Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Последний на данный момент из серии смоляных поясных бюстов масштаба 1/10 от киевской студии Легендарион, посвященных известным представителям Запорожского казачества. Гетман Богдан Хмельницкий в особых представлениях не нуждается. Наиболее известный из всех украинских гетманов, возглавивший восстание против Речи Посполитой, позднее названное Освободительной войной украинского народа и завершившееся объединением территорий Войска Запорожского и Московского царства.
Место и дата рождения его известны условно. Местом рождения считается Суботов, в качестве года рождения указывают либо 1595 (вычислен по сведениям венецианского посла Николо Сагредо, который в 1649 году писал в своём рапорте в венецианскую сеньорию, что Хмельницкому 54 года), либо 1596 год. Наиболее распространённой является версия, что Богдан Хмельницкий происходил из шляхетского рода Сырокомля.
Обучение Хмельницкий начал в киевской братской школе, а после её окончания поступил в Иезуитский коллегиум в Ярославе, а потом, следственно, и во Львове. Характерно, что овладев искусством риторики и сочинения, а также в совершенстве польским языком и латынью, Хмельницкий не перешёл в католичество и остался верен отцовской вере (то есть православию).
Вернувшись на родину, Хмельницкий участвует в польско-турецкой войне 1620-1621 годов, во время которой, в битве под Цецорой, гибнет его отец, а сам он попадает в плен. Два года рабства (по одной версии — на турецкой галере, по другой - у самого адмирала) для Хмельницкого не прошли понапрасну: выучив турецкий и татарский языки, далее он был выкуплен родственниками. Вернувшись в Суботов, он был зачислен в реестровое казачество.
По утверждению Летописи самовидца, когда на польский престол вступил Владислав IV и началась война Речи Посполитой с Россией, Хмельницкий участвовал в осаде поляками Смоленска в 1634 году и, как установил первый исследователь «Метрики Коронной» Пётр Буцинский, в 1635 году получил от короля золотую саблю за храбрость и за спасение короля Владислава от московского плена во время одной из стычек под Москвой.
Богдан Хмельницкий пользовался уважением при дворе польского короля Владислава IV. Когда в 1645 году король задумал без согласия сейма начать войну с Османской империей, он доверил свой план и Богдану Хмельницкому. Не один раз он входил в состав депутаций для представления сейму и королю жалоб на насилия, которым подвергались казаки.
В 1646 году Владислав IV задумал без согласия сейма начать войну с Турцией и начал искать поддержку у казацких старшин - Ильяша Караимовича, Барабаша и Хмельницкого (в то время тот был войсковым писарем). Казацкое войско должно было развязать войну с Османской империей, а за это оно получало королевскую грамоту, восстанавливавшую казацкие права и привилегии. Узнав о переговорах короля с казаками, сейм воспротивился им и король принуждён был отказаться от своих планов. Выданная королём грамота хранилась в тайне у Барабаша. Позже Хмельницкий хитростью выманил у него её. Некоторые историки утверждают, что Хмельницкий для того, чтобы придать законности его восстанию, подделал королевскую грамоту.
Хмельницкий имел небольшой хутор Суботов (по названию реки Суба), близ Чигирина. Воспользовавшись его отсутствием, польский подстароста Чаплинский, ненавидевший Хмельницкого, напал на его хутор, разграбил его, увёз женщину (Гелену), с которой Хмельницкий жил после смерти его первой жены Анны Сомковны, обвенчался с ней по католическому обряду и избил младшего сына Хмельницкого, что как предполагают некоторые историки, стоило ему жизни. Задокументированных подтверждений смерти сына Хмельницкого нет, но его имя больше нигде не упоминается, в отличие от Тимоша и Юрия.
Хмельницкий начал было искать возмездия на суде, но там ему ответили только насмешкой, возместив ему лишь 100 золотых (по оценкам историков, сумма ущерба составляла больше 2 тысяч золотых). Тогда он обратился к королю, который, чувствуя себя бессильным перед Сеймом (Польским парламентом), высказал, как говорили, удивление, что казаки, имея сабли за поясом, не защищают сами своих привилегий. Более того, за попытки «добиться правды» Хмельницкий был обвинён в заговоре и заключён местными польскими властями в тюрьму, откуда смог освободиться только благодаря заступничеству Барабаша.
В начале февраля 1648 года группа казаков с Хмельницким прибыла в Запорожье. Отъезд не вызвал никакого подозрения у местной администрации, так как это было обычное событие. Собрав вокруг себя запорожцев на острове Томаковка, который находился вниз по Днепру в 60 км южнее острова Хортица, Хмельницкий решил идти на Сечь, расположенную на Никитском Рогу (возле современного Никополя). На Сечи с 1638 года находился гарнизон коронного войска. Отряд Хмельницкого разбил польский гарнизон и принудил к бегству черкасского реестрового полковника Станислава Юрского. Реестровые казаки гарнизона присоединились к отряду Хмельницкого, мотивируя свой переход «воювати козаками проти козаків — це все одно, що вовком орати».
Чтобы привлечь на свою сторону крымского хана Ислама III Гирея, Хмельницкий направил к нему своих послов, которые сообщили хану о планах короля напасть с запорожцами на Крым. Хан дал уклончивый ответ — не объявляя формально войны Польше, хан велел перекопскому мурзе Тугай-бею выступать с Хмельницким. 18 апреля 1648 года Хмельницкий вернулся на Сечь и изложил результаты своей поездки в Крым. Полковники и старшина на Сечи приняли его с энтузиазмом и казачество избрало его гетманом Войска Запорожского. К этому периоду относится появление личной хоругви Богдана Хмельницкого, оригинал которой был не так давно найден в шведской государственной коллекции трофеев Armémuseum.
Вскоре начинается знаменитое восстание, которое вполне достаточно освещено даже в школьных курсах истории со всеми вытекающими последствиями.
А вслед за присоединением Гетманщины началась война России с Польшей. Весной 1654 года царь Алексей Михайлович двинулся в Литву; с севера открыл против Польши военные действия шведский король Карл X. Казалось, Польша находится на краю гибели. Король Ян Казимир возобновил отношения с Хмельницким, но последний не спешил соглашаться на предложенные королём условия, стремясь извлечь из положения максимальную выгоду.
В начале 1657 года Хмельницкий заключил договор со шведским королём Карлом X и седмиградским князем Юрием Ракоци. Согласно этому договору, Хмельницкий послал на помощь союзникам против Польши 12 тысяч казаков. Объясняя своё решение, Хмельницкий сообщил в Москву, что в феврале 1657 года к нему приезжал польский посланник Станислав Беневский с предложением перейти на сторону короля и сказал, что статьи виленской комиссии никогда не состоятся. Поляки известили об этом Москву, откуда были посланы к гетману послы. Они застали Хмельницкого уже больным, но добились свидания и набросились на него с упреками. Хмельницкий не послушал послов, но тем не менее отряд, посланный на помощь союзникам, узнав, что поход не санкционирован царём Алексеем Михайловичем, вернулся обратно. Казаки взбунтовались. В начале 1657 г. Хмельницкий, чувствуя приближение смерти, велел созвать в Чигирине раду для выбора ему преемника. В угоду старому гетману рада избрала его 16-летнего сына Юрия.
Определение дня смерти Хмельницкого долго вызывало разногласие. Теперь установлено, что он умер 27 июля (6 августа) 1657 года от кровоизлияния в головной мозг (инсульта) в Чигирине, похоронен рядом с телом его сына Тимофея в селе Суботове, в построенной им самим каменной Ильинской церкви, существующей до настоящего времени. В 1664 году польский воевода Стефан Чарнецкий сжёг Суботов и велел выкопать прах Хмельницкого и его сына Тимоша и выбросить тела на «поругание» из могилы.
Во многом по этой причине достоверно внешность Хмельницкого неизвестна. Портреты того времени, даже писавшиеся с натуры, трудно считать обладающими фотографической точностью. Поэтому скульптор Антон Дербилов создал портрет по различным источникам, который, по идее, является чем-то близким к исторической внешности великого гетмана. При росписи был взят за основу известный более поздний портрет Хмельницкого, цветовое решение и мотивы для росписи одежды при этом отчасти было взято с более позднего портрета гетмана Ивана Мазепы. Полностью историчной здесь является сабля, оригинал которой хранится в историческом музее города Переяслава-Хмельницкого. Что касается булавы, то оригинал ее совершенно иной, но на портретах изображают нечто подобное. Учитывая, что у Хмельницкого булава могла быть не одна, скульптор изобразит такую, как на парадных портретах. Роспись выполнена акриловыми и масляными красками разных фирм.
Отличный бюст!
Сам батька Богдан - конечно, фигура противоречивая и разносторонняя. Но следует сказать, что за всю свою жизнь он не взял на душу Иудиного греха.Цитата: ...избил младшего сына Хмельницкого, что как предполагают некоторые историки, стоило ему жизни. Задокументированных подтверждений смерти сына Хмельницкого нет, но его имя больше нигде не упоминается, в отличие от Тимоша и Юрия.По-видимому, был избит Тимош. Хмельницкий в одном из своих писем упоминает об избиении поляками сына, который "остался чуть жив". Имени он не называет, но и о смерти не говорит.
Отлично!Интересно ,была ли у него серьга?Модно тогда было.А у поляков и других наших врагов прямо генетика с павшими воевать,с живыми то не получается,слабо.Бюст хорош.Хмельницкий именно таким и представляется .
Потрясающе! В голове не укладывается как можно было так правдоподобно расписать бюст. Особенно поразил кафтан. Каждый узорчик сделан так, как будто вышит.
Цитата: Потрясающе! В голове не укладывается как можно было так правдоподобно расписать бюст. Особенно поразил кафтан. Каждый узорчик сделан так, как будто вышит.
Не надо про кафтан! До сих пор, как вспомню это болото (в плане увязания в нем) плохо становится :)
Цитата: Образцовая роспись, Виктор! Крупных планов бы ...
Поддерживаю. Особенно хотелось бы посмотреть вблизи (я прошу прощения у автора "больное" напоминание)... кафтан.:) Я как не думал, так и не смог себе вообразить КАК его можно было так великолепно расписать?! Это выше моего понимания.
Цитата: Образцовая роспись, Виктор! Крупных планов бы ...
Цитата: Поддерживаю. Особенно хотелось бы посмотреть вблизи (я прошу прощения у автора "больное" напоминание)... кафтан.:) Я как не думал, так и не смог себе вообразить КАК его можно было так великолепно расписать?! Это выше моего понимания.
Спасибо за отзывы. Что касается отсутствия крупных планов, то ДА, - я их вообще редко делаю. Обычно достаточно того, что фотографирую я в РАВ формат, и при необходимости могу себе позволить фрагментировать снимки. Кроме того, бюсты красились с целью впоследствии выставления их на витрине студии Легендарион на различных выставках и на сайте. Это как пример покраски бюста, которому покупатели вовсе не обязаны следовать. Так что я, в общем-то, как-то даже не думал делать фрагменты. Если кому-то действительно интересно максимально крупно рассмотреть рисунок, то со мной можно связаться приватно, и я могу выслать отдельные оригиналы фото, скажем, на почту.
Но, вот если честно, то эти узорчатые болота - дело наживное и зависит исключительно от практики. Да, возни много, особенно сложность составил тот момент, что рука с булавой идет отдельно от тушки и соединяется примерно на месте появления больших складок у плеча. В силу ряда особенностей, покрывать узором обе части пришлось отдельно, а потом надо уже было соединить и свести рисунок. Но поскольку т.н. шаг рисунка большой, а складок много, следить за повторяющимися элементами особой нужды не было, и это упрощало задачу. Собственно, чтобы показать, что кафтан сшит из нескольких кусков одной и той же ткани, я выбрал крупный элемент - цветок, похожий на подсолнух чем-то с несколькими маленькими цветочками внутри. Этот элемент повторяется дважды на тушке - по обе стороны застежек на разной высоте и дважды по рукаву. В остальном отступлений очень много, но именно этот осевой элемент не дает общей схеме рисунка "рассыпаться". Остальное - дело техники: высветления, затемнения, оконтуривания.
Комментарии
Возраст неизвестен
На сайте с 28.09.2015
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Сам батька Богдан - конечно, фигура противоречивая и разносторонняя. Но следует сказать, что за всю свою жизнь он не взял на душу Иудиного греха.Цитата:
...избил младшего сына Хмельницкого, что как предполагают некоторые историки, стоило ему жизни. Задокументированных подтверждений смерти сына Хмельницкого нет, но его имя больше нигде не упоминается, в отличие от Тимоша и Юрия.По-видимому, был избит Тимош. Хмельницкий в одном из своих писем упоминает об избиении поляками сына, который "остался чуть жив". Имени он не называет, но и о смерти не говорит.
53 года
На сайте с 09.06.2017
45 лет
На сайте с 11.06.2016
Возраст неизвестен
На сайте с 16.10.2016
На сайте с 20.07.2010
На сайте с 02.06.2012
44 года
На сайте с 19.11.2017
Цитата:
Потрясающе! В голове не укладывается как можно было так правдоподобно расписать бюст. Особенно поразил кафтан. Каждый узорчик сделан так, как будто вышит.
Не надо про кафтан! До сих пор, как вспомню это болото (в плане увязания в нем) плохо становится :)
48 лет
На сайте с 02.05.2012
53 года
На сайте с 23.09.2015
На сайте с 02.06.2012
Образцовая роспись, Виктор! Крупных планов бы ...
Поддерживаю. Особенно хотелось бы посмотреть вблизи (я прошу прощения у автора "больное" напоминание)... кафтан.:) Я как не думал, так и не смог себе вообразить КАК его можно было так великолепно расписать?! Это выше моего понимания.
44 года
На сайте с 19.11.2017
Образцовая роспись, Виктор! Крупных планов бы ...
Цитата:
Поддерживаю. Особенно хотелось бы посмотреть вблизи (я прошу прощения у автора "больное" напоминание)... кафтан.:) Я как не думал, так и не смог себе вообразить КАК его можно было так великолепно расписать?! Это выше моего понимания.
Спасибо за отзывы. Что касается отсутствия крупных планов, то ДА, - я их вообще редко делаю. Обычно достаточно того, что фотографирую я в РАВ формат, и при необходимости могу себе позволить фрагментировать снимки. Кроме того, бюсты красились с целью впоследствии выставления их на витрине студии Легендарион на различных выставках и на сайте. Это как пример покраски бюста, которому покупатели вовсе не обязаны следовать. Так что я, в общем-то, как-то даже не думал делать фрагменты. Если кому-то действительно интересно максимально крупно рассмотреть рисунок, то со мной можно связаться приватно, и я могу выслать отдельные оригиналы фото, скажем, на почту.
Но, вот если честно, то эти узорчатые болота - дело наживное и зависит исключительно от практики. Да, возни много, особенно сложность составил тот момент, что рука с булавой идет отдельно от тушки и соединяется примерно на месте появления больших складок у плеча. В силу ряда особенностей, покрывать узором обе части пришлось отдельно, а потом надо уже было соединить и свести рисунок. Но поскольку т.н. шаг рисунка большой, а складок много, следить за повторяющимися элементами особой нужды не было, и это упрощало задачу. Собственно, чтобы показать, что кафтан сшит из нескольких кусков одной и той же ткани, я выбрал крупный элемент - цветок, похожий на подсолнух чем-то с несколькими маленькими цветочками внутри. Этот элемент повторяется дважды на тушке - по обе стороны застежек на разной высоте и дважды по рукаву. В остальном отступлений очень много, но именно этот осевой элемент не дает общей схеме рисунка "рассыпаться". Остальное - дело техники: высветления, затемнения, оконтуривания.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий