Цитата: модель 1:200
Если у Звезды это действительно точный перепак Хеллеровского набора, то реальный масштаб 1:100.
Длина модели по ватерлинии (форштевень→ахтерштевень, не включая рулевое перо) ≈ 230 мм
Длина корпуса (от ограждения квартердека до носовой фигуры) ≈ 300 мм
Общая длина (от кормового фонаря до окончания бушприта) ≈ 345 мм
Английская Википедия даёт по трём размерам следующие величины: 23 метра, 31.1 метра и 36.6 метра.
Цитата: чем лучше всего прокрашивать мелкие детали?
Мелкой кистью (я пользовался номером 00, по идее, тут чем меньше, тем точней). Главное тут - подобрать нужную густоту краски - так, чтобы она растекалась по поверхности, но в то же время не слишком далеко.
Здравствуйте, Yupiter, спасибо за отзыв! Цитата: Советую также и начинающим не браться за эту "Лань" потому что из-за размеров прорисовка всех этих ромбиков и прочих черточек, точек - чистой воды мазохизм(вот так эмоционально вырвалось после трех ночных безуспешных попыток, качественно выполнить покраску).
Вот тут позволю себе не согласиться, потому что для меня эта часть - прорисовка орнамента - была одной из самых простых. И это благодаря тому, что орнамент обозначен на отливке в виде тоненького рифления. Вначале я действительно пытался ромбики и треугольнички прорисовывать, но быстро нашёл намного более лёгкий способ - развёл краску немного пожиже (использовал ревелловские эмали и их же разводилку), процентов 10-15 разводилки, не больше, и начал тонкой кистью (кажется, номер 00) ставить капельку краски посреди желаемой фигуры и она начинала сама растекаться по пластику, оставаясь в пределах рифлёной линии! Максимум, уголком кисточки помогал ей затечь в уголки. После окончания ряда, конечно, необходимы были и поправки, но не больше чем одна-две на ряд из 20 фигурок. На самом деле я так быстро собрал и окрасил корпус и столько времени проваландался с такелажем, что окраска действительно воспринимается, как быстрое и простое дело.
Насчёт разных схем окрасок - сегодня в мире существуют две полноразмерные плавающие реплики «Лани» - они отличаются и расцветкой, и оснасткой. Первая находится в гавани порта Бриксхэм в Девоншире, который использовался и сэром Фрэнсисом Дрейком - и она как раз повторяет расцветку построенной мною модели - в глаза бросаются орнамент из бело-зелёных треугольников и бело-сине-красных ромбиков и герб Англии на кормовой доске. Вторая же реплика сегодня находится в сухом доке в районе Саутварк в Лондоне - и она как раз выполнена в цветовой схеме, приведённой Вами в пример - золотые дуги на чёрном фоне и лань на кормовой доске. На английской страничке Википедии можно как раз увидеть изображения обеих реплик - http://en.wikipedia.org/wiki/Golden_Hind
HMS Revenge - интереснейшая должна быть штука! Будет очень любопытно посмотреть на постройку и на готовую модель!
Цитата: Но обычно декаль клеят как в инструкции дано...
Значит, инструкция в данном вопросе неточна. Не знаю - я бы, собирая модель с тактической маркировкой, чисто ради интереса бы попытался узнать побольше о том, что она означает. Информация о тактической разметке бронетехники в АОИ не засекречена, найти можно при желании.
Помню, в оригинальном академовском наборе Меркавы 2В среди декалей есть какая-то нечеловеческая хуита, которую по инструкции следует наклеивать посреди борта, на 4-5 платы. Наверное, должно выглядеть как иврит, но на самом деле не имеет ничего общего с действительностью. Так нет же, видел изображения десятков сборок этой модели, и на 90% из них красуется эта декаль.
Модель замечательная, это прежде всего. Но на правах человека, отслужившего три года на Меркаве (правда, на Мк.2В, но это непринципиально) сделаю несколько замечаний.
1. Антенны у танка так не гнутся, они сами по себе очень жёсткие. Что у них гнётся - это основание (сделанное в виде утолщающейся посередине пружины), а сама антенна сгибается совсем чуть-чуть.
2. Никуда не годится маркировка танка. Картинка на левом переднем и на правом заднем крыле обозначает символ бригады, а цифра внутри картинки - номер батальона внутри бригады. И тот же номер батальона обозначается количеством полос на стволе орудия. А здесь в картинке цифра 1, а полос на стволе три.
3. Продолжение про маркировку: на правом переднем и на левом заднем крыле фигурирует номер танка внутри роты и горизонтальные полосы, количество которых обозначает номер роты внутри батальона. Также номер роты внутри батальона обозначается направлением тактического знака на второй надгусеничной плате, так называемого «боевого V». V, направленное острым концом вверх, обозначает третью роту, а горизонтальных полос на крыльях две.
4. Опять про маркировку: на номерных щитах, висящих на башенной корзине никогда! не рисуют горизонтальные полосы, эти щиты исключительно для номера танка внутри роты. «Гимель», который фигурирует на данной модели, это номер танка ротного командира. В отличие от других танков в роте, у которых все три щита одинаковы, у ротного командира на бортовых щитах написан «гимель», а на кормовом щите написано полное название роты, как правило, художественно исполненное.
Матчасть за незнанием предмета оценить не могу, но окраска выглядит просто потрясающе натурально. Как будто вчера из Негева вернулась жестянка :) Также оценил по достоинству продольные царапины на корпусе над ходовой частью - очень жизненная деталь.
Цитата: Край отделан оверлоком это видно даже на общем плане. Именно об этом шла речь. При оверложке нить протыкает край ткани. И линктрос тут не причём. Верхняя шкаторина крепится крею через отверстия в полоте паруча через кренгельсы. А линктрос лучше было приклеить к краю.
Оверлока у меня нету, Сергей. Всё что Вы видите, я обшивал руками. Я думал над тем, чтобы подогнутый край паруса подклеить, но эксперименты меня не удовлетворили, к тому же это не решало крепления ликтроса, который я клеить не хотел. А обшивание решило сразу обе задачи.Цитата: По поводу крепления паруса. Крепить к верху рея имеет простое практическое значение.
1 на рее крепится несколько блоков в том числе и для управления самим парусом. Гитовы к примеру. И прикпрелённый к низу парус будет мешать.
2 на рее должны быть перты иначе как убирать парус? Этот вопрос всегда обходится стороной. В том числе и Курти.
Полагаю на Лани они должны быть. Представьте себе как убрать фока-марсель и грота-марсель? Даже если опустить марса рей до марсовой площадки. Это на 'мелкой' Лани, а как быть на фрегате?
100% практика и никакой красоты. Римляне и греки могли так крепить парус. Даже Колумб мог. И латинские так можно, прямой нет. Курти не догма. Все ошибаются. В том числе и я.
Я понимаю, что Курти мог ошибаться, а большинство русскоязычной литературы по историческому судостроению ссылается на него же. Поэтому я сделал беглый поиск по литературе на английском, в Гугл-букс. Вот то, что нашлось навскидку - http://books.google.co.il/books?id=sSxhWN3xuckC&lpg=PA301&dq=history%20shipbuilding%20sail&hl=en&pg=PA84#v=onepage&q=history%20shipbuilding%20sail&f=false - отрывок из книги «Daily life in the age of sail», авторы Dorothy Denneen Volo, James M. Volo:
Before 1800, sails were attached to the yards by lacing them through eyelets in their top edge and winding each lacing around the yard before going to the next eyelet. After 1800, jackstays were introduced. These were made by screwing eyebolts along the top of the yard and threading the rope (called a jackstay) through them from each end. The sails were then laced to the jackstay rope. The jackstay could be easily pulled out to release or replace the sail.
Переведу отрывок: До начала XIX века паруса крепились к реям с помощью ревантов, проходящих через люверсы на верхней шкаторине, причём каждый ревант обвязывали вокруг рея и после этого переходили к следующему люверсу. В начале XIX века начали применяться леера реев. Вдоль верхнего края рея ввинчивали ряд обушков и через них от ноков протягивали леер, к которому потом и крепился парус. Леер впоследствии легко можно было выдернуть для снятия или замены паруса.
Если Вы продолжаете настаивать, можно поискать и ещё источники, просто книги в Гугл-букс цитируются фрагментарно, надо искать, листать и читать, а у меня нету столько свободного времени. По поводу блоков и пертов - я не вижу, как подвешенный к нижнему краю рея парус может им как-то помешать.
Цитата: Глотов это все-таки на два века позже, а Курти пытался в одной книге охватить все. Не самые надежные источники для работы по Лани.
Вы совсем не поняли мысль, которую я хотел донести. Я эти книги изучал не для того, чтобы механически привязать верёвочку от сих и до сих, как это изображено на инструкции/в книжке, а для того, чтобы понимать на сознательном или даже бессознательном уровне, для чего эта верёвочка нужна, что она делает, в каких рамках она может варьироваться и что я могу сделать с ней, чтобы она была рабочей снастью, а не бессмысленным реквизитом.
А 100% надёжных источников по «Золотой лани» просто не существует. Таким источником могли бы быть само судно, дожившее до наших дней, его точные чертежи или хотя бы достоверное прижизненное изображение. Но само судно погибло, чертежей не существовало, а Антониев свиток был завершён за 30 лет до постройки «Пеликана». Увы.
Сергей Шевченко, Игорь Шейнин, Марко Поло: вообще, попытаюсь подвести итог длинному спору про бакштаги рю. Я в целом тянул такелаж, не привязывая ниточки тупо по инструкции, а предварительно вдумчиво изучая бесценные труды товарищей Курти и Глотова и приходя к пониманию функционала каждой отдельной снасти. К тому же я по образованию и по работе инженер-механик и во всём ищу равновесие сил. Вот я смотрел на рю с латинским парусом, подвешенный на двух пятых своей высоты на бизань-мачту и видел здоровенный балансир, имеющий две степени свободы - в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Вот мы берём и оттягиваем вверх и вперёд топовый конец рю дирик-фалом, имея в виду больший вес паруса, приходящийся на топовую часть рея. Но мой внутренний голос просто-таки вопит, что чистая масса в качестве компенсатора недостаточна и тот же голос требует ввести дополнительную снасть, которая натяжение дирик-фала будет компенсировать собою.
Я ещё полистал вчера товарища Глотова, ища у него подтверждения моим ощущениям, чего-то в стиле «Всякой снасти другой снастію компѣнсіруемой бысть должѣнствуетъ», но не нашёл, поэтому просто говорю: даже если бакштаг на «Лани» моя отсебятина, то это потому, что я чувствую, что она там необходима. Так же ни один чертёж «Лани» не упоминает швиц-сарвени, а я их сделал, потому что чувствовал их необходимость.
На реплики я бы вообще не полагался, вплотную изучал «Андалусию», когда она полтора года назад стояла в Хайфском порту и заметил кучу косяков и анахронизмов. Если интересно, то тут её фотографии с моими комментариями - https://picasaweb.google.com/IMORLych/20042010SpanishGalleonAndaluciaInHaifaPortIsraelSIndependenceDay?authuser=0&feat=directlink
Хеллеровская модель «Золотой лани» вообще несовершенна, я её допиливал, пока были силы. Например, про те же фордуны - инструкция указывает тупо привязать их к заднему юферсу русленей. Пришлось импровизировать дополнительные юферсы и искать на русленях место.
И напоследок. Игорь, если Вы коллекционируете чертежи, то конкретно для «Золотой лани» у меня есть наборы чертежей от Mamoli, от Tavola и от Minischiff. Если что-то пригодится, то я с радостью поделюсь.
Цитата: Очень впечатлила Ваша модель!
Начало положено, ждём продолжения.
А сыну скажите, что он может Вами гордиться, первая модель и такое качество! Здорово!
С Уважением, Алексей.
Сын пока что только тянет к модели ручонки с кровожадным блеском в глазах и прикидывает, как бы её поэффектнее разломать :)
Цитата: Оверложенные паруса! Афигеть! Крупно. Даже на общем плане видно. Напрочь убивает всё впечатление. Линктрос пришивался по краю паруса, а не протыкал его насквозь. В интернете тыща-тыщ картинок. Что же вы делaете? В мелком масштабе можно просто приклеить нить клеем ПВА или UHU для ткани. В Израиле, наверное, продают UHU?
Верхний край паруса должен идти по верхнему краю рея, а не висеть как штора.
Видите ли, Сергей, если Вы присмотритесь повнимательнее, то увидите, что сам ликтрос (нить диаметра 0.9 мм) не протыкает полотнище, а находится на своём законном месте - на шкаторине паруса. А то, что шкаторину обшивает, это гораздо более тонкая нить диаметра 0.3 мм и вся конструкция призвана имитировать так называемый бант.
Да, ликтрос можно приклеить. Но лично я его приклеивать не захотел, а захотел пришить. Да, бант получился на порядок шире того, что позволяет масштаб. Но лично я сначала поэкспериментировал на блинде и убедился, что подогнутая кромка исполняет довольно немаловажную функцию - она придаёт плоскому невыразительному выштампованному из пластика парусу: во-первых, жёсткость, необходимую после при протяжке бегучего такелажа парусов; а, во-вторых, объём и выразительность, сделав его намного более натуральным.
Про то, как был подвешен парус к рею на судах до XVIII века, Вам уже объяснили, сославшись на Курти. Могу лишь подписаться под этим.
Цитата: Михаил, здравствуйте. Не воспринимайте как "придеризм", просто хочется выяснить истину. Те реплики и чертежи английских галеонов, которые видел, несли на фок мачте флаг Английского королевства (красный Георгиевский крест на белом фоне) и на грот-мачте флаг объединенного королевства. Даже такая книга, как "От дракара до крейсера" из серии "знай и умей" (библиотечка пионера)издания 1975 года :-) где есть "чертежи" "Лани" флаги показывает не так, как на Вашей модели, а наоборот. Кстати, я пока не нашел, что обозначает флаг - красный крест с продольными белыми и синими полосами. Википедия дает английские флаги с 16 века... http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_британских_флагов
Так что, если у Вас есть инфа - поделитесь.
Меня два дня не было возле компьютера, ужаснулся количеству комментариев - начинаю отвечать в обратном хронологическом порядке :) Вы, Сергей, первый.
Объединённого Королевства в XVI веке ещё не существовало, на грот-мачте был поднят флаг Англии (красный крест с. Георгия на белом поле). На других флагштоках обычно носились цвета и гербы патрона судна, у «Золотой лани» это был сэр Кристофер Хаттон, фаворит Елизаветы І. Я не знаю, какие цвета он носил, так как он умер бездетным и дом его пресёкся, гербом же он имел, собственно, золотую лань, отчего Дрейк и переименовал «Пеликан» в 1578-м.
Флаги на модели же относятся к периоду после осени 1580-го года, когда по окончанию кругосветного плавания корабль посетила Елизавета и приняла его под свой личный патронаж. Отсюда украшение на кормовом балконе в виде букв ER (Elizabetha Regina) и розы Тюдоров, та же роза на флаге бизани, а на фоке - военно-морской флаг Тюдоров. Этих флагов было несколько, описание можно посмотреть здесь - http://www.loeser.us/flags/english.html
Флаги строгой стандартизацией не отличались и, кроме неизменного красного георгиевского креста в крыже, широко варьировались. Например, та же Мамоли в чертежах приводит флаг Тюдоров, на котором полосы идут сверху вниз: красный белый синий, красный белый синий. А Хеллер дал вариант: синий белый синий, красный белый синий. По образцу хеллеровского варианта я в конце концов и сделал флаг.
Цитата: Классно. Как настоящий. А выбленки вязались по месту или на рамке?
Вязались на месте. Сначала натягивал вантины, причём сильно натягивал, чтобы у мачт и стеньг никаких поползновений даже никуда не было, потом компенсировал натяжение фордунами и штагами. Затем за ванты подкладывал пластиковую решётку вант из набора в качестве шаблона, фиксировал её на нужной высоте и пускался в вязание выбленок, ряд за рядом. Полуштык, выбленочный, выбленочный, выбленочный, выбленочный, полуштык. При этом старался оставить выбленкам естественный провис между вантинами. Исключительно медитативная деятельность!
Цитата: "оттяжки" топового конца бизань-рю, идущие к корме....Не существовало их при таком парусном вооружении...Достаточно топенанта с анапутями который на Вашей модели присутствует...
Над оснасткой рю у меня как раз было больше всего размышлений, потому что на этапе подготовки к постройке собрал кучу чертежей и изображений готовых моделей «Золотой лани» и НА ВСЕХ бизань-мачта изображена немного по-разному. На одном чертеже топовый угол имеет только дирик-фал, шкотовый же угол оттянут к ограждению квартердека. На другом шкотовый угол оттянут на отдельный выстрел, торчащий над кормой. Но из всех чертежей ближе всего к имеющейся у меня в руках модели были чертежи деревянной модели от Мамоли. И там как раз очень недвусмысленно изображена оттяжка топового угла рю к корме.
Цитата:
-желтые полосы на бортах немного неровно... Я так понимаю, что это привальные брусья и они выступают над обшивкой.. Мой совет - не "маски", а бинокулярные очки в которых работают часовщики. Самую тонкую полоску можно красить как забор, настолько она в них широкая.. А уж привальные брусья....
Вручную их и красил, безо всякой маски и проблема была не в зрении, а в подрагивании руки. Но с тех пор рука уже набилась получше! А похожий оптический девайс и даже с подсветкой у меня как раз имеется, завёлся уже после окончания работы над «Ланью».
Цитата: Паруса понравились -но я бы их подкрасил в желтоватый оттенок - как получился на одной из фото.
такелаж хорош, хоть и толстоват.
А вот покраска мне не понравиласть - окрашено не ровно - надо использовать скотч или маски. Не видна совсем расшивка палубы и бортов.
Я бы сделал смывку или затонировал модель.
Для парусов я подбирал смесь белого, серого и кремового цветов, имея перед глазами кусок настоящей неокрашенной парусины - по-моему, оттенок получился максимально похожим на настоящий. Сильно зависит ещё и от освещения.
Про толщину такелажа я уже объяснил выше.
Про окраску - сегодня бы сделал смывку, там есть что подчёркивать, а тогда я просто и не знал про продвинутые технологии окраски и вполне удовлетворился получившимся результатом, решив вложить максимум энергии в такелаж.
Цитата:
модель 1:200
Если у Звезды это действительно точный перепак Хеллеровского набора, то реальный масштаб 1:100.
Длина модели по ватерлинии (форштевень→ахтерштевень, не включая рулевое перо) ≈ 230 мм
Длина корпуса (от ограждения квартердека до носовой фигуры) ≈ 300 мм
Общая длина (от кормового фонаря до окончания бушприта) ≈ 345 мм
Английская Википедия даёт по трём размерам следующие величины: 23 метра, 31.1 метра и 36.6 метра.
Цитата:
чем лучше всего прокрашивать мелкие детали?
Мелкой кистью (я пользовался номером 00, по идее, тут чем меньше, тем точней). Главное тут - подобрать нужную густоту краски - так, чтобы она растекалась по поверхности, но в то же время не слишком далеко.
Здравствуйте, Yupiter, спасибо за отзыв!
Цитата:
Советую также и начинающим не браться за эту "Лань" потому что из-за размеров прорисовка всех этих ромбиков и прочих черточек, точек - чистой воды мазохизм(вот так эмоционально вырвалось после трех ночных безуспешных попыток, качественно выполнить покраску).
Вот тут позволю себе не согласиться, потому что для меня эта часть - прорисовка орнамента - была одной из самых простых. И это благодаря тому, что орнамент обозначен на отливке в виде тоненького рифления. Вначале я действительно пытался ромбики и треугольнички прорисовывать, но быстро нашёл намного более лёгкий способ - развёл краску немного пожиже (использовал ревелловские эмали и их же разводилку), процентов 10-15 разводилки, не больше, и начал тонкой кистью (кажется, номер 00) ставить капельку краски посреди желаемой фигуры и она начинала сама растекаться по пластику, оставаясь в пределах рифлёной линии! Максимум, уголком кисточки помогал ей затечь в уголки. После окончания ряда, конечно, необходимы были и поправки, но не больше чем одна-две на ряд из 20 фигурок. На самом деле я так быстро собрал и окрасил корпус и столько времени проваландался с такелажем, что окраска действительно воспринимается, как быстрое и простое дело.
Насчёт разных схем окрасок - сегодня в мире существуют две полноразмерные плавающие реплики «Лани» - они отличаются и расцветкой, и оснасткой. Первая находится в гавани порта Бриксхэм в Девоншире, который использовался и сэром Фрэнсисом Дрейком - и она как раз повторяет расцветку построенной мною модели - в глаза бросаются орнамент из бело-зелёных треугольников и бело-сине-красных ромбиков и герб Англии на кормовой доске. Вторая же реплика сегодня находится в сухом доке в районе Саутварк в Лондоне - и она как раз выполнена в цветовой схеме, приведённой Вами в пример - золотые дуги на чёрном фоне и лань на кормовой доске. На английской страничке Википедии можно как раз увидеть изображения обеих реплик - http://en.wikipedia.org/wiki/Golden_Hind
HMS Revenge - интереснейшая должна быть штука! Будет очень любопытно посмотреть на постройку и на готовую модель!
Готова статья - http://karopka.ru/forum/messages/forum225/topic10419/message284972/#message284972
Цитата:
В журнале "Фронтовая иллюстрация" №5, 2007 г., посвященном Меркавам, есть глава "Окраска и тактические обозначения". Там вот что написано:
Угу. Я уже пишу обещанную статью.
Цитата:
Может пригодится.
Нет... Совершенно неверная инструкция.:(
Надо будет написать отдельную статью на форуме про маркировку израильской бронетехники с иллюстрациями и давать на неё ссылку.
Цитата:
Но обычно декаль клеят как в инструкции дано...
Значит, инструкция в данном вопросе неточна. Не знаю - я бы, собирая модель с тактической маркировкой, чисто ради интереса бы попытался узнать побольше о том, что она означает. Информация о тактической разметке бронетехники в АОИ не засекречена, найти можно при желании.
Помню, в оригинальном академовском наборе Меркавы 2В среди декалей есть какая-то нечеловеческая хуита, которую по инструкции следует наклеивать посреди борта, на 4-5 платы. Наверное, должно выглядеть как иврит, но на самом деле не имеет ничего общего с действительностью. Так нет же, видел изображения десятков сборок этой модели, и на 90% из них красуется эта декаль.
Отличный Магах! Только командирская башенка лишняя, но про это уже высказались выше по ветке.
Изумительная модель! Такелаж - просто без слов, осюобенно учитывая пластилиновый рангоут. Мечта, а не модель!
Безусловно понравилось всё, но меня почему-то особенно умилила надпись Cutty Sark на нактоузе :)
Модель замечательная, это прежде всего. Но на правах человека, отслужившего три года на Меркаве (правда, на Мк.2В, но это непринципиально) сделаю несколько замечаний.
1. Антенны у танка так не гнутся, они сами по себе очень жёсткие. Что у них гнётся - это основание (сделанное в виде утолщающейся посередине пружины), а сама антенна сгибается совсем чуть-чуть.
2. Никуда не годится маркировка танка. Картинка на левом переднем и на правом заднем крыле обозначает символ бригады, а цифра внутри картинки - номер батальона внутри бригады. И тот же номер батальона обозначается количеством полос на стволе орудия. А здесь в картинке цифра 1, а полос на стволе три.
3. Продолжение про маркировку: на правом переднем и на левом заднем крыле фигурирует номер танка внутри роты и горизонтальные полосы, количество которых обозначает номер роты внутри батальона. Также номер роты внутри батальона обозначается направлением тактического знака на второй надгусеничной плате, так называемого «боевого V». V, направленное острым концом вверх, обозначает третью роту, а горизонтальных полос на крыльях две.
4. Опять про маркировку: на номерных щитах, висящих на башенной корзине никогда! не рисуют горизонтальные полосы, эти щиты исключительно для номера танка внутри роты. «Гимель», который фигурирует на данной модели, это номер танка ротного командира. В отличие от других танков в роте, у которых все три щита одинаковы, у ротного командира на бортовых щитах написан «гимель», а на кормовом щите написано полное название роты, как правило, художественно исполненное.
Матчасть за незнанием предмета оценить не могу, но окраска выглядит просто потрясающе натурально. Как будто вчера из Негева вернулась жестянка :) Также оценил по достоинству продольные царапины на корпусе над ходовой частью - очень жизненная деталь.
Цитата:
Край отделан оверлоком это видно даже на общем плане. Именно об этом шла речь. При оверложке нить протыкает край ткани. И линктрос тут не причём. Верхняя шкаторина крепится крею через отверстия в полоте паруча через кренгельсы. А линктрос лучше было приклеить к краю.
Оверлока у меня нету, Сергей. Всё что Вы видите, я обшивал руками. Я думал над тем, чтобы подогнутый край паруса подклеить, но эксперименты меня не удовлетворили, к тому же это не решало крепления ликтроса, который я клеить не хотел. А обшивание решило сразу обе задачи.Цитата:
По поводу крепления паруса. Крепить к верху рея имеет простое практическое значение.
1 на рее крепится несколько блоков в том числе и для управления самим парусом. Гитовы к примеру. И прикпрелённый к низу парус будет мешать.
2 на рее должны быть перты иначе как убирать парус? Этот вопрос всегда обходится стороной. В том числе и Курти.
Полагаю на Лани они должны быть. Представьте себе как убрать фока-марсель и грота-марсель? Даже если опустить марса рей до марсовой площадки. Это на 'мелкой' Лани, а как быть на фрегате?
100% практика и никакой красоты. Римляне и греки могли так крепить парус. Даже Колумб мог. И латинские так можно, прямой нет. Курти не догма. Все ошибаются. В том числе и я.
Я понимаю, что Курти мог ошибаться, а большинство русскоязычной литературы по историческому судостроению ссылается на него же. Поэтому я сделал беглый поиск по литературе на английском, в Гугл-букс. Вот то, что нашлось навскидку - http://books.google.co.il/books?id=sSxhWN3xuckC&lpg=PA301&dq=history%20shipbuilding%20sail&hl=en&pg=PA84#v=onepage&q=history%20shipbuilding%20sail&f=false - отрывок из книги «Daily life in the age of sail», авторы Dorothy Denneen Volo, James M. Volo:
Before 1800, sails were attached to the yards by lacing them through eyelets in their top edge and winding each lacing around the yard before going to the next eyelet. After 1800, jackstays were introduced. These were made by screwing eyebolts along the top of the yard and threading the rope (called a jackstay) through them from each end. The sails were then laced to the jackstay rope. The jackstay could be easily pulled out to release or replace the sail.
Переведу отрывок: До начала XIX века паруса крепились к реям с помощью ревантов, проходящих через люверсы на верхней шкаторине, причём каждый ревант обвязывали вокруг рея и после этого переходили к следующему люверсу. В начале XIX века начали применяться леера реев. Вдоль верхнего края рея ввинчивали ряд обушков и через них от ноков протягивали леер, к которому потом и крепился парус. Леер впоследствии легко можно было выдернуть для снятия или замены паруса.
Если Вы продолжаете настаивать, можно поискать и ещё источники, просто книги в Гугл-букс цитируются фрагментарно, надо искать, листать и читать, а у меня нету столько свободного времени. По поводу блоков и пертов - я не вижу, как подвешенный к нижнему краю рея парус может им как-то помешать.
Цитата:
Глотов это все-таки на два века позже, а Курти пытался в одной книге охватить все. Не самые надежные источники для работы по Лани.
Вы совсем не поняли мысль, которую я хотел донести. Я эти книги изучал не для того, чтобы механически привязать верёвочку от сих и до сих, как это изображено на инструкции/в книжке, а для того, чтобы понимать на сознательном или даже бессознательном уровне, для чего эта верёвочка нужна, что она делает, в каких рамках она может варьироваться и что я могу сделать с ней, чтобы она была рабочей снастью, а не бессмысленным реквизитом.
А 100% надёжных источников по «Золотой лани» просто не существует. Таким источником могли бы быть само судно, дожившее до наших дней, его точные чертежи или хотя бы достоверное прижизненное изображение. Но само судно погибло, чертежей не существовало, а Антониев свиток был завершён за 30 лет до постройки «Пеликана». Увы.
Сергей Шевченко, Игорь Шейнин, Марко Поло: вообще, попытаюсь подвести итог длинному спору про бакштаги рю. Я в целом тянул такелаж, не привязывая ниточки тупо по инструкции, а предварительно вдумчиво изучая бесценные труды товарищей Курти и Глотова и приходя к пониманию функционала каждой отдельной снасти. К тому же я по образованию и по работе инженер-механик и во всём ищу равновесие сил. Вот я смотрел на рю с латинским парусом, подвешенный на двух пятых своей высоты на бизань-мачту и видел здоровенный балансир, имеющий две степени свободы - в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Вот мы берём и оттягиваем вверх и вперёд топовый конец рю дирик-фалом, имея в виду больший вес паруса, приходящийся на топовую часть рея. Но мой внутренний голос просто-таки вопит, что чистая масса в качестве компенсатора недостаточна и тот же голос требует ввести дополнительную снасть, которая натяжение дирик-фала будет компенсировать собою.
Я ещё полистал вчера товарища Глотова, ища у него подтверждения моим ощущениям, чего-то в стиле «Всякой снасти другой снастію компѣнсіруемой бысть должѣнствуетъ», но не нашёл, поэтому просто говорю: даже если бакштаг на «Лани» моя отсебятина, то это потому, что я чувствую, что она там необходима. Так же ни один чертёж «Лани» не упоминает швиц-сарвени, а я их сделал, потому что чувствовал их необходимость.
На реплики я бы вообще не полагался, вплотную изучал «Андалусию», когда она полтора года назад стояла в Хайфском порту и заметил кучу косяков и анахронизмов. Если интересно, то тут её фотографии с моими комментариями - https://picasaweb.google.com/IMORLych/20042010SpanishGalleonAndaluciaInHaifaPortIsraelSIndependenceDay?authuser=0&feat=directlink
Хеллеровская модель «Золотой лани» вообще несовершенна, я её допиливал, пока были силы. Например, про те же фордуны - инструкция указывает тупо привязать их к заднему юферсу русленей. Пришлось импровизировать дополнительные юферсы и искать на русленях место.
И напоследок. Игорь, если Вы коллекционируете чертежи, то конкретно для «Золотой лани» у меня есть наборы чертежей от Mamoli, от Tavola и от Minischiff. Если что-то пригодится, то я с радостью поделюсь.
Цитата:
Очень впечатлила Ваша модель!
Начало положено, ждём продолжения.
А сыну скажите, что он может Вами гордиться, первая модель и такое качество! Здорово!
С Уважением, Алексей.
Сын пока что только тянет к модели ручонки с кровожадным блеском в глазах и прикидывает, как бы её поэффектнее разломать :)
Цитата:
Оверложенные паруса! Афигеть! Крупно. Даже на общем плане видно. Напрочь убивает всё впечатление. Линктрос пришивался по краю паруса, а не протыкал его насквозь. В интернете тыща-тыщ картинок. Что же вы делaете? В мелком масштабе можно просто приклеить нить клеем ПВА или UHU для ткани. В Израиле, наверное, продают UHU?
Верхний край паруса должен идти по верхнему краю рея, а не висеть как штора.
Видите ли, Сергей, если Вы присмотритесь повнимательнее, то увидите, что сам ликтрос (нить диаметра 0.9 мм) не протыкает полотнище, а находится на своём законном месте - на шкаторине паруса. А то, что шкаторину обшивает, это гораздо более тонкая нить диаметра 0.3 мм и вся конструкция призвана имитировать так называемый бант.
Да, ликтрос можно приклеить. Но лично я его приклеивать не захотел, а захотел пришить. Да, бант получился на порядок шире того, что позволяет масштаб. Но лично я сначала поэкспериментировал на блинде и убедился, что подогнутая кромка исполняет довольно немаловажную функцию - она придаёт плоскому невыразительному выштампованному из пластика парусу: во-первых, жёсткость, необходимую после при протяжке бегучего такелажа парусов; а, во-вторых, объём и выразительность, сделав его намного более натуральным.
Про то, как был подвешен парус к рею на судах до XVIII века, Вам уже объяснили, сославшись на Курти. Могу лишь подписаться под этим.
Цитата:
Михаил, здравствуйте. Не воспринимайте как "придеризм", просто хочется выяснить истину. Те реплики и чертежи английских галеонов, которые видел, несли на фок мачте флаг Английского королевства (красный Георгиевский крест на белом фоне) и на грот-мачте флаг объединенного королевства. Даже такая книга, как "От дракара до крейсера" из серии "знай и умей" (библиотечка пионера)издания 1975 года :-) где есть "чертежи" "Лани" флаги показывает не так, как на Вашей модели, а наоборот. Кстати, я пока не нашел, что обозначает флаг - красный крест с продольными белыми и синими полосами. Википедия дает английские флаги с 16 века... http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_британских_флагов
Так что, если у Вас есть инфа - поделитесь.
Меня два дня не было возле компьютера, ужаснулся количеству комментариев - начинаю отвечать в обратном хронологическом порядке :) Вы, Сергей, первый.
Объединённого Королевства в XVI веке ещё не существовало, на грот-мачте был поднят флаг Англии (красный крест с. Георгия на белом поле). На других флагштоках обычно носились цвета и гербы патрона судна, у «Золотой лани» это был сэр Кристофер Хаттон, фаворит Елизаветы І. Я не знаю, какие цвета он носил, так как он умер бездетным и дом его пресёкся, гербом же он имел, собственно, золотую лань, отчего Дрейк и переименовал «Пеликан» в 1578-м.
Флаги на модели же относятся к периоду после осени 1580-го года, когда по окончанию кругосветного плавания корабль посетила Елизавета и приняла его под свой личный патронаж. Отсюда украшение на кормовом балконе в виде букв ER (Elizabetha Regina) и розы Тюдоров, та же роза на флаге бизани, а на фоке - военно-морской флаг Тюдоров. Этих флагов было несколько, описание можно посмотреть здесь - http://www.loeser.us/flags/english.html
Флаги строгой стандартизацией не отличались и, кроме неизменного красного георгиевского креста в крыже, широко варьировались. Например, та же Мамоли в чертежах приводит флаг Тюдоров, на котором полосы идут сверху вниз: красный белый синий, красный белый синий. А Хеллер дал вариант: синий белый синий, красный белый синий. По образцу хеллеровского варианта я в конце концов и сделал флаг.
Цитата:
Классно. Как настоящий. А выбленки вязались по месту или на рамке?
Вязались на месте. Сначала натягивал вантины, причём сильно натягивал, чтобы у мачт и стеньг никаких поползновений даже никуда не было, потом компенсировал натяжение фордунами и штагами. Затем за ванты подкладывал пластиковую решётку вант из набора в качестве шаблона, фиксировал её на нужной высоте и пускался в вязание выбленок, ряд за рядом. Полуштык, выбленочный, выбленочный, выбленочный, выбленочный, полуштык. При этом старался оставить выбленкам естественный провис между вантинами. Исключительно медитативная деятельность!
Цитата:
"оттяжки" топового конца бизань-рю, идущие к корме....Не существовало их при таком парусном вооружении...Достаточно топенанта с анапутями который на Вашей модели присутствует...
Над оснасткой рю у меня как раз было больше всего размышлений, потому что на этапе подготовки к постройке собрал кучу чертежей и изображений готовых моделей «Золотой лани» и НА ВСЕХ бизань-мачта изображена немного по-разному. На одном чертеже топовый угол имеет только дирик-фал, шкотовый же угол оттянут к ограждению квартердека. На другом шкотовый угол оттянут на отдельный выстрел, торчащий над кормой. Но из всех чертежей ближе всего к имеющейся у меня в руках модели были чертежи деревянной модели от Мамоли. И там как раз очень недвусмысленно изображена оттяжка топового угла рю к корме.
Цитата:
-желтые полосы на бортах немного неровно... Я так понимаю, что это привальные брусья и они выступают над обшивкой.. Мой совет - не "маски", а бинокулярные очки в которых работают часовщики. Самую тонкую полоску можно красить как забор, настолько она в них широкая.. А уж привальные брусья....
Вручную их и красил, безо всякой маски и проблема была не в зрении, а в подрагивании руки. Но с тех пор рука уже набилась получше! А похожий оптический девайс и даже с подсветкой у меня как раз имеется, завёлся уже после окончания работы над «Ланью».
Цитата:
Паруса понравились -но я бы их подкрасил в желтоватый оттенок - как получился на одной из фото.
такелаж хорош, хоть и толстоват.
А вот покраска мне не понравиласть - окрашено не ровно - надо использовать скотч или маски. Не видна совсем расшивка палубы и бортов.
Я бы сделал смывку или затонировал модель.
Для парусов я подбирал смесь белого, серого и кремового цветов, имея перед глазами кусок настоящей неокрашенной парусины - по-моему, оттенок получился максимально похожим на настоящий. Сильно зависит ещё и от освещения.
Про толщину такелажа я уже объяснил выше.
Про окраску - сегодня бы сделал смывку, там есть что подчёркивать, а тогда я просто и не знал про продвинутые технологии окраски и вполне удовлетворился получившимся результатом, решив вложить максимум энергии в такелаж.