Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это советская многоцелевая АПЛ проекта 705К «Лира», по терминологии НАТО «Alfa», выполненная в масштабе 1/350 фирмой HobbyBoss.
Прототип:
Подводные лодки проектов 705, 705К «Лира» — серия советских атомных подводных лодок, относящихся ко 2-ому поколению. Небольшие высокоскоростные одновальные лодки с титановым корпусом не имели аналогов по скорости и манёвренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника. Серия состояла из 7-ми корпусов, все входили в состав Северного флота. Наибольшую трудность при проектировании ПЛА пр.705 составляло удержание водоизмещения корабля в пределах 1500...2000 т и достижение высокой скорости. Для достижения заданной 40-узловой скорости при ограниченном водоизмещении требовалась высоконапряженная, обладающая большой агрегатной мощностью энергетическая установка. После исследования различных схем ГЭУ (в частности, рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу газовой турбины) было решено остановиться на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара. Расчеты показывали, что установка с ЖМТ по сравнению с ГЭУ, имеющей традиционный водоводяной реактор, обеспечивала экономию 300 т водоизмещения. В ходе проектирования число отсеков прочного корпуса было увеличено с трех до шести, в полтора раза возросло водоизмещение. Менялась численность экипажа корабля. Первоначально предполагалось, что она составит 16 человек, однако в дальнейшем, по требованиям ВМФ, экипаж довели до 29 человек (25 офицеров и четыре мичмана). Лодка (впервые в мире) была оснащена всплывающей рубкой, предназначенной для спасения одновременно всего экипажа «сухим» способом при всплытии с глубины вплоть до предельной, при больших величинах крена и дифферента. Управление подводной лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением. Несение постоянных вахт у отдельных механизмов и устройств не было предусмотрено; по готовности №1 и №2 производился лишь периодический обход необслуживаемых отсеков вахтенными. Боевая смена в реальной обстановке ограничена восемью членами экипажа. АПЛ 705 проекта была единственным в мире серийным проектом АПЛ на реакторе с жидкометаллическим теплоносителем. «Лиры» могли преследовать любую субмарину и оторваться от любого преследования. На разгон до полного хода им требовалось всего около 1 минуты. Скорость лодки позволяла ей отрываться даже от многих противолодочных торпед, на циркуляцию с разворотом на 180° ей требовалось всего 42 секунды.
ТТХ АПЛ:
Длина наибольшая: 81,4 м
Ширина: 10,0 м (по стабилизаторам: 13,5 м)
Средняя осадка: 7,6 м
Водоизмещение:
надводное: 2 280 т
подводное: 3 180 т
Скорость:
надводная: 14 уз.
подводная: до 41 уз.
Глубина погружения:
предельная 450 м
рабочая 320 м
Экипаж: 32 человек
Вооружение: 6х533 торпедных аппарата (боезапас 20 торпед).
26 июня 1972 г. заложена на стапеле Адмиралтейского завода в г. Санкт-Петербурге.
19 апреля 1978 г. спущена на воду.
29 декабря 1979 г. вступила в строй.
12 января 1980 г. включена в состав КСФ.
8 декабря 1989 г. размещена на СМП для выполнения среднего ремонта. При выполнении регламентных работ в реакторном отсеке произошла авария с выбросом радиоактивных веществ.
19 апреля 1990 г. исключена из состава ВМФ. За время службы выполнила задачи 8 боевых служб.
17 сентября 2009 г. – завершение второго (заключительного) этапа утилизации АПЛ.
Длина модели составляет 232,5 мм, ширина корпуса – 27 мм. Модель у китайцев получилась хорошая, но не без недостатков. У меня самые большие претензии к гребному винту, винтам резервной системы движения. Кроме того, некоторые выдвижные устройства сделаны некопийно.
Сборка:
Сборка модели вел на нашем форума: СМОТРИМ СТРОЙКУ Убрал стыки от многоразъемной пресс-формы на верхней половине корпуса, высверлил посадочное отверстие под аварийно-спасательный буй, сам буй выточил из пластикового прутка 3 мм, высверлил отверстия под кнехты, зашпаклевал на корпусе лишние шпигаты, зашпаклевал на левом борту рубки посадочное место под вентиляционную решетку и перенес ее ближе в нос (вообще это не совсем верное решение, т.к. у прототипа там совершенно иная решетка, но за неимением более похожего. сделал так), вклеил на свое место решетку по правому борту (но и здесь производитель ошибся - решетка должна быть меньше по размеру и также смещена в нос и чуть выше), отрезал невнятную имитацию винтов резервных движителей, заменив их на самодельные. Также заменил ступицу гребного винта, выточив ее из прутка, лопасти оставил травленые из набора, хоть они и непохожи на прототип. У водозаборников сточил глухую переднюю стенку и обточил ее, скруглив переднюю кромку. Половины корпуса сошлись хорошо. Из прутков и пластика сделал кнехты, а также имитацию ходовых огней.
Окраска:
Модель загрунтована грунтовкой Mr. Surfaser 1200. Особо рассказывать нечего: сначала WL, затем нижняя часть основного корпуса, затем верхняя. Местные высветления и затемнения основного цвета, чтобы придать некоторую неоднородность окраски.
Декали:
Декали использовал частично изкоробочные, частично остатки от микромировской 705ой, качество достойное, подложка тонкая, привариваются хорошо. Приваривал декали жидкостью от Тамии, которая Strong.
Итак, коллеги модель перед Вами – приятного просмотра! Критика, замечания и предложения, как всегда, приветствуются. Всем отличного настроения!
По моему мнению модель пр.705 одна из самых сложных. Сделать ее смотрибельной при таком аскетичном прототипе, та еще задача. Игорь, у Вас это получилось. Однозначно Галерея.
Да, замечательная работа!
Но какие же интересные идеи в ее основе, амеры так и не смогли это повторить.
Правда, свои проблемы были: вот фрагмент интервью академика РАН, председателя экспертного совета по проблемам флота и кораблестроению ВАК России, вице-адмирала Ашота Аракеловича САРКИСОВА:
"Лодки со свинцово-висмутовыми реакторами были построены, и началась их эксплуатация. Об опыте эксплуатации есть самые разные отзывы, от положительных до негативных.
То, что есть негативные отклики, не удивительно. Имели место аварии, и аварии были неприятны тем, что они сопровождались застыванием, замерзанием теплоносителя, которое полностью выводило из строя энергетическую установку. Конструкция установки не допускала повторного разогрева после замерзания.
То есть, как только запустили реактор, его требовалось постоянно поддерживать в горячем состоянии?
Всё время. Это был родовой недостаток этого реактора. Даже в тех случаях, когда лодка была на берегу и бездействовала в течение месяцев, надо было поддерживать теплоноситель в разогретом состоянии.
Чего боялись? Что твэлы будут раздавлены при замерзании?
Нет, всё гораздо проще. Установка при замерзании выходила из строя. Необратимый процесс – как замёрзла, так выбрасывать. В проекте была масса мелких трубок, страшно разветвлённая система контуров, и технически было нереально везде освободиться от пробок, которые возникали в результате замерзания.
Это первый недостаток установки, и надо честно признать, что он существовал. Второй недостаток обуславливался тем, что выбор спектра промежуточных нейтронов стал неоптимальным решением. В результате приходилось иметь довольно большой запас реактивности, многократно превышавший эффективную долю запаздывающих нейтронов. То есть, всегда была потенциальная опасность неуправляемого цепного процесса.
И общий вес стержней был при этом высоким? И, как следствие, опасность аварии с самоходом стержней…
Да, за счёт этого. Это был второй недостаток. Были и другие претензии, это я вам могу сказать откровенно как человек, выступавший в качестве заказчика этих лодок. Но в целом, несмотря на то, что имело место несколько аварий, я считаю, что опыт эксплуатации подтвердил жизнеспособность и перспективность этого направления.
К сожалению, в то время не было возможности тянуть два направления параллельно. Поэтому было построено семь подводных лодок 705-го проекта, и на этом серия завершила своё существование.
Приходилось слышать мнение от некоторых из Ваших коллег, что насосы никуда не годились.
Не согласен с таким утверждением. Те насосы, которые работали, свою задачу выполняли."
по модели - все же непонятно, как отстреливалась рубка (ведь она была всплывающая!) на фото не нашел границы на резине,. неужели она рвалась от пиропатронов?
С уважением, Владимир.
Комментарии
65 лет
На сайте с 09.05.2016
54 года
На сайте с 27.06.2011
71 год
На сайте с 26.10.2009
Поздравляю!
Курс - Галерея.
С Уважением, Алексей.
На сайте с 09.01.2011
Изящность в минимализме форм ...
46 лет
На сайте с 31.12.2011
55 лет
На сайте с 16.09.2012
Но какие же интересные идеи в ее основе, амеры так и не смогли это повторить.
Правда, свои проблемы были: вот фрагмент интервью академика РАН, председателя экспертного совета по проблемам флота и кораблестроению ВАК России, вице-адмирала Ашота Аракеловича САРКИСОВА:
"Лодки со свинцово-висмутовыми реакторами были построены, и началась их эксплуатация. Об опыте эксплуатации есть самые разные отзывы, от положительных до негативных.
То, что есть негативные отклики, не удивительно. Имели место аварии, и аварии были неприятны тем, что они сопровождались застыванием, замерзанием теплоносителя, которое полностью выводило из строя энергетическую установку. Конструкция установки не допускала повторного разогрева после замерзания.
То есть, как только запустили реактор, его требовалось постоянно поддерживать в горячем состоянии?
Всё время. Это был родовой недостаток этого реактора. Даже в тех случаях, когда лодка была на берегу и бездействовала в течение месяцев, надо было поддерживать теплоноситель в разогретом состоянии.
Чего боялись? Что твэлы будут раздавлены при замерзании?
Нет, всё гораздо проще. Установка при замерзании выходила из строя. Необратимый процесс – как замёрзла, так выбрасывать. В проекте была масса мелких трубок, страшно разветвлённая система контуров, и технически было нереально везде освободиться от пробок, которые возникали в результате замерзания.
Это первый недостаток установки, и надо честно признать, что он существовал. Второй недостаток обуславливался тем, что выбор спектра промежуточных нейтронов стал неоптимальным решением. В результате приходилось иметь довольно большой запас реактивности, многократно превышавший эффективную долю запаздывающих нейтронов. То есть, всегда была потенциальная опасность неуправляемого цепного процесса.
И общий вес стержней был при этом высоким? И, как следствие, опасность аварии с самоходом стержней…
Да, за счёт этого. Это был второй недостаток. Были и другие претензии, это я вам могу сказать откровенно как человек, выступавший в качестве заказчика этих лодок. Но в целом, несмотря на то, что имело место несколько аварий, я считаю, что опыт эксплуатации подтвердил жизнеспособность и перспективность этого направления.
К сожалению, в то время не было возможности тянуть два направления параллельно. Поэтому было построено семь подводных лодок 705-го проекта, и на этом серия завершила своё существование.
Приходилось слышать мнение от некоторых из Ваших коллег, что насосы никуда не годились.
Не согласен с таким утверждением. Те насосы, которые работали, свою задачу выполняли."
по модели - все же непонятно, как отстреливалась рубка (ведь она была всплывающая!) на фото не нашел границы на резине,. неужели она рвалась от пиропатронов?
С уважением, Владимир.
46 лет
На сайте с 31.12.2011
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий