Уважаемые коллеги, коллекция дизельных лодок была бы не полной без лодки с крылатыми ракетами. В качестве основы для модели выбрал 651 проект. Ну и чтобы не делать банальную разукрашку, решил построить модель подводной лодки 651Э проекта с легким тюнингом. Поэтому, немного истории.
Основным направлением повышения боевой эффективности дизель-электрических подводных лодок стало повышение скрытности их действий, которое могло быть достигнуто только при существенном увеличении времени пребывания их под водой. Путей решения этой задачи – три: совершенствование традиционного источника энергии для подводного хода – аккумуляторной батареи, оснащение ПЛ вспомогательной воздухонезависимой ЭУ и оснащение ПЛ единой (для надводного и подводного хода) ЭУ. В Советском Союзе получили своё развитие все три направления. Но наибольший интерес представляют собой работы по созданию и эксплуатации в СССР на дизель-электрических подводных лодках вспомогательных ядерных энергетических установок. Предполагалось, что при положительном результате создания и испытаний автономной вспомогательной ядерной энергетической установки в СССР появится возможность в случае обострения международной обстановки в сравнительно короткий срок резко повысить боевой потенциал подводного флота, трансформировав наиболее современные и мощные ДЭПЛ в ПЛА.
Однако, на практике вспомогательной атомной энергетической установкой была оснащена лишь одна большая дизель-электрическая подводная лодка 651-го проекта. В апреле 1971 года в Научно-исследовательском технологическом институте им. Александрова (г. Сосновый Бор Ленинградской обл.) был смонтирован наземный стенд-прототип корабельной ЯЭУ для проверки и отработки вспомогательной ядерной установки (ВАУ-6с). После проведения комплекса стендовых испытаний было принято решение о проведении морского этапа испытаний нового перспективного типа энергетической установки. Для этого была выделена дизель-электрическая подводная лодка с крылатыми ракетами пр.651.
Работы по переоборудованию дизель-электрической подводной лодки по проекту 651Э (шифр «Нерка») были начаты в ЦКБ «Рубин», а в дальнейшем были переданы в горьковское ЦКБ «Лазурит». В период с 25 сентября 1979 г. по 30 января 1985 г. ПЛ Северного флота Б-68 на судостроительном заводе «Красное Сормово» (г. Горький) прошла переоборудование по пр. 651Э. Подводная лодка была оснащен малогабаритной вспомогательной ядерной силовой установкой ВАУ-6 мощностью 600 кВт. Она размещалась в герметичном контейнере, смонтированным под прочным корпусом в кормовой части лодки. Проведённые в ходе опытной эксплуатации корабля испытания дали возможность отработать конструкцию и оценить целесообразность использования малогабаритных ЯЭУ в качестве источников электроэнергии дизель-электрических подводных лодок для увеличения их боевых возможностей.
С уважением…