Катти Сарк (часть 2)
|
Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели |
| Как я уже упоминал в первой части своего обзора, 26 апреля этого года, после длительных (2006-2012) реставрационных работ, Ее Величество королева Елизавета II вновь открыла любимый британцами корабль-музей для посещения публики. Первый раз она cделала это более полувека назад – в 1957 году; c тех пор «Катти Сарк» посетили более 15 миллионов человек. За свою долгую рабочую жизнь «Катти Сарк» не раз приходилось терпеть удары судьбы и непогоды. Этот шедевр инженерного и судостроительного искусства второй половины XIX века появился в эпоху заката парусных судов. Цепь случайностей или провидение сделали этот чайный клипер одним из самых быстроходных в мире судов своего времени – и единственным уцелевшим на сегодня. Началось все с любви. Столь глубокое чувство судовладелец Джон Уиллис по прозвищу Белая Шляпа испытывал к прекрасным парусникам; а свое прозвище он получил за то, что всегда и везде неизменно появлялся в идеальной белизны цилиндре. Именно Уиллис заказал компании «Скотт и Линтон» парусник-клипер необычной конструкции - с укрепленной кормой и способностью развивать большую по тем временам скорость. К началу 40-х годов XIX века чай стал повальным увлечением англичан. Особенно ценился чай нового урожая: чем меньше он находился в трюмах, тем свежее был вкус. Судовладельцы, первыми доставлявшие его на рынок, получали хорошие прибыли. И тут быстроходные парусники – чайные клиперы не имели себе равных. Начиная с 1859 года даже устраивались гонки чайных клиперов, перевозивших чай из порта загрузки в порт разгрузки прямиком – без захода в порты. Именно из-за любви англичан к чаю клиперы стали вершиной технического дизайна и кульминацией развития парусного флота. Белая Шляпа верил, что построенный по его заказу парусник ожидает судьба чемпиона. Но... за неделю до спуска клипера на воду, в ноябре 1869 года, был открыт Суэцкий канал. «Чайный путь» по воде (с Дальнего Востока в Европу) сократился на 4 тысячи миль. Прекрасная новость – но не для парусников: они не могли маневрировать в узких водах канала. Теперь на первый план выступили паровые суда, легко двигающиеся по водам Суэцкого канала и пользовавшиеся преимуществами короткого пути. «Катти Сарк» совершила 8 чайных рейсов, но так и не успела выиграть ни одной гонки, лишь однажды заняв третье место. А в 1872 году чайные гонки провели в последний раз: пароходы победили и на китайских, и на индийских линиях – они шли хоть и медленнее парусников, но были стабильнее. Рейс, совершенный «Катти Сарк» в июне 1872 года, вошел в историю мореплавания. Тогда из Китая с чайным грузом на Лондон вышли два клипера – «Фермопилы» и «Катти Сарк». Спустя две недели во время бури «Катти» потеряла руль. Восемь суток капитан Моуди удерживал клипер в открытом море на плаву при помощи плавучего якоря, пока судовой плотник изготавливал новый руль. Все это время бушевал шторм, моряки ремонтной команды чуть не поплатились жизнью, но не сошли с дистанции. «Катти Сарк» проиграла гонку, придя в Лондон на неделю позже «Фермопил», но героизм и умение команды обеспечили ей место в галерее славы мореходства. Имя клипера - «Катти Сарк» - в переводе с шотландского обозначает «короткая ночная рубашка». Ее носила Нени - героиня поэмы Роберта Бернса «Тэм О’Шантер». Милая ведьмочка нежно любила свою детскую ночную сорочку. Нени росла, сорочка укорачивалась, но девушка не желала с ней расставаться. Гуляка Тэм, в очередной раз «нагрузившийся под завязку», возвращался домой на верной кобыле Мег. Завернув по дороге на ближайший огонек, парень попал на шабаш ведьм. Увидев там миленькую ведьмочку Нени, лихо отплясывавшую в короткой, открывавшей все ее прелести рубашке, Тэм принялся отпускать скабрезные шутки, сломав дамам весь кайф празднества. Разъяренная Нени погналась за Тэмом, однако старая добрая кляча Мег спасла героя, оставив в руках ведьмочки лишь свой хвост. По одной из версий, Белая Шляпа, увидев в музее картину с этим сюжетом, загорелся мыслью назвать свой новый клипер «Морская ведьма» или «Юная чертовка», воплощая идею бешеной скачки-гонки по волнам. Вряд ли старику Уиллису удалось бы набрать команду на корабль с подобным названием – моряки ведь народ суеверный. Компромиссное название «Короткая сорочка» и деревянная фигура Нени с лошадиным хвостом в руках на носу корабля оказались в самый раз – и моряков не отпугнули, и Белая Шляпа сумел сохранить свою идею. Чего только не перевозила «Катти Сарк» за свою долгую жизнь грузового судна – от чая до пороха, от виски до рогов буйволов, от шерсти до металлолома. В 1895 году Уиллис продал судно португальской компании «Ферейра». Клипер несколько раз перепродавали, переоборудовали, переименовывали. В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, корабль опять отличился: его экипаж снял на свой борт с английского корабля, торпедированного немецкой подводной лодкой, 700 человек. И отправили бы старушку «Катти» после войны на слом, если бы не капитан Уилфрид Доуманн. Чудак-энтузиаст выкупил клипер и восстановил его в первоначальном виде. Опять любовь?! «Катти Сарк» стала учебным судном для кадетов, а после смерти спасителя корабля Доуманна его вдова передала клипер в морской торговый колледж. В 1951 году «Короткая рубашка» была участником знаменитого фестиваля Британии, а в 1954-м совершила свой последний рейс вверх по Темзе, в Гринвич, где встала на прикол в специально сконструированном для нее сухом доке, рядом с Морским музеем. Но на этом ее злоключения не окончились - в мае 2007 года на клипере-музее случился пожар. К счастью, в ходе начавшейся в 2006 году реставрации 50% уникального оборудования, оснастки, скульптуры и деталей декора было вывезено в город Четем на хранение. |
|
|
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
|
|
Оценка модели по параметрам:
|
||||||
| Средняя оценка: 99 (все оценки) | ||||||
| Популярность модели: 79.21 |
Почётный спонсор Каропки

- Логин
- Д.Р.
- На сайте с
- 17 октября 2010 года
- Его сообщения на форуме
- Его комментарии к моделям
- Подписка на обновления

Не показывать чат
































Комментарии
На сайте с 17.10.2010
Подойдя к нему - увидел стоящий у берега десантный (?) корабль
49 лет
На сайте с 29.01.2010
49 лет
На сайте с 13.04.2007
Боря - Спасибо!
На сайте с 17.10.2010
Борис, СПАСИБИЩЕ за фотоматериал! Когда-нибудь я запилю такой кораблик в 350-ом масштабе.
Цитата:
О, продолжение обзора! Класс!
Боря - Спасибо!
Стас, Юра - спасибо.
я вот что думаю - архив этих фотографий выложить здесь на файлообменник?
На сайте с 17.10.2010
...запилю такой кораблик в 350-ом масштабе.
А вообще, в каких масштабах делают его модели?
49 лет
На сайте с 29.01.2010
Есть в дереве 1/78, 1/115 ну и из бумаги тоже делают.
На сайте с 17.10.2010
Пластик: 1/130, 1/200, 1/220, 1/350(два разных производителя)
Есть в дереве 1/78, 1/115 ну и из бумаги тоже делают.
Дерево наверное, на 1000 евро тянет, не меньше?
Стоит оно тех денег?
65 лет
На сайте с 22.01.2011
Жаль что на сайте нет раздела "Парусники мира". А то такой ценный репортаж потеряется в общей каше.
49 лет
На сайте с 13.09.2008
На сайте с 17.10.2010
Спасибо с продолжением.
Жаль что на сайте нет раздела "Парусники мира". А то такой ценный репортаж потеряется в общей каше.
Игорь, думаю, когда появится библиотека каропки, то обзор там не потеряется
На сайте с 17.10.2010
В далёком 1995 году,мне ,будучи курсантом,посчастливилось участвовать в гонке парусных "Cutty Sark Tall Ships Races".УПС "Седов",тогда победил. Ну и естественно был на "Cutty Sark" тогда же. Спасибо за обзор! Хорошие воспоминания.
Дмитрий, пожалуйста!
Скажите, по вашему мнению, после реставрации есть отличия от того, что Вы видели тогда?
На сайте с 17.10.2010
http://karopka.ru/community/warehouse/download.php?id=600024
49 лет
На сайте с 13.09.2008
На сайте с 17.10.2010
Вспомнилась одна деталь: там когда из подвала поднимаешься (где нижнюю часть корпуса посмотреть можно, носовые фигуры, а также кафе располагается), сидели двое русскоязычных сотрудников музея, и комментровали всех посетителей... Некоторых достаточно жёстко. А когда я засмеялся над их шуткой, как-то вдруг замолчали :-(((
72 года
На сайте с 26.10.2009
Фотографии забрал себе в корзинку.
С Уважением, Алексей.
с сайта
55 лет
На сайте с 02.04.2015
Автору огромное СПАСИБО!
На сайте с 17.10.2010
Шикарный обзор! Очень кстати,- как раз жду модель в масштабе 1:150 от Академии. Очень поможет.
Автору огромное СПАСИБО!
Спасибо!
если Вам надо обе части обзора - фотографии могу разместить на файлообменники.
делал этот обзор в расчёте на фанатов "Катти Сарк", и искренне надеялся, что он пригодиться
48 лет
На сайте с 25.12.2013
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий