Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Приветствую Уважаемых Коллег!
Позвольте представить Вам ещё одну модель «Севастопольской» серии: модель линейного корабля «Парижская коммуна».
Да, Вы совершенно правы: это тот же самый «Севастополь», но только уже прошедший модернизацию, и с марта 1921 года сменивший имя на «Парижскую коммуну».
Историю создания этой серии линейных кораблей я уже рассказывал.
А вот дальше судьбы кораблей сложилась совершенно по разному, поэтому остановлюсь только на судьбе корабля, который послужил прототипом для постройки моей модели.
В марте 1921 года (после Кронштадского мятежа), в период празднования в Советской России 50-летия Парижской коммуны, в честь этого события, а также в честь известного революционера времен Великой французской революции Жана Поля Марата, линкоры «Севастополь» и «Петропавловск», приказом командующего Балтийским флотом И.К.Кожанова поспешно получают новые имена: «Севастополь» становится «Парижской коммуной»; «Петропавловск» — «Маратом». Именно с этих переименований фактически и начался новый, советский период воссоздания и развития отечественного военно-морского флота.
А потом их начали модернизировать…..
Модернизация наших линкоров представляла собой растянутую на долгие годы цепь непрерывных компромиссов между тем, что надо было сделать, и тем, что сделать было можно, исходя из экономических и производственных возможностей. Так, 5 августа 1927 года Реввоенсовет СССР постановил: ремонт и модернизацию линкоров начать с восстановления линкора «Фрунзе», однако уже 17 декабря 1928 года СТО это решение отменил. Первым модернизацию проходил «Марат», потом «Октябрьская революция», за ней — «Парижская коммуна».
Разработку технической документации по модернизации линкоров вело конструкторское бюро Балтийского завода.
Первую модернизацию «Парижской коммуны» делали зимой 1928 г. - установили полубак с "черпаком" и отогнули назад верх носовой трубы.
А в 1929 году, чтобы продлить период обучения и дать экипажам хорошую морскую практику, было решено совершить длительное плавание в условиях зимних штормов. В поход шел Практический отряд МСБМ в составе линкора “Парижская коммуна” и крейсера “Профинтерн”. Командиром отряда был назначен Л. М. Галлер. Крейсером командовал А. А. Кузнецов. Отряд должен был пройти от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя и обратно. Заход планировался только в Неаполь, и кораблям предстояло несколько раз заправляться топливом с транспортов в море. Учитывая, что возвращение в Балтику может быть затруднено из-за ледовой обстановки, предусматривалась возможность возвращения отряда в Мурманск.
22 ноября корабли покинули Большой Кронштадтский рейд. Благополучно пройдя осеннюю Балтику, отряд поздно вечером 24 ноября стал на якорь в Нильской бухте. Приняв топливо с транспортов, через день продолжили поход. Бискайский залив встретил корабли жестоким штормом. 4 декабря, произведя салют наций, корабли вошли на внешний рейд Бреста. А шторм все усиливался. Даже на рейде ветер достигал 10 баллов. Стоя на двух якорях, корабли непрерывно работали турбинами “малый вперед”. Когда корабли опять вышли в Бискайский залив, шторм достиг ураганной силы - ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров и длиной 100. Линкор получил тяжелые повреждения, зарываясь носом в волну. Палуба его скрывалась под водой по первую башню. Когда под ударами волн на нем разрушилась носовая наделка, командир отряда решил вернуться в Брест.
10 декабря отряд вновь пришел на рейд Бреста. Линкор перешел на внутренний рейд для ремонта. Но местные власти не разрешили увольнение команд на берег. В город только с деловыми визитами могли съезжать командиры. Через две недели ремонт линкора был закончен и корабли готовы к походу. Был демонтирован «черпак» и устроена плоская палуба полубака, которая просуществовала до 1933 года.
26 декабря отряд покинул Брест, теперь уже окончательно. Корабли взяли курс на Гибралтар.
Встретив в море наступивший 1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальярн на Сардинии. Здесь уже ждали транспорты с топливом и водой. 6 января было получено разрешение на заход в гавань города Кальяри и увольнение команд на берег.
8 января корабли покинули Кальяри, а на следующий день пришли в Неаполь - конечную цель похода.
Командование отряда понимало, что поврежденным кораблям с уставшими экипажами нелегко будет проделать обратный путь через штормовую Атлантику до Кольского полуострова. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Но ответа не было. В 10 часов 14 января корабли вышли из гавани Неаполя и взяли курс на Гибралтар, и в это время был получен долгожданный ответ из Москвы.
“Добро” на заход в Севастополь было получено. Пройдены Средиземное и Эгейское моря, корабли вошли в Дарданеллы. В полдень 17 января отряд вышел в Черное море.
Встреченные черноморскими эсминцами, “Парижская коммуна” и “Профинтерн” 18 января 1930 года вошли в Севастополь. Поход продолжался 57 суток, корабли прошли 6269 миль.
Линкор и крейсер решено было не возвращать на Балтику, а включить в состав Морских сил Черного моря. Так Черноморский флот несколько неожиданно получил в своё распоряжение своего флагмана на последующие десятилетия.
Модернизация линейного корабля «Парижская коммуна»
В 1930 году на крыше третьей башни ГК установили пневматическую катапульту, которую закупили в Германии.
5 ноября 1933 года линкор был передан Севастопольскому морскому заводу для проведения капитального ремонта и модернизации.
Работы, выполненные на корабле по механической (замена 25 котлов на 12 с нефтяным отоплением), корпусной и электротехнической частям, соответствовали таковым на линкоре «Октябрьская революция». Наиболее важной дополнительной работой явилась замена 25-мм настила средней палубы (по длине — между 27 и 125 шп, то есть от 1-й до 4-й башни, а по ширине — между 37-мм броневыми продольными переборками) листами 75-мм цементированной брони (изготовленными в 1914—1916 годах для оставшихся недостроенными крейсеров типа «Адмирал Нахимов»). Теперь корабль мог выдерживать попадания 500-кг фугасных авиабомб, сбрасываемых пикирующими бомбардировщиками с высоты до 1000 м. Кроме того, для устранения вибрации подкрепили отдельные корпусные конструкции. Были установлены электрические лифты в теле фок-мачты и для обслуживания командного санитарного пункта, а также новые 20-ти тонные краны.
Была произведена и модернизация башен ГК. В результате ее проведения увеличились предельные углы вертикального наведения до +40° и, примерно, на 25% повысилась скорострельность. Предельная дальность стрельбы штатным снарядом возрастала до 161 кб, специальным дальнобойным — до 241 кб, а отрабатывавшимся для боекомплекта нового 305-мм орудия Б-50 (разрабатывалось для тяжелых крейсеров проекта 69 типа «Кронштадт») — до 195 кб. Толщину брони крыш башен увеличили с 76 до 152 мм.
На носовой и кормовой надстройках установили по два КДП2-6 (Б-22 с 6-м дальномером ДМ-6 и стереотрубой СТ-5).
Такими же дальномерами были оснащены все четыре башни главного калибра.
Схемы ПУС артиллерии противоминного калибра правого и левого бортов получили по два КДП2-4 (Б-12 с дальномером ДМ-4, стереотрубой СТ-3). Вместо прежних 76,2-мм зенитных орудий Лендера над носовой и кормовой боевыми рубками установили по три новых 76,2-мм орудия 34-К, на носовой и кормовой башнях — по три 45-мм полуавтомата 21-К, а на площадках обеих мачт — по шесть 12,7-мм пулеметов ДШК. Для управления зенитным огнем установили два 3-м дальномера. Торпедное вооружение демонтировали. Были обновлены средства радиосвязи и кораблевождения, прожекторное устройство, установлены средства звукоподводной связи и дымовая аппаратура. Катапульту сняли с корабля еще до начала модернизации и передали на достраивавшийся крейсер «Красный Кавказ», другие элементы авиационного вооружения сохранялись до 1940 года. Приемный акт был подписан 9 января 1938 года, и 18 февраля на линкоре вновь подняли Военно-морской флаг.
Для повышения остойчивости и усиления подводной конструктивной защиты линкора еще 28 августа 1936 года В.М.Орлов получил у К.Е.Ворошилова санкцию на оснащение «Парижской коммуны» булями (блистерами). Однако из-за технической неготовности к реализации этого мероприятия и недопустимости длительного нахождения корабля вне строя установка блистеров была отложена.
В летние кампании 1938 и 1939 годов линкор проводил активную боевую подготовку. При этом в 1939 году за 396 ходовых часов он прошел 4203 мили, а в мае— августе участвовал в съемках кинофильма «Моряки».
3 ноября 1939 года «Парижскую коммуну» поставили в сухой док, а в феврале 1940 года на него навесили первую секцию блистеров.
Блистер принятой конструкции представлял собой наделку длиной 144 м, простирающуюся от 12,5 до 132 шп., нижняя его часть состояла из камеры расширения и пространства между внутренней переборкой и бортом корабля, заполняемого топливом или водой.
К концу июня 1940 года установка заранее изготовленных Севморзаводом секций блистеров была закончена, и 9 июля линкор «Парижская коммуна» вывели из сухого дока.
В апреле 1941 года 45-мм полуавтоматы 21-К заменили на 12 одноствольных 37-мм автоматов 70-К (по три на крыше каждой из 305-мм башен).
Как и все другие наши линкоры, «Парижская коммуна» был оснащен четырьмя боевыми прожекторами с диаметром рефлектора 90 см, восемью параванами типа К-1, а также паронефтяной аппаратурой для постановки дымовых завес и морскими дымовыми шашками.
Совершенствование боевых и технических средств линкора сопровождалось ростом его экипажа, штатная численность которого в 1941 году достигла 1730 человек (вместо 1430 человек по первоначальному проекту модернизации). В сочетании с увеличением количества боевых постов это привело к ухудшению условий обитаемости (в некоторых кубриках на человека приходилось по 0,87 м2 площади, причем при наличии 3- и даже 4-ярусных коек).
Это интересно.
6 стволов орудий ГК "Севастополя" до 2002г. в прекрасном состоянии лежали на мыске перед входом в Стрелецкую бухту. А вот в Северной бухте под горой где Инкерманский маяк (створные знаки) и сейчас в прекрасном состоянии на "козлах" лежат 4 ствола с того же "Севастополя". Ещё и покрашенные...
Модель.
Модель строилась с нуля. За основу были взяты сканы бумажной модели линкора «Парижская коммуна» в 200-м масштабе имеющиеся в свободном доступе в Интернете и переведённые в мой любимый 350-й масштаб.
При строительстве модели использовалась следующая литература:
- «Главный калибр линкоров», Л. Амирханов, С. Титушкин, изд. «Гангут»;
- «Дредноуты Балтики», И. Цветков, Д. Бажанов, изд. «ИСТФЛОТ»;
- «Stalins Dickschiffe», Marine-Arsenal Sp 04, Siegfried Breyer;
- журнал «Моделист конструктор», №11 за 1987 год;
- «Rosyjskie pancerniki typu Sewastopol», Maciej S. Sobanski;
- журналы «Гангут» №№ 28, 30 и 33;
- …. и много другой литературы, кто заинтересуется, сможет сам отыскать необходимые для работы материалы.
Очень помогло при строительстве довольно большое количество фотографий линкора в разные годы его службы.
К польским же чертежам, необходимо относиться с большой осторожностью. Там имеется очень много неточностей.
Как и при постройке предыдущих моделей под руку шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры, даже трубочки для коктейля пошли в дело. Очень помогли иголки для иглоукалывания (процедуры есть такие).
В связи с тем, что башни ГК на «Парижской коммуне» после их модернизации сильно отличались от башен на других линкорах, и требовали капитальной переделки, мною были использованы башни из пластикового набора от «Севастополя». В результате были увеличены амбразуры, и на боковые стенки башен и на крыши было навешено много дополнительного оборудования и вооружения.
Все токарные изделия для модели выполнил для меня Владимир Дударев, за что ему огромная благодарность!
Поскольку, первым в работу был заложен корпус именно этой модели, то пошёл я путём изготовления картонных моделей: ДП из толстого пластика, набор шпангоутов также из пластика, и потом начал обшивать шпангоуты пластиком 0,25мм.
О чём очень быстро пожалел.
Для пластика методика картонщиков не подходит.
И если в начале строительства модели планировалось сделать её на более ранний временной период, то низкое качество корпуса после оклейки его пластиком, навело на мысль прикрыть получившееся безобразие булями, которые появились на линкоре в 1940 году.
Вроде бы это мне удалось.
На сегодняшний день, из всех построенных моделей, эта далась мне наиболее тяжело.
Именно поэтому на других моделях я отказался от такой технологии изготовления корпуса.
Про устройство палубы я уже рассказывал в описательной части предыдущих моделей.
Желающие более подробно ознакомиться с процессом создания модели, могут перейти по адресу:
http://karopka.ru/forum/forum190/topic9352/
В заключение хочется выразить огромную благодарность всем участникам нашего Форума (и не только нашего, и не только Форума), которых не оставил равнодушным процесс создания данной модели.
Ну в том, что получится Шедевр, никто на Каропке и не сомневался - вопрос только в том, Когда? И вот свершилось. Ложка дёгтя: с формой образования блистеров в носовой части категорически не согласен.
Алексей! Адмирал Вы наш, уважаемый! Вот это ткрпение у Вас! Мне, с моими Титаниками и саламандрами, только учиться у Вас остается)
По можели скажу одно: Высший балл. С нуля, вытянуть такой масштаб - это, знаете ли, мастерство!
Спасибо Вам, Коллеги, за слова Ваши добрые!
Я вот сижу и сам удивляюсь..... неужели получается?
Одно могу сказать точно: без Вашей поддержки, советов и подсказок вряд ли родилось чего-нибудь стоящее.
Так что считаю всё-таки это нашим коллективным трудом.
Ура. Свершилось. Теперь он (корабль) с нами.
Отличный процесс и отличный результат!
Аккуратная работа, досконально воспроизведенная матчасть, погружение в историю - только лучшие эпитеты!
Первое, что бросается в глаза - ажурные конструкции и мастерский такелаж, масштабный провис тросов и пр.
Вопросов по модели практически нет, только совсем чуть-чуть:
-на открытых шлюпках нет весел (между тем, в продаже есть в наличии наборы весел от Нордстара) (либо брезент?)
-блеск не побежден до конца (или надо при солнечном свете снять пару фото?)
-нет лееров на катерах (а может их к 40 году уже и не было?)
-маловато все-же разрешение снимков (не видно даже заявленных контрафорсов на цепях)
-и - эх, когда нибудь уже надо осваивать технологию чехлов на ГК - цэ копийно!
Но главное - модели нет равных, т.к. это не КИТ!!
имхо, не многие тут смогут с "0" построить модель...(я - точно нет).
Блестящая работа и уникальная модель! Еще раз поздравляю, Алексей, наш Адмирал!
П.С. Сказка окончена и немного грустно...
Спасибо!
Постараюсь ответить.
- чехлы на шлюпки и на ГК буду осваивать на следующих моделях.
- на паровом катере на модели леера есть (были и на прототипе), а на моторном были лишь низенькие "цеплялки", их не стал делать.
- блеска практически нет, освещение лампами приходилось давать практически в упор (куба-то у меня нету), поэтому и бликовало немного.
- ...ой, вроде бы на всё и ответил.....
И не надо грустить!
Эта Сказка закончена, но ведь будут и следующие!
Цитата: Алексей, поздравляю!
Теперь надо, наверное, все модели вместе сфотографировать? Как с "бородинцами" :)
Спасибо!
Тут дело в том, что когда фотографировал "Парижскую коммуну", то и "Марат" и "Полтава" были ещё в пути из Англии.
Да и по габаритам отснять такую группу намного тяжелее, чем "Бородинцев" - очень большая площадь съёмки получается....
Подумаю, может быть когда и "Октябрьскую революцию" доделаю, то превращу всю квартиру в одну большую фотостудию и попробую решить эту проблему.
Комментарии
На сайте с 02.12.2011
65 лет
На сайте с 19.10.2010
71 год
На сайте с 26.10.2009
С Уважением, Алексей.
50 лет
На сайте с 29.03.2007
Результат зачетный!
Завидую работоспособности.
35 лет
На сайте с 24.03.2010
По можели скажу одно: Высший балл. С нуля, вытянуть такой масштаб - это, знаете ли, мастерство!
71 год
На сайте с 26.10.2009
Я вот сижу и сам удивляюсь..... неужели получается?
Одно могу сказать точно: без Вашей поддержки, советов и подсказок вряд ли родилось чего-нибудь стоящее.
Так что считаю всё-таки это нашим коллективным трудом.
Ещё раз - спасибо Вам огромное.
С Уважением, Алексей.
47 лет
На сайте с 14.11.2010
55 лет
На сайте с 16.09.2012
Отличный процесс и отличный результат!
Аккуратная работа, досконально воспроизведенная матчасть, погружение в историю - только лучшие эпитеты!
Первое, что бросается в глаза - ажурные конструкции и мастерский такелаж, масштабный провис тросов и пр.
Вопросов по модели практически нет, только совсем чуть-чуть:
-на открытых шлюпках нет весел (между тем, в продаже есть в наличии наборы весел от Нордстара) (либо брезент?)
-блеск не побежден до конца (или надо при солнечном свете снять пару фото?)
-нет лееров на катерах (а может их к 40 году уже и не было?)
-маловато все-же разрешение снимков (не видно даже заявленных контрафорсов на цепях)
-и - эх, когда нибудь уже надо осваивать технологию чехлов на ГК - цэ копийно!
Но главное - модели нет равных, т.к. это не КИТ!!
имхо, не многие тут смогут с "0" построить модель...(я - точно нет).
Блестящая работа и уникальная модель! Еще раз поздравляю, Алексей, наш Адмирал!
П.С. Сказка окончена и немного грустно...
С уважением, Владимир.
71 год
На сайте с 26.10.2009
Постараюсь ответить.
- чехлы на шлюпки и на ГК буду осваивать на следующих моделях.
- на паровом катере на модели леера есть (были и на прототипе), а на моторном были лишь низенькие "цеплялки", их не стал делать.
- блеска практически нет, освещение лампами приходилось давать практически в упор (куба-то у меня нету), поэтому и бликовало немного.
- ...ой, вроде бы на всё и ответил.....
И не надо грустить!
Эта Сказка закончена, но ведь будут и следующие!
С Уважением, Алексей.
На сайте с 25.06.2010
71 год
На сайте с 26.10.2009
ну не совсем досконально, местами и манька неверно, но достаточно подробно.
Абсолютно согласен.
С Уважением, Алексей.
с сайта
На сайте с 27.04.2012
На сайте с 09.02.2012
57 лет
На сайте с 21.10.2011
47 лет
На сайте с 19.12.2007
71 год
На сайте с 26.10.2009
С Уважением,
45 лет
На сайте с 10.09.2012
Теперь надо, наверное, все модели вместе сфотографировать? Как с "бородинцами" :)
44 года
На сайте с 14.03.2011
71 год
На сайте с 26.10.2009
Алексей, поздравляю!
Теперь надо, наверное, все модели вместе сфотографировать? Как с "бородинцами" :)
Спасибо!
Тут дело в том, что когда фотографировал "Парижскую коммуну", то и "Марат" и "Полтава" были ещё в пути из Англии.
Да и по габаритам отснять такую группу намного тяжелее, чем "Бородинцев" - очень большая площадь съёмки получается....
Подумаю, может быть когда и "Октябрьскую революцию" доделаю, то превращу всю квартиру в одну большую фотостудию и попробую решить эту проблему.
С Уважением, Алексей.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий