Историческая справка:
Родиной канонерских иолов по праву считается Швеция.
Изучая почти столетний опыт противостояния главных стран, определяющих расстановку сил на Балтике, России и Швеции, вице-адмирал А. Эренсверд пришел к выводу, что завоевание господства на Балтийском море будет зависеть не от активности линейных флотов, а от контроля за шхерными фарватерами. Для обеспечения превосходства над возможными противниками Эренсверд предложил оснастить шведский Армейский флот вместо неудобных, малоэффективных и требующих больших экипажей средиземноморских галер более современными кораблями.
Базовые проекты новых кораблей были разработаны известнейшим шведским судостроителем английского происхождения Фредериком Чапманом, и с 70-х годов XVIII века началось их строительство.
Несмотря на внесение многих изменений , устранить недостатки шхерных фрегатов в полной мере не удалось. Поэтому командующий шведским Армейским флотом полковник Г. Тролле, поставил перед Ф. Чапманом новую задачу-спроектировать для балтийских шхер более маневренные и легкие суда. Решение проблемы крылось в строительстве специальных гребных вооруженных судов для прикрытия парусного флота. Проведя ряд ходовых испытаний и изучив опыт предыдущих войн в районе финских шхер, известный кораблестроитель решил проблему предложив создать малые, легкие, вооруженные небольшим количеством крупнокалиберных орудий канонерские лодки.
Продолжая активно участвовать в создании флота нового образца, Ф Чапман создал еще один новый тип боевого гребного судна-канонерский йол. В отличие от канонерской лодки, йолы были более дешевы и требовали меньше времени на постройку, чем канонерские лодки. Данное парусно-гребное артиллерийское судно в отличии от других судов, имело в корме за транцем треугольное «продолжение», покрытое слегка выпуклой палубой по ватерлинии. Сделано это было с целью придания большей плавучести кормовой части судна, где стояло тяжелое орудие крупного калибра.
Сильное артиллерийское вооружение и хорошая маневренность при небольшой численности экипажа, малом водоизмещением и ничтожной осадке судна позволяли вести боевые действия в самых труднодоступных районах, набирать экипажи из людей, не имеющих хорошей морской подготовки. Так в первом Роченсальмском сражении флот Швеции потерял более 40% крупных парусных судов и только 5% канонерских лодок и йолов.
Основным недостатком малых парусно-гребных судов являлось отсутствие жилых помещений, в следствии чего люди постоянно находились на верхней палубе, не имея укрытия на ночь и в непогоду. Преимущества йолов быстро привлекли к ним интерес судостроителей всех европейских стран, и в конце XVIII- начале XIX веков канонерские йолы наравне с канонерскими лодками составляли костяк прибрежных шхерных флотилий в большинстве стран Балтики.
Уже в ходе Шведской войны 1788-1790 годов, Россия у которой появились взятые в плен вражеские канонерские лодки и йолы, быстро оценила преимущества нового типа судов и в следующем году начала активно их строить. К началу летней компании 1789 года Балтийский флот сумел выставить уже 63 канонерских лодки российской постройки сошедших со стапелей Волховской, Вильманстрандской и Фридрихсгамской верфей. Производство йолов на российских верфях началось позже, уже после анализа Выборгского и Роченсальмского сражении.
В России йолы строили по образцу шведских, взятых в качестве трофеев в различных сражениях, и вооружали 18 и 24 фунтовыми орудиями. Первые 20 йолов были построены на Рижской верфи С. Дуракиным в 1791 г. К началу очередной войны со Швецией 1808-1809 годов против Шведского флота Россия сумела выставить собственный шхерный флот: 233 канонерки (из них 25 трофейных шведских) и 114 канонерских йола. Швеция же использовала в сражениях на Балтике лишь 89 канонерок и 73 йола.
16 августа 1808 года гребная флотилия капитана 1 ранга Селиванова, состоявшая из 24-х канонерок и йолов, приняла бой с трижды превосходящим по силам шведским флотом у острова Вартсалана и разгромила застигнутого врасплох противника. Очередная победа русской парусно-гребной флотилии была одержана у острова Судсало 5 сентября 1808 года.
Появление русских канонерок и йолов на Балтике к большому расстройству шведов, которые изобрели их, оказало решительный перевес в пользу России, что сказалось на результатах Шведской войны 1808-1809 годов. Малые суда полностью сковали в маневре объединенный англо-шведский флот в финских шхерах, что позволило сухопутным русским армиям беспрепятственно наступать вдоль побережья.
Последние Йолы для Балтийского флота были построены в 1833 году. Немного о наборе и постройке модели:
Набор представлен отечественным производителем Мастер Корабел специализирующемся на производстве наборов парусных кораблей Российского Флота. Сейчас в серию «Российские парусники» входит 5 наборов.
У меня это уже третий набор данного производителя. Хочется отметить высокое качество и ювелирную стыкуемость деталей. Силовой набор после сборки представляет собой практически монолит исключающий искривление корпуса. Все детали идеально встают на свои места, напильник понадобился только для снятия малки. Модель собрана, что называется из коробки. Заменен только такелаж.
Размер модели: Длина-215 мм. Ширина-56мм. Высота-120мм.
Спасибо всем, кто помогал в процессе строительства советами.
Приятного просмотра. Не забываем ставить оценки и комментировать.
Цитата: Ух! Интересная конструкция ! А по горизонтали орудие наводилось всем корпусом ?
Да по горизонту орудие наводилось поворотом всего корпуса с помощью пяти весел вставляемых в специальные уключины.
Комментарии
Возраст неизвестен
На сайте с 28.04.2011
57 лет
На сайте с 19.01.2015
35 лет
На сайте с 27.03.2013
На сайте с 01.08.2010
57 лет
На сайте с 21.10.2011
Ух! Интересная конструкция ! А по горизонтали орудие наводилось всем корпусом ?
Да по горизонту орудие наводилось поворотом всего корпуса с помощью пяти весел вставляемых в специальные уключины.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий