Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
…Не долго же «Вихрь-Антидолгострой» гулял по квартире. С момента предыдущей статьи было «закончено строительством» несколько проектов. С тех пор много что успело смениться: времена года, квартира – самое простое из этого. Наступила осень, и «закончить выпуском статьи» захотелось именно эту модель.
Так что… снова приветствую всех, и представляю модель зенитной самоходной установки (далее-ЗСУ) с традиционно по-немецки «кратким и лаконичным» названием: Flakpanzerkampfwagen IV (3 cm M.K. 103 Zwilling) «Kugelblitz» - «Шаровая молния».
ПРОТОТИП
Как в прочем и сейчас, за окном стояла осень. С той лишь разницей, что уже 6 год гремела война, и год был 1944. Именно осенью 1944 года, как утверждает ряд источников, было выпущено порядка 3 шт. машин с грозным названием «Шаровая молния». Цифра смешная конечно, да и ни одной фотографии готовой машины найти мне не удалось (кроме вот этой невнятной фотографии), но… столь малое количество объясняется не неудачностью прототипа, или разочарованием в машинах данного типа – просто не успели сделать больше. Советская армия наступала по всем фронтам, а союзники бомбили промышленные предприятия Рейха. Был, что называется, далеко «не 41-й».
Тем не менее, есть основания полагать, что… башни были точно, одна из них до сих пор хранится в музее в городе Рендсбург, обломки ещё одной нашли в 1996 году и отправили на реставрацию. А точная судьба 3-х построенных машин доподлинно неизвестна. Среди вариантов – участие одной из них в обороне аэродрома, где и была уничтожена, а башни оставшихся машин использовались в системе обороны Берлина.
ЗСУ «Kugelblitz» привлекает прежде всего тем, что видится продолжением относительно хорошо изученных и известных (хотя и с рядом пробелов местами) ЗСУ «Wirbelwind» и «Ostwind».
В прототипе мне понравился собственно сам подход к проектированию машины и основные концепции. В отличие от множества «бумажных» танков и «полуистЕрических» проектов - здесь чувствуется рациональный подход.
В качестве шасси предлагается использовать шасси танка Pz.Kpfw.IV, отработанное производством. Машина имеет в том числе и противоснарядное бронирование, толщина лобовой брони у Ausf.J например могла достигать до 80 мм, и не смотря на относительно тонкие борта – шасси обладает высокой стойкостью к огню противника. Машина может уверенно действовать в боевых порядках наступающих танков, в целом уступая им по бронированию башни (по понятным причинам) и корпуса (из-за отсутствия экранов).
В отличие от открытых сверху башен вышеуказанных машин, «Шаровая молния» имеет полностью закрытую сферическую башню (которая с почти 100% вероятностью и стала причиной слова «шаровая» в названии) с толщиной брони порядка 20 мм, усиленной броне накладками в передней и кормовой части башни, окружённую своеобразной 30-мм бронеюбкой, что при относительно тонкой броневой защите в комплексе обеспечивает уверенную защиту от стрелкового оружия, осколков снарядов и противопехотных гранат. Особая конструкция башни обеспечивает угол возвышения стволов до 80°, в горизонтальной плоскости – поворот на 360°.
Скорость же вертикального и горизонтального наведения на цель приводится очень различная: от 10° в секунду до 23° горизонтального, и около 6-7 сек. – вертикального.
Очень важным и прогрессивным отличием от предыдущих моделей является вооружение машины: оно состоит из 2-х нарезных автоматических пушек МК-103/38, с ленточным боепитанием, максимальной скорострельностью до 900 выстрелов в минуту (которая, как мне кажется, в том числе стала причиной слова «молния» в названии). Позднее, планировалось перейти на орудия МK-303, но… как понимаете, и с МК-103 –то как-то не очень получилось…
Традиционно, практическая скорострельность гораздо ниже (порядка 400-650 выстр./мин), тем не менее - отличие от машин ранних серий ещё и в том, что заряжаются орудия не магазинами малой ёмкости, а снаряжаются лентами по 200 снарядов, что позволяет вести более продолжительный огонь по цели в случае необходимости.
Досягаемость по высоте обеспечивалась порядка 5700 м., что на мой взгляд – вполне достаточно.
3-см снаряды представляют собой разумный компромисс между досягаемостью по высоте, поражающей способности и способом боепитания. Попадание даже одного такого снаряда в штурмовик или истребитель-бомбардировщик будет чревато фатальными повреждениями, а с учётом высокой скорострельности орудий – если уж самолёт попадёт в прицел, снаряд прилетит далеко не один.
Как и любой танк Pz.kpfw.IV, машина также вооружена курсовым пулемётом MG-34 в шаровой установке.
Экипаж составляет 5 человек, в том числе трое – командир и 2 оператора – размещаются в круглой башне.
Всё это в итоге имело боевую массу немногим менее 25 тонн, что позволяет заключить: нагрузка на шасси не превышала таковую у линейных танков поздних серий.
Конечно, просматриваются и некоторые отрицательные моменты: я например не уверен что обеспечена достаточная вентиляция боевого отделения, и оно всё не заполнится пороховыми газами после выпуска половины ленты с каждого ствола. Придётся открыть люки, и проветрить.
Кроме того, открытые башни «Урагана» и «Восточного ветра» (однозначно не имеющие кстати проблем с вентиляций) имеют и более важный плюс: бескомпромиссный обзор во все стороны, что играет решающую роль в деле ПВО. Смотровой прибор на лючке на крыше башни «Шаровой молнии» откровенно говоря этому не способствует вообще. А прицелы всё-же имеют ограниченную зону видимости.
Не хотелось бы утомлять долго рассуждениями на тему «а был ли мальчик», и если был то какой, тем более что все они всё равно будут основаны на общедоступной информации из сети, поэтому – ближе к делу.
МОДЕЛЬ
Перед тем как перейти к «пластику», скажу следующее. На рынке есть 3 набора от фирмы Dragon, позволяющие собрать «шаровую молнию», и конверсия от Verlinden.
Мне удалось получить набор Dragon 6040. Сейчас, если есть возможность – лучше приобрести Dragon 6136 – однозначно лучше выполнена ходовая и есть более близкий к реальному шанец, и ряд иных элементов, можно также присмотреться к доступному сейчас снова набору 9109 в «оранжевой коробке».
В сравнении с выпускаемыми сейчас фирмой Dragon наборами, кит 6040 вызвал уныние. Упрощения, никаких «мультимедийных» дополнений… и некоторая неопределённость, какую машину они хотели изобразить.
Подумав, я решил изобразить ту, которая мне показалась бы логичной, и которую можно построить из данного набора. Я посчитал, что это Pz.Kpfw.IV Ausf.J средних или ранних серий.
Было сделано некоторое количество допущений, уместных в той или иной степени, которые в итоге и стали отправной точкой в постройке, а именно:
- машина была получена путём использования шасси Pz.kpfw.IV Ausf.J средних серий (возможно, ремонтного, как в случае с «Ураганами» например, которые строили на базе Ausf.G и Ausf.H)
- в связи с тем что башенный погон «шаровой молнии» увеличен в сравнении с линейным танком, а «юбка» вокруг башни перекрывает стандартные люки механика-водителя и стрелка-радиста – крыша корпуса должна была быть подвергнута серьёзной переделке, причём проще установить новую чем расширять погон, заваривать люки и прорезать новые… тем более, не известны повреждения ремонтной машины… может и проще поменять…
Пойдём снизу вверх, как обычно.
1. Ходовая часть
Поскольку в наборе предлагаются самые поздние траки (к слову сказать, в моём их вообще не было, таким он мне достался, так что мне было без разницы) – использовать я принял решение 400-мм траки с «ёлочкой» на грунтозацепах, традиционно Friulmodels.
Катки из набора, а вот узел крепления тележки был заменён на оставшиеся от сборки одной из более ранних моделей машины. Родные совершенно не похожи на оригинал. У новых были срезаны штифты крепления, и они были приклеены вместо предлагаемых в наборе. Я не пожалел что сделал это: на фото, на некоторых ракурсах заметны и выступающие болты, и прочие элементы. Были доработаны все демпферы-ограничители: на каждый добавлено по 2 болта (Masterclub) для крепления резинового демпфера. Попробовал сымитировать и литую фактуру ведущих колёс, но… она благополучно скрылась за слоем грязи.
На механизмы натяжения ленивцев добавлены травлёные ручки из остатков старого набора травления для Pz.IV. У них высверлена имитация болта, в самой точке установки рассверлено отверстие, болт Masterclub использован для установки ручек на свои позиции.
2. Корпус
Надо сказать что в целом по модели – мероприятия были направленны не на достижение феерической копийности, а скорее на повышение степени деталировки. Тем не менее:
- привёл лобовую бронеплиту к вменяемому виду: Dragon в наборе предлагает просто приклеить имитирующую лобовую плиту деталь и к ней приклеить буксировочные приспособления. Но стоит увидеть любую фотографию ранне-средних Ausf.J, как станет понятно: плита как-бы «обхватывается» слева и справа выступающими частями корпуса, причём у поздних машин традиционных буксировочных приспособлений нет, а есть просто отверстия в продолженни части корпуса, выступающей слева и справа от лобовой плиты. Я заметил, что на литнике J есть деталь 1 (2 литника, 2 детали), помеченная как «неиспользуемая». Это то что надо! Отделил, срезал буксирную проушину, приклеил по бокам лобовой плиты, «срастил» с корпусом. Теперь всё как и положено.
- буксировочные приспособления подверглись доработке: склеил как в инструкции, потом высверлил отлитые заедино имитации «пальцев», потом… наращивал тонким полистиролом, шпатлевал, сошкуривал до достижения нужной в соответствующих местах толщины. Добавил бонки крепления и пулестойкие головки болтов, отверстия для установки скоб крепления запасных траков и для цепочек фиксации «пальцев». Сами пальце позднего образца – из запасов, цепочки – тоже. Из куска рамки с травлением выгнул скобу для запасных траков, играющих роль доп. бронирования;
- в соответствии с выбранной серией, на лючки доступа к трансмиссии поставил не предлагаемые в наборе ручки, а бронировки воздухозаборников вентиляции тормозов, благополучно изъятые у позднего Stu.Pa. “Brummbar” (он не обидится, для него есть смоляные в циммерите из соответствующего набора);
- крепление запасных траков переделал: какие-то скобы – металл из набора, средние – точно из пластика. Имитировал их приварку к корпусу. Это кстати всем советую делать: банально повышает прочность. И тут меня кстати «поймала» инструкция к модели: повёлся на 8 траков! Не 8, а 7, сразу говорю. Переделывал в итоге. Кстати, вложенная секция гусеницы крепится пальцами, вставленными в первый и последний трак и проходящими сквозь отверстия в скобах, к корпусу она не приклеена;
- бронировка смотрового прибора механика-водителя – из остатков другого набора Dragon, чуть лучше родной встала в указанное место, имитация смотрового прибора – из дискеты;
- пулемёт курсовой заменил на точёный, уж не вспомню чей;
- был применён в той или иной степени набор ABER 35 A99 – крепления шанца.
Все что можно крепления шанцевого инструмента изначально были сделаны рабочими (ну, кроме пожалуй огнетушителя и «clamps»), и всё навесное вкладывалось в них и «запиралось» штатным способом. На этой модели также практиковал высверливание травлёной имитации болтов, которыми данные крепления крепятся к надгусеничным полкам, установку смоляных от Masterclub, рассверливание соответствующих позиций в надгусеничной полке и монтаж с помощью данных болтов. Это значительно повышает прочность конструкции, да и удобней мне так;
- крепления для ломов выгнул сам их тонких пластинок от рамок фототравления, т.к. те что были в наборе ABER оказались слишком уж зыбкими и развалились. Мои несколько менее копийны, зато с задачей установки в них ломов после окраски и их фиксации справились отлично;
- к фаре и конвойному фонарю сделал проводку, фара из запасов от более позднего набора, конвойный фонарь – смоляной из запасников, доработанный травлением;
- изготовлены заново по образцу имевшихся под рукой из литника оба лома, ключ для работы с гусеницами и лопата – смола из запасов, ровно как и домкрат. На домкрате добавил 2 скобы для переноски. Ключи – ABER, ножницы по металлу – лишние от позднего Dragon-овского набора;
- брусок под домкрат доработал травлением и прорезал различные бороздки и т.п., имитирующие древесину. Получилось нарочито утрированно, сейчас вообще не в моде эта имитация, т.к. в масштабе фактура дерева порой нивелируется. Тем не менее, я хотел изобразить старый «бывалый» брусок, который кто-то где-то нашёл да и укомплектовал им ЗСУ «чтоб было»;
- из остатков травления от Eduard для схожей машины были взяты некоторые элементы для надгусеничных полок (откосы вблизи карманов воздуховодов опять кстати прикреплены смоляными болтами);
- из этих же остатков сделаны передние грязевые щитки. Они крепятся к надгусеничной полке металлическими заклёпками, металлом же даны пружины на них, и их крепление к полке и щитку. С тыльной стороны щитка даже надета травлёная гайка. Щиток поэтому можно задевать рукой и вообще вести себя не аккуратно: держится он на металле, а пружинка из тонкой проволоки его реально немного «притягивает» к корпусу. Самое сложное здесь было – высверлить травлёные петли. Вышло на 1 раз не совсем так как хотелось и несколько переразмерено, но в глаза бросается не сильно;
- из набора с циммериченым StuG.IV взяты неиспользуемые кормовые грязевые щитки (без циммерита естественно J), добавлены пружины из проволоки;
- в наборе даётся совершенно не устроившая меня корзина для запасных катков: во-первых, раннего типа, во-вторых – плохого качества. От неё была взята передняя стенка, сточена, а боковые были сделаны из тонкого полистирола. Боковые стенки как полагается, не просто плоские, а с загнутыми внутрь стенками. Из тонкой травлёной пластинки сделал петли для установки фиксирующей катки трубы. Просверлил отверстия в форме замочной скважины на торцах корзины, добавил имитацию крепления к корпусу. Как по мне – так они и без неё вряд-ли выпрыгнут из корзины, тем не менее – в процессе финальной сборки были вложены катки, и просунут в петли загнутый с одного конца штырь из распрямлённой скрепки. Штырь не красился, а чернился жидкостью для старения траков. Анализ фото показал: несколько не попал я в размер, и штырь в итоге тонковат. Тем не менее, сам подход имеет место быть, как мне кажется;
- на открывающейся части крыше МТО, на большом люке, добавил 2 полагающиеся ручки, характерные для Ausf.J. Также, пропущенную Dragon-ом круглую крышку слева. На сегментах крыши МТО над экранами воздуховодов сверлом обозначил позиции винтов.
Также, маленьким штрихом, призванным дополнить образ ремонтной машины, стали боки крепления экранов, на верхней части МТО. А вот на крыше ОУ и БО они отсутствуют, ведь по легенде она заменена. Только напрасно я остановился на них: следовало бы конечно добавить и следы крепления к надгусеничным полкам;
- некоторая работа была проведена и с кормовой частью:
во-первых, верхняя часть кормы была заменена на деталь от поздних моделей Dragon (причина – лучшая детализация в части размещённых на ней болтов и узлов крепления буксировочного троса, аккуратный сварной шов сверху);
от нового набора добавлена крышка запуска двигателя - старая была вырезана, отверстие заклеено изнутри тонким листом полистирола, и вставлена новая деталь;
заново изготовлена отсутствующая крышка горловины слива антифриза;
на крышки добавил цепочки, доработал буксировочное устройство, вставил «полу самодельный» палец;
- по правому борту из остатков рамки фототравления сделаны крепежи запасных траков, играющих также роль доп. бронирования. К корпусу закреплены через самодельные бонки на крыше и болты Masterclub. Траки – Friulmodels, чернились и вставлялись на этапе финишной отделки, держатся за счёт тонкой проволоки, также чернёной и проходящей сквозь все траки и отверстия для них в узлах крепления;
- добавил крепления запасной антенны, и саму антенну. Кстати, сама антенна – от Orange Hobby, мне не очень понравилась: почему-то казалась и слишком толстой для установки в качестве основной, так что вот как раз она и легла как запасная. А вот сам узел её крепления из смолы – довольно хорошего качества, он был установлен на полку-уголок для крепления антенны на корме, куда и была вставлена антенна от ABER.
- в общем по машине – добавил сварные швы, в том числе, но не ограничиваясь - в лобовой части, вокруг бронировок вентиляционных отверстий, кормовых буксирных крюков;
- напоследок, повесил трос из запасов – изделие от Eureka XXL, неизменно радующее меня удобством и простотой в работе.
Башня и орудия
- Ориентируясь на имеющиеся музейные фото, добавил сварные швы на башне. Постарался делать поаккуратней, швов не то что бы много, но зато по всему периметру верхней части.
- также шов добавлен на бронеюбке, в передней части;
- заменены подъёмные скобы на проволоку;
- на крыше башни заменены 8 болтов вокруг отверстий (скорее всего, прицелов) на Masterclub. Не мешало бы конечно изготовить и прицелы, но… по тем или иным причинам это не было сделано.
- были доработаны орудия в соответствии с фотографиями музейных установок: высверлил стволы, немного обработал и отверстия в компенсаторах. Тут надо признать, что для достижения выразительной копийности следует или использовать точёные стволы от Shatton Modellbau, или рассверливать эти как-то поагрессивней: насквозь боковые отверстия, чтобы в канал ствола проходили, и собственно ствол на длину компенсаторов.
На моих фото всё видно. На себя похожи, но в упор если – хотелось бы лучше. Также при помощи мастерклубовских болтов (а также – 2-х пальцев от их же траков на танк КВ-1, если говорить о верхних) – изменил конструкцию болтов, утопленных в круглые отбортовки по бокам оснований орудий. Я так понимаю, они служат для их фиксации в канале бронировок… Вокруг этих бронировок в месте стыка с башней добавил сварные швы. Вот как раз тут вышли немного грубовато, пожалуй, хотя смотрятся не так и страшно;
- из дискеты изготовил имитацию смотрового прибора в перископе.
ПОКРАСКА И ТОНИРОВКА
Здесь конечно было интересно посмотреть работы коллег в интернете: красит кто во что горазд, особенно понравился вариант в зимнем камуфляже да ещё и на зимних траках. Дикое сочетание цветов и красок.
Мой подход тоже не сразит Вас своей оригинальностью вкупе с реализмом.
Камуфляжную схему, предложенную Dragon-ом, повторить я бы не сумел, это однозначно.
Так что вернулся назад, к концепции машины. Коль скоро я склоняюсь к тому что это ремонтная машина, или что-то вроде того (т.е. высвободившееся шасси, или прочее) – камуфляж должен соответствовать «духу времени», так сказать. Я решил: машину перекрасили. Полностью.
В качестве основы была взята схема для «Восточного ветра», найденная в сети, с той лишь разницей что у моей машины линии сходятся на башне и как-бы опоясывают машину.
База – dunkelgelb от Lifecolor, остальное – TAMIYA. Зелёные пятна на жёлтом, на остальном – жёлтые. Интересно вышло в итоге: при определённых углах поворота, некоторые линии всё равно остаются замкнутыми, только стыкуются с половинками от других. Поверх-полуматовый лак от Vallejo.
Для меня в новинку делать в общем-то полигонную, новую машину. Долго не мог определиться с тонировкой и эффектами. В итоге – просто несколько фильтров чтобы выровнять цвета, немного масла. Так как на дворе – поздняя осень, было принято решение нанести минимум пыли. А вот грязь на ходовую всё-же нанёс: только уж не совсем осеннюю, изначально предполагалось поставить машину на подобие заводского дворика, так что грязь успевшая высохнуть местами.
На гусеница, да и на самой машине вообще – никакой ржавчины, ещё не хватало, на новой-то машине! Сколов- самый минимум, они и не заметны почти: на козырьке преископа, на лобовой плите (траки об неё трутся при движении), да на петлях люков по углам.
Немного потёртостей грифелем – кто-то скажет что это «прошлый век» - но мне нравится.
Не удержался и всё-же глушитель сделал тронутый уже молодой ржавчиной, они всё-ж быстро выгорали. К тому же такой вот… при тонировки добавил немного пигмента Burnt Iron по кромке, но эффект от этого виден по-моему только мне.
Грязь – тамиевская в баночка, но лишь как основа. Весь цвет и т.п – пигменты Mig. В основном наносил их на поверхность, смоченную не растворитилем, а матовым лаком. Последнее время практикую это.
Стволы-тёмный ганметал, натёр металликом от Mig, грифель, сухая кисть с серым металликом.
Металлические поддерживающие катки также обработаны любиым пигментом Gun metal от Mir и грифелем карандаша, опорные под финал сказания натёрты Black smoke-ом.
Ну и напоследок – потёки от ГСМ на горловинах топливных баков по левому борту.
Гусеницы-только чернение, потёрости – тамиевскими «шкурками», «дорожки» от катков – грифель.
КАК СДЕЛАТЬ ВАШ «KUGELBLITZ» ЛУЧШЕ?
Я конечно имею в виду, не лучше моего или чьего-то ещё, а просто, попытаюсь подвести итог того, что я бы сделал иначе.
Для идеальной картины, честно говоря, я бы определился с тем, на каком шасси будем установка и купил бы соответствующий набор из поздних Dragon-овских, переработал крышу БО и взял только башню и бронеюбку от наборов «Kugelblitz-ов». Башню Вы кстати можете пристроить на… Trumpeter-овский броневагон, родная – просто никакая. Ну, это для примера.
Плюс-можно сделать полноценный такой «panzerwaffe-46», или, как ещё говорят, «what if».
Здесь фантазии нет предела: можно прицепить трейлер для боеприпасов, перенести запасные катки на корму по образцу ранних машин, запасные траки справа вообще убрать, перераспределить шанец и занять эти места более полезными вещами: длинные ящики в длину на полмашины с запасными стволами, ящик арт.зип, футляр для банника и антенны наподобие того что ставился на «пантеры», наварить каркасы для крепления доп.амуниции по бокам… Можно потратить немного времени и всё-же сделать прицелы орудий. Ну и покрасить всё это дело в зелёный цвет, который был бы актуален, если бы Германия не капитулировала в мае 1945-го.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот такая получилась машина.
Как-то оценить сам прототип весьма сложно, ведь нет никаких достоверных данных даже о тех 3-х машинах что были выпущены. Что было бы, если их было больше? Например, сотни? В конец1944-го года – мне кажется, ничего глобально бы не изменилось. Да и сотнями бы их произвести не смогли. Рейх ничего не спасло бы от разгрома, все полезные изобретения, способные предотвратить это, надо было делать заранее. А если раньше? Войну выигрывают не машины, а твёрдость духа, холодный расчёт и горячее сердце. А машина… что ж, именно эта на мой взгляд - была бы как минимум очень полезна. У меня одного ассоциации с своеобразной «БМПТ»? Двигаясь в наступающих порядках танков, она могла бы уверенно поражать танкоопасные цели, бронеавтомобили и даже лёгкие танки. Плотный огонь мог вполне разрушить и ходовую часть среднего танка, орудие, смотровые приборы. Сильный психологический эффект был бы при применении данной установки против пехоты. Можно ли было создать такую машину раньше? Да, конечно. Шасси было всю войну, просто ранних серий. А орудия такие - стояли на Hs-129. Изготовить башню-шарик – технологически, более чем выполнимо.
Как и многие интересные разработки III рейха, эта машина даже на чертежах появилась слишком поздно, чтобы что-то изменить.
Вот, кажется, почти всё, что я хотел сделать и сказать о данной машине. Что не успел – я думаю, скажут другие коллеги, пожелавшие иметь на полке свою шаровую молнию. Только… на гусеницах. И… из пластмассы.
Нактнулся снова на эту работу через гугл, когда искал про проводку конвойного фонаря на 4-ках.
На модели она уходит вниз в крыло? Изучая эту тему, пришел к выводу, что на поздних 4-ках (как минимум модификаций H и J) проводка заходила вправо от фонаря в воздухозаборник. А не вниз в крыло и далее в задний бронелист, как было на ранних 4-ках. Видимо догадались, что так лучше, чем сверлить отдельное отверстие и снаружи тянуть туда проводку (выше вероятность её повредить), увеличивая её длину.
Цитата: Нактнулся снова на эту работу через гугл, когда искал про проводку конвойного фонаря на 4-ках.
На модели она уходит вниз в крыло? Изучая эту тему, пришел к выводу, что на поздних 4-ках (как минимум модификаций H и J) проводка заходила вправо от фонаря в воздухозаборник. А не вниз в крыло и далее в задний бронелист, как было на ранних 4-ках. Видимо догадались, что так лучше, чем сверлить отдельное отверстие и снаружи тянуть туда проводку (выше вероятность её повредить), увеличивая её длину.
- ого, вот это некропостинг...
Тем не менее, да, именно так и было. На момент сборки модели модно было ориентироваться на фото Ausf.G и раннего "Штуга" с такой проводкой:
Цитата: Нактнулся снова на эту работу через гугл, когда искал про проводку конвойного фонаря на 4-ках.
На модели она уходит вниз в крыло? Изучая эту тему, пришел к выводу, что на поздних 4-ках (как минимум модификаций H и J) проводка заходила вправо от фонаря в воздухозаборник. А не вниз в крыло и далее в задний бронелист, как было на ранних 4-ках. Видимо догадались, что так лучше, чем сверлить отдельное отверстие и снаружи тянуть туда проводку (выше вероятность её повредить), увеличивая её длину.
- ого, вот это некропостинг...
Тем не менее, да, именно так и было. На момент сборки модели модно было ориентироваться на фото Ausf.G и раннего "Штуга" с такой проводкой:
Это польский StuG-IV, восстановленный. Как мне помнится, уже с поздним выхлопом двухтрубным и металлическими поддерживающими катками.
Введите в гугле stug iv poland, там в зависимости от того как повезёт в картинках будут и фото с реставрации и уже "живого".
Интересная штука.
Комментарии
с сайта
На модели она уходит вниз в крыло? Изучая эту тему, пришел к выводу, что на поздних 4-ках (как минимум модификаций H и J) проводка заходила вправо от фонаря в воздухозаборник. А не вниз в крыло и далее в задний бронелист, как было на ранних 4-ках. Видимо догадались, что так лучше, чем сверлить отдельное отверстие и снаружи тянуть туда проводку (выше вероятность её повредить), увеличивая её длину.
На сайте с 21.12.2010
Нактнулся снова на эту работу через гугл, когда искал про проводку конвойного фонаря на 4-ках.
На модели она уходит вниз в крыло? Изучая эту тему, пришел к выводу, что на поздних 4-ках (как минимум модификаций H и J) проводка заходила вправо от фонаря в воздухозаборник. А не вниз в крыло и далее в задний бронелист, как было на ранних 4-ках. Видимо догадались, что так лучше, чем сверлить отдельное отверстие и снаружи тянуть туда проводку (выше вероятность её повредить), увеличивая её длину.
- ого, вот это некропостинг...
Тем не менее, да, именно так и было. На момент сборки модели модно было ориентироваться на фото Ausf.G и раннего "Штуга" с такой проводкой:
На сайте с 21.12.2010
Нактнулся снова на эту работу через гугл, когда искал про проводку конвойного фонаря на 4-ках.
На модели она уходит вниз в крыло? Изучая эту тему, пришел к выводу, что на поздних 4-ках (как минимум модификаций H и J) проводка заходила вправо от фонаря в воздухозаборник. А не вниз в крыло и далее в задний бронелист, как было на ранних 4-ках. Видимо догадались, что так лучше, чем сверлить отдельное отверстие и снаружи тянуть туда проводку (выше вероятность её повредить), увеличивая её длину.
- ого, вот это некропостинг...
Тем не менее, да, именно так и было. На момент сборки модели модно было ориентироваться на фото Ausf.G и раннего "Штуга" с такой проводкой:
На сайте с 21.12.2010
с сайта
Тем не менее, есть сведения и подтверждающие архивные фото, что на H-J и машинах на их базе было примерно так:
Про это я и говорю. На этой модели логичнее так делать.
А на фото выше у песочной 4-ки неоригинальный фонарь, послевоенный чехословацкого производства.
На сайте с 21.12.2010
На фото сверху зато оригинальные отверстия в броне, да? Так что фонарь какой там стоит - значения не имеет.
с сайта
было примерно так:
Кстати, откуда это фото?
На сайте с 21.12.2010
Введите в гугле stug iv poland, там в зависимости от того как повезёт в картинках будут и фото с реставрации и уже "живого".
Интересная штука.
с сайта
Это польский StuG-IV
Спасибо.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий