Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Як-9Л— одноместный одномоторный поршневой истребитель-бомбардировщик, стоявший на вооружении ВВС СССР в 1944-1945 годы. Отличался от стандартного Як-9 наличием четырех контейнеров за кабиной для укладки бомб ФАБ-100 или бомбовых кассет для 32–х 1,5-2,5 бомб.
Модификацию Як-9Д в истребитель-бомбардировщик выполнили за один месяц. Госиспытания проходили c 23 марта 1944 г. до августа 1944 г.
Для освоения и войсковых испытаний этой техники в Мае 1944 года была создана 130-я ИАД в составе 168-го ИАП, выведенного из 303-й ИАД, и не имевших боевого опыта 409-го и 909-го ИАП. Командиром дивизии стал Герой Советского Союза Полковник Ф. И. Шинкаренко, один из лучших истребителей Советско - Финляндского конфликта, неоднократно проводивший в своих частях в военные годы испытания новой техники в боевых условиях.
Войсковые испытания с 18 декабря 1944 г. по 20 февраля 1945 г.
Было произведено 2494 боевых самолето-вылетов с бомбометанием, сброшено 51047 бомб общей массой 356,5 т, проведено 53 воздушных боя, сбито 25 самолетов противника, в том числе 20 FW-190, 2 Me-109, 1 Арадо-56, 2 He-129. Потери Як-9Б в воздушных боях - 4 сбито и 4 подбито.
В результате бомбометаний выведено из строя и уничтожено много техники и живой силы противника: танков - 29, бронетранспортеров - 11, автомашин - 1014, автоцистерн - 17, тракторов - 3, орудий - 7, паровозов - 18, железнодорожных вагонов - 161, станционных зданий - 20, складов горючего - 4 и т.д.
Несмотря на положительные результаты боевого применения, Як-9Л получил по итогам войсковых испытаний, в общем, неудовлетворительную оценку вследствие отсутствия специального прицела для бомбометания; сложности пилотирования при бомбовой нагрузке 500 и 400 кг и полной заправке горючего, а также наличия таких дефектов, как зависание авиабомб при бомбометании с пикирования под углом более 45 градусов, трудность загрузки и разгрузки самолета бомбами и др.
По этой причине, а также вследствие близкого окончания Великой Отечественной войны была построена лишь войсковая серия Як-9Л (в феврале-марте 1944 г.) в количестве 109 машин. Ими была полностью вооружена одна 130 иад на 3-м Белорусском фронте,
168-й ИАП, лётчикам которого была подарена эскадрилья "Москва", возглавлял многоопытный Подполковник Г. А. Когрушев, начавший войну командиром 11-го ИАП ПВО Москвы.
Самолёт командира полка подполковника Г. А. Когрушева был получен в один день с эскадрильей "Москва".
После окончания подготовки полк в первые дни октября 1944 на фронте самолёты дивизии не выполняли самостоятельных задач в своём исконном качестве истребителей - бомбардировщиков. Основным было сопровождение штурмовиков. Вскоре, в ходе Первой Восточно - Прусской операции пилоты 168-го ИАП занялись тем, для чего они собственно и прилетели на фронт - бомбёжкой и полётами на "свободную охоту" в качестве бомбардировщиков. Наряду с сопровождением Ил-2 и Пе-2 эти задачи составляли по одной трети боевых вылетов.
В 1945 году бомбоштурмовые удары стали основной работой полка, составив более 50% её заданий. Дополнение составляли полёты на сопровождение и разведку.
Когрушев Григорий Александрович родился 20 Ноября 1909 года,
С 26 марта по 5 августа 1938 года участвовал в национально - революционной войне испанского народа.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
В годы войны командовал 11-м, 172-м и 168-м ИАП, совершил 180 боевых вылетов, сбил 4 самолёта лично и 2 в составе группы. Полковник с 26 октября 1944 года, уволен в запас 4 октября 1946 года.
Награждён орденами: Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени; медалями
Проживал в городе Люберцы Московской области (Россия).
Умер в 1976 году
Прототип модели – Як-9Л, Подполковника Г. А. Когрушева командира 168-ого ИАП 130-я ИАД. Самолет с заводским номером 12153100 получен 13 июня 1944 года.
Сказка о стройке здесь
Доработки:
Модель извлеклась на свет частично собранной (склеены половинки корпуса, в крыльях грубо прорезаны ниши шасси, половинки крыльев склеены). При этом часть деталей были утеряны (лопасти, например).
1.Переточены с какого-то хлама лопасти
2. На кок сделаны храповик и ствол ШВАК (игла)
3. Капоту придана уплощеная форма и наращены углы сверху
4. Капот обшит фольгой, по которой накатана клепка.
5. Выхлопушки из тянутого литника, высверлены
6. Фонарь – давлен из пленки, переплет – фольга самоклейка
7. Кабина – самодел целиком, приборка-пивжесть, ремни – папироская фольга
8. Сделан набор ниш шасси, ниш закрылок
9. Заборники и радиаторы все переделаны, обтекатель маслорадиатора – с нуля целиком
10. Зализ крыла и боковая панель – фольга
11.Доработаны стойки шасси, створки полность самодел взамен утерянных
12. За кабиной сделаны тунели бомбоотсека, снизу установлены створки бомбоотсеков – 2 открыты, 2 закрыты
13. Изображены две загруженные бомбы
14. Сверху установлена лебедка для загрузки бомб
15. Лючок сверху для доступа к рации – фольга
16. Антенны – бантик
17. Крыльевые АНО-родные, хвостовой – тянутый прозрачный литник
18. Створки хвостового колеса – смодел (родные утеряны)
Декали родные, но техничка немасштабна, потому эти надписи делал красной краской. Сами декали от долгого хранения рассыпались, приходилось стыковать кусочки прямо на модели.
Красил тамией, цвета мешал сам. Смывка - акварель. Копоть – тамиевский “смог”.
Снизу самолет показать не могу – приклеен к подставке ради того, чтобы четко зафиксировать техника на козлах с лебедкой.
Техники – звездовские ( фигурки очень хороши для работы).
Подставка – гипс на фанере, трава – крашенная пакля.
Стыдно стало за старые снимки, потому все переснял.
Добавил укупорку бомб.
Повторное выставление с полностью новой фотосессией.
Снимки на прямом солнце и в тени.
Цитата: Отличный Як! Заслуженное первое место на конкурсе!
Да нет, Василий. Первое место заняла P-38 "Молния". Як проигрывает Молнии в зрелищности и объеме доработок.
Цитата: Первый раз встречаю такое название. Всю жизнь его называли Як-9Б.
Во время принятия на вооружение и во войны он был Л (люковый), после эту модификацию переименовали в Б.
Это написано ВО ВСЕХ книгах о "девятке"
Цитата: Первый раз встречаю такое название. Всю жизнь его называли Як-9Б.
Сперва он был "Л", а потом переделали на "Б".
"Л" - по наличию бомболюка. Однако эффективность бомбометания была низкой, самолет не получил широкого распространения..
Цитата: "Л" - по наличию бомболюка. Однако эффективность бомбометания была низкой, самолет не получил широкого распространения..
Изготовлено всего 109 шт.Понятно, что идея бомбардировщика из истребителя изжила себя, когда достигли подавляющего воздушного превосходства. А по применению - инфа есть в описании модели.
Вот еще о бомбардировочной работе.
Як-9Л не имел бомбардировочных прицелов, и приходилось использовать различные метки и штырьки на капоте и крыле; пикировать на боевом курсе круче 45 градусов не позволяло вертикальное расположение бомб во внутреннем отсеке. Тем не менее, успехи приходили. 12 Декабря 1944 года пара Петров - Ляпкин, вылетев на "охоту", обнаружила на перегоне эшелон в 30 вагонов и 2 платформы с зенитками. Спикировав со стороны солнца с 1500 метров до 100, лётчики высыпали на состав запас ПТАБов. Загорелись 5 вагонов, в поезде начались взрывы. В следующих двух заходах противника расстреливали из пушек и пулемётов и, выведя из строя паровоз, благополучно ушли.
Вот еще:
Газеты того времени писали:
"Ежедневно десятки самолётов с надписями на фюзеляжах "Москва" и "Малый театр - фронту" наносят чувствительные удары немецкому зверю в его собственной берлоге.
Только за три дня боевых действий эти самолёты уничтожили до 30 танков, до 100 машин с техникой и боеприпасами. На машинах москвичей наши лётчики провели 16 воздушных боёв, сбив при этом 9 "Фокке - Вульфов - 190" и 3 "Мессершмитта - 109".
Композиция очень интересная. Доверюсь тем кто видел в живую!!! Конкретно про модель: качество исполнения не могу оценить из-за очень низкого качества фотографий - наверное по 70-150 Кб весят.? Ошибка тем обиднее, что автор значимый и уважаемый в нашем деле и не новичок, который первый раз высставляется... такую работу хотелось бы смотреть в качественном фото-исполнении!! С уважением.
Цитата: Понятно, что идея бомбардировщика из истребителя изжила себя, когда достигли подавляющего воздушного превосходства.
Однако, противник в это время останавливает производство бомбардировщиков, передав ударные функции истребителям. У союзников нет проблем с превосходством в воздухе, но в "ударники" переводят не только устаревающие Р-38,-39,-40,-47, Харрикейны и Тайфуны, но и вполне кошерные Мустанги, Темпесты и Спитфайры. Так что дело не в превосходстве в воздухе. Дело в том, что у нас самый массовый самолет вообще - Ил-2, который при всех его недостатках, кроет по ударным возможностям Як, как слон овцу. И как раз то самое превосходство, позволяет использовать их, без оглядки на плюсы "истребителей-бомбардировщиков". Это во-первых. А во-вторых, ну хиловат был Як в этой роли. Был бы Як цельнометаллическим полумонококком с движком в 2000 л.с., был бы совсем другой коленкор.
Все ИМХО, конечно.
Судя по всему самолет истребитель-бомбардировщик нужен и в случае превосходства в воздухе противника (чтобы действовать без прикрытия дефицитных истребителей), и в случае своего тотального преимущества - перепрофилирование истребителей позволит хоть как-то занять их ввиду отсутствия воздушного врага.
Кстати, Яшки-Л стали массово летать на бомбардировку именно в 45-м, когда Люфтваффе было радикально прорежено и количественно и качественно.
И переориентация союзников на штурмовые миссии это подтверждает.
Ну а в чем реальная причина появления в самом начале 1944 запроса на Як-9Л , я не знаю.
Цитата: Судя по всему самолет истребитель-бомбардировщик нужен и в случае превосходства в воздухе противника (чтобы действовать без прикрытия дефицитных истребителей), и в случае своего тотального преимущества - перепрофилирование истребителей позволит хоть как-то занять их ввиду отсутствия воздушного врага.
Вот поэтому меня сильно веселила формулировка "чистый истребитель" в одно из ГБ. Ударные функции - практически штатное свойство практически любого истребителя, заложенное при разработке, или приобретенное в ходе модификаций. Все-все применяли истребители в ударной роли, от нужды, или от жира. Цитата:
И переориентация союзников на штурмовые миссии это подтверждает.
Ну а в чем реальная причина появления в самом начале 1944 запроса на Як-9Л , я не знаю.
Да не было никакой "переориентации". Как появились бомбодержатели, так и пошли в ход. Bf109E/B, Р-40Е, A-36. А причина появления Як-9Л наверное просто запоздалая реакция на колонны под Москвой :-)
Цитата: Константин, а есть у вас фото этой реальной машины? Был бы благодарен если бы поделились (в заначке лежит такая же модель)
http://karopka.ru/forum/forum189/topic20719/?PAGEN_1=1
Здесь сказка, исследования и фотографии прототипа.
Работа очень интересная, заслуживает уважения, т.к. Константин приложил к ней не мало труда и упорства. 72 масштаб, работать очень трудно, а тут такое! Но... На выставке не был, а потому приходится ориентироваться на то, что вижу... Очень блеклые цвета, хотя и была ссылка на то, что это редактор. Брошенная бомба на взлётке без укупорки, наверное не совсем правильно.
Комментарии
51 год
На сайте с 17.08.2010
57 лет
На сайте с 09.10.2011
Отличный Як! Заслуженное первое место на конкурсе!
Да нет, Василий. Первое место заняла P-38 "Молния". Як проигрывает Молнии в зрелищности и объеме доработок.
48 лет
На сайте с 16.11.2015
56 лет
На сайте с 01.04.2014
Очень! Да и вообще, это уже закос под диораму.
+1
56 лет
На сайте с 09.10.2009
57 лет
На сайте с 09.10.2011
Первый раз встречаю такое название. Всю жизнь его называли Як-9Б.
Во время принятия на вооружение и во войны он был Л (люковый), после эту модификацию переименовали в Б.
Это написано ВО ВСЕХ книгах о "девятке"
На сайте с 02.08.2013
Первый раз встречаю такое название. Всю жизнь его называли Як-9Б.
Сперва он был "Л", а потом переделали на "Б".
"Л" - по наличию бомболюка. Однако эффективность бомбометания была низкой, самолет не получил широкого распространения..
57 лет
На сайте с 09.10.2011
"Л" - по наличию бомболюка. Однако эффективность бомбометания была низкой, самолет не получил широкого распространения..
Изготовлено всего 109 шт.Понятно, что идея бомбардировщика из истребителя изжила себя, когда достигли подавляющего воздушного превосходства. А по применению - инфа есть в описании модели.
Вот еще о бомбардировочной работе.
Як-9Л не имел бомбардировочных прицелов, и приходилось использовать различные метки и штырьки на капоте и крыле; пикировать на боевом курсе круче 45 градусов не позволяло вертикальное расположение бомб во внутреннем отсеке. Тем не менее, успехи приходили. 12 Декабря 1944 года пара Петров - Ляпкин, вылетев на "охоту", обнаружила на перегоне эшелон в 30 вагонов и 2 платформы с зенитками. Спикировав со стороны солнца с 1500 метров до 100, лётчики высыпали на состав запас ПТАБов. Загорелись 5 вагонов, в поезде начались взрывы. В следующих двух заходах противника расстреливали из пушек и пулемётов и, выведя из строя паровоз, благополучно ушли.
Вот еще:
Газеты того времени писали:
"Ежедневно десятки самолётов с надписями на фюзеляжах "Москва" и "Малый театр - фронту" наносят чувствительные удары немецкому зверю в его собственной берлоге.
Только за три дня боевых действий эти самолёты уничтожили до 30 танков, до 100 машин с техникой и боеприпасами. На машинах москвичей наши лётчики провели 16 воздушных боёв, сбив при этом 9 "Фокке - Вульфов - 190" и 3 "Мессершмитта - 109".
На сайте с 26.01.2013
57 лет
На сайте с 24.07.2012
Понятно, что идея бомбардировщика из истребителя изжила себя, когда достигли подавляющего воздушного превосходства.
Однако, противник в это время останавливает производство бомбардировщиков, передав ударные функции истребителям. У союзников нет проблем с превосходством в воздухе, но в "ударники" переводят не только устаревающие Р-38,-39,-40,-47, Харрикейны и Тайфуны, но и вполне кошерные Мустанги, Темпесты и Спитфайры. Так что дело не в превосходстве в воздухе. Дело в том, что у нас самый массовый самолет вообще - Ил-2, который при всех его недостатках, кроет по ударным возможностям Як, как слон овцу. И как раз то самое превосходство, позволяет использовать их, без оглядки на плюсы "истребителей-бомбардировщиков". Это во-первых. А во-вторых, ну хиловат был Як в этой роли. Был бы Як цельнометаллическим полумонококком с движком в 2000 л.с., был бы совсем другой коленкор.
Все ИМХО, конечно.
57 лет
На сайте с 09.10.2011
Кстати, Яшки-Л стали массово летать на бомбардировку именно в 45-м, когда Люфтваффе было радикально прорежено и количественно и качественно.
И переориентация союзников на штурмовые миссии это подтверждает.
Ну а в чем реальная причина появления в самом начале 1944 запроса на Як-9Л , я не знаю.
57 лет
На сайте с 24.07.2012
Судя по всему самолет истребитель-бомбардировщик нужен и в случае превосходства в воздухе противника (чтобы действовать без прикрытия дефицитных истребителей), и в случае своего тотального преимущества - перепрофилирование истребителей позволит хоть как-то занять их ввиду отсутствия воздушного врага.
Вот поэтому меня сильно веселила формулировка "чистый истребитель" в одно из ГБ. Ударные функции - практически штатное свойство практически любого истребителя, заложенное при разработке, или приобретенное в ходе модификаций. Все-все применяли истребители в ударной роли, от нужды, или от жира.
Цитата:
И переориентация союзников на штурмовые миссии это подтверждает.
Ну а в чем реальная причина появления в самом начале 1944 запроса на Як-9Л , я не знаю.
Да не было никакой "переориентации". Как появились бомбодержатели, так и пошли в ход. Bf109E/B, Р-40Е, A-36. А причина появления Як-9Л наверное просто запоздалая реакция на колонны под Москвой :-)
39 лет
На сайте с 24.03.2013
50 лет
На сайте с 04.01.2015
На сайте с 17.10.2010
Потрясающая работа
Опередил :-)
Практически тоже самое хотел написать: мАстерская работа!
Практически всегда, Костя, с первого раза узнаю твои работы
57 лет
На сайте с 09.10.2011
47 лет
На сайте с 22.01.2013
57 лет
На сайте с 09.10.2011
Константин, а есть у вас фото этой реальной машины? Был бы благодарен если бы поделились (в заначке лежит такая же модель)
http://karopka.ru/forum/forum189/topic20719/?PAGEN_1=1
Здесь сказка, исследования и фотографии прототипа.
47 лет
На сайте с 22.01.2013
69 лет
На сайте с 15.07.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий