не красили! И если "краски не было", то "красили ночью" и "круглое" носили и "квадратное" катали...
В юности все это оказывается весело было...
Спор конечно очень интересный. А модель, я думаю, удалась. Мой голос за галерею.
С Уважением, Иван.
День добрый!
Сильно тут у нас на каропке шли бои :)! Жаль я запоздал и не поучаствовал в самой схватке, но как говорится лучше поздно, чем никогда!
По модели. Модель добротная, качественная, собрана аккуратно и со знанием дела. Так что галерея - это без вопросов. Да модель уже в ней. Так что автора можно поздравить с очередным очень приличным кораблем и пожелать в будущем новых успехов.
Однако всегда есть какие-то но! И здесь тоже.
По леерам и деталировке орудий уже говорили. По окраске говорили совсем много, но поверьте, она действительно вызывает вопросы. Несомненно, что все кроме спасс-кругов, вполне могло быть одного цвета, и скорей всего в ходе военной компании оно так и случилось. Однако я лично придерживаюсь правил, что при полностью однотонной модели есть очень мало способов представить ее выразительно и что называется богато. Поэтому я цепляюсь за малейшие возможности оставить на модели как можно БОЛЬШЕ цветов, которые не противоречат тому, как было или вполне могло бы быть. Поэтому палубу можно было сделать и в кортезин и в линолеум и это сразу оживило бы модель минимум в двое. Рельсы конечно же под металл выкрасить, дать смыв небольшой по этому всему. В этом варианте модель даже чисто технически по исполнению смотрелась бы весомей, сложней и качественней.
Ну и круги, черт бы их побрал :)!
Все-таки очень сложно поверить в то, что их красили в серо-зеленый цвет. Нету тому каких-либо серьезных подтверждений. Фото совсем не в счЁт, поскольку в черно-белом исполнении, что серо-зеленый, что красный, что даже синий имеют очень близкие интенсивности и попросту сливаются друг с другом. И тут вступает в силу еще и обстоятельства освещенности и выдержки при экспонировании, и длительности проявки пластин и сама печать на бумагу и т.д. Отдельно надо сказать о качестве самих фото, что есть в сети. Не высокое оно и зачастую размыто все, разрешение слабое, чуть увеличить и муар уже пошел.
Так что есть кроме фоток?
Есть некие рассуждения. Так они гораздо убедительней звучали со стороны оппонентов автора модели. Действительно, выкрашенные в темный цвет круги банально не видны на воде и одну из своих главных задач - обозначать на воде место аварии они выполнять перестанут. Вместе с тем красный цвет все это делает и не сильно заметен на фоне самого корабля. Да и если корабль на боевой задаче, то никого он спасать по дороге не станет, даже тонущие корабли с командами не спасали, а шли выполнять задачу. Поэтому сколько на миноносце кругов? 4-6 не более. Их просто можно было снять с лееров и спрятать внутри корабля и все. Эти спасательные круги не являлись элементом спасения экипажа, это атрибут для внешних аварийных обстоятельств вне боевых задач и не более.
Цитата: Поэтому сколько на миноносце кругов? 4-6 не более. Их просто можно было снять с лееров и спрятать внутри корабля и все. Эти спасательные круги не являлись элементом спасения экипажа, это атрибут для внешних аварийных обстоятельств вне боевых задач и не более.
Вадим,привет!В рассуждении об окраске кругов (да и в целом модели),я с тобой полностью согласен - ну не красили круги в цвет борта! Ты не прав в том,что спас.круги не являются элементами спасения!Как раз наоборот - в случае чего,упал моряк в море (даже при выполнении боевой задачи,когда корабль не может заниматься его спасением),первым делом ему сбрасывают спас.круг,что бы хоть как-то он мог продержаться на воде некоторое время.И в бою,круги тоже "не прячут внутри корабля" - это нонсенс!
Привет Игорь! Рад тебя слышать. Почему я написал именно так, про круги. Дело в том, что разбирая не одну фотку кораблей в частности 1ТОЭ я встречал их как с спасательными кругами по мостикам и боровым леерам, так и вовсе без них. Поэтому я посчитал, что круги как и например противоминные сети, вполне могли, при необходимости, убираться внутрь корабля. А насколько я знаю средствами спасения экипажей в то время были индивидуальные средства, нагрудники из парусины и пробки, те же коечные сетки и пр.
Цитата: Привет Игорь! Рад тебя слышать. Почему я написал именно так, про круги. Дело в том, что разбирая не одну фотку кораблей в частности 1ТОЭ я встречал их как с спасательными кругами по мостикам и боровым леерам, так и вовсе без них.А насколько я знаю средствами спасения экипажей в то время были индивидуальные средства, нагрудники из парусины и пробки, те же коечные сетки и пр.
Взаимно рад,Вадим!Ты прав,нагрудники и койки тоже использовались для спасения,но много ли ты видел фотографий,на которых матросы на палубе ходят в нагрудниках?Уверен,что нет!А отсутствие кругов на фотографиях вполне объяснимо - их могли менять,сушить,красить и т.д.А в бою круги могли быть разбиты осколками,сгореть,быть срезанными с креплений пороховыми газами...,да мало ли!Но круги и сейчас - неотъемлемая часть комплектации кораблей и судов спас.средствами.
Впрочем,мы отклонились от темы по оценке модели и надо,видимо,перестать флудить...
Комментарии
На сайте с 02.08.2013
Karib спор здесь идет совсем не из за вашей модели об окраске миноносцев в П.А.
с сайта
А по рельсам всё-таки тележки с минами возили.... красочку-то каждый раз новую накладывали?
За весь период войны, ни разу небыло случая перезарядки минных аппаратов, как и самих минных атак нашими миноносцами.
А запасные мины(торпеды), лежали в пеналах на верхней палубе, один рядом с самими аппаратами, второй у носовой дымовой трубы. В минном отделении хранились только зарядные(носовые) части мин(торпед).
На сайте с 05.09.2019
Цитата:
За весь период войны, ни разу небыло случая перезарядки минных аппаратов, как и самих минных атак нашими миноносцами.
Леша,ты меня удивляешь!С твоим дотошным изучением исторических вопросов,ты забыл об одном из главных элементов боевой подготовки - учениях!А документы свидетельствуют,что их проводили регулярно,в том числе и перезарядку минных аппаратов.Минные рельсы не красили и они тоже носили следы использования...
с сайта
Леша,ты меня удивляешь!С твоим дотошным изучением исторических вопросов,ты забыл об одном из главных элементов боевой подготовки - учениях!А документы свидетельствуют,что их проводили регулярно,в том числе и перезарядку минных аппаратов.Минные рельсы не красили и они тоже носили следы использования...
Игорь! Имелось ввиду в реальных боевых условиях, в столкновениях с кораблями супостата. Учения и боевая подготовка, мной даже не рассматривались.
А так, да. Полностью с тобой согласен!
На сайте с 20.04.2016
Присоединюсь к уже выступавшим авторам, что минные рельсы прекрасно полируются не только минами, но и ботинками членов экипажа. Однако это касается и остальных выступающих элементов на палубе и относится уже к категории эффектов "везеринга".
Цитата:
Цитата:Некоторые "упоротые" лучше-бы поучились строить.
Ну, тогда и я выступлю в роли "упоротого".
Спасательные круги - ладно. Ну, утонет морячок за бортом, ну, не увидит брошенного ему ночью тёмно-зелёного спассредства в цвет морской волны..... ну и Бог с ним.... много их ещё у нас на флоте.
...
И интересно мне стало - а как окрашивали брезент (или парусину) в базовый цвет прямо на корабле? Не думаю, что промышленность выпускала такую ткань именно такой тонировки.... и не думаю, что на базовых складах была специальная текстильная краска нужного оттенка....
Алексей, Ваши вопросы ни в коем случае не производят впечатления "упоротости".
Даже в современных условиях, с использованием инфракрасной оптики найти одиночного моряка за бортом большая удача, а уж в то время... При этом необходимо учитывать что корабль выполняет боевую задачу, никто её прервать не будет ради одного бойца. Спасение утопающего, как говорится.
Мне кажется по "кругам"автором приведено уже достаточно фотодоказательств. Одиночные цветные "спасы" на фото только подтверждают правило и вполне могли быть поставлены взамен недавно утраченных серых.
Брезент окрашивается на флоте обычной краской в несколько слоёв. Он, конечно, становится при этом ломким, но краска нормально держится. На фото пример окрашенных обвесов трапа моего первого корабля. С внутренней стороны виден цвет некрашеной ткани.
48 лет
На сайте с 29.01.2010
На сайте с 02.08.2013
Цитата:
А по рельсам всё-таки тележки с минами возили.... красочку-то каждый раз новую накладывали?
За весь период войны, ни разу небыло случая перезарядки минных аппаратов, как и самих минных атак нашими миноносцами.
А запасные мины(торпеды), лежали в пеналах на верхней палубе, один рядом с самими аппаратами, второй у носовой дымовой трубы. В минном отделении хранились только зарядные(носовые) части мин(торпед).
Впервые применить в бою свое главное оружие — торпеды — порт-артурским миноносцам довелось в ночь на 14 марта по японским брандерам.«Сильный» и «Решительный» ринулись навстречу брандерам, не обращая внимания на то, что они сразу же попали в зону падения снарядов со своих же батарей. Мина Уайтхеда, выпущенная из носового торпедного аппарата «Сильного», угодила в носовую часть головного парохода «Чийо Мару» и сделала огромную пробоину в его корпусе (По японским данным, эта торпеда поразила второй в колонне пароход— «Фукуи Мару»). Вторая мина, выпущенная по следующему судну, не взорвалась или прошла мимо. Не сменивший курса «Сильный» неожиданно оказался под носом последнего брандера — «Йонеяма Мару» — и едва не был протаранен его форштевнем. Этот пароход проскользнул вперед, отдал якорь и готовился затопиться у входного фарватера, когда его поразила торпеда с «Решительного».И таких атак торпедами было несколько по отражению брандеров.
На сайте с 02.08.2013
57 лет
На сайте с 18.09.2018
Брезент окрашивается на флоте обычной краской в несколько слоёв. Он, конечно, становится при этом ломким, но краска нормально держится. На фото пример окрашенных обвесов трапа моего первого корабля. С внутренней стороны виден цвет некрашеной ткани.
[/QUOTE
И брезент красили и чего только не красили! И если "краски не было", то "красили ночью" и "круглое" носили и "квадратное" катали...
В юности все это оказывается весело было...
Спор конечно очень интересный. А модель, я думаю, удалась. Мой голос за галерею.
С Уважением, Иван.
На сайте с 03.07.2013
71 год
На сайте с 26.10.2009
Обсуждение представленной модели прошло на высоком профессиональном и идейно-политическом уровне.
Были высказаны различные точки зрения, в результате чего многим нашим Коллегам стало намного ближе то далёкое и трагическое для нашей страны время.
Были озвучены многие технические особенности миноносцев того периода, вскрылись нюансы в их боевой и походной окраске.
НО!!!!!
При обсуждении данной проблематики, некоторыми из наших Коллег были допущены выпады личностного характера, в адрес оппонентов.
На нашем Форуме это недопустимо.
Поэтому некоторые комментарии просто удалены.
При повторении подобных выпадов, мною будут приняты более жёсткие меры административного характера.
Вернёмся к представленной модели.
Обсуждение получилось бурным и продуктивным, а это значит, что модель - "зацепила".
И это не может не радовать.
Модель достойна Галереи, и именно туда она и направляется!
С Уважением, Алексей.
с сайта
На сайте с 05.09.2019
Мне понравилось,блин я Курянин и ни как не соберусь построить Стерегущего
А в чем проблема? На "Соколы" материалов достаточно,плюс имеются уже построенные модели высокого класса!
60 лет
На сайте с 29.10.2010
Сильно тут у нас на каропке шли бои :)! Жаль я запоздал и не поучаствовал в самой схватке, но как говорится лучше поздно, чем никогда!
По модели. Модель добротная, качественная, собрана аккуратно и со знанием дела. Так что галерея - это без вопросов. Да модель уже в ней. Так что автора можно поздравить с очередным очень приличным кораблем и пожелать в будущем новых успехов.
Однако всегда есть какие-то но! И здесь тоже.
По леерам и деталировке орудий уже говорили. По окраске говорили совсем много, но поверьте, она действительно вызывает вопросы. Несомненно, что все кроме спасс-кругов, вполне могло быть одного цвета, и скорей всего в ходе военной компании оно так и случилось. Однако я лично придерживаюсь правил, что при полностью однотонной модели есть очень мало способов представить ее выразительно и что называется богато. Поэтому я цепляюсь за малейшие возможности оставить на модели как можно БОЛЬШЕ цветов, которые не противоречат тому, как было или вполне могло бы быть. Поэтому палубу можно было сделать и в кортезин и в линолеум и это сразу оживило бы модель минимум в двое. Рельсы конечно же под металл выкрасить, дать смыв небольшой по этому всему. В этом варианте модель даже чисто технически по исполнению смотрелась бы весомей, сложней и качественней.
Ну и круги, черт бы их побрал :)!
Все-таки очень сложно поверить в то, что их красили в серо-зеленый цвет. Нету тому каких-либо серьезных подтверждений. Фото совсем не в счЁт, поскольку в черно-белом исполнении, что серо-зеленый, что красный, что даже синий имеют очень близкие интенсивности и попросту сливаются друг с другом. И тут вступает в силу еще и обстоятельства освещенности и выдержки при экспонировании, и длительности проявки пластин и сама печать на бумагу и т.д. Отдельно надо сказать о качестве самих фото, что есть в сети. Не высокое оно и зачастую размыто все, разрешение слабое, чуть увеличить и муар уже пошел.
Так что есть кроме фоток?
Есть некие рассуждения. Так они гораздо убедительней звучали со стороны оппонентов автора модели. Действительно, выкрашенные в темный цвет круги банально не видны на воде и одну из своих главных задач - обозначать на воде место аварии они выполнять перестанут. Вместе с тем красный цвет все это делает и не сильно заметен на фоне самого корабля. Да и если корабль на боевой задаче, то никого он спасать по дороге не станет, даже тонущие корабли с командами не спасали, а шли выполнять задачу. Поэтому сколько на миноносце кругов? 4-6 не более. Их просто можно было снять с лееров и спрятать внутри корабля и все. Эти спасательные круги не являлись элементом спасения экипажа, это атрибут для внешних аварийных обстоятельств вне боевых задач и не более.
На сайте с 05.09.2019
Поэтому сколько на миноносце кругов? 4-6 не более. Их просто можно было снять с лееров и спрятать внутри корабля и все. Эти спасательные круги не являлись элементом спасения экипажа, это атрибут для внешних аварийных обстоятельств вне боевых задач и не более.
Вадим,привет!В рассуждении об окраске кругов (да и в целом модели),я с тобой полностью согласен - ну не красили круги в цвет борта! Ты не прав в том,что спас.круги не являются элементами спасения!Как раз наоборот - в случае чего,упал моряк в море (даже при выполнении боевой задачи,когда корабль не может заниматься его спасением),первым делом ему сбрасывают спас.круг,что бы хоть как-то он мог продержаться на воде некоторое время.И в бою,круги тоже "не прячут внутри корабля" - это нонсенс!
60 лет
На сайте с 29.10.2010
На сайте с 05.09.2019
Привет Игорь! Рад тебя слышать. Почему я написал именно так, про круги. Дело в том, что разбирая не одну фотку кораблей в частности 1ТОЭ я встречал их как с спасательными кругами по мостикам и боровым леерам, так и вовсе без них.А насколько я знаю средствами спасения экипажей в то время были индивидуальные средства, нагрудники из парусины и пробки, те же коечные сетки и пр.
Взаимно рад,Вадим!Ты прав,нагрудники и койки тоже использовались для спасения,но много ли ты видел фотографий,на которых матросы на палубе ходят в нагрудниках?Уверен,что нет!А отсутствие кругов на фотографиях вполне объяснимо - их могли менять,сушить,красить и т.д.А в бою круги могли быть разбиты осколками,сгореть,быть срезанными с креплений пороховыми газами...,да мало ли!Но круги и сейчас - неотъемлемая часть комплектации кораблей и судов спас.средствами.
Впрочем,мы отклонились от темы по оценке модели и надо,видимо,перестать флудить...
71 год
На сайте с 26.10.2009
Мы все узнаём очень много интересного.
С Уважением, Алексей.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий