Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Добрый день уважаемые коллеги.
Хочу предложить вашему вниманию небольшой обзор трактора ХТЗ 15/30 который находится в экспозиции «Музея железнодорожной техники им. Н.А. Акулинина.» г. Новосибирска Надо отметить, что сам музей очень интересен и заслуживает отдельного подробного обзора, что и будет обязательно сделано в ближайшее время.
Подробную информацию нашел на сайте Государственного бюджетного учреждения культуры Московской области «Военно-технический музей»
«Колесный пахотный трактор СТЗ-15/30, иногда обозначаемый также, как СТЗ-1, стал первым отечественным трактором, выпускавшимся массово на конвейере. Его появление можно считать таким же важным событием в истории индустриализации страны, как освоение производства автомобилей ГАЗ на Горьковском автозаводе.
В 1926 году Высший Совет народного хозяйства СССР принял решение о строительстве первого в стране тракторного завода в Сталинграде. Место выбрали в 14 километрах от центра города, и 12 июля 1926 года состоялась церемония закладки завода. Сталинградский тракторный входил в число первых промышленных объектов, возводившихся по планам ускоренной индустриализации СССР, принятым в конце 1920-х годов. В том же 1926 году ушел из жизни видный деятель партии большевиков и Советского государства Ф. Э. Дзержинский. В память о Феликсе Эдмундовиче, жители Сталинграда ходатайствовали перед ЦИК СССР о присвоении строящемуся заводу его имени. Перед центральной проходной завода в 1932 году установлен памятник Дзержинскому.
Нет ничего удивительного в том, что в 20-е годы в стране еще не был накоплен собственный опыт проектирования недорогих массовых тракторов и, главное, создания технологии их крупносерийного выпуска. Поэтому первый трактор, как и многие другие машины тех лет, приобрели в США. Проектировала Сталинградский тракторный завод фирма Albert Kahn Inc., основанная знаменитым американским архитектором Альбертом Каном. А конструкцию трактора позаимствовали у компании Mc Cormic, которая, кстати, успешно действует и в наши дни, предлагая современную сельскохозяйственную технику на рынке России XXI века. По результатам испытаний различных зарубежных тракторов, проведенных в Советском Союзе летом 1926 года, лучшей моделью был признан легкий Mc Cormic Deering 10/20. Его и рекомендовали в качестве прототипа первого сталинградского трактора. Но советские инженеры вовремя выдвинули идею, что для нашей страны нужна более мощная модель трактора, обладающая запасом прочности и надежности, увеличенным моторесурсом в тяжелых условиях эксплуатации. В результате, к серийному производству в Сталинграде приняли более мощный и тяжелый трактор из модельного ряда той же компании Mc Cormic International 15/30. У советской версии этого трактора остался американский цифровой индекс через дробь.
Первый трактор СТЗ-15/30 сошел с конвейера новенького завода в Сталинграде 17 июня 1930 года в 15 часов. Меньше, чем через два года, 20 апреля 1932 года завод вышел на свою проектную мощность. С конвейера сходило 144 трактора в сутки. Между тем, в 1931 году выпуск точно таких же тракторов был освоен на Харьковском тракторном заводе с индексом СХТЗ-15/30. Согласно технической документации, первые СХТЗ и СХТЗ предназначались для выполнения работы с двухкорпусными, трехкорпусными плугами и другими сельскохозяйственными машинами общего назначения, в том числе с приводом от вала отбора мощности, а также для приведения в действие стационарных машин.
Как и большинство пахотных тракторов того периода, СХТЗ-15/30 был настоящей железной машиной, у которой даже штурвал рулевого колеса и седло тракториста - стальные штампованные. И колесные обода тоже стальные, голые, без каких-либо шин. На задних ведущих колесах к ободам привинчены мощные треугольные шипы грунтозацепов, или как их еще называют, почвозацепов. Трактор не предназначался для езды по дорогам с твердым покрытием, а на пашне 30-х годов шины еще казались излишеством, да и исключалась необходимость освоения выпуска сложных и недешевых резино-технических изделий.
Карбюраторный четырехтактный 4-цилиндровый двигатель работал, как и у других тракторов 20-30-х годов, на керосине. Он развивал мощность 30 л.с. (22 кВт). Тракторист оперировал трехскоростной коробкой передач. В результате, машина развивала скорость в диапазоне от 3,5 до 7,4 км/ч., а максимальное тяговое усилие на крюке достигало 15 л.с. (11 кВт).
Наряду с тракторами «Фордзон-Путиловец» и более легким «Универсалом», СХТЗ-15/30 активно входил в хозяйственную жизнь советской деревни. Железного коня бок-о-бок с колхозниками осваивали колхозницы.
Первый трактор встающей на ноги индустрии воплощал в себе простые, удобные в производстве и эксплуатации технические решения. Компоновка трактора СХТЗ-15/30 была классическая, основание рамное. Литая чугунная рама трактора совмещалась с масляной ванной трансмиссии. Для повышения надежности и ресурса двигателя применялись масляный насос (передовое решение по сравнению с еще встречавшейся тогда смазкой подшипников и трущихся пар разбрызгиванием) и фильтр в системе смазки, масляный воздухоочиститель в системе питания. Система зажигания высокого напряжения работала от магнето, как у многих автомобильных и мотоциклетных моторов 30-х.»
Именно на таком тракторе работала Паша Ангелина
Завод изготовитель: Харьковский тракторный завод
Годы выпуска: 1931-1937г.
Тип трактора: Колесный. Общего назначения.
Мощность двигателя: 32,5 л. с.
Мощность на крюке: 15 л. с.
Топливо: керосин
Вес: 3011кг.
Количество передач: 3 вперед. 1 назад
Скорость: 3,5-7.4 км/ч.
Количество выпущенных экземпляров: 397000 шт.
Трактор передан в дар от Куйбышевского сельскохозяйственного техникума.
Обзор дополнен фотографиями нескольких сохранившихся экземпляров СХТЗ-15/30
На последнем фото «Интернэйшенел Харвестер». Именно по чертежам этого трактора выпускался СХТЗ-15/30
Комментарии
На сайте с 12.01.2011
Вроде с теперешними событиями на Украине завод этот закрыли.....
44 года
На сайте с 29.06.2008
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий