Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Всем доброго времени суток. Выставляю сегодня модель самолета, который меня заинтересовал своей внешностью и своими характеристиками – Х-15. Это будет еще и обзор, так сказать, 2 в 1, как Хэд энд Шолдерс.
Вначале о прототипе. История Х-15 началась в 1954 г., когда в NASA разработали требования к новому ракетному самолету, предназначенному для исследования высот от 50 до 100 км и скоростью полета до 7200 км/ч. При испытаниях планировалось получить данные, которые можно было бы использовать при постройке боевого суборбитального аппарата Dyna-Soar. Не менее важным было получение сведений об аэродинамическом нагреве, жаростойкости конструкций, характеристиках дросселируемого ракетного двигателя, обеспечении жизненных условий, а также о космической радиации в верхних слоях атмосферы. Предполагалось также использовать новый самолет для геофизических исследований, а запускать его решили с реактивного бомбардировщика В-52 (переделали 2 экз., B-52A рег.№ 52-003 и B-52B рег.№ 52-008, обозначенные как NB-52A и NB-52B). В декабре 1955 г. фирме North American выдали заказ на постройку 3-х экземпляров самолета Х-15. Ракетный двигатель XLR-99 (топливо - аммиак, окислитель - жидкий кислород) с максимальной тягой 27 т должна была предоставить фирма Reaction Motors. Презентация 1-го экземпляра (рег.№ 56-6670)состоялась 15.10 1958, 2-й (рег.№ 56-6671) был готов в марте, 3-й (рег.№ 56-6672) - в августе 1959 г. Поскольку разработка двигателя XLR-99 затянулась, на №№1 и 2 временно поставили по паре XLR-11 (тяга - 11 т, топливо - водноспиртовая смесь, окислитель - жидкий кислород), на №3 – макет XLR-99.
Первый полет предполагалось провести в феврале 1959 г, реально же В-52 с подвешенным Х-15 взлетел 19 марта, причем из-за отказа радиосвязи и проблем с электросистемой ракетоплан так и не стартовал. Неудачей закончились и 2 последующих полета. Первый свободный полет Х-15 (без включения силовой установки) состоялся 8 июня и прошел в целом успешно. Первый свободный полет ракетного самолета с работающим двигателем XLR-11 состоялся 17 сентября. Первый полет с XLR-99 был совершен 15.11.1960, почти на 2 года позже, чем предусматривалось планом, из-за трудностей при доводке двигателя. Вся программа летных испытаний Х-15 состояла из 2-х частей - полетов на максимальную скорость и полетов на максимальную высоту. Результатом выполнения первой части стало достижение 9.11.1961 на №2 скорости 6548 км/ч на высоте 30 км. Вторая фаза программы была начата в апреле 1962 г. Тогда же №2 модернизировали. Для увеличения продолжительности полета с включенным двигателем до 150 с его оборудовали двумя подвесными баками с топливом и окислителем общей емкостью 6123 л. Первый полет модернизированный Х-15А-2 совершил 28.06 1964. Полеты на Х-15 оказались далеко не простым делом. Особо сложным являлся старт, ведь подвешенный под правым полукрылом носителя Х-15 обдувался несимметрично, получая при этом крен вправо с переходом в пикирование. Несладко приходилось и пилотам носителя: подвешенный ракетоплан препятствовал выпуску закрылков. В начале 1969 г. программу закрыли. К тому времени на Х-15 было совершено 199 полетов. В 13 из них удалось набрать высоту более 80 км, все эти полеты в Штатах признали космическими, а все участвовавшие в них пилоты Х-15 получили звания астронавтов. Первый такой полет состоялся 17.07.1962 (№3, пилот Роберт Уайт, высота 95 936 м), последний - 21.08.1968 (№1, пилот Уильям Дейна, высота 81 534 м). Масштабы и впрямь почти космические, но Юрий Гагарин полетел в космос все-таки раньше, да и вообще имелась здесь немалая толика пропаганды. ФАИ признала суборбитальными лишь 2 полета, в которых была превышена граница космоса в 100 км. Оба совершил №3 пилотируемый Джозефом Уолкером (тем самым, который позже врезался на F-104 в ХВ-70). Первый состоялся 19.07.1963, высота 106 009 м, второй - 22.08.1963, высота 107 960 м. Это достижение в США объявили рекордом, но ФАИ его не зарегистрировала.
В программе Х-15 не обошлось без катастрофы, случившейся 15.11.1967. В этот день №3, пилотируемый Майклом Адамсом набрал высоту 81 077 м, но при возвращении по неустановленным причинам самолёт внезапно стал неуправляемым и разрушился в воздухе. Адамса посмертно признали астронавтом. Произошли при испытаниях Х-15 и 3 крупные аварии, один пилот при этом стал инвалидом. Первая случилась 5.11.1959, когда на №2 в полете взорвался нижний двигатель XLR-11. Пилот его выключил и срочно пошел на посадку, но не сумел полностью слить топливо, вдобавок не сработали амортизаторы шасси. Посадка получилась настолько жесткой, что фюзеляж за кабиной деформировался, и его нижняя поверхность стала касаться земли. Х-15 удалось отремонтировать, усилив фюзеляж дополнительными накладками (сверху и снизу) в месте его прогиба. Такие же изменения внесли в конструкцию остальных самолетов. Кроме того, доработали шасси. Вторая авария произошла 7.06 1960, когда при наземных испытаниях взорвался ЖРД ХLR-99, самолет смогли починить, однако хвостовую часть пришлось делать заново. Третья авария произошла 9.11.1962, когда №3 вследствие отказа сначала топливного насоса, а затем системы выпуска закрылков, скапотировал при посадке. Тяжело поврежденный самолет опять починили. Более мелкие аварии и отказы были для Х-15 самым обычным делом. Примерно в трети всех полетов полностью или частично отказывала система стабилизации относительно одной из осей. Несколько раз происходила разгерметизация кабины, однажды в результате отказа системы кондиционирования в кабине стало настолько жарко, что стала тлеть краска внутри кабины, да так, что дым затруднил пилоту обзор. Случались отказы радиосвязи, других систем. Оба Х-15 в настоящее время являются музейными экспонатами, один в Национальном аэрокосмическом музее, второй - в музее ВВС в Дейтоне.
Теперь о модели. Она разработана Монограмом в 1980-х годах (мой набор выпущен в 1987-м, а лет 10 назад его же делал Ревелл) и полностью соответствует тогдашнему уровню. Крой наружный, тонкий и аккуратный, никакой супердеталировки, естественно, нет. Хотя фонарь можно сделать поднятым и фигурка стоящего пилота присутствует. Увы, не сделаны гофрированные элементы обшивки. Модель можно собрать на транспортной тележке с выпущенной носовой стойкой (основные стойки даны только убранными) либо в полетной конфигурации с дополнительным двигателем на нижнем киле, к этому варианту в наборе идет подставка. Как раз этот вариант я и решил делать. Вариантов окраски – тоже 2: черный и белый. Поскольку мне модель досталась без деки (на фото – не моя), то ничего не оставалось, как выбрать вариант в белом термостойком покрытии, как раз в нем и совершались самые знаменитые полеты. Декаль я напечатал на лазерном принтере. Качество литья – хорошее, облой присутствует в малом количестве только на литниках. Моя модель – чистая сборка без каких-либо переделок, даже крой не стал трогать, плохо у меня перешив получается. Увы, собираемость оказалась неважной, шпаклевать пришлось много. Не порадовал и пластик, твердый и плохо обрабатываемый. Красил баллонами: белый тамиевский грунт и белый же хамброловский акрил, оба, к счастью, укрывистые.
На закуску – небольшая китография Х-15. Сей аппарат оказался весьма популярным среди производителей сборных моделей. В разное время и разных масштабах его делали Aurora, Collect-Aire, Dragon (он жеDML), ECP Phenix, Eldon, Fantastic Plastic (не существовавший в металле X-15D), Heller, Lindberg, Miyauchi, Monogram, MPM, New Ware Models, Pend Oreille, Revell (кроме перепаковки от Monogram, в 60-х годах имелась и своя), Special Hobby, UPC. Может и еще кто-нибудь… Monogram и Revell делали наборы B-52+Х-15, Dragon – набор B-52+Х-15+Pegasus.
На этом закругляюсь и приношу извинения за слишком долгий рассказ.
спабибо за рассказ с удовольствием почитал, по модели ничего сказать не могу, помоему довольно аккуратно получилось, но на прототипе с вашей фото все таки панели и расшивка угадываются.
Цитата: Присоединяюсь, очень интересный рассказ, да и машина впечатляет...насколько понял гипрезвуковая, да еще суборбитальная.
Модель понравилась, правда думаю в черном было интересней.
В черном интересней, но мне модель досталась без деки за 140 гривень. Цитата: спабибо за рассказ с удовольствием почитал, по модели ничего сказать не могу, помоему довольно аккуратно получилось, но на прототипе с вашей фото все таки панели и расшивка угадываются.
Верно, угадываются. Просто я не придумал, как красиво выделить наружный крой. Впрочем, на самолете со свеженанесенным покрытием раскрой почти незаметен.
Цитата: Всё интересно.
Для меня открытием была китография
А ведь существуют и летающие модели! Первую еще в 60-х выпустила Jetex, она комплектовалась пороховым двигателем.
Валера, отличный обзор тёмной стороны Америцы! Камю-четырёхлетний тоже в тему, за это можно и хлопнуть по рюмашке, есть и такой на полке))) Очень было интересно почитать про развитие космонавтики в США. Ну а сама модель - хорошее дополнение к экскурсу. Не буду ни судить, ни восхвалять. Просто спасибо за пробел в знаниях, который ты наглядно и хорошо заполнил!
Мда...это что то новое, я о подходе к выставлению моделей))). Выпивка и пилот стоит как муха,под наклоном))). В общем вы хорошо сделали все но вот по пластику,мне кажется модель не похожа на прототип, я много читал про нее.....П.С. Пьянству бой!)))))
Очень интересная модель, мне понравилась, пилот в противоперегрузочном высотном костюме отлично покрашен. Описание- читал с интересом, вообще в планах есть собрать такой.
Цитата: .Привет,Академик! Один я догадался, что это памятник похмелившимся..
Следующую модель, возможно, сделаю как памятник допившимся до чертиков.
Всем спасибо за отзывы.
Комментарии
41 год
На сайте с 09.02.2010
35 лет
На сайте с 02.03.2010
Модель понравилась, правда думаю в черном было интересней.
с сайта
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Присоединяюсь, очень интересный рассказ, да и машина впечатляет...насколько понял гипрезвуковая, да еще суборбитальная.
Модель понравилась, правда думаю в черном было интересней.
В черном интересней, но мне модель досталась без деки за 140 гривень.
Цитата:
спабибо за рассказ с удовольствием почитал, по модели ничего сказать не могу, помоему довольно аккуратно получилось, но на прототипе с вашей фото все таки панели и расшивка угадываются.
Верно, угадываются. Просто я не придумал, как красиво выделить наружный крой. Впрочем, на самолете со свеженанесенным покрытием раскрой почти незаметен.
59 лет
На сайте с 18.07.2010
41 год
На сайте с 30.09.2011
41 год
На сайте с 30.09.2011
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Еще бы фотки на темном фоне. Точнее на звездном. Было бы вообще супер.
Пытался, увы в темноте макрорежим на фотике хреново работает.
На сайте с 17.10.2010
Для меня открытием была китография
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Всё интересно.
Для меня открытием была китография
А ведь существуют и летающие модели! Первую еще в 60-х выпустила Jetex, она комплектовалась пороховым двигателем.
54 года
На сайте с 21.10.2009
46 лет
На сайте с 20.05.2009
35 лет
На сайте с 14.10.2009
27 лет
На сайте с 10.04.2011
42 года
На сайте с 17.07.2010
36 лет
На сайте с 15.12.2009
Просто я не придумал, как красиво выделить наружный крой.
Карандашом?
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Бутылка то зачем?
Мерзавчик поставлен просто для масштаба.
Цитата:
Цитата: Просто я не придумал, как красиво выделить наружный крой.
Карандашом?
Думал об этом и отвергнул. на белом некрасиво получается.
57 лет
На сайте с 21.03.2011
59 лет
На сайте с 18.07.2010
.Привет,Академик! Один я догадался, что это памятник похмелившимся..
Следующую модель, возможно, сделаю как памятник допившимся до чертиков.
Всем спасибо за отзывы.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий