Регистрация Вход · Почистить куки

Škoda Š-I-d T-32

Производитель:
KORA models
Дата размещения:
11 января 2021 года, 21:55
Раздел галереи:
Бронетехника
Тип бронетехники:
Самоходки
Модель времён ВМВ:
1939–1945
Год выпуска:
до 1960
Страна-производитель:
Другие страны
Масштаб модели:
1:35

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Škoda Š-I-d \ T-32 Легкая самоходная установка. Официальное обозначение: Škoda Š-I-d Альтернативное обозначение: Škoda T-32 Начало проектирования: 1935 г. Дата постройки первого прототипа: 1936 г. Стадия завершения работ: проект закрыт. В продолжении работ по отвергнутой танкетке Š-I фирмой Škoda был предложен проект самоходной установки на той же ходовой части. Рассматривалось несколько предложений, но выбран был только наиболее актуальный вариант с установкой противотанкового орудия. Такое решение созрело не на пустом месте — боевая ценность танкеток уже к середине 1930-х гг. оценивалась не очень высоко, однако при наличии небольшой, но мощной пушки эти легкие машины могли эффективно использоваться для борьбы с танками противника. В Чехословакии проблем с наличием противотанковых орудий не было. Наиболее эффективным считалось изделие А3 фирмы Škoda. Это была танковая 37-мм пушка, способная поражать любой танк, толщина брони которого не превышала 35 мм. Для 1935 года такой показатель был более чем достаточным, однако размеры и масса ПТО не позволяли разместить его в боевом отделении танкетки. Работы начались над модифицированным вариантом привели к созданию варианта Š-I-d (дополнительный индекс «d» означал «dělový» — пушечный). Изменения коснулись только боевого отделения — вместо тяжелого пулемета с левой стороны корпуса устанавливалось 37-мм танковое орудие A3. Пушка имела сектор горизонтального наведения 10° в обе стороны и углы вертикального наведения от -10° до 25°. Боекомплект на прототипе состоял из 30 выстрелов и 1000 патронов. Ходовая часть самоходки была аналогична танкетке Š-I-P. Применительно на каждый борт она включала четыре опорных катка сблокированных в тележки по два, задний независимый опорный каток, четыре поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо с ободами для предотвращения соскакивания гусеницы. Тип подвески остался прежним — тележки сохраняли амортизацию на листовых полуэллиптических рессорах. Дополнительный каток имел пружинную амортизацию. Корпус имел преимущественно клепаную конструкцию и собирался на L-образных уголках при помощи болтов и заклёпок. Толщина бронелистов составляла 5,8,10,12,15 и 20 мм, что надежно защищало от огня легкого стрелкового оружия на дистанциях до 50 метров. В моторном отсеке устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель Škoda мощностью 55 л.с. Вентилятор, охлаждающий двигатель, также нагнетал воздух в боевое отделение. Хотя прототип Š-I-d был готов во второй половине 1936 года на его доработку потребовалось несколько месяцев, в результате чего на испытания его представили летом 1937 года. Чехословацкая армия, как это ни странно, большого интереса к этой машине не проявляла. По всей видимости, возможности танков, оснащенных 37-мм и 47-мм пушками, были несколько переоценены. В итоге основной приоритет был сделан на поставки за рубеж. Большой интерес к танкетке проявила армия Югославия. Не имея возможности закупать дорогую бронетехнику у ведущих танкостроительных фирм югославы рассмотрели вариант, предложенный фирмой Škoda. Хотя «противотанковая» модификация танкетки подходила им не по всем параметрам потенциальные возможности Š-I-d при грамотном использовании были достаточно велики. Результатом переговоров, проведенных в 1937 году, стало заключение контракта на 8 машин. Для экспортных поставок Š-I-d снова модифицировали, установив пушку Škoda А3ÚVJ и легкий пулемет ZB vz.30J калибра 7,92-мм. Сравнительно с начальной версией югославский вариант потяжелел на 1200 кг. Компенсировать возросшую массу удалось за счет использования двигателя мощностью 60 л.с., благодаря чему даже несколько увеличилась максимальная скорость и запас хода. Вариант для Югославии обозначался как Š-I-D, к которому впоследствии прибавился индекс Т-32. В модифицированном виде самоходные установки были приняты на вооружение югославской армии в 1937 году. Далее был разработан экспортный модернизированный вариант Š-I-j. Танкетка отличалась новым двигателем, доработанным корпусом, новой ходовой частью и усиленным бронированием. В качестве основного вооружения устанавливалась 47-мм пушка и 7,92-мм пулемет. По сути, танкетку наконец превратили в полноценную легкую САУ. На вооружение Š-I-j так и не поступили, поскольку в марте 1939 года Чехословакия была полностью оккупирована. История эксплуатации самоходных орудий Š-I-d в составе югославской армии, равно как и боевого применения, весьма туманна по причине отсутствия каких-либо достоверных сведений. Впрочем, можно с уверенностью говорить, что чехословацкие САУ стали самыми современными боевыми машинами и их боевой потенциал оценивался достаточно высоко. К примеру, бронебойный 47-мм снаряд мог пробить вертикально установленный 30-мм лист брони на дистанции до 500 метров. Так что, на фоне лёгких танков FT-17 и М26\27 (составлявших основу бронетанковых войск Югославии на тот момент) самоходные орудия Š-I-d смотрелись более чем выгодно. Тем не менее, в 1937 году все восемь самоходок был направлены в кавалерийскую школу в Земуне, где их использовали только для учебных целей. К сожалению, реализовать даже небольшую часть боевых возможностей югославских САУ не удалось. В апреле 1941 года несколько Š-I-d были выдвинуты навстречу наступавшими немецким войскам, но по пути большая часть самоходок была оставлена на дорогах из-за технических проблем. Есть также информация, что машины были отправлены на фронт без боекомплекта к 47-мм орудиям. Встреча с танками противника, по всей видимости, так и не состоялось, хотя на одной из немецких фотографий видно, что одна из Š-I-d была брошена после разрушения ходовой части. Не исключено, что эта самоходка стала жертвой противотанкового орудия. По меньшей мере, во фронтовых условиях, немцам удалось захватить не менее четырех Š-I-d. После захвата Югославии немцы отбуксировали самоходки, часть из которых ещё можно было использовать, на пункты сбора трофейной техники. Несколько трофейных Š-I-d было отремонтировано и включено в состав учебных подразделений. Остальные в 1941 году отправили на слом. В вермахте данные самоходные орудия обозначались как Pz.KpfW.32 (j).

 Источники: V.Francev, Ch.K.Klement «Československa obrnena vozidla 1918-48». Praha. 2004 Obrnena technika Ceskoslovenske republiky Yougoslavian T-32 SPG (Skoda S-I-d) 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНЫХ УСТАНОВОК

Škoda Š-I-d и Т-32 Škoda Š-I-d 1936 г Škoda T-32 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА 3600 кг 4800 кг

ЭКИПАЖ, чел. 3

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ Длина, мм 3170 3580 Ширина, мм 2000 1980 Высота, мм 1580 1760 Клиренс, мм ? ?

ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка Skoda A3 и один легкий пулемет ZB vz.26 одна 37-мм пушка Skoda A3UVJ и один легкий пулемет ZB vz.30J

БОЕКОМПЛЕКТ 30 выстрелов и 1000 патронов 42 выстрела и 1000 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 20 мм борт — 12-15 мм корма — 10 мм крыша — 8 мм днище — 5 мм лоб корпуса — 22 мм борт — 15 мм корма — 10 мм крыша — 8 мм днище — 5 мм ДВИГАТЕЛЬ Škoda, бензиновый, жидкостного охлаждения, рабочим объёмом 3650 см.куб., мощностью 55 л.с. Škoda, бензиновый, жидкостного охлаждения, рабочим объёмом 3990 см.куб., мощностью 60 л.с.

ТРАНСМИССИЯ механического типа: карданный вал, дифференциалы, ручная КПП

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка сблокированных в 2 тележки с амортизацией на полуэллиптических ресорах, независимый задний каток, 4 подерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков

СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе 41 км\ч по шоссе

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 220 км по шоссе 250 км по шоссе

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ Уклон, град. ? Высота стенки, м 0,50 Глубина брода, м 0,50 Ширина рва, м 1,00


Модель из смолы с маленькой платой ФТД и декалью на немцев и хорватов. Качество очень посредственное, из коробки модель не получится, разве что поделка по мотивам. В целом из набора корпус, люки и детали ходовой подходят как основа для работы. В работе использовал следующие материалы:
  1. мет. ствол для танка Pz38t
  2. мет. гусеницы для танка Pz35t
  3. ствол пулемета из смолы фирмы ТАНК
  4. тросик Eureka. Набор на польский Rosomak, как по мне набор этот просто находка для моей темы - малая броня, там с 1 набора на 4 танка тросиков и коушей хватит. 
  5. Клепка MC разных размеров
  6. Всякое по мелочи из запасов, крылья переделал из ФТД для Т-26
Сама по себе модель безальтернативна, да и не думаю что кто-то сделает в пластике этого "клопа". Мне она давно была интересна как и многие другие, малосерийные довоенные образцы. Что переделывал и дорабатывал видно на фото. Думаю Вам как и мне будет не без интересен этот образец. Приятного просмотра

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
99.019998.93
Средняя оценка: 98.9812 (все оценки)
Популярность модели: 83.47

Комментарии

Кирилл Халевин (Shkira)
Санкт-Петербург
39 лет
На сайте с 23.09.2019
Кирилл Халевин (Shkira)
Классная работа! Приведение матчасти на высоте, да и в Ваших традициях!
Но лично мне несколько испортило восприятие следы краски на резиновых бандажах. Не пойму, то ли это задумка, то ли недосмотрели?
В остальном работа очень редкая, трудоемкая, интересная! Действительно редкий "клоп", не видел такого прежде.
Максим Россомахин (Rossomachin)
Москва
42 года
На сайте с 30.05.2019
Максим Россомахин (Rossomachin)
Доработки весьма внушают, интересно рассматривать
Антон (Coroner43)
Самара
34 года
На сайте с 02.03.2010
Антон  (Coroner43)
Ну оочень интересный прототип, даже не знал что существует такая модель! Интересно было рассматривать.
Александр Козак (Санёк972)
Тернополь
21 год
На сайте с 12.12.2020
Александр  Козак (Санёк972)
Мне понравилось, но размер исторической справки в описании, как по мне, уж слишком огромен. Спасибо , удачи !
Юрий (Седьмой)
Назия
39 лет
На сайте с 15.10.2018
Юрий  (Седьмой)
Цитата:
Классная работа! Приведение матчасти на высоте, да и в Ваших традициях!
Но лично мне несколько испортило восприятие следы краски на резиновых бандажах. Не пойму, то ли это задумка, то ли недосмотрели?
В остальном работа очень редкая, трудоемкая, интересная! Действительно редкий "клоп", не видел такого прежде.


Спасибо за оценку. На бандажах брызги и пыль, может немного акцентировалось все после матового лака, наверно нужно немного растереть. Но в целом да задумка такая.
Юрий (Седьмой)
Назия
39 лет
На сайте с 15.10.2018
Юрий  (Седьмой)
Цитата:
Доработки весьма внушают, интересно рассматривать

Спасибо
Юрий (Седьмой)
Назия
39 лет
На сайте с 15.10.2018
Юрий  (Седьмой)
Цитата:
Ну оочень интересный прототип, даже не знал что существует такая модель! Интересно было рассматривать.

Спасибо
Юрий (Седьмой)
Назия
39 лет
На сайте с 15.10.2018
Юрий  (Седьмой)
Цитата:
Мне понравилось, но размер исторической справки в описании, как по мне, уж слишком огромен. Спасибо , удачи !

Я сам исторические справки не люблю. Но здесь случай такой что это почти все что есть по теме поэтому и закинул. Вот еще кадры с реальной машиной https://www.youtube.com/watch?v=7xlE8dRWH3o
Александр (Akbu)
43 года
На сайте с 01.06.2016
Александр  (Akbu)
Очень, очень хорошо, живо, бодренько)
Если бы, Вы выложили фото по сравнению с другой бронетехникой (известной) :)
Эталонный Тигр, или т34)

Очень понравилось.

ЗЫ а за справку, отдельное спасибо.
Юрий (Седьмой)
Назия
39 лет
На сайте с 15.10.2018
Юрий  (Седьмой)
Цитата:
Очень, очень хорошо, живо, бодренько)
Если бы, Вы выложили фото по сравнению с другой бронетехникой (известной) :)
Эталонный Тигр, или т34)

Очень понравилось.

ЗЫ а за справку, отдельное спасибо.

Юрий (Седьмой)
Назия
39 лет
На сайте с 15.10.2018
Юрий  (Седьмой)
Цитата:
Очень, очень хорошо, живо, бодренько)
Если бы, Вы выложили фото по сравнению с другой бронетехникой (известной) :)
Эталонный Тигр, или т34)

Очень понравилось.

ЗЫ а за справку, отдельное спасибо.

Не тигр конечно но вполне допустимый противник на 1941 (по габариту)
Прикрепленные файлы:
Kais
Возраст неизвестен
На сайте с 21.12.2010
Kais
Спасибо за интересную модель, и рассказ о прототипе!
Вот реально, о некоторых машинах узнал только благодаря таким вот работам. Мне понравилось!
Юрий (Седьмой)
Назия
39 лет
На сайте с 15.10.2018
Юрий  (Седьмой)
Цитата:
Спасибо за интересную модель, и рассказ о прототипе!
Вот реально, о некоторых машинах узнал только благодаря таким вот работам. Мне понравилось!

Спасибо
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Юрий
Юрий
Логин
Седьмой
Д.Р.
24 апреля 1984 года
Город
Назия
На сайте с
15 октября 2018 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (1):

  • Кирилл




Реклама на Каропке
Не показывать чат