Регистрация Вход · Почистить куки

Т-38 (Брестская крепость. Легенда об огненном таране)

Производитель:
HobbyBoss
Дата размещения:
6 мая 2023 года, 0:14
Раздел галереи:
Бронетехника
Тип бронетехники:
Танки
Год выпуска:
до 1960
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:35

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Работа выполнена совместно с писателем-историком обороны Брестской крепости Алиевым Ростиславом Владимировичем.(Информация из книги "Танки в обороне Брестской крепости". М.: Яуза, 2022). Авторы благодарят за помощь в подготовке материала: Андрея Ефименко (г. Бердск), Юрия Фомина (г. Брянск), Александра Ивлева (г. Рига), Виктора Могилянчика (г. Брест), Ивана Чайчица (г. Брест), Илью Рыжова (г. Москва), Юрия Пашалока (г. Москва), Александра Скробача (г. Санкт-Петербург); интернет сообщества: fortification.ru и vk.com/brestskaja_krepostj; администрацию «Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой»» brest-fortress.by (г. Брест). Реконструкция выполнена на основе модели «Soviet T-38 Amphibious Light Tank» (производитель HobbyBoss), масштаб 1/35. Сборка «из коробки». Одно из направлений моделизма – воспроизведение техники, привязанной, к какому-либо событию. Тем интереснее, когда исторический эпизод широко известен, а участвовавшая в нём техника почти «осталась за кадром». Примером может служить участие более 50 единиц советской бронетехники в героической обороне Брестской крепости в 1941 году! К началу войны в крепости дислоцировались 2 части Красной Армии, имевшие на вооружении бронетехнику – 75 отдельный разведывательный батальон (75 орб) и 98 отдельный дивизион противотанковых орудий (98 одпто). В состав 75 орб (Центральный остров) входили: автобронерота – 8 бронеавтомобилей (Д-12 – 1; БА-10М – 2; БА-10 – 2; БА-3 – 2; один БА установить невозможно – скорее всего БА-3) и танковая рота – 16 лёгких, плавающих танков (Т-38 – 12; Т-37РТ – 2; Т-37 – 1; один танк установить невозможно – Т-37 или Т-38). Основное вооружение 98 одпто (Северный остров, Восточные валы): около 27 (21-31) бронированных тягачей Т-20 «Комсомолец» (минимум по 7 в каждой батарее – 6 для орудий и 1 командирский). А так же 18 шт. 45 мм орудий (3 батареи по 2 взвода, по 3 пушки в каждом). Для моделиста большой интерес имеет внешний вид техники. Как же она выглядела? На бронетехнике не выявлено, какой-либо маркировки или эмблем (звёзд, номеров, надписей). Окраска обычная, без камуфляжных пятен – скорее всего, защитным зеленым 4БО (возможны различные оттенки). Клёпанные корпуса и башни танков позволяют предположить, что машины изготовлены на Подольском заводе им. Орджоникидзе. Исключение представляют 2 танка Т-38 – на них видны остатки опознавательных знаков бронетехники Красной Армии образца 1931. Наибольший интерес из них представляет машина, погибшая в «огненном таране». Это случилось 22 июня в 9:15, когда танки 75 орб контратаковали или пытались прорваться из крепости. В ряде источников драматично описана судьба этого танка, прикрывавшего на Северном острове защитников, оборонявшихся у Трехарочного моста и сгоревшего на этом участке со всем своим экипажем: «Прямым попаданием вражеского снаряда был подбит один из танков – пишет Т.К. Никонова – Но объятая пламенем машина не остановилась. Она врезалась в гущу обезумевших фашистов, и взорвалась, похоронив под собой десятки гитлеровцев». Об этом же эпизоде (очевидно, основываясь на этих же свидетельствах) рассказывает и М.М. Златогоров: «Один танк загорелся. Но объятая пламенем машина не остановилась. Она врезалась в гущу гитлеровцев и взорвалась. Безвестный танкист повторил подвиг Гастелло». Единственным свидетелем, оставившим воспоминания о бое у Трехарочного моста, стал Иван Черняев (техник-интендант 2-го ранга, заведующий делопроизводством обозно-вещевого снабжения 333 сп). По его воспоминаниям «маленький, вертлявый» танк появился «откуда-то» «из-за Восточного форта». Он тут же сходу вступил в бой за мост, поддержав сражавшуюся там группу советских бойцов. Участие танка помогло бойцам взять мост под контроль и удерживать его достаточное время. По имеющимся у Черняева данным, танком управлял «старшина сверхсрочной службы Соболев». Благодаря танку группа бойцов удерживала мост более 2х часов, и только вмешательство «тяжелых танков» помогло противнику переломить ситуацию – уничтожить и танк, и отряд, в составе которого сражался Черняев, который утверждает, что видел все собственными глазами: «В пламени было видно, что не может выбраться из него танкист, не хватало ему, раненому, силы даже перевалиться через люк. Смотреть без слёз на это было невозможно...». Личность «Соболева» не установлена. По имеющимся данным старшина Соболев И. – заведующий складом боепитания 75 орб. Член ВКП(б). Водитель – неизвестен. В ряде исследований этот Т-38 называют: «танк Соболева» или «танк-бабочка» (из-за схожей формы дыры в левом борту). Сгорел он за Трёхарочным мостом, на дороге Север-Юг, идущей через Северный остров. На башне и корпусе с правой стороны видно выгорание краски. Правая надгусеничная полка и черенок лопаты на половину сгорели (штатно черенок лопаты оканчивался на уровне люка водителя). В левом борту танка (в районе ходовой) огромный пролом в форме «бабочки». Пулемета в башне не видно. Люки открыты. Предположительно, в левый борт попали 1-2 осколочно-фугасных снаряда 37мм (пушки обр. 1936 Pak 35/36) или 75мм (StuG III Ausf.B из 3й батареи 201 дивизиона штурмовых орудий – 3/StgAbt201). В танке могли детонировать ручные гранаты и топливо (столб пламени и грохот). Танк при этом мог ещё двигаться по инерции – «таранить». На документальных фото этот танк обозначен цифрой 15 или стрелкой.
На первом фото (коллаж) изображена реконструкция танковой атаки 75 орб у Трёхарочных ворот Брестской крепости. «Gelingt nicht, da dort Panzer» – «Не удается, ведь там танки» (из промежуточного донесения 135 пехотного полка 45 дивизии от 22.06.1941, сообщающего о неудачной попытке фашистской пехоты из II/I.R. 135 ворваться в Цитадель через Трехарочный мост).
На предпоследнем фото (картина) изображена реконструкция боя у моста к Трехарочным воротам 22 июня в 9:15 утра. Северный Остров. Дорога «Север-Юг» мощёная булыжниками. Налево – к мосту и Центральному острову; направо – к перекрёстку у Восточного форта на Северные (и Восточные) ворота и далее в Брест на ул. Каштановая. Слева вдали поросший травой склон земляного вала – «отметка (Punkte) 143». Из-за вала поднимаются дымы от пожаров на Цитадели. В центре, за дорогой белеют развалины кирпичного забора и стен складского строения. Правее к Восточному форту по обе стороны дороги сквозь дым виднеются кроны деревьев с белеными стволами. Изображён момент атаки (контратаки) с целью установить контроль над подступами к Трехарочному мосту для очередной попытки прорыва из Крепости. Танк, прикрывавший оборонявшихся у Трёхарочного моста защитников подбитый прямым попаданием снаряда вражеской пушки (скорее всего 3,7-см противотанковой обр. 1936 Pak 35/36), изображённой слева от развалин под прикрытием вала, объятый пламенем танк полетел на фашистов и взорвался. В пламени из башенного люка пытается выбраться раненный, старшина сверхсрочной службы Соболев, сгоревший вместе с неизвестным водителем и машиной. Сильный обстрел (трассеры пуль и вспышки немецких выстрелов из зарослей у вала) не позволил помочь танкистам покинуть танк. На дороге слева – павшие красноармеец и танкист; справа – раненный и убитые фашисты. Консультант: Алиев Р.В. Художник: Краснюк И.И.
На последнем фото (аэрофото Брестской крепости) отмечено место расположения данного Т-38.   Источники.

1.     Алиев Р., Рыжов И. Брест и Крепость: трагический июнь. М.: УП ПРИНТ, 2016. – 192 с.: ил. 269.

2.     Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования (в том числе https://vk.com/brestskaja_krepostj и fortification.ru).

3.     Алиев Р. Брест. Июнь. Крепость. В 2-х книгах.

4.     Алиев Р., Краснюк И. Танки в обороне Брестской крепости. М.: Яуза, 2022. – 128 с.

5.     «Хроника сражающегося разведбата» Юрий Фомин (Россия, Брянск). https://vk.com/doc5363159_616403500?hash=d65b866b581921900a&dl=0683f918edee3130ab, https://vk.com/brestskaja_krepostj

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
96.0896.5896.6
Средняя оценка: 96.4222 (все оценки)
Популярность модели: 86.63

Комментарии

Страницы: 1 2
Владимир Р. (66.)
Ярославль
52 года
На сайте с 19.02.2013
Владимир  Р. (66.)
Интересная история. Но, с фоторедактором перебор, по-моему...
GurG (GurgyG)
-178 лет
На сайте с 18.12.2020
GurG  (GurgyG)
Модель смотрится.
С такой историей не грех и к А.Исаеву на ютуб.
Дмитрий (Соколёнок)
Саратов
Возраст неизвестен
На сайте с 30.01.2020
Дмитрий  (Соколёнок)
История супер! Очень интересно. Модель не зашла.
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Спасибо за мнение и замечания. Благодарю администрацию за предоставленную возможность публиковать работы. Модель - простая... Фото вечерние, потому и фоторедактор. (надо заново учиться делать модели неразбитой техники). Позже попробую выложить историю и модель Брестских БА-10.
Павел Будников (PahanVVS)
41 год
На сайте с 27.03.2019
Павел Будников (PahanVVS)
История интересная. Люблю модели конкретных машин из конкретных войсковых частей, участвовавших в конкретных событиях, а не абстрактные собирательные образы... Тут вопрос в другом. Вы сами пишите, что машина горелая (на фото это хорошо видно), а после пожара как раз и сохранились белый и черный пигменты красок, которые в реале были закрашены 4БО. Систему полос давно отменили и штатную технику в частях привели в соответствие. В армии мирного времени приказы хоть медленно, но выполняют. Незакрашенные полосы оставались на технике выведенной за штат и ожидающей ремонта/утилизации на обочине жизни. Эти машины тоже пошли в бой не перекрашенными, но не сразу. Посмотрите фото 41-го, полосы либо на горелых танках, либо на неряшливо-облезлых с д/х, которые привести в божеский вид не успели...Таким же образом на горелой технике проявляются также заводские номера, нанесенные белой краской на деталях, а потом закрашенные, на это тоже многие покупаются.
Исходя из сказанного, по моему скромному мнению у Вас получился образ машины, который она имела за много лет до указанных событий, когда пришла в часть с завода и получила свежую маркировку. На лето 41-го видится либо однотонная лягушка цвета 4БО, либо горелая с остатками полос и номера. Художка художкой, а случайных деталей в модели быть не должно. Как-то так.
Дмитрий Иванов (Hart)
54 года
На сайте с 21.04.2013
Дмитрий Иванов (Hart)
Откровенно говоря, история как заметили очень познавательная. А вот модель как то подкачала. Рыжье сверху корпуса абсолютно не уместно, как и сильный провис гусянки. На приводимых фото она как струна.
Игорь Петров (V-cellist)
41 год
На сайте с 02.11.2013
Игорь Петров (V-cellist)
История познавательная, но позволю себе чуть скорректировать: подвиг Гастелло повторить ещё было не возможно, его 22 июня ещё не было.
Машина получилась интересная
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Коллеги, спаибо за замечания. Всё верно. Относительно Гастелло - сами воспоминания относятся к послевоенному периоду - менно тогда Смирнов собирал показания очевидцев обороны Крепости. Поэтому подвиг Гастелло уже был, и танковый таран 41-го года сравнили сним "пост фактум". Оносительно маркировки -тоже верно. Это всё домыслы. И ваша версия тоже оригинальна и возможна. Спасибо. Из 50-52 бронеединиц ОСТАТКИ опознавателдьных полос видны только на двух СГОРЕВШИХ танках. Предлагаю выдержку из книги и собственные картинки-реконструкции:Возможный внешний вид Т-38№15 (левый борт). Бронетехника 75 орб имела обычную окраску без камуфляжных пятен – скорее всего, защитным зеленым 4БО (оттенки могли разниться). Приказ Наркома Обороны СССР № 76 от 12.02.931 устанавливал опознавательные и номерные знаки автобронетехники и запрещал наносить любые иные знаки и надписи. По всем сторонам башни в ее верхней части вокруг наносили сплошную цветную полосу шириной 15 см. Ниже на 15 см наносили вторую, прерывистую полосу. Для обозначения взвода ниже, на свободном месте левой и правой сторон башни и сзади башни наносили цветной квадрат размером 40×40 см и толщиной линии 8 см. Расцветки батальонов, рот и взводов в бригаде применялись следующие: первые батальон, рота или взвод – красная; 2-е – белая; 3-е – черная; 4-е – голубая; 5-е – желтая. Внутри квадрата белой краской (иногда встречается и чёрная) наносили порядковый номер машины во взводе. Система оказалась трудной. Изменения штатов бронетанковых частей, передачи машин из одного батальона в другой, неопределенность этой системы для отдельных рот, отдельных батальонов не способствовали её использованию. На большинстве фото танков и бронемашин того времени эти знаки или отсутствуют вовсе, или же нанесены не полностью. В Великую Отечественную войну, Красная Армия вступила, не имея никакой системы опознавательных знаков. Всё это позволяет предположить, что:
1. Оба из всей техники 75 орб – Т-38№15 и Т-38№8А, имеющие опознавательные знаки, вообще не связаны с какой-либо маркировкой внутри 75 орб!
2. Скорее всего, этои Т-38№ были переданы в 75 орб из другой части, о положении дел с маркировкой в которых, нам ничего не известно.
3. Если отвлечься от общей ситуации и представить, что же могло быть нанесено на танках, то всё равно возникает ряд трудностей с идентификацией. Прежде всего «цветовая». При выгорании (возможно оба танка горели) краска может менять свой цвет. Светлые краски, иногда, темнеют, а тёмные– светлеют. Кроме того, отличить на чёрно-белом фото красный, синий и чёрный (а также белый от жёлтого – затруднительно. На некоторых фото белые надписи после сгорания остаются светлыми. Консультант: Алиев Р.В. Обработка: Краснюк И.И.
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Вот - второй танк с маркировкой на башне. Стоит на берегу Мухавца в разрыве кольцевой казармы.
Прикрепленные файлы:
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Прикрепленные файлы:
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Прикрепленные файлы:
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Прикрепленные файлы:
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Цитата:
Откровенно говоря, история как заметили очень познавательная. А вот модель как то подкачала. Рыжье сверху корпуса абсолютно не уместно, как и сильный провис гусянки. На приводимых фото она как струна.

Спасибо! Согласен. Всё верно. Единственно, что могу отметить, что к 41-у году эти танки были сильно изношены. И на ряде фото из Брестской крепости типично сбрасываение гусениц у Т-38. Или забрасывание внутрь. Потому и провис оставил "разболтанный".
Прикрепленные файлы:
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Прикрепленные файлы:
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Александр Селеменев
Оренбург
Возраст неизвестен
На сайте с 28.04.2011
Александр Селеменев
Модель не плохая ,вот только ствол пулемёта кривой.
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Цитата:
Модель не плохая ,вот только ствол пулемёта кривой.

Да. Есть такое... С некоторых ракурсов.
Kansa2
Возраст неизвестен
На сайте с 15.06.2017
Очень красивая работа , "художка" очень понравилась ! Почерк мастера (уже известный)! По поводу ушатанности можно поспорить( И 6сд и 42 сд дивизии не последние в РККА - за техникой
весьма следили, думаю)
Но авторская концепция достойна уважения и понимания.
Весьма интересна описание/ историческая справка. Р.Алиев - матерый человечище ! Его издание про БК года 2010 перечитывал раз 10 ( стоит на полке !)
Автору респект и новых работ !
С уважением.
ИванКраснюк
Возраст неизвестен
На сайте с 22.12.2017
Цитата:
Очень красивая работа , "художка" очень понравилась ! Почерк мастера (уже известный)! По поводу ушатанности можно поспорить( И 6сд и 42 сд дивизии не последние в РККА - за техникой
весьма следили, думаю)
Но авторская концепция достойна уважения и понимания.
Весьма интересна описание/ историческая справка. Р.Алиев - матерый человечище ! Его издание про БК года 2010 перечитывал раз 10 ( стоит на полке !)
Автору респект и новых работ !
С уважением.

Спасибо!
Александр (Comrade)
Самара/Химки
41 год
На сайте с 07.01.2011
Александр  (Comrade)
Очень интересная с исторической стороны работа. Но по исполнению получилась слабовата: здоровые щели на корме и, как уже отметили, странная и нелогичная грязь на верхней части.
Страницы: 1 2
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий





Реклама на Каропке
Не показывать чат