Регистрация Вход · Почистить куки

Паровая броненосная батарея "Первенецъ" 1863-64гг. 1/500.

Производитель:
Самодел.
Дата размещения:
5 мая 2015 года, 22:18
Раздел галереи:
Корабли
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Уголь-паровые
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:350

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

 Доброго времени суток,  коллеги.  Сегодня, 6го мая, день поминовения Георгия Победоносца – небесного покровителя нашего воинства.  Да ещё, так совпало, сегодня не совсем круглая дата, одного события, связанного с историей нашего флота. А именно,  152 года спуску на воду первого крупного броненосного корабля России - паровой броненосной батареи «Первенецъ».

 Для начала небольшое историческое отступление.

 Тяжёлое финансовое положение России после Крымской войны 1853-1856гг не позволяло Морскому ведомству начать постройку  броненосных кораблей.  Тем не менее,  ведомству удалось провести предварительные опыты над железными листами и броневыми плитами отечественных заводов и  построить броненосную канонерскую лодку «Опыт».
Эти опыты не были утешительными, они показывали на необходимость коренного переоборудования и технологического  усовершенствования  металлургических заводов для изготовления и обработки броневых плит на нужды флота.


1861 г.


 Всеподданический отчёт по Морскому  Министерству его Императорского Высочества  Генерал-Адмирала:
 «О необходимости в наш флот броненосных судов Я неоднократно докладывал Вашему Императорскому Величеству, начиная с 1858 года, и неоднократно же обращал на этот важный предмет внимание Государственного совета, при ежегодном представлении сметы Морского Министерства. С тех пор флоты: Англии, Франции, Италии, Испании, Австрии и даже Турции, весьма  значительно  увеличились  разного типа и величины броненосными судами, которых могущество и выходящее из всякого сравнения превосходство над прежними деревянными судами побудило все морские державы, с удвоенною энергиею, не щадя ни трудов, ни издержек, строить целые флоты новых броненосцев и оковывать непроницаемыми плитами борта и палубы деревянных судов. Иностранные правительства поддерживались в этом стремлении общественным мнением и законодательными палатами. Причины, по которым Мне постоянно отказывали в денежных средствах, существуют и теперь. Затруднительное положение государственного казначейства не прекратилось и вряд ли прекратится. … Но вместе с тем Я, как Генерал - Адмирал, не считаю себя вправе умолчать перед Вашим Императорским Величеством, что последний переворот в кораблестроении совершенно изменил отношения морских сил России к силам иностранных  морских держав; что мы находимся ныне в положении беззащитном с моря, и не только наступательная, но и оборонительная война с морскими державами в настоящее время для России невозможна….
…Убеждён таким образом в необходимости прочно водворить железное кораблестроение в России и не быть в этом важном деле в зависимости от иноземной промышленности и иностранной техники…» (С) из статьи А. Гармашева.


«16 ноября 1861 года Морское министерство,  не имевшее опыта строительства крупных броненосных кораблей, заключило контракт с английской компанией  «Темзенского железоделательного  и кораблестроительного завода» на постройку броненосной батареи «Первенец». Проект батареи был разработан в Кораблестроительном техническом  комитете.
 Для изучения технологии железного судостроения, производства броневых плит и способов их крепления к корпусу в Англию командировали двух корабельных инженеров, унтер- офицера и пятерых мастеровых с адмиралтейских Ижорских заводов. Кроме того, для изучения технологии производства и конструкции паровых машин новейших систем туда же послали инженеров- механиков Все они подчинялись наблюдающему за постройкой «Первенца»  капитану  « ранга С.П. Шварцу и сами участвовали во всех работах наравне с лучшими английскими мастерами.»


Из газеты  “Times” 20 мая1863 года:
 «6 мая, пополудни, был спущен первый броненосный фрегат для русского флота с верфи темзенских железных заводов, построивших первые суда этого рода для флотов: английского, датского и прусского и строящих в настоящее время фрегаты такого же рода для флотов испанского и турецкого.
« Первенец», имя нового русского фрегата, можно по всей справедливости считать одним из безобразнейших судов, когда – либо спущенных с верфи темзенских заводов. Он не только безобразнее “Resistens”   и  “Defens” , но и безобразнее превозносимого американского изобретения - плавучей батареи « Derrick», которой со дня спуска суждено только лишь держатся, а не действовать на воде.  Глядя на «Первенец», с его неуклюжим, сильно выступающим вперёд носом, над которым зияли, как глаза какого- нибудь чудовища, два клюза, выкрашенные суриком, его можно было скорее сравнить с безобразной китайской джонкой, неже ли с европейским судном, когда - либо виданным на Темзе.
 Этот русский фрегат, строившийся по чертежам, доставленным из России, как нельзя вернее представляет быстрые шаги, которыми подвигалась вперёд постройка железных фрегатов в Англии в течении последних двух или трёх лет. В то время, когда постройка «Первенца» была задумана, все морские нации, по- видимому, имели наклонность к постройке преимущественно броненосцев- таранов, и вследствие этого русский фрегат снабжён шпироном на чудовищном выступе стема,  почти на высоте ватерлинии, достаточно длинным и крепким, чтобы пробить самый прочный корпус  трёхдечного корабля.  В тоже время большой уклон бортов судна считался положительной необходимостью для броненосцев, чтобы способствовать снарядам скользить по броне.… Эти недостатки, т.е.  шпирон и  уклон бортов окажутся самыми серьёзными недостатками, когда судно будет  находиться в море: первый будет помехой его скорости, а последний его остойчивости. … В действии при посредственной скорости и тихом состоянии моря «Первенец» был бы грозным судном, но грозным только лишь для парусных судов, застигнутых штилем, ибо вместо по крайней мере в 600 паровых сил он имеет её только в 300. Машина эта, при большом водоизмещении и тяжести его подводного местного выступа впереди и вредного сопротивления от струи воды за кормовым выступом, по всей вероятности, доставит  ему на пробном рейсе высшую скорость не более 9-ти узлов. Но мы бы сильно ошиблись, если бы сказали, что в действительном плавании он может располагать даже и этой микроскоростью.
… Рассматривая беспристрастно различные планы и системы постройки этих броненосцев, получаешь самое убедительное доказательство, что по величине, скорости и силе английские броненосцы далеко превосходят суда подобного рода в иностранных флотах,…
Нет ни одного иностранного броненосного судна, на которое была бы употреблена хоть половина тех денег, которые при всей экономии принуждена была тратить Англия на свои броненосцы, чтобы достичь в них настоящего совершенства. И нет ни одного чужеземного броненосца, который бы в существенных своих достоинствах имел хотя бы одну десятую часть достоинств английских броненосных судов.»




Во французской «Monteur dela Flotte» так же была небольшая заметка о «Первенце»:  «… в которой , между прочим, упоминается, что он построен по чертежам русских инженеров в видах соединения особых условий его плавания на неглубоких водах, с прочностью в корпусе судна на которые можно было бы понадеяться. …что руль и винт «Первенца» совершенно защищены от действия выстрелов, что носом и кормой судна можно действовать как таранами, которые имеют весьма грозный вид, что полное образование подводной части обещает этому судну весьма умеренную качку и что, наконец, небольшая длина его даёт ему способность быстро совершать повороты, несмотря на тараны, которыми обременены оконечности. «Первенец» будет иметь совершенно достаточную скорость для того, чтобы служить к обороне порта и даже в случае нужды может померится  с броненосцем побыстрее его на ходу, словом, назначение его- быть скорее передовым стражем Кронштадта, чем ядром эскадры броненосцев, какую имеет Англия и Франция.»
(с) из статьи И. Черникова.


 Не смотря на неоспоримое технологическое преимущество английских заводчиков, нашими офицерами вносились интересные усовершенствования в  постройку.
Поскольку для судовождения применялись магнитные компасы, то возникали трудности с размагничиванием  железных корпусов  для снижения влияния магнитного поля корпуса на компасы.  После спуска корпуса батареи на воду, лейтенант И.П. Белавенц предложил достраивать «Первенца» развёрнутым на 180 градусов относительно положения корпуса на стапеле, благодаря чему, остаточный магнетизм уничтожался магнитным полем земли. 


«Резко обострившиеся в 1863 году политические отношения с Англией потребовали немедленного перевода «Первенца»  в Россию. Не смотря на неоконченные корпусные, столярные , плотницкие и малярные работы, 16 июля батарея прошла испытания на мерной миле, показав среднюю скорость 8 узлов. По приказу адмирала Г.И. Бутакова, «Первенец»  под парами и парусами направился в Кронштадт, увозя на батарейной палубе 48 неустановленных бортовых и 8  башенных (от боевой рубки) броневых плит.  «Первенец» шёл под русским национальным флагом, но с командой из моряков английского коммерческого флота. От берегов Англии батарею сопровождал фрегат «Генерал - Адмирал», в Копенгагене к ним присоединился фрегат «Олег».  Не считая происшествия около  вулических доков (батарея едва не потопила  таранным ударом госпитальное судно «Warspite», сломав при этом  свой правый крамбол ), 5-го августа 1863 года плавание благополучно завершилось.
 Общая стоимость батареи, включая  контрактную стоимость машины и корпуса, страховку и издержки на перегон из Англии, а так же контракты с английскими мастерами, продолжившими работы в Кронштадте, составила 978978 рубля.» (с) из статьи И. Черникова.


 В 1864 году уже достроенный «Первенец» начал кампанию.
 Вот что напечатано в журнале «Морской сборник» №10 за 1864 год:
« Читатели «Морского сборника» знакомы уже со сосредоточенной пальбой с судов - вопросом, весьма тщательно  разработанным  лейтенантом французского флота Левалем. На батарее «Первенец», где производились опыты над сосредоточением, оно устроено именно по способу лейтенанта Леваля.
 14 августа «Первенец» перешёл из Кронштадта в Транзунд  для практической поверки, испытания и оценки системы на опыте. По изготовлении щита и после пальбы обыкновенными прицельными выстрелами батарея начала поверку инструментов и всех приспособлений для сосредоточения, по окончании которой началась пальба при различных направлениях относительно щита и в разных расстояниях.
 Всех залпов было сделано десять, причём стреляли из 9-ти орудий левого борта, так как для правого борта ещё не были готовы инструменты. Всего сосредоточенными залпами было выпущено 87 ядер, из них попало в щит  55, т.е. 63%.
3-его сентября. Управляющий министерством, осмотрев батарею и приборы для сосредоточения и сделав несколько прицельных выстрелов, приказал действовать сосредоточенными залпами.
 Батарея, стоя в 3-х кабельтовых от щита (в 34 сажени длиною и 4 вышиною) и ворочаясь на шпрингах, сделала 5 залпов, по одному на каждое направление сосредоточения. Число выпущенных ядер было 43, и в щит попали все до одного. Расстояние между крайними местами ударов ядер 121 сажень ( Опечатка? Возможно,  следует читать 21 сажень). В среднюю же  часть попало 31 ядро, т.е. 72%. Удачные результаты эти, как мы видим, много говорят о достоинстве и пользе этого весьма важного способа употребления судовой артиллерии.» (с) из статьи И. Черникова.
 
 За время службы на батарее не раз  менялось артиллерийское  вооружение.




А так же размещение штурвалов, мостиков. Появились  прожектор и вентиляционные раструбы, боевой марс на бизани.


 Основные характеристики:
Водоизмещение      проектное 3277 т, нормальное 3622 т
Длина  220 фт (67,1 м)
Ширина   53 фт (16,16 м)
Осадка 15 фт (4,4 м)
Бронирование     Батарея — 102…114 мм
Двигатели    1 паровая машина, 2 паровых котла
Мощность    1067 индикаторных л. с.
Движитель 1 (запас угля 250 т)
Скорость хода 8,5 узлов (15,75 км/ч)
Экипаж    18 офицеров и 414 матросов.
 «Первенецъ»  постоянно находился в  учебно-артиллерийском отряде,  а с 1-го февраля  1892 года батарею перевели в класс броненосцев береговой обороны. 1 декабря 1904 года его перевели во 2-ой ранг судов, а через год (12 декабря 1905года) исключили из списков флота. Дальше  служба корпуса прослеживается по таким данным из википедии:
Баржа №1 (с 9.1908)
 КП-3 (с 1.1.1932)
 К-4199 (с 12.7.1942)
 БСН-491000 (с 16.5.1949)
Так же есть сведения, что корпус «Первенца» использовался в качестве угольной баржи до 60-х годов 20-го века.




 Представляю на Ваш суд, модель паровой броненосной батареи «Первенецъ», изготовленную с Божьей помощью и Его Проведением. Другого объяснения событиям, предшествующим возобновлению и совпадениям при постройке, не нахожу.
 Как Вы уже знаете из сказки, первая попытка строительства была осуществлена давно, но сведений по расположению деталей и такелажа не хватило. Все работы остановились. Так как делал всё на работе, то и хранились они в  инструментальном ящике бригады. Через два года после увольнения зашел на старую работу и с удивлением обнаружил, что мужики ничего не выкинули, а только потеснили мои поделки. Тепло поблагодарил товарищей и унёс заготовки домой. А дальше, лежали два корпуса в углу модельной полки,  места немного занимали. Иногда, разглядывая модели,  натыкался взглядом на сиротливо  лежащие немым укором заготовки. Так как полками интересовались и другие члены семьи, супруга в поисках пыли и сын, начавший свою модельную деятельность и претендующий на выставочные площади, стал возникать вопрос - когда избавишься от этих дров? Морально приготовившись к расставанию, тем не менее, не находил времени для решительного действия. Уж не помню, каким образом занесло в Центральный Детский Мир,  забрёл в филателистический отдел   под  лестницей. По старой памяти прикупил несколько серий марок. Их положили в старый почтовый конверт,… на котором был изображён знакомый силуэт! Уточнив у продавца, что все эти конверты  используются для упаковки, пересмотрел всю стопку - больше с кораблями не было ни одного! Дома внимательно рассмотрел конверт, больше всего поразила надпись под картинкой:





Вскоре приобрёл сборник «Первые  русские броненосцы»,  сведений для продолжения постройки снова не хватило, но, ни о каком расставании уже не могло быть и речи.
С  приобретением вышедших в свет чертежей от ЧВИА Гармашева и вовремя начавшегося на Каропка.ру конкурса  по отечественному флоту, стройка возобновилась.
Всю техническую часть создания можно посмотреть  тут http://karopka.ru/forum/forum190/topic15723/
 Могу добавить, что, только объединив сведения из всех трёх изданий, появилась возможность собрать образ батареи воедино. Надеюсь, с наименьшими ошибками.  Так, к примеру, ни в одной публикации не обозначены места расположения двух орудий на верхней палубе.
  Работа шла с переменным успехом, с событиями, в большей и меньшей степени, замедлявших исполнение.  Некоторые описаны в  сказке о стройке. Почему то во время построечных и достроечных работ наибольшие повреждения получала носовая часть правого борта.
 Модель планировалось  завершить к  ЧР в  Крокусе,  сроки которого с 9-го по 12-е апреля.  Много было неясного по мелочам в особенности по такелажу,  пришлось делать дополнительные места крепления снастей,  не показанных на чертеже. Не давали покоя набивные талрепы вант и фордунов, как их быстро изготовить в нужном количестве, что бы  они одинаково смотрелись  у палубы и на марсах? Время  неумолимо таяло, осязаемо, как песок между пальцами.  До срока осталась неделя и три дня, мачты стоят без вант, такелажа нет и в помине.  Уже четыре способа  опробованы и отброшены по долготе изготовления. «Господи, вразуми!» Озарение и спокойное, сосредоточенное изготовление не только талрепов, но и блоков, позволили закончить такелаж, а также другие неотложные работы по насыщению внешнего вида модели. Подвесить шлюпки, закрепить якоря, изготовить и поднять флаг.  На  календаре 8-е апреля, на часах 23 35. Слава Богу! Успел!
 9-го апреля « Первенецъ» разместился в  Крокусе.  Право слово, в поход с недоделками, как и  прототип 152 года назад!
 12 апреля. Христос воскресе!  Завершился Чемпионат России в Крокусе. «Первенецъ», заняв второе место в классе С4б, благополучно вернулся из похода и встал на достройку.
 До фото с дипломом вид «Первенца» по состоянию на 12 апреля. 
 Используемые детали:
 Шпатлёвка  ТАМИЯ.
 Краски АКАН  и белая нитро из баллончика.
Нитки из бантика и из шнурков.
 Рустерные решетки - чайный пакетик.
 Проволока из подходящих по диаметру проводов .
 Трапы, ограждения гальюнов, рамки световых люков, пушечные порты, боевая рубка и мостик – фототравление от deLoro.
 Деколи от Московско-Скт.Петербургской кооперации увлечённых людей.
Спасибо всем, кто помогал, подсказывал, поддерживал и просто интересовался ходом работ. Отдельное спасибо  Виктору (naxodka), с сайта WMC, за уроки по освоению РИНО.Как знать, что бы получилось со шлюпками без этой программы.

 Прошу начать обсуждение, разрешается кидать предметы. Только, чур, по дивану не прыгать.  Мы там с моделью прячемся.
  Да, масштаб указал ближайший от  пятисотого. Несовершенство фильтра масштабов порождает такие несуразицы.


Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
98.9498.7798.79
Средняя оценка: 98.8369 (все оценки)
Популярность модели: 79.11

Комментарии

Страницы: 1 2 3
Слесарь Железнюк
Москва
43 года
На сайте с 25.12.2012
Слесарь Железнюк
Не знаток кораблей, но за стройкой следил. И должен сказать результат обалденный! Да и прототип тоже.
pega
Возраст неизвестен
На сайте с 31.03.2013
pega
Прекрасная модель, отличное исполнение. С уважением.
Great Worm (GreatWorm)
Москва
47 лет
На сайте с 28.02.2012
Great Worm  (GreatWorm)
В добрый путь! Действительно интересная модель и описание. Мои поздравления, deLoro!
Владимир Червонящий (Ehidniy)
Москва
29 лет
На сайте с 21.08.2011
Владимир Червонящий (Ehidniy)
Таки шикарный корабль, я вам доложу.
Я изредка "Сказку" посматривал, было интересно.
ИМХО несколько незрелищна пустая голая палуба, но, думаю, автор тут не виноват ни капли.
Саня Мухин (BNSF)
Обнинск
46 лет
На сайте с 14.11.2010
Саня Мухин  (BNSF)
Отличная работа и заслуженная награда на чемпионате!
Виталий (Алёша Попович)
Минск
44 года
На сайте с 10.09.2012
Следил за стройкой с самого начала с большим удовольствием.
Ювелирная работа, нужно еще фотографию со спичкой, чтобы было понятно насколько модель маленькая )))
Автор удалён
с сайта
Очень понравилось.
Удачи.
Андрей Ушаков (andri1979)
Омск
44 года
На сайте с 14.04.2014
Андрей Ушаков (andri1979)
Шикарная модель, интересное описание, очень понравилось!
Сергей Петров (s950354p)
Дзержинск
49 лет
На сайте с 10.01.2014
Сергей  Петров (s950354p)
Молодец! Меня всегда поражала способность человека работающего в таком масштабе. Белый шар!!! Удачи в дальнейшем!
Bòris Yurinoff (AhtungKV-2)
London
Возраст неизвестен
На сайте с 03.02.2014
Bòris Yurinoff (AhtungKV-2)
О, добили вы его таки! Результат просто замечательный, всё очень аккуратное!
Не понравилась пожалуй только неровная полоска дерева по верху фальшборта и пыль по всему кораблю (сам с такой-же проблемой всё время сталкиваюсь).
А картинка с конверта у меня тоже есть такая:) И ещё несколько таких же.
Геннадий Еретнов (Геннадий Анатольевич)
Сатка
35 лет
На сайте с 27.03.2013
Геннадий Еретнов (Геннадий Анатольевич)
Отличная модель! Наблюдал за вашей стройкой, было интересно. Поздравляю с завершением модели и наградой! Мой голос за Галерею!
Владимир62 (oldpapik)
Москва
61 год
На сайте с 17.02.2014
Шикарная работа. Особый респект за такелаж - ювелирно выполнен. Видел на Крокусе. В "натуре" конечно интересней смотреть.
С уважением Владимир.
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Москва
45 лет
На сайте с 31.12.2011
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Великолепная работа! Видел вживую в Крокусе - очень понравилась работа.
Борис Волконский (Boris2005)
Акко
78 лет
На сайте с 01.02.2012
Борис Волконский (Boris2005)
ОТ-МЕН-НО!!!!!!Мне понравилось.Даже нет желания выискивать косяки и недоработки.Что такое работать без полной /или хотя бы полуполной/ информации я знаю.БЕЛЫЙ ШАР.Или два.Семь футов в галерею.
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
70 лет
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Матипусенький такой..... но - ПРЕКРАСНЫЙ!

С Уважением, Алексей.
Изегмундыч
43 года
На сайте с 09.02.2012
Изегмундыч
Иногда заглядывал на "стройку" - было очень любопытно. Увидел, в итоге, замечательный пароход! Очень здорово, класс!
Юрий Рассохин (tellllur)
Санкт-Петербург
Возраст неизвестен
На сайте с 16.08.2010
Юрий Рассохин (tellllur)
Очень симпатичная батарея. Здорово!
С уважением, Юрий.
Rastlin
Украина
55 лет
На сайте с 27.08.2014
Rastlin
Приветствую, DeLoro!

Как уже писал и не устану повторять, Вы подковали "морскую блоху". Очень детальная и точная модель, особенно для такого масштаба! Все сделано с душой и на высшем уровне!
Радовали стройкой и порадовали ее конечным результатом!
Павел Кедров (Korvet) (Korvet)
Челябинск
43 года
На сайте с 14.03.2011
Павел Кедров (Korvet) (Korvet)
Замечательная модель, интересного корабля.
Все очень понравилось! Поздравляю и с завершением работы и с заслуженной наградой.
Галерея!
Борис Волконский (Boris2005)
Акко
78 лет
На сайте с 01.02.2012
Борис Волконский (Boris2005)
Я даже пропустил мимо глаз,что это в пятисотке.Поэтому еще два шара в плюс.э
Страницы: 1 2 3
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий



«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат