Регистрация Вход · Почистить куки

Рабелу, лодка с длинным хвостом / Rabelo, the boat with a long tail

Производитель:
Самодел
Дата размещения:
23 мая 2012 года, 9:16
Раздел галереи:
Корабли
Тип техники:
Гражданские
Тип двигателя:
Парусные и гребные
Страна-производитель:
Другие страны
Масштаб модели:
1:72

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Рабелу (рабело, рабела, ребело / rabelo, rabela, rebelo) – традиционная португальская  бескилевая плоскодонная лодка. Первые упоминания об этом необычном малом судне относятся к X веку. Последние семьсот лет рабелу использовалось для перевозки вина, а сегодня – пассажиров и грузов по реке Дуэро.

Длина лодки – 19-23  метра, ширина – до 4,5 метров, парусное вооружение - большой прямой парус. Лодка оснащена очень длинным рулевым веслом, отсюда и название лодки рабелу (от rabo largo) означает “лодка с длинным хвостом”. Длинное и солидное рулевое весло  делает лодку очень маневренной и  управляется несколькими членами экипажа лодки с высокой платформы так, что со стороны кажется, что лопасть весла остается сухой. Обладая размерами телеграфного столба, весло хорошо сбалансировано, на его ручке имеется четное количество (обычно шесть) “колышков”-рукояток, отчего “ручка” весла напоминает гриф гитары-шестиструнки.  

Рабелу имеет совсем простой такелаж – штаг, одна-две пары вант, фал рея, по паре брасов и шкотов. Топенанты, галсы, булини, гитовы и гордени отсутствуют, на рабелу также не найти ракс-бугель, бейфут и якорь.

Экипаж рабелу состоит из  7 – 16 человек в зависимости от размеров и загруженности лодки. В управлении рулевым веслом участвуют 3-8 человек, остальные члены экипажа работают с парусом и подгребными веслами. Несмотря на кажущуюся простоту рабелу от экипажа требуется опыт и слаженность работы в неспокойных водах Дуэро.

Большие рабелу способны перевозить до 16000 литров вина в бочках. Бочки заполнялись вином не полностью, чтобы они не утонули в случае крушения.
Обычный поход рабелу составлял около 250 км вниз по реке, который длился три дня. Потом – назад вверх по реке. При спуске по течению парус ставился редко, и в основном использовался на обратном пути.
Приход парового двигателя и электричества, развитие железных дорог существенно потеснили рабелу на рынке перевозчиков португальских вин и к середине 20-го века эти лодки для перевозки вин уже почти не применялись. И, хотя последний коммерческий винный рейс рабелу завершился в 1956 году, сегодня в водах и на берегах Дуэро можно видеть огромное множество этих лодок. И не удивительно, ведь португальцы относятся к своим традициям очень бережно, поэтому сегодня  рабелу служат для прогулок  и перевозки грузов, и, конечно же,  участвуют в ежегодных местных речных гонках в день Святого Иоанна (corrida de barcos rabelos), 24-го июня.
Фрагмент репортажа с одной из таких регат находится по адресу
http://drinkingport.com/corrida-de-barcos-rabelos.html
В конце этого короткого видео есть переходы на ролики, посвященные корриде де баркос рабелу.
Сегодня на Дуэро можно встретить как традиционные рабелу, сохранившиеся с прежних времен или построенные совсем недавно, так и современные моторизованные речные трамвайчики-рабелу, лишь отдаленно напоминающие свой прототип.

Строились и строятся рабелу на берегах реки самими же лодочниками-перевозчиками. И не так уж давно  пятеро португальцев-земляков (старшему исполнилось тогда 80 лет, а самому “младшенькому” – 58) собрались на берегу излучины своей реки, перекусили немного, да и заодно  без спешки построили рабелу, спустили ее на воду, и пошли себе по реке.
Процесс создания лодки от начала и до спуска на воду можно посмотреть здесь
http://cidadesurpreendente.blogspot.com/2005/08/arquitectura-do-rabelo.html

Увиденное настолько поразило своей простотой, что само собой пришел к решению собирать модель подобно. Соответственно, стройка модели также выполнялась настольно-наколенно-ручным способом без использования матрицы-каркаса.
Материалы – красное дерево, береза, батист, нить хб, клей ПВА, лак.
Начало стройки – 11 марта.

Приглашаю на просмотр лодки с длинным хвостом и желаю приятного настроения.
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
98.3998.6598.27
Средняя оценка: 98.4387 (все оценки)
Популярность модели: 78.77

Комментарии

Страницы: 1 2 3
Rover (police1963)
Николаев
61 год
На сайте с 19.11.2010
Rover  (police1963)
Цитата:
А вот в то,что они без гвоздей мастерятся,пардон,не верю.

Борис, приветствую!!!!
А не рассматривал возможность того, что обшивку могли "садить" на деревянные нагели? Или "утапливать" гвоздь в обшивку и закрывать деревянной пробкой? В общем, тут можем спорить "до бесконечности"... :-)
Согласен с тем, что имитация "гвоздей" придала бы ЕЩЕ большую зрелищность..
Однако (ИМХО) Модель и без них вполне "самодостаточна"... :-)
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Коллеги, доброе утро!
Немного пояснений про гвозди и проч. дабы ограничить споры из-за ничего.
На ресурсе

http://cidadesurpreendente.blogspot.com/2005/08/arquitectura-do-rabelo.html

можно увидеть, как собирается рабела сегодня. Похоже, что ресурс остался за кадром.

Поэтому опишу вкратце.
Стелится основа из пяти досок, на которые ставится 6-8 "шпангоутов" (нижние элементы). Основа обрезается по округленной форме, напоминающей силуэт мяча рэгби. Используются обычные сельмаговские гвозди, вбитые так, чтобы шляпок не было видно.
Днище готово.
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Ставятся штевни, набранные из 4-6 досок. Края днища со штевнями слегка приподнимаются.
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Ставятся борта, по пять досок на каждый.
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Обратите внимание, борта ставится "по воздуху". Шпангоутов нет.

Также "по воздуху" и повторял в модели.
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Вопрос, а где же гвозди-то? Вбиты по самую шляпку и утоплены в древесину. Видны "точечки". После того, как днище будет просмолено, ни "точечки", ни шляпочки больше не будут видны.
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Борта готовы. Ставим шпангоуты. Если точнее, то "вставляем их в скорлупу бортов".
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Теперь дело за стригерами. Сначала ставим несколько горизонтальных подпорок, по которым и будет проходить линия стрингера. Затем ставим стрингер и формуем его по шпангоутам. ЭТО САМЫЙ ВАЖНЫЙ И СЛОЖНЫЙ ЭТАП в стройке рабелы.

В кадре виден шестой человек плюс еще фотограф за кадром, хотя в описании пишу о пятерых.
На самом деле команда строителей (она же и экипаж построенной рабелы) включает только пятерых. Фотограф - не в счет. Также не считаются сочувствующие и случайные помощники, эпизодически появляющиеся на стройке.
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Вот теперь потребуются нагели.
Лодка скрепляется ими ИЗНУТРИ в точках пересечения шпангоут-стрингер.

Скорлупку модели делал подобным способом только не нагелями, а клеем. До установки стрингеров были большие сомнения в том, что делаю. Больно хлипкое все было. После установки стрингеров у корпуса появилась некоторая упругость, однако в понятии надежность уверенность отсутствовала.
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Ставим бимсы и прочее.
После установки бимсов шкорлупа перестала быть чахлой. При постукивании издавала резонирующий звук весьма прочной деревянной конструкции.
А после того, как на бимсы модели были приклеены доски, на которые закатываются бочки, тщедушная шкорлупа из двух слоев шпона обрела прочность, близкую к хорошему шпангоутному корпусу от Артесании.
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Переворачиваем лодку, чтобы проконопатить стыки. Впятером это сделать тяжеловато, тут помогут три пары волов.
Удивительно - при перевороте лодки используется развитой грузовой такелаж, в то время, когда на готовой рабеле оный практически отсутствует.
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Предварительно снимаются все лишние уступы. Как и у нас - топором.
На этом фото и двух последующих хорошо видны доски днища и бортов, немногочисленные точечки от утопленных шляпок гвоздей, однако линии шпангоутного гвоздевания отсутствуют.
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Конопатим.
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Смолим.
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
А теперь вопрос знатокам - ТАК ГДЕ ЖЕ ГВОЗДИ? и в чем подвох?
:)

Подвоха здесь нет, а причина в том, что ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ СТЯЖКА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ИЗНУТРИ ЛОДКИ - СТРИНГЕР-ШПАНГОУТ-ПАЛУБНЫЙ НАСТИЛ. Так же работали и древние египтяне и немного попозже арабы, викинги и наши пращуры-славяне.

Предполагаю, что если все-таки хорошо прогвоздевать борта рабелу и отправиться на ней на регату Коррида де баркос рабелос, то это существенно добавит веселья на фестивале и приз зрительских симпатий будет гарантирован.
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Про метал на рабеле.
Видим три металлических хомута - два на стяжке рея, один на стыке брусьев бархоута.
Это максимальное количество металла, которое можно на ней встретить на видимом пространстве. Металлом рей рабелу обычно не стягивается.

Кстати, на фото видны два репа, уходящих влево от фала. Это аналог бейфута и бугеля. Ими рей притягивается к мачте при подъеме и спуске паруса. Фактически рей и мачта не имеют общей точки фиксации.
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Подводя итоги дебатам, отмечу.

Мы привыкли жить сегодня и считаем, что вчера и завтра будет подобно тому, что сегодня. То же и в нашем подходе к строительству и оформлению корабля и модели. Мы привыкли, что в стройке корабля основа - это его скелет (киль и шпангоуты), а обшивка уже сверху, соответственно и внешнее оформление.

Заглянув же в историю на тысячу лет назад, мы увидим много непривычного.
Рабеле как судну уже более тысячи лет. И здесь в стройке основа - это прежде всего "скорлупа" днища и бортов, и только потом установка внутреннего скелета (шпангоутов и стрингеров) и их связка.
Технология создания этой "долгожительницы" появилась еще в Древнем Египте. И, хотя она коренным образом отличается от стройки кораблей более близких к нашему времени, она жива и в наше время.

Современные речные рабелоподобные мотодрезины (а они уже килевые и шпангоутные потому как движок в плоскодонке трудно замаскировать) строятся на стапеле, но кроме отдаленного сходства в силуэте ничего общего с традиционной лодкой они не имеют.
Прикрепленные файлы:
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Еще моторабела. И ведь чем-то похожа на своего предка.
Прикрепленные файлы:
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
71 год
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
После такого разъяснения в энциклопедию можно не заглядывать.
С Уважением, Алексей.
Marco Polo (Marco_Polo)
Москва
63 года
На сайте с 03.08.2010
Marco Polo (Marco_Polo)
Цитата:
После такого разъяснения в энциклопедию можно не заглядывать.
С Уважением, Алексей.


В прошлом году эта команда приглашала в гости (и может на стройку тоже). Чувствую, пора съездить на Дуэро :)
Страницы: 1 2 3
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий





Реклама на Каропке
Не показывать чат