Регистрация Вход · Почистить куки

Ford T бронированный, Русский фронт, 1916 г.

Производитель:
ICM 35669
Дата размещения:
17 сентября 2020 года, 22:20
Раздел галереи:
Бронетехника
Тип бронетехники:
Бронетранспортеры
Год выпуска:
до 1930
Страна-производитель:
Великобритания
Масштаб модели:
1:35

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Здравствуйте уважаемые друзья!

Предлагаю вашему вниманию модель бронеавтомобиля на базе Форд Т от фирмы ИСМ.

Оглядываясь на более чем на 100 лет назад в начало ХХ века удивляешься, как бурно развивалась техническая мысль в то время: первые самолеты, автомобили, подлодки, танки, и много всего другого. Просто взрывной рост новаций, как в гражданской жизни, так и в военном деле.

С началом Первой Мировой войны развитие новинок ускорилось, так, например, автомобили быстро превратились в бронеавтомобили. Армия Императорской России поняла это быстро и сразу стала закупать заграницей все автомашины, которые можно было бронировать. В самой же Британии, откуда и поступали в Россию эти машины, броневиками поначалу занимались только энтузиасты.

Один из них – Оливер Локер-Лэмпсон – потомственный аристократ, сын известного британского поэта. Оливер занимался политической жизнью – участвовал в парламентских выборах и увлекался модными в то время автогонками. С началом войны он понял, что появился шанс проявить себя и стать известным, а известность поможет на выборах. Поэтому организовал своих компаньонов на финансирование закупки для Британского флота автомобилей, которые быстро превратились в бронеавтомобили.

Почему для флота – нам, сухопутным, понять сложно. Но Британия – держава островная, морская. Поэтому здесь флот главнее сухопутной армии. Все новинки первым делом идут на флот. Так, здесь зародилась морская авиация, которая с началом войны была переброшена на континент. А так как самолетов всем пилотам не хватало, то они обзавелись автомобилями, на которых стали совершать разведывательные рейды. На них же искали и сбитых летчиков. После первых же потерь эти машины стали бронировать. Так появился RNASD – Дивизион броневиков морской авиации. В нем командиром одного из эскадронов и стал Локер-Лэмпсон. Машины эскадрона были приобретены за частные средства, поэтому Адмиралтейство ничего не теряло, а наоборот, поощряло таких инициативщиков. Даже звание ему присвоили – лейтенант-коммандер, хотя до этого он не служил на флоте. Броневики в эскадроне были – Роллс-Ройсс и Ланчестер, кстати, бронекорпуса для них разрабатывала фирма, одним из владельцев которой была мать Локер-Лэмпсона.

На Западном фронте дивизион RNAS провоевал недолго – маневренная война закончилась, и в середине 1915 года Адмиралтейство решило его расформировать. Личный состав решили перевести в сухопутную армию, где уже планировалось создание танковых частей, правда, все это было очень секретно. Оливер Локер-Лэмпсон был очень раздосадован таким поворотом, и поэтому, узнав, что бельгийский бронедивизон засобирался на Русский фронт, подал рапорт, чтобы и его эскадрон отправили туда же. Адмиралтейство решило, что в этом есть резон – продемонстрировать длинную руку флота и поддержать союзников по Антанте. Поэтому в Россию отправили не эскадрон, а целый дивизион: 30 броневиков, 40 автомобилей и 50 мотоциклов для связи. Плюс личный состав – около 600 солдат и офицеров, командиром всего этого отряда назначили инициативщика (он так в документах того времени и называется) - Оливера Локер-Лэмпсона, для солидности повысив его в звании до Коммандера.

Бронедивизион направился морем в Россию осенью 1915 года, но море замерзло, пришлось зимовать в Александровске. Поэтому на фронт англичане попали только летом 1916 года. Фронт этот – Кавказский – стал первым испытанием для дивизиона. Причем, воевали англичане мало, в основном с жарой, болезнями, недостатком воды и ломающейся техникой. Здесь Локер-Лэмпсон заметил, что у машин Форд Т очень хорошая проходимость из-за высокого клиренса – они пролезали там, где вязли Ланчестеры. Поэтому он телеграфировал на родину своим друзьям, чтобы они придумали, как сделать броневик на базе Форда Т.

Придумщик нашелся быстро – старшина флота Льюс Гаттеридж. Машинка у него получалось несложная, этакая туалетная кабинка на колесах и с пулеметом на корме – все просто и быстро. 5-мм броня корпуса, пулемет прикрыт 9-мм бронелистом, плюс усиленная подвеска. И уже осенью 1916 года 9 таких броневиков отбыли в Россию к Локерт-Лэмсону. Бронедивизион к тому времени был выведен на зимние квартиры в Одессу, а сам Коммандер отправился в Британию на доклад и попытаться выбить для своего отряда самолеты и новые броневики Роллс-Ройс. В британском Адмиралтействе во всем ему отказали, так как к тому времени флот потерял интерес к броневикам и все это передали в сухопутную армию.

В это же время Румыния решила перестать быть нейтральной страной и выступила на стороне Антанты – для того, чтобы воспользоваться результатами Брусиловского прорыва русской армии и создать Великую Румынию из осколков Австро-Венгрии. Армия у Румынии была большая, но обученная слабо – болгары сразу начали теснить ее. Пришлось русской армии подкреплять фронт в Румынии и воевать с наступающими болгарами, сюда же и был направлен английский бронедивизион. Причем по большой просьбе Локер-Лэмпсона – он посчитал, что там хорошая местность для броневиков, да и сидеть без дела нечего.

В итоге, пока Коммандер был в Великобритании, его бойцы месили осеннюю грязь в Румынии. Воевали, кстати, геройски – многие были отмечены потом как российскими наградами, так и британскими. Броневики были основой обороны русской армии – маневр огнем и броней очень часто выручал, тем более что в то время противотанковых средств не было, пушки стреляли по навесной траектории, поэтому основные поражения бронемашин были не прямыми попаданиями, а осколками снарядов.

Броневики Форд показали себя очень хорошо, хотя и было их всего 9 штук. Неизвестно, сколько их уцелело после боев, но есть одна фотка броневика на вооружении то ли Красных, то ли махновцев на Украине в 1919 году. А сами британцы были эвакуированы на родину в 1918 году. Коммандер Локер-Лэмпсон потом успешно избирался в парламент, пытался писать заметки в британской прессе о своих похождениях в России, но они не стали популярными…

Фирма ИСМ выпустила модель этого броневика в 2020 году. С 2016 года этот производитель развивает тему Форда Т, хорошо, что добрался и до бронированного варианта. Коробка модели довольно эффектная: машина на фоне городских развалин, а-ла Сталинград. Правда, боевые действия эти машины вели в полевых условиях. ИСМ запланировал выпуск этого же броневика в комплекте с британскими танкистами, выпущенными ранее. Там на коробке вообще изображен Западный фронт, чего быть не могло. Вообще, по поводу британских танкистов сложно понять производителя – всем нужны бойцы в люки танков и броневиков, а ИСМ выпустил набор танкистов, стоящих над картой рядом с танком. Естественно он не продается, ведь танкисты нужны не для диорам, а для моделей танков. Вся надежда на Миниарт - он все же лучше понимает желания моделистов в плане фигур…

В инструкции к модели указано, что машина воевала на Кавказском и Румынском фронтах с июня по сентябрь 1916 года. Это не совсем так. На самом деле, Форд на Кавказе не воевал, прибыли эти машины из Англии как раз осенью 1916 года сразу на Румынский фронт, воевали потом еще в австрийской Галиции в 1917 году.

Модель броневика Форд Т – довольно простенькая, собирается за вечер. Непонятно только, к чему крепить выхлопную трубу, но там и не видно. Собрал «из коробки», добавил проводку к фарам, поклажу и фигуру – британского коммандера от Cooper State. Красил тамиевским акрилом. Модель очень небольшая, так что работать с ней необходимо аккуратно.

Итак, Русский фронт в Румынии, 26 декабря 1916 года. Лейтенант-коммандер Вальтер Смаэльс допивает утренний кофе в своем броневике Форд. Фамилия коммандера, который происходит из семьи ирландских аристократов, переводится как «улыбка», правда радоваться ему нечему. Болгары наступают, а русские обороняются. Ему доверен сводный отряд из шести пулеметных броневиков Форд и двух пушечных Пирс-Эроу. Есть еще несколько грузовиков снабжения и несколько русских броневиков Остин. Этими силами необходимо поддержать активную оборону русских войск. Несмотря на декабрь – грязь везде непролазная: машины застревают и ломаются, и все это под огнем противника. Каждый день – как последний… А впереди новые бесконечные бои.

Допив кофе, «человек-улыбка» Вальтер Смаэльс, скомандует своему водителю «вперед!» и броневик покатит к передовым позиция противника у населенного пункта Визурул. Большой клиренс броневика позволяет преодолевать заграждения из колючей проволоки и подходить вплотную к траншеям противника, расстреливая вражеских солдат. Подъехав к передовой, водитель машины сообщил, что не включается задняя передача. Для обычной машины это небольшая проблема, но для броневика, у которого пулемет стоит на корме корпуса – проблема очень существенная. Тут еще и болгары поднялись в атаку.

Делать нечего – поставив машину вдоль фронта и вывернув Максим в сторону до упора, Смаэльс открывает огонь и косит наступающие цепи пехоты противника. Он успевает отстрелять две ленты и болгары открывают артиллерийский огонь по броневику. И вдруг машина глохнет. Коммандер бросается вперед и крутит ручку «кривого стартера» - машина заводится, Смаэльс бросается обратно в кузов, машина проезжает 50 метров и глохнет снова. Коммандер снова вперед – крутить ручку стартера, но тут раздается взрыв и он падает раненым. Хорошо, что ранение оказалось легким и он с водителем укрылся в воронке. Просидев в ней до темноты, ночью удалось завести броневик и эвакуироваться к своим.

Вот так прошел один боевой день лейтенант-коммандера Вальтер Смаэльса. По итогам боев на Русском фронте он окажется одним из самых заслуженных британских офицеров. Он дважды получит DSO – награду «За выдающиеся заслуги», хотя известно, что Британская империя не щедра на награды. А командир британского дивизиона Оливер Локерт-Лэмпсон считал, что офицеры и так должны быть храбрыми, а вести себя героически – это их прямая обязанность. Поэтому не слишком жаловал своих подчиненных наградами. Так, например, его заместитель Реджинальд Грэгори, который командовал британским дивизионом в России во время частого отсутствия Локер-Лэмпсона не получил вообще ничего. Так что Вальтер Смаэльс был человеком действительно выдающейся храбрости. Отметило его и русское командование – он получил Георгиевское оружие.

Сэр Смаэльс дослужился до подполковника, неоднократно избирался в парламент. Дожил до 70 лет и погиб по трагической случайности. Он находился на борту парома «Принцесса Виктория» - одного из первых, имевших аппарель для погрузки автомобилей своим ходом. Ему предстоял всего лишь 20-мильный переход в Шотландию. Но случился сильнейший шторм в ночь с 31 января на 1 февраля 1953 года, аппарель парома дала течь и он затонул. Из-за шторма спасательная операция была затруднена – из 130 пассажиров спаслись только 44. Не было среди них ни женщин, ни детей, ни стариков. Из 50 человек команды не спасся никто – все до конца боролись за живучесть. Так, радист Дэвид Бродфуд оставался в свой рубке до самого конца и передавал сигналы SOS. За что посмертно был награжден Крестом Георга. Кстати, в результате того шторма были затоплены огромные территории, как Британии, так и Европы, утонули сотни человек…

Фотографии большие, их лучше смотреть в полноэкранном режиме на компьютере или планшете - кликаем на правый верхний угол фото.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
999999
Средняя оценка: 98.9998 (все оценки)
Популярность модели: 81.59

Комментарии

Владимир Романенко (Мореман68)
55 лет
На сайте с 12.04.2020
Владимир Романенко (Мореман68)
Понравилась работа. Радует,что icm развивает линейку форд-т. сам собрал гражданскую версию. Отдельная благодарность за очень познавательную статью.
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Москва
45 лет
На сайте с 31.12.2011
Фидель
Оренбург
27 лет
На сайте с 22.03.2014
Фидель
Очень понравилась ваша модель!
Дмитрий (Охотник)
47 лет
На сайте с 26.11.2016
Дмитрий  (Охотник)
Классная "тачанка" и, как всегда, интересный рассказ!
Максим Россомахин (Rossomachin)
Москва
42 года
На сайте с 30.05.2019
Максим Россомахин (Rossomachin)
Поправка: всё-таки не Cooper State, а Copper State. Коппер. А моделька хорошая, с душой :)
Евгений Гречаный (Panzer35)
Истра
Возраст неизвестен
На сайте с 06.02.2018
Евгений Гречаный (Panzer35)
Коллеги,всем спасибо за добрые комменты! Работаем дальше!
Роман (Drakkarnuar)
55 лет
На сайте с 11.11.2013
Игорь Стручков (Globus)
Питер
65 лет
На сайте с 06.10.2013
Игорь Стручков (Globus)
Человечик очень оживляет модель. Всё Люкс!!!
Churchill III
Возраст неизвестен
На сайте с 05.03.2020
Churchill III
Вот что мне нравится в моделях Евгения, так это то, что модели всегда с дополнительной информацией. Что, почему, откуда, зачем? Получается не просто модель, а остановившийся момент Истории. Совершенно по-другому воспринимаешь саму модель.
Респект!
Евгений Гречаный (Panzer35)
Истра
Возраст неизвестен
На сайте с 06.02.2018
Евгений Гречаный (Panzer35)
Друзья, спасибо за доброе слово! Ковыряюсь дальше ))

Для меня модель - это машина времени, люблю погружаться в историю ))...
Омар (SALADIN)
59 лет
На сайте с 21.12.2014
Омар  (SALADIN)
посмотрел набор. руль и педали есть .а на чем сидел собственно водитель?
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Евгений Гречаный
Евгений Гречаный
Логин
Panzer35
Сайт
http://panzer35.ru
Город
Истра
На сайте с
6 февраля 2018 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (16):

  • Алексей
  • Den
  • Алексей
  • Дмитрий
  • Михаил
  • Алексей


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат