Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
КОШКА В ГОРОШЕК
Приветствую всех Коллег по увлечению и просто интересующихся!
«Никогда такого не было, и вот опять»: недавно завершил работу над очередной «Пантерой», о которой хотел бы рассказать. Давно хотел «Пантеру» в «дисковом» камуфляже, и вот – решил-таки собрать машину производства завода MNH октября 1944 г. Машины периода октября 1944 г. выпуска этого завода очень интересны своим так называемым «дисковым» камуфляжем из характерных кругов малого диаметра. Выглядит машина, камуфлированная таким способом очень необычно, и резко выделяется на фоне окрашенных с применением более привычных камуфляжных схем.
Эдакая «Кошка в горошек».
ПРОТОТИП
Прототипом моей модели послужила «Пантера» с тактическим номером 114, представленная на фото, прилагаемом к статье. Принадлежала она 1./SS-Pz.Rgt. 1. (1 танковый полк 1 танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» (LSSAH), и входил в состав Боевой группы Пайпера (Kampfgruppe Peiper, KG Peiper) под командованием Иоахима Пайпера.
Машина вела боевые действия в районе населённого пункта la Gleize в Бельгии и была оставлена после отступления KR Peiper из данного населённого пункта.
Перед работой, потребовалось собрать определённые сведения о прототипе и периоде выпуска, которые я кратко опишу сейчас, однако есть много мелочей, которые уместнее будут при описании доработок. Базовые вводные с учётом периода выпуска таковы:
1. Отсутствует циммерит;
2. Отопитель Kampfraumheizung уже установлен;
3. В продолжение (2) – сдвижные решётки на правых надрадиаторных сетках при этом отсутствуют;
4. Отсутствуют пластины индикаторов применения ОВ;
5. Пластина крепления прибора Ortercompass не установлена;
6. Выхлопные трубы пока ещё без искропламегасителей, но уже прикрыты кожухами;
7. Бронировки выводов выхлопных труб – литые;
8. На башне имеются характерные крючья для навешивания запасных траков в качестве доп.бронирования
9. Машина развёрнута кормой, и маска её орудия не видна. Однако, для данного периода была характерна так называемая «промежуточная» усиленная маска с приливами в районе спаренного пулемёта и прицела, и часть машин получили её. Есть основания полагать, что эта – как раз из их числа;
10. Направляющее колесо – пока ещё раннего типа;
11. Кормовые амортизаторы ещё пока не упразднены;
12. Стальная направляющая вместо обрезиненного ролика ещё не применяется данным заводом;
13. Ящики для имущества – пока тоже с Х-образной выштамповкой, и встречающиется порой у MNH ящики с вертикальной выштамповкой нам тут «не грозят».
Вкратце – так, ну а дальше – по тексту.
МОДЕЛЬ
Для постройки использовались следующие наборы:
Dragon 6267 Panther G early production – базовый набор отличного качества, позволяющий собрать различные варианты танков «Пантера». Он содержит в общем-то все детали и для постройки например поздней машины DB, и имеет в своём составе как раз литник с ранним ленивцем. Башня не имеет прилива под вывод ленты синхронизации ПНВ с прицелом, что уменьшает объём работы в моём случае. Очень полезны металлические формованные крюки, которые я применил в работе с большим удовольствием. Набор очень похож на Dragon 6268, и отличается лишь в небольших деталях.
PanzerArt RE35-071 "Reinforce" Mantlet for Panther A/G Tank – усиленная маска пушки с приливами, встречающаяся на машинах этой серии;
Friulmodel ATL-08 Panther late Type Tracks – металлические траки позднего типа с «шевронами» для танков «Пантера» и машин на их базе. Минусом траков является то, что они «односторонние»: отверстие под «палец» с одной стороны траков, и на одной из гусеничных лент они будут наружу. С другой стороны – на ведущее колесо они ложатся идеально, плюс пролиты даже литьевые номера на траках. Использовать их или аналог от MasterClub (как считается, более копийный, хотя например тех же литьевых номеров на них нет) – на мой взгляд, дело вкуса;
Griffon Model L35001 BONUSPACK WWII German Sd.Kfz.171 Panther Ausf.G Tank (Metal Barrel Inside) - набор фототравления, который был приобретён достаточно давно в количестве аж двух экземпляров для двух разных машин, прежде всего из-за точёного ствола. Ранее я писал, что это - самый худший из известных мне наборов для деталировки танка «Пантера», и я крайне не рекомендую его к покупке. Практически все элементы исполнены не корректно. Малопригодны и не копийны даже столь значимые и трудноизготовляемые «ручками» элементы как сетки МО, цепочки. С учётом того, что этот комплект был полный, и особенностью ниже – опять скажу, что просто не очень хороший за свои деньги. Всё-же ствол конечно – просто отличный, этой мой выбор для поздних «Пантер». Кроме того, век живи-век учись… а вот «рубленные» лепестки на шахту отопителя оказались как раз правильными, в свете новых чётких фото «Пантер», в то время как большинство фирм делает их скруглёнными, что не верно. И я оценил фиксатор орудия в положении «по-походному»: это очень стоящая вещь. Также, я использую их козырёк над маской пушки: хорошо сгибается, хорошо «садится» по месту. Экраны так-то тоже из этого набора. Их впрочем, как и ствол, можно приобрести отдельно;
ABER 35 221 Sd.Kfz.171 Panther Ausf.G Late production (dragon model) – набор травления на поздние «Пантеры» от ABER. Использован ради нескольких цепочек, крепления огнетушителя, уголка над тубусом для банника, держателя конвойного фонаря и цепи фиксатора орудия, а также ещё каких-то расходных мелочей;
ABER 35L-98 Set of 2 barrels for german machine gun MG 34 with Panzermantel – точёный курсовой пулемёт в танковом кожухе. В наборе 2 пулемёта. В общем-то, хороший пулемёт, часто ставлю их на модели, но замечаю уже не 1 раз: иногда бывает ощущение чуть «подкрученного» кожуха: впрочем, не критично, но разок всё же пришлось поиграть с позиционированием и поработать модельным ножом: одна из бороздок была чуть в сторону.
ABER R-26 1/35 German 2m antenna rods (set of 3 pcs) – набор точёных 2-х метровых антенн для немецкой бронетехники. Отличного качества и с барашками зажимного устройства в комплекте. Рекомендую!;
Aber 35 G14 Grills for Panther, Ausf.G, very late – травлёные сетки на решётки моторного отсека, поздний тип. Это мои любимые сетки. На мой взгляд, самое изящное травление. Единственная проблема – это не корректные «лепестки» со скруглённым, а не рубленным сектором. Но, на это у меня есть набор Griffon. У кого нет – тоже не проблема: берём чертежи и срезаем;
Eureka XXL ER-3501 Towing cable for Panzer V Panther Ausf. G – медные буксировочные тросы и трос для натяжения гусениц. Традиционно качественный и удобный в работе трос. Хотя, их хрупкие коуши из смолы я стараюсь не ставить, что было сделано и на этот раз: к их тросам я применил родные коуши;
Add On Parts 35-0022 Panther IR Box with Spare Wheel – каток запасной из этого набора. Приобретался набор из-за короба ПНВ, вот и катко сгодился;
Reality in Scale № 35242 1/35 German 75mm Long Ammo Boxes (12 resin pieces and Archer decals) – отличный набор снарядных ящиков для танков, вооружённых орудием 7,5 cm Kw.K 42 и его вариациями. Качественное литьё. Особую ценность составляют декали с маркировкой снарядов;
Различная самодельная мелочёвка и остатки от других наборов, в том числе - цепочки, пластиковые прутки и полоски Evergreen, метизы MasterClub.
Как обычно, пойдём снизу-вверх при описании процесса постройки.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Заменил гусеницы на металлические от Friulmodel. Хотя конечно многие предпочитают им отличные траки от MasterClub, мне по-старинке привычней эти траки. Гусеничная лента, набранная из 86 звеньев – адекватно ложится на ходовую по длине, и без проблем стыкуется с ведущим колесом. Собирались траки легко и приятно.
Были доработаны «ленивцы» из набора – добавлено отверстие для смазки путём придания нужной формы отлитой имитации, болтиков от MasterClub. Ленивцы получили фактуру литья. Как я и писал – ленивец ставим раннешь типа, это чётко видно на фото машины
Ведущие колёса сделал рабочими, вставив внутрь резиновую втулку, и имитировал литьё;
КОРПУС
Добавлены сварные швы на пальцеотбойниках;
Перемещены в корректные позиции крышки амортизаторов: здесь открываем чертежи и переносим правые амортизаторы в соответствии с ними;
Пожалуй, традиционно, одна из самых малозаметных и при этом не самая приятная доработка: на каждом из 4-х демпферов-ограничителей хода балансиров. Данные ограничители стоят парами, по 2 штуки на борт, и ограничивают ход последних и первых балансиров. Это придаёт ходу машины плавности: она не сильно «роет мордой» и не проседает на корму. В ограничителях высверлены отверстия, расточены канавки и имитирована корончатая гайка крепления обрезиненных пружин. Поскольку при рассверливании отверстие всё же выходи коническое, была взята сразу гайка с шайбой, при вклеивании в полученное отверстие в верхней части ограничителя - как раз смотрится как просто гайка на ровной поверхности. На готовой модели с экранами к сожалению доработка не видна;
Раньше я уже писал в статьях, что бронировка вентиляции отделения управления стоит не просто над отверстием: отверстие имеет возможность закрываться круглой (как я понял) крышкой. Это в принципе логично: иначе, при форсировании, например, водной преграды вода будет уверенно заливать отделение управления. Ну или осколки и прочее могут попасть в вентиляционное отверстие. Что получается у нашего прототипа: октябрьские машины MNH получили крыши корпуса ещё с П-образным бортиком в отдалении от отверстия воздухозабора (на вариант с круглым отверстием и отбортовкой вокруг него окончательно перешли примерно к декабрю 1944), представляющего собой квадратный вырез со скруглёнными углами. По идее, оно тоже должно было прикрываться специальной заглушкой Beluftungsplitz, однако октябрьские машины из-за задержек с поставками их не получили. Для модели это значит следующее: бортик не срезаем, деталь С29 – не устанавливаем, заглушку – не имитируем;
Удалены лишние сварные швы на панелях над вентиляторами на крыше МО;
Доработана шахта отопителя Kampfraumheizung: добавлена фактура литья, стяжные болты. Обычно, строя «Пантеры» с отопителем, мы думаем: сколько лепестков поставить, сколько уложить рядом… Тут же думать не надо, всё на фото: 3 «лепестка» на ближайшей к корме половине шахты установлены, остальные – видимо лежали рядом при «жизни» машины, они были уложены в доработанное крепление (добавлены пластинки над пазами для выступа на круглой части «лепестков», центральный элемент с прижимной пластиной, цепочка от фиксатора);
Травлёные сетrи и решётки на крыше моторного отсека из набора заменил на травлёные от Alliance Model Works: на мой взгляд, лучше соблюдён шаг самой сетки, чем у родных, но – хуже ABER. Вообще я считаю, что если ячейка решётки масштабна, то на готовой модели легко читается рисунок собственно бронированной решётки под ней. Здесь это соблюдается, на мой взгляд. Устанавливая их, я рассверливаю отверстия в прямоугольных сетках шире, сверлю отверстия такого же диаметра в решётках над радиаторами, и фиксирую сетки смоляными болтами (ну по периметру, впрочем, они тоже проклеены;
А вот именно со сдвижными решётками над правыми надрадиаторными сетками на крыше моторного отсека меня постигла неудача: изначально я не учёл, что из-за перебоя с поставками, о которых заявил MNH в данный период, они не устанавливались на данные машины. На фото этого явно невидно: как раз правая сторона завалена пеплом от сгоревшего запасного катка и черепицей. А вот на фото известной машины №131 того же периода выпуска и завода – чётко видно, что пластин, регулирующих воздушный поток, нет. Дальнейший разбор ситуации и показал причину: перебой с поставками от смежников. Пришлось всё отдирать, остальным настоятельно рекомендую решётки сдвижные на машины этих серий не ставить.
Хотя я в данный момент не смог установить закономерность использования типов литых решёток над вентиляторами для разных заводов в соответствии с количеством приливов литьевой формы, сами следы питателей были имитированы: я остановился на 4-х приливной решётке, добавив на неё соответствующие небольшие выступы. Также на решётках имитирована фактура литья;
Добавил сварные швы ко всем подъёмным рымам;
Установлена двухметровая антенна от ABER в рассверленный стандартный резиновый постамент из набора;
На корме заменил на травление крепление фонаря, добавил к нему проводку, для проводки выполнил имитацию вывода на корме, рассверлив имеющийся вывод;
На кормовой плите заменил суппорт инерционного стартера. На этот раз изготовил его из тонкого полистирола и обрезков пластикового прутка;
Добавил травлёный светоотражатель на корме;
Показал сварной шов между кормовой плитой и днищем машины;
В части крепления шанцевого инструмента и навесного оборудования:
все крепления были заменены на изготовленные комбинированным способом. Идущие в комплекте рамки и деражтели на мой взгляд конечно толстоваты, НО вынужден признать: травлёные мне кажутся слишком тонкими. Поэтому, рамки в лобовой части были сточены по толщине, а пластины креплений всего остального инструменты были выполнены из полосок Evergreen. Зажимы инструмента из набора травления меня не устроили, я использовал рабочие от ABER, позднего типа. Держатели траков – комбинированные, полоска основания – пластиковая, а держатели траков – травлёные. К полосам и рамкам крепления шанца добавил также следы приварки к корпусу.
В итоге – на мой взгляд ни идущие в комплекте с травлением, ни предлагаемые в наборе элементы нельзя считать копийными: одни – переразмерены по технологическим причинам, другие – недоразмерены, видимо по аналогичным. Я пока остановился на таком вот варианте применительно ко всем креплениям, который Вы можете видеть на модели: сочетание травлёных зажимов с пластиковыми основаниями из полосок 0.38 мм, чуть сточенными дополнительно по толщине.
В этот раз не забыл я и полый стержень с отверстием, через которое «пальцем» с цепочкой крепится с одной стороны ключ для натяжения гусениц. Он изготовлен из высверленной латунной трубочки.
Тубус для банника я делаю из пластикового прутка подходящего диаметра от Evergreen, отрезая его в соответствии с чертежами по длине. К ним проще клеить крепления тубуса к корпусу из пластковых полосок и торцевые крышки из набора, доработанные цепочками и ручками из набора травления с шанцевым инструментом от Aber.
Ну и держатель троса для натяжения гусениц получил на финальном этапе одну часто игнорируемую деталь: цепочку с небольшим карабином. Ей обматывали трос, не допуская его разматывания, что я и постарался сделать.
Запасные траки установлены от MasterClub: во-первых, они с более детальной имитацией пальца крепления, а во-вторых – лёгкие, уверенно будут держаться в хрупких держателях;
Использованы мелкие заклёпки, срезанные с каких-то деталей других наборов для изображенияголовок шурупов на изкоробочных деталях, имитирующих деревянные демпферы люков между металлическими пластинками. Ну, уже лучше, но всё равно – вышло переразмеряно и прорезь в головке шурупа залило краской при покраске J ;
На замки ящика ЗИП поставил застёжки из основного набора травления от Griffon: сгибать не просто, но… выглядят они хорошо;
Из деталей травления поставил фиксаторы грязевых щитков;
Установил пластины поддержки ящиков ЗИП, сделанные из тонкой медной пластины по шаблону на основе чертежа машины. Я кстати был удивлён, что среди множества плат металла в травлении от Griffon нет этих реально нужных деталей. К корпусу и ящика я креплю из смоляными гайками и болтами от Masterclub. На ящике показываем болт, на корпусе-гайку.
Цепь заглушки шаровой пулемётной установки был вынужден взять из стороннего набора (от DAN-models, набор цепей и замков), в наборе от Griffon она не дотягивается до заглушки. Узел крепления к корпусу изготовил самостоятельно: он представляет собой изогнутую пластинку, и 3 шайбы, прижимающие её сверху корончатой гайкой;
В шаровую установку поставил точёный пулемёт от ABER. Обратите внимание: он располагается длиной прорезью в кожухе вверх;
Изготовил из набора Griffon фиксатор орудия в положении «по-походному». Честно говоря, был удивлён, как всё чётко состыковалось. И оно того стоило: выглядит очень масштабно. Я конечно доработал - где следует, добавив сварных швов. А вот цепь я взял из набора ABER: она очень масштабная на мой взгляд, а в отверстия, данные в её звеньях, я вклеил отрезки тончайшей жёсткой проволоки из набора травления. Смотрится на мой взгляд натурально!
Я опять поставил свои любимые экраны от Griffon Model. Кстати, из-за использования мною стандартных пластиковых консолей для навески экранов, установить травлёные контрящие пластинки не представилось возможным. Мне однако, опять из-за особенностей окраски была важнее прочность и возможность пару раз снять и поставить их на уже окрашенной модели. Благо с допусками всё в порядке, и это удалось сделать не ободрав краску и ничего не сломав;
В этих экранах, на мой взгляд, сильно переразмерены отверстия для монтажа. Когда я смонтировал их на держатели – в принципе, всё оказалось не так уж и страшно, тем более что в размер они в общем-то попадают. Ровные, садятся на держатели хорошо. Тем не менее, общее впечатление в итоге смазалось. Например, экраны Voyager – держатся идеально только на трении. Но в старых набора вояджер зачем-то делает кормовые экраны не равные по размерам передним, что не верно. Новые – не проверял. Здесь, учитывая опыт предыдущей модели «Пантеры» - я доработал консоли пластинками для лучшего «цепляния» экранов, скруглив место приклеивания.
Вообще же, ставить или нет экраны – вопрос выбора прототипа, но в общем случае, я считаю – ставить.
Я решил их поставить и на этой модели: машины не так побитые жизнью как эта их имеют, на заводе их ставили и тоже камуфлировали, что чётко видно по фото. А раз я делаю модель не по «посмертной» фотографии, а показываю, какой машина была до того, как была подбита и сгорела – экраны нужны обязательно.
БАШНЯ
Вообще для начала, следует оговорить, какой мы будем себе её видеть. На фото к сожалению все не очень однозначно, хотя определённые моменты уже понятны.
Для начала, башня точно не имеет пластин для индикаторов применения противником ОВ (отравляющих веществ).
Но не пластинами едиными полнится башня.
Кроме всего прочего, раз машина октябрьская – она не имеет также и ввода под ленту, синхронизирующую движение прицела по вертикали в зависимости от указаний командира, смотрящего в ПНВ. Также, пока отсутствует пластина прибора Ortercompass. Отверстие под неё следует зашпатлевать. А вот основания для сборного крана срезать не следует: они уже были в этот период.
Последний момент по башне, который виден не явно, но важен нам – это вентилятор боевого отделения. Фото однозначного ответа не даёт, хотя у 131-й машины – скорее сварной. Вообще, вентилятор сварного или штампованного типа индикатором периода выпуска не является, хотя штампованный и появился позже: ставились те, которые были у поставщика. Так вот, есть фото башни из числа, поставленных заводу MAN в указанный период, с комментарием, что MNH в общем-то получила такой же комплект. У этих башен – сварная бронировка вентилятора. Она и была использована мной в работе.
Далее, башня была подвергнута базовым доработкам, здесь всё довольно стандартно:
1. Исправил ошибку с геометрией неподвижной частью бронировки орудия, добавил травлёный козырёк над маской пушки;
2. Маска орудия в общем-то неплохо встаёт на модель, но с ней нужна аккуратность в работе: она тонкая, хрупкая, имеет неприятный прилив смолы внутри (не сточив который, её не поставить), но – в общем хорошо встаёт на штатное место. Имеет приятную фактуру литья, и деликатно сделанный козырёк над отверстием прицела, который я очень не рекомендую отламывать: сделать такой же можно, но зачем, если отлитый очень тонкий и похожий на себя по форме? Маска кстати имеет характерный литьевой номер, который дан и на её смоляной уменьшенной копии. Я также аккуратно прошёлся по маске мелкозернистой наждачной бумагой: уж больно она гладная, на мой взгляд это улучшит адгезию грунтовки и краски;
3. На самом деле я и сам пропускал порой этот момент…но, не забывайте, что лобовая деталь башни «Пантеры» - была литая. Добавил слегка соответствующей фактуры;
4. Сместил кормовой эваколюк влево (как обычно, посредством срезания слевой стороны кормовой плиты пластика и наращивания справа перед приклеиванием;
5. Имитировал сварные швы между кормовой бронеплитой башни и её бортами;
6. Установлен точёный ствол от Griffon Model: изделие очень качественное, нареканий нет, устанавливается идеально. Только не забудьте, что ВНАЧАЛЕ надо установить маску орудия, и только потом – дульный тормоз;
7. На командирской башенке усилил фактуру литья, добавил указатель направления на орудие из набора травления от Griffon;
8. На крышу башни установил крючья для подвешивания траков. Вообще, для «Пантер», навешивание траков на башню – очень частое явление. Так что, любителям «обвеса» - очень рекомендую, это было настолько частым явлением, что порой кажется, что фото «Пантер» без траков – меньше, чем с ними J;
Обратите внимание, что навешивали траки не только зубьями наружу, но и зубьями внутрь – в таком случае, траки потенциально давали надёжную защиту от кумулятивного снаряда даже относительно крупного калибра.Здесь крюки – круглые в сечении. На самом деле не так они и просты в работе, как кажется. Это хорошо, что Dragon не только даёт уже отформованные крюки в наборе из твёрдой проволоки, но и цветом на отлитой детали башни показывает, где их клеить! Это очень большое дело: так меньше шансов, что траки висеть будут криво и абы как, чего к слову сказать – не было в реальности. При приклеивании крюка, площадь касания его части, лежащей на крыше – минимальна, а с крюками в районе ком.башенки –всё ещё хуже. Так что я сразу в местах приклеивания крюков наклеил предварительно тонко нарезанные кусочки пластиковых полосок Evergreen. Между ними вклеил уже крюки. теперь клей их держит крепко: снизу и по бокам! А затем я размачивая отрезки пластика снаружи тонким модельным ножом имитировал приварку. Теперь крюки держатся ещё крепче: они почти запаяны пластиком с боков! Я правда, немного переборщил: реально, приварки очень аккуратные, еле видны.
А траки я всё же повесил смоляные от Masterclub: они почти невесомые, лёгкие. Прихватил их клеем к крюкам и немного в верхней части к корпусу: смазаны клеем только «шевроны» самого ближнего к верхнему срезу башни трака;
9. Инструкция даёт указание срезать с крыши башни основания для крана, но в нашем случае, как я уже анонсировал ранее, они уже должны стоять, их мы не трогаем;
10. Ну и как обычно – я сделал 2 выпила в кольце башенного погона и 2 «клычка» на башне для её надёжной фиксации в корпусе.
ОБВЕС
Судя по «посмертной» фотографии машины, на ней точно размещены дополнительные траки, используемые в качестве дополнительного бронирования (секциями по 4 трака, на бортах). Кормовые крючья свободны. Также, на корме что-то похожее на вогнутый диск и горы белого пепла: это однозначно сгоревший каток, который экипаж видимо возил с собой. Также, на катке стоит ёмкость для переноски горячей еды.
Честно, на счёт катка – я только за. Но алюминиевая (или пусть даже крашенная) большая кастрюля с едой лично для меня – портит облик машины. Тем более я не планирую шокировать никого 100% попаданием в деталировку сгоревшей машины, а также не уверен что её таскали всё время, сколько воевала машина.
Поэтому, каток конечно сделан и размещён на корме, а вот с ёмкостью – мимо.
Также, машина получила такой частый для тех времён аксессуар, как топливная канистра, повешенная на крюки на задней части башни: топливо лишним не будет, тем более в распутицу, сопровождавшую рейд Пайпера.
Кроме того, я положил один снарядный ящиков. В них можно как везти 2 лишних снаряда, так и разместить те или иные съестные припасы, или прочие полезные или дорогие экипажу предметы.
В итоге, на борт взято:
1. Ящики для двух снарядов (стандартный ,бронебойно-каморный с защитным и баллистическим колпачком, как указанно на маркировке) – 1 шт. Использовал отличные ящики от Reality in Scale с декалями;
2. Канистры из набора Great Wall Hobby в количестве 2 шт. Имеют маркировку SS, а не вермахта. Это, впрочем, не критично, но коль скоро есть понимание принадлежности машины – лишним не будет. Канистры хороши, но имейте в виду: надписи пропечатаны не глубоко, легко можно залить. Канистры никак не приклеены, они достаточно надёжно держатся на крюках;
3. Каток из набора Add-on parts. В общем-то, пролит неплохо, но немного огорчает отсутствие надписей на резиновых бандажа.
ФИНАЛЬНАЯ СБОРКА
Собрал всё вместе, как Вы видите на фото.
Смотровые приборы механика-водителя, стрелка-радиста и заряжающего - как обычно из наклеек от тамиевских боксов. Смотровые приборы ком.башенки – «слойка» из Мастер-Акрила от «Звезды» №63 «хромированное серебро», краски Smoke от Ammo Mig, сверху – футура.
Установил тросы и вложил 2 лома – единственные детали из навесных инструментов, красившиеся отдельно.
Приклеил антенну.
Весь обвес смонтировал на супер-клей после всех этапов окраски танка (кроме вышеупомянутых канистр).
ОКРАСКА И МАРКИРОВКА
В каждой почти статье есть такой комментарий от меня же, не исключение и эта: как часто у меня бывает с «Пантерами» - я слишком долго строю их, и слишком много хочется рассказать, чтобы скрыть всё за слоями грязи.
Мой выбор – в общем-то новая машина, немного припылённая.
Окрашена модель акриловыми красками TAMIYA, намешанными по выкраскам Lifecolor. Грунтовка как всегда теперь – TAMIYA OXIDE RED 87160.
Конечно, здесь нельзя не остановиться на самой процедуре камуфлирования: пожалуй, это один из самых сложных камуфляжей, которые мне приходилось наносить. В общем-то, он поэтому и был вскоре отменён, что был сложен в нанесении и в реальной жизни, хотя продержался в производстве порядка месяца.
Для окраски были использованы маски фирмы JS Works PPA5019 Airbrush CAMO-MASK for 1/35 German Panther Camouflage Scheme 1 и трафарет от Alliance Model Works LW35076.
Фото в процессе я не делал, но вынужден сказать: здесь нет на мой взгляд универсальных примеров и советов, тем более что уже с первых моментов маскировка предварительно нарезанными маскми JS Works пошла не так, как было задумано этим производителем.
Процедура шла так:
1. Окрашиваем загрунтованную модель шоколадно-коричневым цветом;
2. Высветляем;
3. Наносим первый слой масок. Они должны дать нам кружки коричневого цвета. И вот здесь сразу нюансы: я ориентировался на схемы из книги Panther: External appearance and design changes, поглядывая на реальные фото, а нанести маски строго по предложенной JS works схемой – не удалось, как-то слабо их разметка стыкуется с моделью машины;
4. Окрашиваем всё и вся в оливково-зелёный цвет;
5. Высветляем;
6. Снова наносим маски, которые дадут нам зелёные кружки. Я обратил внимание, что они по логике перекрывают коричневые сверху, что и даёт нам такое нанесение;
7. Далее просто накрашиваем дюнкельгельб поверх всего этого;
8. Набираемся храбрости и снимаем маски;
9. Затем самое интересное: используя металлические трафареты, я начал надувать эти вот самые «просветы» жёлтого в зелёном и коричневом. Из линейки тарфаретов от Alliance Model Works я взял тот, где самые мелкие «просветы». В наборе с масками была картонная пластинка, но «просветы» на ней на мой взгляд слишком крупные. Сложность с том, что у «Пантеры» на бортах множество выступающих деталей, на крыше моторного отсека – тоже, и с лёгкостью прокрасить удалось разве что ВЛД, НЛД и экраны. А дальше – медиативное занятие с подсовыванием масок разных размеров в каждый уголок. Кстати, не бойтесь, что где-то например краска ляжет не с очень ровной границей: на реальной машине тоже использовали большие трафареты, и окраска была не везде идеальной.
Как показывают фото, к сожалению для нас – да, отопитель и ком.башенка также были камуфлированы, и на них были как кружочки, так и «просветы».
К вышесказанному следует ещё раз добавить: я наносил цвета в 2 приёма каждый: сначала базовый, потом высветление.
Что интересно – ствол при этом судя по всему красится не в «кружочек», а камуфлируется как обычно: линии жёлтого и островки зелёного в разном сочетании.
Не могу обойти вниманием и такой момент: как красить W-образные крюки для троса.
Вообще были разные варианты, но анализ фото конкретно машин в дисковом камуфляже показал, что скорее всего в жёлтый. Камуфляж на них при этом – не наносился.
Далее, был применён фильтр для трёхцветного камуфляжа от SiN.
Грязи самый минимум на ходовой и катках, общее запыление – аэрографом, акрилами от TAMIYA, немного пигментов.
Запыление катков – пигменты Mig, разведённые с растворителем для акрила, в жидком виде.
Гусеницы – как обычно, химическое чернение, с дальнейшим нанесением смывки для траков от AK Interactive, пигментов, и последующим протиранием наждачной бумагой гребней и «накаткой» дорожек от траков грифелем карандаша.
Немного сколов акрилом и потёртостей простым карандашом, пигмент насухо на крыше моторного отсека да рядом с люками отделения управления и на крыше башни – вот и всё запыление.
Объёмная грязь – как всегда, из всё никак не заканчивающейся уже лет 6 баночки TAMIYA для имитации грязи.
По маркировке – отдельная история.
Данная машина имела номер 114. Судя по фото, нанесён он был как минимум на корме башни. Судя по фото схожих с ней машин (например, 124) – имели дублирование номера на бортах башни, а также – мелким чёрным шрифтом на скулах.
Также, по идее, машины должны были иметь знако гос.принадлежности (балочный крест) на бортах башни, ближе к маске. Но к примеру машины 124 его там не имела. 131-тоже. А у 725-й он был. Крест должен был быть нанесён на заводе, но почему этого не было сделано – мне не известно. У моей машины, к счастью, борт скрыт траками. Но, во избежание недоразумений – я всё же нанёс и номер, и крест, подобрав шрифты в запасниках номеров. С большими цифрами было интересно: у меня был похожий по стилю на 124 шрифт, но без «разрывов» в окантовке. В итоге я сам подрисовал их краской.
А вот шрифтов как для кормового номера, так и для дублирующих на «скулах» лобовой плиты башни у меня не нашлось. Долгим подбором, я остановился на декалях фирмы «Бегемот» для номерных знаков автомобилей и российских ВМС J В общем, похоже, но вот с кормовым вышло не удачно: всё же у реального танка цифры уже и стоят ближе. Здесь кстати фирме «Бегемот» моё почтение: я пробовал перемонтировать декали на корме, но плотно приклеенный модельный скотч при рывке не оставил на себе ни кусочка декали. Лучшее – враг хорошего, так что оставил как есть.
Декаль на огнетушитель – как обычно, от Alliance Model Works. У неё свои особенности, её привариваю уже SOL-ом, зато она прочная и её удобно поддевать заточенной зубочисткой под крепление огнетушителя.
ЭТО УЛЫБНУЛО
В ходе постройки, я поймал себя на мысли: машина-то октября 1944, и я как раз завершаю её в октябре, только 2018. Интересно, получается «Пантер» в работе столько, что уже можно выставлять с привязкой к месяцу :)
КАК СДЕЛАТЬ ВАШУ МОДЕЛЬ ЛУЧШЕ
Я всегда добавляю этот раздел, и всегда делаю оговорку для тех кто не знает: не лучше моей, а просто – лучше.
1. Конечно, тут имеет смысл тщательней подойти к подбору декалей: декаль на кормовой стенке башни могла быть и ближе к прототипу;
2. Приварки крюков честно говоря гораздо должны быть гораздо меньше, у меня несколько более массивные.
3. И конечно, следует помнить: дисковый камуфляж сложен в нанесении и требует особой аккуратности: испорченный камуфляж не просто поправить, поэтому лучше сразу делать нормально. Также, имейте в виду, что машины с таким камуфляжем имели ряд особенностей, которые не всегда очевидны, что требуется учесть при постройке. Большинство из них я попробовал описать в статье. Не брезгуйте покупными масками: они серьёзно сэкономят Вам время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Модель Dragon 6267 доставила только положительные эмоции при сборке, как и более часто используемая мной 6268. Оба набора рекомендую к приобретению. Не смотря на имеющиеся недостатки – собирается он просто и понятно.
Для меня нанесение «дискового» камуфляжа стало определённым вызовом, хотя не смотрят на его сложность – не скажу, что в его нанесении есть что-то невыполнимое. Аккуратность и заранее продуманная последовательность окраски (как ни банально это прозвучит) – и всё получится.
Результат мне понравился: машина с редкой маской пушки в интересной окраске, как я и задумывал.
Попробуйте построить Вашу модель «Пантеры» в дисковом камуфляже: процесс довольно интересный, а результат я думаю, Вас не разочарует!
Комментарии
Возраст неизвестен
На сайте с 20.04.2016
На сайте с 21.12.2010
Возраст неизвестен
На сайте с 20.04.2016
Возраст неизвестен
На сайте с 20.04.2016
Возраст неизвестен
На сайте с 20.04.2016
Возраст неизвестен
На сайте с 20.04.2016
Возраст неизвестен
На сайте с 20.04.2016
Возраст неизвестен
На сайте с 20.04.2016
Возраст неизвестен
На сайте с 20.04.2016
На сайте с 21.12.2010
На сайте с 21.12.2010
Возраст неизвестен
На сайте с 20.04.2016
На сайте с 06.10.2017
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий