Всем доброго дня и поздравляю всех с Днем Победы. Выставляю сегодня модель самолета, внесшего в Победу свой посильный вклад – легкого транспортника Як-6. Самолет был создан филиалом яковлевского КБ на серийном заводе №47 в Чкалове (ныне Оренбург) согласно постановлению ГКО от 26 апреля 1942 года. Ведущим конструктором Як-6 назначили М.Леонова, ведущим инженером Е.Адлера. Работы по факту начались даже раньше выхода постановления. Уже в июне взлетел первый опытный экземпляр, с 19 августа по 1 сентября он проходил заводские испытания, затем отправился своим ходом в Москву, где с 8 по 16 сентября испытывался в НИИ ВВС. 16 сентября вышел на испытания второй экземпляр – ночной бомбардировщик (НББ). По завершении 2 октября заводских испытаний, он также полетел в Москву, где с 26 октября по 16 ноября проходил Госиспытания. По результатам которых был забракован, так и оставшись в единственном экземпляре. Транспортник же пошел в серию уже в сентябре, сначала на головном заводе №47 (построено 249 экземпляров), затем на заводах №471 (Шумерля, построено 82 экземпляра) и №464 (Долгопрудный, построено 50 экземпляров). Общий тираж – 381 самолет. Главным эксплуатантом стали ВВС, однако 21 самолет использовался предприятиями НКАП, 3 попали в Аэрофлот, по одному в Наркомлес и ГУЛАГ НКВД. Як-6 летали на фронте и в тылу, 3 самолета, находившиеся в распоряжении Белорусского штаба партизанского движения совершали полеты за линию фронта к партизанам. Самой известной акцией с участием Як-6 стала переброска на фронт ремонтных бригад для устранения заводских дефектов истребителей Як. Завод, делавший лакокрасочные материалы самовольно заменил в колере защитной краски дефицитный свинцовый крон железным суриком. На жаре такая краска приводила в негодность тканевую обшивку. В результате летом 1943 года несколько сот истребителей оказались в нелетном состоянии. Сталин тогда вызвал к себе Яковлева и замнаркома Дементьева и устроил им разнос. Дементьев пообещал за 2 недели все исправить. Эту грандиозную работу поручили заводу №464, где организовали временную летную группу в составе шести Як-6 собственной постройки, которые доставили на все фронтовые аэродромы, где имелись дефектные истребители, ремонтные бригады. В две недели, правда, не уложились, но успели как раз к началу Курской битвы. В ходе эксплуатации у Як-6 выявились серьезные проблемы с устойчивостью и управляемостью. При полной загрузке, тем более перегрузе, возникала опасность срыва в штопор, что нередко и происходило. Впрочем, тут не обходилось и без человеческого фактора. По словам Адлера, картина получалась типичная: «Обычно за штурвалом оказывался желторотый младший лейтенант, неспособный отстоять правила загрузки самолета от наседавших на него полковников и генералов, которые битком набивались в кабину, еще загромождая ее личными вещами. Стараясь побыстрее отойти от земли, пилот не замечал потери скорости и неожиданно оказывался в штопоре». Еще одной проблемой стали легкие винты ВВФ. Примененные с благородной целью снять побольше мощности с двигателей, они приводили к перераскрутке двигателей с последующей поломкой. Раскрутка свыше 1760 об/мин запрещалась, но этот запрет нередко игнорировался. В итоге, Як-6 получил репутацию ненадежной машины. В сентябре 1943 года производство Як-6 прекратилось, вместо него стали строить транспортник Ще-2. Который, впрочем, вышел ничуть не лучше. Увы, в Союзе тогда не было двигателей мощностью 200-220 л.с., М-11 же оказался слабоват. Тем не менее, Як-6 летали много и уже в 1944 году их стали списывать по износу. К 1946 году их не осталось в эксплуатации. Яковлевцы пытались улучшить свое творение. Сначала появился Як-6М (остался в единственном экземпляре), затем Як-8 (построено 5 штук).
Альфовская модель хорошо известна, почему ее описывать не стану. Да и обзор на нее имеется: https://karopka.ru/community/user/7058/?MODEL=239030. Несмотря на все свои недостатки, она фактически безальтернативна в 72-м масштабе. В пластике никакой другой нет, ваку от Vac Wings или смола от Aeromodell практически недоступны. Следует сказать, что у Альфы моделей Як-6 было две: ранняя, сделанная по технологии ЛНД и поздняя, по технологии литья под давлением. Мастер-модель была одна, в связи с чем геометрия идентична. После Альфы данную модель кто только не выпускал или паковал! Перечислять всех не стану, на картинке все видно, скажу только, что в последнее время ее делает Mistercraft. Я в конце 80-х годов собирал целых две модели (на колесах и лыжах), сейчас решил собрать в несколько улучшенном виде. Сборка особо хороших эмоций не доставила, собираемость посредственная, пластик твердый и неприятный в обработке. Я решил кое-чего добавить. А именно приборную доску и штурвал в кабине, трубку Вентури, подножку, фару. Окон грузовой кабины в моем наборе не было, пришлось сделать самостоятельно. Мотоустановки взяты от двух а-моделовских УТ-2 (как оно и было в действительности). Родные показались очень уж упрощенными. Однако заимствованные мотоустановки плохо стыковались с крылом. Полностью проблему так и не решил. Окраска комбинированная: верх баллон Bosny, низ аэрограф, самонамешанная нитрокраска. К сожалению, подвели маски, под них затекла краска (вот не знаю, что надо делать, чтобы такого не было). Финишное покрытие - баллон Bosny. Звезды взяты из запасов, надпись напечатана по моему заказу. Пачкать не стал, плохо это у меня выходит. На этом все, извиняюсь за долгий рассказ. Еще раз всех поздравляю с праздником!
20 лет назад то же начал собирать такой, потом при полировке разбил стекло, так и остался недособранным, я на своем цилиндры двигателей делал из литников пропущенных через плашку для нарезки резьбы. По модели, переплет Широкова, бросается в глаза.
Цитата: Вот,здесь я немного не понял про безальтернативность:разве Амодел и Звезда не то, совсем..?Звезда делала альфовское изделие. У А-модела же нет модели Як-6, есть не пошедшие в серию Як-6М и Як-8.Цитата: По модели, переплет Широкова, бросается в глаза.Увы. Хотя использовалась маска от КВ Моделс как раз для этой модели.
Комментарии
На сайте с 03.02.2012
47 лет
На сайте с 28.11.2012
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Вот,здесь я немного не понял про безальтернативность:разве Амодел и Звезда не то, совсем..?Звезда делала альфовское изделие. У А-модела же нет модели Як-6, есть не пошедшие в серию Як-6М и Як-8.Цитата:
По модели, переплет Широкова, бросается в глаза.Увы. Хотя использовалась маска от КВ Моделс как раз для этой модели.
57 лет
На сайте с 18.09.2018
С Уважением, Иван.
46 лет
На сайте с 04.11.2013
Вспомнилось детство!
С Днем Победы!
43 года
На сайте с 21.10.2019
50 лет
На сайте с 04.01.2015
48 лет
На сайте с 11.05.2017
59 лет
На сайте с 18.07.2010
56 лет
На сайте с 01.04.2014
Вполне хорошая модель в итоге!
+1
На сайте с 17.10.2010
Понравилась идея с капотами.
Делал такой как только Альфа вышла. И один ещё альфовский остался, только фонарь затерялся.
59 лет
На сайте с 18.07.2010
На сайте с 14.03.2018
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий