Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Всем доброго времени суток. Выставляю модель, собранную еще в 2006 году – ХАИ-1.
Вначале о самолете. Семиместный (пилот + 6 пассажиров) пассажирский самолет ХАИ-1 был создан в КБ Харьковского авиационного института. Возглавлял его 28-летний профессор, заведующий кафедрой самолетостроения И.Г. Неман, а конструкторами были преподаватели и студенты. В качестве основного конструкционного материала для ХАИ-1 выбрали дерево, как наиболее дешевый материал. Предполагалось строить самолет крупной серией, поэтому стоимость постройки была особо важным фактором, определявшим рентабельность эксплуатации машины на авиалинии. Применив конструкцию самолета с работающей фанерной обшивкой типа "монокок", удалось достичь плавного перехода из центроплана в фюзеляж и гладкости внешней поверхности самолета. Силовая установка - девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-22 мощностью 480 л.с. Впервые самолет поднялся в воздух 8 октября 1932 г. (пилот Б. Н. Кудрин), став тем самым первым в Европе и вторым в мире (первым был Локхид "Орион") представителем нового поколения пассажирских лайнеров - свободнонесущих низкопланов с гладкой обшивкой, закрытой кабиной пилота и убираемым шасси. В ходе испытаний обнаружились проблемы с уборкой и выпуском шасси, что было связано с новизной дела. Однако после устранения этой проблемы и некоторых мелких доработок конструкции удалось достичь скорости 324 км/ч. Для сравнения: основной советский истребитель тех лет И-5, оснащенный тем же самым двигателем М-22 развивал максимальную скорость 278 км/ч. А наиболее скоростным в те годы советским истребителем был опытный самолет АНТ-13 (он же И-8), оснащенный гораздо более мощным двигателем Кертисс "Конкверор" (625 л.с.) он развивал 303 км/ч. В 1933 г. самолет пошел в серию на заводах в Горьком и Киеве. Было построено 43 экземпляра, которые эксплуатировались Аэрофлотом на линиях Москва - Харьков, Москва - Минеральные Воды, Москва – Ростов, Москва - Краснодар, Москва - Симферополь и на других направлениях. 3 сентября 1937 г. на одном из серийных рейсовых самолетов пилот С. Таборовский совершил перелет по маршруту Тамбов – Ростов – Баку – Тбилиси – Ростов – Москва со средней скоростью 264 км/ч. В начале октября того же года пилот Р. Капрелян совершил перелет Москва - Актюбинск - Ташкент и обратно. Перелет из Москвы в Ташкент продолжался 10 часов 20 минут, а обратно - 13 часов 10 минут. Полеты ХАИ-1 прекратились в самом конце 1940 г. Лайнер, летавший быстрее истребителей, сразу же после своего появления на свет заинтересовал военных. 2 серийных самолета в порядке эксперимента переделали в бомбардировщики. Эти самолеты получили внутренние бомбоотсеки на месте пассажирских салонов и пулеметные турели в гаргротах. Использовались в качестве учебных. Их испытания дали обнадеживающие результаты, и в КБ ХАИ впоследствии создали еще несколько военных самолетов. Один их них, Р-10 (он же ХАИ-5), строился серийно.
Теперь о модели. Моя модель выпущена харьковской фирмой "Тема", выпускалась она недолго, фирма загнулась весьма быстро. Модель являет собой опытный ХАИ-1, серийные самолеты отличались конструкцией шасси, другим расположением окон (их стало больше) и входной двери. Качество литья – неважное даже как для шорт-рана, да и пластик оказался крайне низкокачественный. Собираемость тоже оставляет желать много лучшего. Собирал без доработок, добавил только выхлопные патрубки и БАНО. Красил модель знакомый, звездовскими эмалями. Которые, увы, "поели" пластик. Причем, по моему мнению, дело здесь именно в пластике. Добавлю еще, что в 2006 году у меня еще не было компа, потому в роли источников информации по самолету использовались журнал "М-Хобби" №9-2005 (там была рецензия на данную модель), открытка из набора "Крылья Страны Советов" с рисунком М. Петровского (самолет там был изображен, правда, серийный), да известная монография Шаврова. Ну и лепесток из набора.
И постскриптум. Когда модель ХАИ-1 заявил А-модел, я очень надеялся что это будет серийный самолет. Но увы, это оказалось практически повторение харьковской модели. Тем не менее, я купил а-моделовское изделие, думаю сам его переделать.
На этом прощаюсь, приятного просмотра.
Смотрится неплохо,но расшивки и следов эксплуатации явно не хватает.(это конечно на любителя)А вот переплет кабины покрасить забыли,или я просто не вижу?
Цитата: Смотрится неплохо,но расшивки и следов эксплуатации явно не хватает.(это конечно на любителя)А вот переплет кабины покрасить забыли,или я просто не вижу?
Прежде чем такое говорить, стоило бы ознакомиться с матчастью. Самолет обшивался фанерой, а поверх нее - оклеивался полотном. Никакой расшивки здесь быть не могло. Следы эксплуатации на опытном самолете смотрятся неестественно, их и нет на фото реального ХАИ-1. Переплет покрашен. Так, как на лепестке. Никакой другой информации в 2006-м у меня не было. Цитата: Модель,несомненно красива!Единственный вопрос по выхлопным патрубкам.По-моему,они приклеены задом на перед...Вовсе нет. М-22 - это лицензионный Бристоль Юпитер. У него выхлоп был вперед.
Благодарю всех за отзывы.
Редкая модель редкого самолета. Вообще, самолеты Немана не очень популярны среди моделистов, как и среди производителей. Кроме Р-10, до этого, и не встречал ничего (правда не очень внимательно следил за 72-м). Модель понравилась, смотрибельно! С уважением-Сергей.
Я бы Р-10 прикупил, чтобы сделать пассажирский вариант. Но кроме Павлы, других моделей вроде бы нет. А павловская модель давно не выпускается, потому стоит дорого да и сделана гнусненько.
Редкая модель, эффектная раскраска, очень понравилось.
PS. Р-10 еще КаюК делает, правда в смоле. Не так давно Иван Сёмин выставлял
http://karopka.ru/community/user/11991/?MODEL=257948
Цитата: А как краски подбирались в цвет декали?
Не знаю, красил ведь не я. Кстати, декали в моем комплекте не было, потом удалось купить по случаю.
Благодарю всех за отзывы.
Цитата: Симпатично. За патрубки первая мысль после просмотра: не задувало ли их в обратную сторону?)
Нет. Вот фото, на котором патрубки видны лучше. Следует сказать, что на серийных самолетах патрубки были по типу И-5.
Благодарю за отзывы.
Комментарии
с сайта
На сайте с 03.02.2012
50 лет
На сайте с 10.11.2009
У меня лежит недостроенный, никак настроение на него не появится...
51 год
На сайте с 10.09.2012
66 лет
На сайте с 05.11.2011
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Смотрится неплохо,но расшивки и следов эксплуатации явно не хватает.(это конечно на любителя)А вот переплет кабины покрасить забыли,или я просто не вижу?
Прежде чем такое говорить, стоило бы ознакомиться с матчастью. Самолет обшивался фанерой, а поверх нее - оклеивался полотном. Никакой расшивки здесь быть не могло. Следы эксплуатации на опытном самолете смотрятся неестественно, их и нет на фото реального ХАИ-1. Переплет покрашен. Так, как на лепестке. Никакой другой информации в 2006-м у меня не было.
Цитата:
Модель,несомненно красива!Единственный вопрос по выхлопным патрубкам.По-моему,они приклеены задом на перед...Вовсе нет. М-22 - это лицензионный Бристоль Юпитер. У него выхлоп был вперед.
Благодарю всех за отзывы.
72 года
На сайте с 28.03.2011
59 лет
На сайте с 18.07.2010
с сайта
PS. Р-10 еще КаюК делает, правда в смоле. Не так давно Иван Сёмин выставлял
http://karopka.ru/community/user/11991/?MODEL=257948
59 лет
На сайте с 18.07.2010
И спасибо за отзыв.
59 лет
На сайте с 22.11.2010
На сайте с 24.01.2009
50 лет
На сайте с 17.08.2010
Красавец! Интересная, редкая модель, и сделана хорошо!
+1
59 лет
На сайте с 28.11.2011
Хорош!
59 лет
На сайте с 18.07.2010
А как краски подбирались в цвет декали?
Не знаю, красил ведь не я. Кстати, декали в моем комплекте не было, потом удалось купить по случаю.
Благодарю всех за отзывы.
69 лет
На сайте с 15.07.2010
На сайте с 17.10.2010
Возраст неизвестен
На сайте с 30.12.2010
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Симпатично. За патрубки первая мысль после просмотра: не задувало ли их в обратную сторону?)
Нет. Вот фото, на котором патрубки видны лучше. Следует сказать, что на серийных самолетах патрубки были по типу И-5.
Благодарю за отзывы.
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий