Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Как я уже упоминал в первой части своего обзора, 26 апреля этого года, после длительных (2006-2012) реставрационных работ, Ее Величество королева Елизавета II вновь открыла любимый британцами корабль-музей для посещения публики. Первый раз она cделала это более полувека назад – в 1957 году; c тех пор «Катти Сарк» посетили более 15 миллионов человек.
За свою долгую рабочую жизнь «Катти Сарк» не раз приходилось терпеть удары судьбы и непогоды. Этот шедевр инженерного и судостроительного искусства второй половины XIX века появился в эпоху заката парусных судов. Цепь случайностей или провидение сделали этот чайный клипер одним из самых быстроходных в мире судов своего времени – и единственным уцелевшим на сегодня.
Началось все с любви. Столь глубокое чувство судовладелец Джон Уиллис по прозвищу Белая Шляпа испытывал к прекрасным парусникам; а свое прозвище он получил за то, что всегда и везде неизменно появлялся в идеальной белизны цилиндре. Именно Уиллис заказал компании «Скотт и Линтон» парусник-клипер необычной конструкции - с укрепленной кормой и способностью развивать большую по тем временам скорость.
К началу 40-х годов XIX века чай стал повальным увлечением англичан. Особенно ценился чай нового урожая: чем меньше он находился в трюмах, тем свежее был вкус. Судовладельцы, первыми доставлявшие его на рынок, получали хорошие прибыли. И тут быстроходные парусники – чайные клиперы не имели себе равных. Начиная с 1859 года даже устраивались гонки чайных клиперов, перевозивших чай из порта загрузки в порт разгрузки прямиком – без захода в порты. Именно из-за любви англичан к чаю клиперы стали вершиной технического дизайна и кульминацией развития парусного флота.
Белая Шляпа верил, что построенный по его заказу парусник ожидает судьба чемпиона. Но... за неделю до спуска клипера на воду, в ноябре 1869 года, был открыт Суэцкий канал. «Чайный путь» по воде (с Дальнего Востока в Европу) сократился на 4 тысячи миль. Прекрасная новость – но не для парусников: они не могли маневрировать в узких водах канала. Теперь на первый план выступили паровые суда, легко двигающиеся по водам Суэцкого канала и пользовавшиеся преимуществами короткого пути.
«Катти Сарк» совершила 8 чайных рейсов, но так и не успела выиграть ни одной гонки, лишь однажды заняв третье место. А в 1872 году чайные гонки провели в последний раз: пароходы победили и на китайских, и на индийских линиях – они шли хоть и медленнее парусников, но были стабильнее.
Рейс, совершенный «Катти Сарк» в июне 1872 года, вошел в историю мореплавания. Тогда из Китая с чайным грузом на Лондон вышли два клипера – «Фермопилы»
и «Катти Сарк». Спустя две недели во время бури «Катти» потеряла руль. Восемь суток капитан Моуди удерживал клипер в открытом море на плаву при помощи плавучего якоря, пока судовой плотник изготавливал новый руль. Все это время бушевал шторм, моряки ремонтной команды чуть не поплатились жизнью, но не сошли с дистанции. «Катти Сарк» проиграла гонку, придя в Лондон на неделю позже «Фермопил», но героизм и умение команды обеспечили ей место в галерее славы мореходства.
Имя клипера - «Катти Сарк» - в переводе с шотландского обозначает «короткая ночная рубашка». Ее носила Нени - героиня поэмы Роберта Бернса «Тэм О’Шантер». Милая ведьмочка нежно любила свою детскую ночную сорочку. Нени росла, сорочка укорачивалась, но девушка не желала с ней расставаться. Гуляка Тэм, в очередной раз «нагрузившийся под завязку», возвращался домой на верной кобыле Мег. Завернув по дороге на ближайший огонек, парень попал на шабаш ведьм. Увидев там миленькую ведьмочку Нени, лихо отплясывавшую в короткой, открывавшей все ее прелести рубашке, Тэм принялся отпускать скабрезные шутки, сломав дамам весь кайф празднества. Разъяренная Нени погналась за Тэмом, однако старая добрая кляча Мег спасла героя, оставив в руках ведьмочки лишь свой хвост.
По одной из версий, Белая Шляпа, увидев в музее картину с этим сюжетом, загорелся мыслью назвать свой новый клипер «Морская ведьма» или «Юная чертовка», воплощая идею бешеной скачки-гонки по волнам. Вряд ли старику Уиллису удалось бы набрать команду на корабль с подобным названием – моряки ведь народ суеверный. Компромиссное название «Короткая сорочка» и деревянная фигура Нени с лошадиным хвостом в руках на носу корабля оказались в самый раз – и моряков не отпугнули, и Белая Шляпа сумел сохранить свою идею.
Чего только не перевозила «Катти Сарк» за свою долгую жизнь грузового судна – от чая до пороха, от виски до рогов буйволов, от шерсти до металлолома. В 1895 году Уиллис продал судно португальской компании «Ферейра». Клипер несколько раз перепродавали, переоборудовали, переименовывали. В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, корабль опять отличился: его экипаж снял на свой борт с английского корабля, торпедированного немецкой подводной лодкой, 700 человек.
И отправили бы старушку «Катти» после войны на слом, если бы не капитан Уилфрид Доуманн. Чудак-энтузиаст выкупил клипер и восстановил его в первоначальном виде. Опять любовь?! «Катти Сарк» стала учебным судном для кадетов, а после смерти спасителя корабля Доуманна его вдова передала клипер в морской торговый колледж. В 1951 году «Короткая рубашка» была участником знаменитого фестиваля Британии, а в 1954-м совершила свой последний рейс вверх по Темзе, в Гринвич, где встала на прикол в специально сконструированном для нее сухом доке, рядом с Морским музеем. Но на этом ее злоключения не окончились - в мае 2007 года на клипере-музее случился пожар. К счастью, в ходе начавшейся в 2006 году реставрации 50% уникального оборудования, оснастки, скульптуры и деталей декора было вывезено в город Четем на хранение.
На двух последних фотографиях обзора виден вид на Темзу. Башня на берегу - это вход в подземый тоннель под ней.
Подойдя к нему - увидел стоящий у берега десантный (?) корабль
В далёком 1995 году,мне ,будучи курсантом,посчастливилось участвовать в гонке парусных "Cutty Sark Tall Ships Races".УПС "Седов",тогда победил. Ну и естественно был на "Cutty Sark" тогда же. Спасибо за обзор! Хорошие воспоминания.
Цитата: В далёком 1995 году,мне ,будучи курсантом,посчастливилось участвовать в гонке парусных "Cutty Sark Tall Ships Races".УПС "Седов",тогда победил. Ну и естественно был на "Cutty Sark" тогда же. Спасибо за обзор! Хорошие воспоминания.
Дмитрий, пожалуйста!
Скажите, по вашему мнению, после реставрации есть отличия от того, что Вы видели тогда?
Борис,сложно сказать.Воспоминания остались,а вот с деталями..беда.Главное отличие,тогда вроде стеклянного купола по периметру не было,просто ограждения.Сейчас вроде,как-то по-богаче выглядит.Внутри вроде всё так же,даже те же носовые фигуры стоят.Бриты молодцы,чтут историю.Думал,всё,не будет больше Cutty, а нет,восстановили. Спасибо ещё раз!
Стеклянный купол, имитирующий морскую волну, выходит - это новый элемент? Т.е. ранее такого не было? Но получился, кстати, неплохо.
Вспомнилась одна деталь: там когда из подвала поднимаешься (где нижнюю часть корпуса посмотреть можно, носовые фигуры, а также кафе располагается), сидели двое русскоязычных сотрудников музея, и комментровали всех посетителей... Некоторых достаточно жёстко. А когда я засмеялся над их шуткой, как-то вдруг замолчали :-(((
Цитата: Шикарный обзор! Очень кстати,- как раз жду модель в масштабе 1:150 от Академии. Очень поможет.
Автору огромное СПАСИБО!
Спасибо!
если Вам надо обе части обзора - фотографии могу разместить на файлообменники.
делал этот обзор в расчёте на фанатов "Катти Сарк", и искренне надеялся, что он пригодиться
Комментарии
На сайте с 17.10.2010
Подойдя к нему - увидел стоящий у берега десантный (?) корабль
48 лет
На сайте с 29.01.2010
48 лет
На сайте с 13.04.2007
Боря - Спасибо!
На сайте с 17.10.2010
Борис, СПАСИБИЩЕ за фотоматериал! Когда-нибудь я запилю такой кораблик в 350-ом масштабе.
Цитата:
О, продолжение обзора! Класс!
Боря - Спасибо!
Стас, Юра - спасибо.
я вот что думаю - архив этих фотографий выложить здесь на файлообменник?
На сайте с 17.10.2010
...запилю такой кораблик в 350-ом масштабе.
А вообще, в каких масштабах делают его модели?
48 лет
На сайте с 29.01.2010
Есть в дереве 1/78, 1/115 ну и из бумаги тоже делают.
На сайте с 17.10.2010
Пластик: 1/130, 1/200, 1/220, 1/350(два разных производителя)
Есть в дереве 1/78, 1/115 ну и из бумаги тоже делают.
Дерево наверное, на 1000 евро тянет, не меньше?
Стоит оно тех денег?
64 года
На сайте с 22.01.2011
Жаль что на сайте нет раздела "Парусники мира". А то такой ценный репортаж потеряется в общей каше.
48 лет
На сайте с 13.09.2008
На сайте с 17.10.2010
Спасибо с продолжением.
Жаль что на сайте нет раздела "Парусники мира". А то такой ценный репортаж потеряется в общей каше.
Игорь, думаю, когда появится библиотека каропки, то обзор там не потеряется
На сайте с 17.10.2010
В далёком 1995 году,мне ,будучи курсантом,посчастливилось участвовать в гонке парусных "Cutty Sark Tall Ships Races".УПС "Седов",тогда победил. Ну и естественно был на "Cutty Sark" тогда же. Спасибо за обзор! Хорошие воспоминания.
Дмитрий, пожалуйста!
Скажите, по вашему мнению, после реставрации есть отличия от того, что Вы видели тогда?
На сайте с 17.10.2010
http://karopka.ru/community/warehouse/download.php?id=600024
48 лет
На сайте с 13.09.2008
На сайте с 17.10.2010
Вспомнилась одна деталь: там когда из подвала поднимаешься (где нижнюю часть корпуса посмотреть можно, носовые фигуры, а также кафе располагается), сидели двое русскоязычных сотрудников музея, и комментровали всех посетителей... Некоторых достаточно жёстко. А когда я засмеялся над их шуткой, как-то вдруг замолчали :-(((
71 год
На сайте с 26.10.2009
Фотографии забрал себе в корзинку.
С Уважением, Алексей.
с сайта
54 года
На сайте с 02.04.2015
Автору огромное СПАСИБО!
На сайте с 17.10.2010
Шикарный обзор! Очень кстати,- как раз жду модель в масштабе 1:150 от Академии. Очень поможет.
Автору огромное СПАСИБО!
Спасибо!
если Вам надо обе части обзора - фотографии могу разместить на файлообменники.
делал этот обзор в расчёте на фанатов "Катти Сарк", и искренне надеялся, что он пригодиться
47 лет
На сайте с 25.12.2013
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий