Теперь пара слов про буксирные тросы. Тросы, как и коуши к ним, для бронетехники бывают разных видов. Тросы для буксировки тяжелой техники, к коим относятся танки, толще, и коуши у них больше. Танковый буксирный трос имеет следующие размеры: 3850 мм длинны и 38,5 мм диаметр. Далее можно пойти тремя путями:
1. Купить готовый трос от производителя модельных дополнений. Скорее всего, это будет достаточно дорого. 2. Намотать трос самому. Дешево, но требует внимательности и аккуратности, иначе витки будут неравномерные и выглядеть будет некрасиво. 3. Купить готовый трос в строительном магазине. 100 рублей за 5 метров.
Далее сделаю важную оговорку. 99,9% советской военной техники имеют тросы, с навивкой ПО часовой стрелке. Производители афтермаркета продают тросики с любой навивкой.
Поэтому для тех, кому это важно - выбирайте вдумчиво. Предвидя вопрос, "а если его перевернуть?" - ничего не поменяется.
Я же отношусь к тем, кому на направление навивки пофиг, поэтому я купил в строймаркете стальной трос толщиной 1 мм. Он немного тоньше, чем надо, но пойди ты на глаз еще определи это. Трос достаточно жесткий для модельных нужд, поэтому его нужно предварительно отжечь для придания гибкости.
Коуши я напечатал, и вот результат.
Обращаю внимание, что на этапе финальной сборки и укладки необходимо сделать намотку перед коушами тонкой проволокой.
Продолжаю обвешивать башню. Ящики ЗИП встали на свои места, как и запасные коробы для ЗПУ. С левой стороны сделал скобы для крепления брезентовой скатки.
В рамках политинформации. Сзади башни на танках Т-72А/М/М1, не оснащенных надбоем, находится контрольная площадка для установки оптического квадранта КО-60. Таким образом проверяется крен танка перед некоторыми технологическими процедурами, такими как выверка, установка прицелов, калибровка датчиков и прочего. Выглядит это вот так:
Тамия зачем-то дает две площадки. Следовательно, одну надо сточить.
Потихоньку начинаю осознавать, что бо́льшая часть работ по сборке уже сделана, хоть по мелочам еще пилить и пилить.
Установил блоки зеркал Эссы и датчики ветра и температуры на мачтах. Т.к. прототипы имеют небольшие конструктивные отличия между собой, то и модели сделаны так же.
Подпоромер - это изогнутая полая трубка, с помощью которой внутреннее пространство танка соединяется с атмосферой. Входит в оборудование противоатомной и химической защиты и служит для визуального контроля избыточного давления внутри танка. При прохождении танком зараженной местности внутри создается избыточное давление, чтобы отравляющие вещества или радиоактивная пыль не попали внутрь. Также совместно с эжектором подпор используется для уменьшения загазованности при стрельбе. Для того, чтобы гадость снаружи не смогла просочиться во внутрь, давление внутри должно быть минимум на 0,35 кПа выше, чем снаружи. Внутри башни к трубке прикручивается стеклянная трубка со стальным шариком. В обычном режиме работы шарик под своим весом лежит внизу стеклянной трубки, а при нагнетании повышенного давления, из-за его разности внутри трубки с разных сторон шарика, шарик будет подниматься вверх. При разнице давления 0,35 кПа шарик будет удерживаться в верхнем положении.
Саму трубку из-за сложного набора разных диаметров я напечатал, ограждение спаял из 0.3 мм проволоки.
На прототипе Т-72М1, который оборудован тралом, с левой стороны башни приколхожена британская установка дымовых гранатометов, снятая скорее всего, с Центуриона. Причем судя по фотографиям других машин из подразделения, такое там везде.
Зачем это сделано и чем не устраивают родные "Тучи", я увы не знаю. Но надо делать.
Установка подобного типа появилась на британской бронетехники где-то в конце 40х годов (тут британцеводы могут меня поправить) и продержалась на вооружении до середины 60-х, когда на новую технику начали устанавливать стандартизированные по стандартам НАТО установки под 68-мм гранаты типа L7.
Данная система очень сильно отличается от привычной "Тучи" или аналогичных систем. Начать можно с того, что для постановки дымовой завесы в ней используются обычные ручные дымовые гранаты No.80 Mk 1. У гранаты выдергивалась чека и граната вставлялась в ствол мортирки таким образом, чтобы защитная скоба удерживалась стенками ствола. Спереди граната в стволе закрывалась резиновым колпачком. Потом с пусковой снималась крышка, и в каждый ствол казенной части вставлялся электродетонатор, чьи провода закреплялись на колодке. После этого система была готова к работе. При нажатии на пульте срабатывал электродетонатор, газы выталкивали гранату примерно на 60 метров, при выходе из ствола скоба высвобождалась и граната приводилась в действие.
Минусом системы была достаточно сложная перезарядка (воткнуть новую гранату "Тучи" в ствол куда быстрее), поэтому уже на Чифтене была установлена новая система, аналогичная туче (вернее туча аналогична ей).
Фотографий пусковой со всех сторон полно, стоит лишь поискать. За привязочный размер брал диаметр ствола - он вроде бы 64 мм под 2.4" гранату с учетом скобы. Единственное, я не очень знаю, как и куда выведен провод на прототипе, поэтому воткнул его в распределительную коробку на башне. Саму пусковую не приклеивал по технологическим причинам, будет приклеена после нанесения декалей.
Кроме уже упомянутых свистелок-перделок, на прототипе М1 установлена также забашенная корзина. Вообще, эта цыганщина - таскать кучу хлама с собой - местное явление практически на генетическом уровне.
Изначально была идея спаять из 0.3 мм латуни, но на практике столкнулся с проблемой изготовления угловых профилей 1х1 мм. Т.к. специализированной гнулки для травла у меня почему-то нет, вручную нагнуть ровные аккуратные профиля не вышло. Пришлось печатать, увеличив по технологически-прочностным соображениям толщину до 0.5 мм. Также по технологическим причинам будет приклеена после нанесения камуфляжа.
Доделал всю мелочёвку на башнях: тросы утяжки брезентового чехла маски, кронштейн для закрепления трубы ОПВТ по-походному, козырек и дворник ТПДК, штырь для колпачка антенного ввода и кронштейн для фиксации заднего ящика ЗИП в поднятом положении.
Также доделал ЗПУ на командирской башне.
Осталось совсем практически ничего, и модели отправятся в грунт.
Два слова про такой замечательный элемент любого советского танка, как бревно для самовыкапывания.
Думается, что про этот элемент точно все всем известно, но если тут все же есть такие, кто не знает для чего оно, то вот: Бревно привязывают к тракам, после чего танк прогребает им под собой, вытаскивая себя из жижи. Потом бревно опять перецепляют спереди и так до победы.
Сначала определимся с размерами: Выходит 93-94 мм в длину и 6-7мм в диаметре.
Где-то, наверное, продается деревянные стержни диаметром 6-7 мм, но я таких у себя не нашел. Самое близкое - это кисточки с ручками диаметром 8 мм.
Для уменьшения диаметра собрал приспособу вот такого типа. Диаметр отверстия сверлится по нужному диаметру, т.е. я делал 7 мм.
По поводу тросов - лет 10 назад купил велосипедный скоростной трос, до сих пор хватает. Навивка похожа, только жестковат, надо постараться с обжигом и приданием формы.
Не вводите людей в заблуждение. Нет там никакого шва, призма цельная. Это просто проволочка установленная перед внешним "стеклом", для обозначения осевой линии танка.
Специально не отвечал сразу, но ничего не останется незамеченным. Это никакая не проволочка, а шов склейки двух стекол. Да, для обозначения осевой линии танка.