Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Первый серийный Як-28ПП покинул цеха завода в 1968 году. «Пэпэшники» не выделяли в отдельную серию, а производили параллельно с боевыми машинами: на последних этапах комплектации самолеты, «назначенные» в помехопостановщики, отводили на отдельный участок цеха спецоборудования и дооснащали необходимыми системами и узлами. Всего на ИМЗ в 1967-1971 годах было построено 84 самолета Як-28ПП.
Государственные испытания самолет прошел лишь в 1970 году.
Самолет Як-28ПП мог создавать комплексные помехи радиоэлектронным средствам (РЭС) противника, т.к. в составе его специализированного оборудования имелись как активные, так и пассивные средства радиопротиводействия (РПД).
Активные средства включали три типа помеховых станций, которые в соответствии со своим назначением подразделялись на средства групповой защиты («Букет» и «Фасоль») и индивидуальной защиты («Сирень»). Первые позволяли прикрыть помехами целую группу самолетов, вторые служили для самообороны (либо взаимной обороны двух и более машин).
РЭС подразделяются на две группы: средства управления войсками и средства управления оружием. К первым относятся станции дальнего обнаружения, станции наведения и целеуказания, станции просто целеуказания, а также станции обнаружения и наведения. Все эти РЛС работают в режиме обзора, просматривая пространство либо в круговом режиме (на 360°), либо в определенном угловом секторе.
Если обнаруженная цель не отвечает на сигналы опознавания «свой-чужой» и принято решение на ее уничтожение, «эстафету» принимают средства управления оружием. Эти станции предназначены непосредственно для наведения ракет либо пушек. К ним относятся бортовые РЛС перехвата и прицеливания истребителей, РЛС сопровождения, слежения за целью и ракетой зенитно-ракетных комплексов, головки самонаведения ракет «воздух-воздух» и «земля-воздух», станции орудийной наводки зенитной артиллерии и другие. Такие РЛС работают в режиме обзора только до момента захвата цели, а затем переходят в режим сопровождения, когда регулярно облучают и регулярно измеряют координаты и наводят оружие. Измерение координат и наведение проводится с высокой точностью, но только в ограниченном секторе пространства .
Самолет Як-28ПП специально был создан для подавления РЭС управления войсками и линий связи. Для этой цели на нем были установлены станции групповой защиты «Букет» и «Фасоль».
«Букет» — это «открытое» общее название станций активных радиоэлектронных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55. Фактически это одна и та же станция, но настроенная на разные частотные диапазоны. Литеры указывали на различия по диапазону частот: СПС-22 генерировала помехи в диапазон волн 22-30 см, СПС-33 — 12,5 — 22 см, СПС-44- 10-12,5 см и СПС-55 — 8-10 см. Для идентификации по самолету-носителю в их названия входили еще две цифры: например, для Як-28ПП полный индекс был СПС-22-28, СПС-33-28 и т.д., для Ту-16П- СПС-22-16, СПС-33-16 и т.д. В целом комплект станций СПС различных литеров позволял перекрывать радиопомехами весь спектр частот, использовавшихся РЭС управления войсками «вероятного противника» в 60-х годах. Все станции были взаимозаменяемы: в случае необходимости легко можно было снять с самолета спецконтейнер, например, с СПС-22 и на его место установить с СПС-55 и т.п.
Станция СПС — автоматическая, хотя в техописании она называется полуавтоматической. У нее есть свой анализатор и передатчики помех. У каждого литера — четыре или шесть передатчиков, которые перекрывают диаграмму направленности подавляемой РЛС (один — на один сектор, второй — на второй и т.п.). Она может создавать заградительные либо прицельные помехи, причем выбор производится автоматически в зависимости от радиоэлектронной обстановки.
После включения СПС вначале анализирует обстановку. Если фиксируется облучение от РЛС противника, блок анализатора определяет его рабочую частоту и мощность. Затем передатчики генерируют на данной частоте помехи необходимой мощности. Определенный интервал времени (примерно 2,5 — 3 мин.) она излучает помехи, потом прекращает и снова анализирует сигнал РЛС.
Если противник начинает менять частоту излучения своих радаров, СПС автоматически отслеживает эти изменения и формирует помехи в зависимости от режима их работы. Аналоговый анализатор — схема логики, выполненная на реле (50-е годы!), определяет, сколько сигналов приходит в данном частотном диапазоне и как они между собой расположены. У него есть несколько режимов работы, которые выбираются автоматически. Если, например, приходят пять сигналов от пяти РЛС, и их частоты сильно отличаются, то он создает пять прицельных участков помех, расставив их по диапазону. Если после очередного анализа окажется, что две или более РЛС сблизились по рабочей частоте, то их «накроют» общей заградительной помехой, а оставшиеся будут подавляться прицельными помехами (после подстройки на их новые частоты).
В зависимости от состава группировки РЭС противника по маршруту полета и диапазона их рабочих частот на Як-28ПП устанавливалась одна из станций СПС: СПС-22, СПС-33 или иная. Для того, чтобы перекрыть весь нужный диапазон, на один самолет ставят, допустим, СПС-22, на другой — СПС-44, на третий — СПС-55, и все эти три самолета либо идут в боевых порядках, либо барражируют в зонах.
Для конца 60-х СПС была весьма неплохой станцией: она отвечала предъявляемым требованиям и по энергетическим, и по оперативным характеристикам. Иначе говоря, мощности ее передатчиков хватало для подавления отраженных сигналов РЛС противника, а быстродействие позволяло своевременно реагировать на изменения радиоэлектронной обстановки (то есть если противник переходил на другую рабочую частоту, СПС быстро ее «ловила» и снова «забивала» помехами). Но с начала 70-х годов у вероятного противника появились станции, которые намного быстрее (в том числе скачкообразно) могли перестраивать свою частоту. Возросла мощность импульсов их излучения, появились более узкие диаграммы направленности. Позднее вообще были созданы РЛС нового типа, с фазированными решетками, которые просматривали не весь диапазон, а лишь нужные участки, задерживаясь больше на них и, соответственно, накапливая энергию отраженного сигнала.
Ламповые «Букеты», созданные в конце 50-х и имевшие изрядную инерцию, стали «запаздывать»: пока они определяли параметры излучения и создавали помеху, противник уже беспрепятственно работал на другой частоте, да и мощности для подавления эхо-сигналов стало нехватать. Ввиду потери эффективности они были сняты с вооружения, причем вместе с самолетами Як-28ПП и Ту-16П: в России — в 1993 году, на украине — годом позднее.
Вторая станция групповой защиты, установленная на Як-28ПП — это СПС-5-28 литера ПП-1, или «Фасоль». Ее саблеобразные передающие антенны на нижних внешних сторонах гондол двигателей характерны только для Як-28ПП и позволяют легко визуально выделить его из многочисленного семейства «двадцать восьмых».
СПС-5, как и ее более современная модель СПС-5М — станция прямошумовых помех. Она не автоматическая — включать ее должен либо летчик, либо штурман-оператор. При прокладке маршрута просто отмечают участки, где она должна работать. Подлетают к начальной точке — включают и ставят шумовые помехи. Подлетают к конечной — выключают и т.д. Станция имеет четыре сменных передатчика (А,Б,В и Г), отличающиеся параметрами генерируемого излучения.
Несмотря на «возраст» (она древнее «Букета») и простоту конструкции, «Фасоль» все еще находится на вооружении. Станции «Букет» и «Фасоль» установлены в спецконтейнере самолета Як-28ПП. Антенны «Букета» находятся в нижней части спецконтейнера и закрыты общим выпуклым радиопрозрачным обтекателем.
Радарам управления огнем Як-28ПП мог ставить помехи только в порядке самообороны. Для этого он имел на борту станцию индивидуальной защиты из комплекта «Сирень». «Сирень» — это «открытое» название станций имитирующих радиоэлектронных помех СПС-141, СПС-142 и СПС-143. Все станции взаимозаменяемы, в зависимости от характера задания на самолет могли устанавливать любую из них. Блоки размещены по правому борту в нише между шпангоутами № 6 и № 10, передающий — в носу кабины штурмана.. Ниша закрывалась съемной крышкой, в нижней передней части которой находился весьма скромных размеров воздухозаборник: имитирующие помехи, генерируемые этой станцией, не требовали большой мощности и, соответственно, интенсивного охлаждения. Передающие антенны — в малых каплеобразных обтекателях по бокам корневой части штанги ПВД, приемные — с обоих бортов за кабиной пилота. Станция ставила уводящие помехи (по дальности и по скорости) как импульсным, так и доплеров-ским РЛС управления оружием (бортовым РЛ прицелам истребителей, станциям наведения ЗРК, ЗУР и УР «воздух-воздух» с РЛ ГСН). Она принимала облучающий импульс, автоматически определяла его параметры и формировала серию аналогичных ложных ответных сигналов с временной задержкой, которые и приводили к срыву наведения (отметка от реальной цели терялась среди ложных).
В качестве пассивных средств РПД на Як-28ПП применялись неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-5П и устройства сброса «Автомат-2И».
Под плоскостью крыла самолета на балочных держателях устанавливались два 16-ствольных универсальных пусковых блока УБ-16-57УМ с противорадиолокационными НАР С-5П (ПАРС-57) калибра 57 мм. Залпом этих ракет можно было моментально создать завесу пассивных помех по курсу полета в виде облачка из тонких металлизированных волокон. Такая завеса способна была «прикрыть» ударные самолеты от обзорных РЛС противника на срок от 10 минут до часа (в зависимости от высоты и метеоусловий). На борту не было прицелов, поэтому НАР отстреливали прямо по курсу: самолет просто набирал нужную высоту либо приподнимал нос.
Ракета С-5П была принята на вооружение 31.12.1964 г. Ее масса составляла 5 кг, длина 1.073 м, скорость полета 450-480 м/с. Через определенное время после пуска она выбрасывала поочередно три пакета с диполями из металлизированного стекловолокна, которые, разлетаясь, и образовывали завесу. БЧ могла снаряжаться различными видами диполей. Позднее была заменена модернизированной ракетой С-5П1.
Устройство «Автомат-2И» (КДС-19) с двумя симметричными балками устанавливалось под гондолами двигателей. Оно предназначалось для создания помех РЛС перехвата самолета путем сбрасывания противорадиолокационных дипольных отражателей из металлизированного стекловолокна в заднюю полусферу. Сброс производился вручную (нажатием кнопок отстрела, установленных на сдвоенном пульте управления при включенном автомате защиты «Помеха») или автоматически по сигналам станции предупреждения об облучении РЛС противника «Сирена-3». Кроме того, устройство АСО-2И отстреливало спецпатроны («тепловые ловушки»), создававшие помехи самонаводящимся ракетам с ИК (тепловыми) ГСН.
В ВВС Як-28ПП первоначально направлялись в разведывательные авиаполки, имевшие на вооружении, Як-27Р и Як-28Р. Это было весьма логично: во-первых, упрощалось обеспечение и обслуживание ввиду высокой степени унификации узлов и систем, во-вторых — наряд сил для постановки помех напрямую зависел от выявленных разведчиками РЛС противника в районе цели и на маршруте следования. При этом структура разведполков приобрела следующий вид: первая и вторая эскадрильи были разведывательными, третья — постановщиков помех.
Испытать Як-28ПП в боевых условиях, к счастью, не довелось: в Афганистане подавлять радары не требовалось (за неимением оных у моджахедов), а на экспорт ни одна модель Як-28 не поставлялась. Зато учебная нагрузка на Як-28ПП была много выше, чем на другие типы самолетов. «Яки» давали настолько мощные активные помехи, что у прикрываемых ими бомбардировщиков Су-24 отказывались нормально работать радиолокационные прицелы. Они хорошо глушили «вражьи» РЛС того времени и наши П-18 — П-37 (на них образовывались мощные секторы засветки). Заодно в зоне помех доставалось и «мирному населению»: начинали «мигать» и «рябить» телевизоры (при работе «Букета») и «хрипеть» радиоприемники (от «Фасоли»). Включение «Фасоли» вызывало нездоровый ажиотаж и у «стратегических ракетчиков»: не могли нормально работать их загоризонтные РЛС. Дежурные из РВСН начинали «обрывать телефоны» у летчиков, требуя «прекратить безобразие» и грозя всяческими карами. Но «прекратить» было сложно: СПС-5 нарушала связь даже у самого постановщика помех…».
После распада СССР 118-й ОАП РЭБ вошел в состав авиации Украины. На начало 1992 года он имел 30 шт. Як-28ПП. Но самолет к этому времени уже безнадежно устарел, и поэтому оказался в числе первых претендентов на снятие с вооружения. В декабре 1994 года полк был расформирован. Из оставшихся на тот момент 22-х «яков» 20 были утилизированы, а два перелетели на аэродром Овруч на хранение.
В России Як-28ПП были сняты с вооружения годом ранее. Некоторое их количество находится до настоящего времени на консервации на авиаремонтном заводе № 26 в г. Пушкин Ленинградской области.
Саму модель собирал без дополнений, просто из коробки.. Постарался детально проработать обе кабины, на фото указал что там да как. Используя просторы интернета, нашел и воспользовался данными по раскраске кабин и цвета всех кнопок, лампочек и т.д. Впервые имел дело с 48-м масштабом. Набор довольно богат по количеству деталей. Дополнительно создал аэродромную площадку как подставку под модель. Краски/лак Тамия, МрХобби.
Цитата: Очень здорово! Толковая историческая справка, спасибо, с интересом читал. С декалями, правда, беда
Спасибо большое! Я только учусь )) в следующий раз постараюсь не забыть нанести глянцевый лак перед нанесением декалей ))
На не обработанных фото, точнее ушатаных, цвета камо вроде ничего, напыл конечно слишком разбросан. И вообще по окраске не аккуратно. Стойка крыльевая ушла куда то. Вообще машина красивая. Жаль в 72 в таком качестве никто не делает.
С шагренью покраски лютый перебор! И вылезла она из-за очень непрофессиональной обработки снимков, повышение резкости без шумодава даёт такой эффект "лимонной корки" по поверхностям. В итоге, я вижу какой-то страшный кирзовый сапог, а не модель.
И шагрень, и дикий оверспрей... Слишком все это... Грубовато получилось.
Еще один момент - деколи следовало наносить на глянцевый лак, а не на краску, соответственно, после нанесения, деки надо было вскрыть глянцем Такая последовательность позволяет скрыть подложку и лучше закрепить деколь. Заодно и шагрень прикрывает.
Цитата: И шагрень, и дикий оверспрей... Слишком все это... Грубовато получилось.
Юр, это на 70% последствия обработки. Посмотри на плиты - они с такой же кирзой. Я пару фоток покрутил в Лайтруме на откат и вполне себе можно добиться гладкой поверхности. ПОЧТИ гладкой, каковой она и была при съёмке и наверняка есть на модели. Просто снято, судя по всему, на телефон и в нём же обработано, а айфоновский редактор при переборе с шарпом, чёткостью и контрастом (в андроиде помягче будет)на мониторе компа даёт подобный эффект. На телефоне смотрится просто офигенно, а на мониторе - беда. Но если я ошибаюсь в своих рассуждениях, тогда это уже серьёзный промах по покраске.
Цитата: На не обработанных фото, точнее ушатаных, цвета камо вроде ничего, напыл конечно слишком разбросан.
Эти фото тоже обработаны, но боке не дало редактору цепануть резкость на всю модель. Перешарп прекрасно виден на воздухозаборниках и конусах.
Комментарии
На сайте с 02.02.2019
На сайте с 23.12.2010
Очень здорово! Толковая историческая справка, спасибо, с интересом читал. С декалями, правда, беда
Спасибо большое! Я только учусь )) в следующий раз постараюсь не забыть нанести глянцевый лак перед нанесением декалей ))
43 года
На сайте с 03.10.2013
45 лет
На сайте с 11.09.2015
59 лет
На сайте с 18.07.2010
На сайте с 15.10.2010
39 лет
На сайте с 31.07.2012
54 года
На сайте с 21.10.2009
48 лет
На сайте с 13.04.2007
Еще один момент - деколи следовало наносить на глянцевый лак, а не на краску, соответственно, после нанесения, деки надо было вскрыть глянцем Такая последовательность позволяет скрыть подложку и лучше закрепить деколь. Заодно и шагрень прикрывает.
54 года
На сайте с 21.10.2009
И шагрень, и дикий оверспрей... Слишком все это... Грубовато получилось.
Юр, это на 70% последствия обработки. Посмотри на плиты - они с такой же кирзой. Я пару фоток покрутил в Лайтруме на откат и вполне себе можно добиться гладкой поверхности. ПОЧТИ гладкой, каковой она и была при съёмке и наверняка есть на модели. Просто снято, судя по всему, на телефон и в нём же обработано, а айфоновский редактор при переборе с шарпом, чёткостью и контрастом (в андроиде помягче будет)на мониторе компа даёт подобный эффект. На телефоне смотрится просто офигенно, а на мониторе - беда. Но если я ошибаюсь в своих рассуждениях, тогда это уже серьёзный промах по покраске.
54 года
На сайте с 21.10.2009
На не обработанных фото, точнее ушатаных, цвета камо вроде ничего, напыл конечно слишком разбросан.
Эти фото тоже обработаны, но боке не дало редактору цепануть резкость на всю модель. Перешарп прекрасно виден на воздухозаборниках и конусах.
48 лет
На сайте с 13.04.2007
За сим - работу возвращаю в личные.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий