Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Эскадренная подводная лодка «П-1» «Правда» Лодка была заложена 21 мая 1931 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде. 30 января 1934 года подводная лодка спущена на воду, 9 июня 1936 года вступила в строй, и 23 июля 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Уже в ходе строительства выявлена масса недостатков лодок этого проекта, которые исключали их боевое использование, поэтому субмарина служила в качестве учебного корабля, готовя кадры для подводного флота. С декабря 1937 по 6 ноября 1939 года субмарина прошла капремонт. В ноябре 1940 года «Правда» вместе со своими систершипами «П-2» и «П-3» совершила групповое плавание по Балтийскому морю, с заходом в Таллин, Ригу, Либаву. 22 июня 1941 года встретила под командованием капитан-лейтенанта Логинова Ивана Андреевича в составе Отдельного учебного дивизиона ПЛ в Ораниенбауме. В сентябре 1941 года субмарину решили привлечь для снабжения гарнизона Ханко. 9 сентября 1941 года «П-1» вышла из Кронштадта, имея на борту груз 19,6 тонн продовольствия (154 ящика консервов), боеприпасов (по сотне 130-мм, 100-мм, 76-мм и 45-мм снарядов), медикаментов (1,9 тонн). Переход предполагалось совершить в надводном положении со скоростью 18 узлов. До Гогланда «П-1» шла в сопровождении «БТЩ-211» и сторожевого катера, далее – самостоятельно. Однако на связь лодка больше не выходила и в точку рандеву не прибыла. «Правда» погибла около полуночи 10 сентября, спустя всего несколько часов после того как была отпущена эскортом в 6,2 милях к югу от маяка Калбодагрунд в центре юминдианского минного поля. Причиной гибели подлодки стала одна из плавающих мин сорванных с заграждения «Юминда». Летом 2008 года корпус субмарины был найден на глубине 75 м в точке 59°52,5 с.ш./ 25°36 в.д. при проведении работ по прокладке газопровода «Северный поток», а в 2011 году обследован финской дайверской группой. Субмарина лежит на дне с креном на левый борт около 25° и легким дифферентом на корму таким образом, что нос подлодки полностью над грунтом, а кормовая оконечность на протяжении 10-15 м под ним. За рубкой, приблизительно на стыке дизельного и электромоторного отсеков, поперек корпуса идет рваная трещина. На борту «Правды» в ее последнем походе было 55 человек.
Описание проекта «П-1» «Правда» относится к подводным лодкам IV серии (3 корабля в серии) - эскадренным подводным лодкам. Идея эскадренной подводной лодки витала в умах в начале ХХ века. Британцы во время Первой Мировой построили свою серию лодок типа К, которые оказались не очень удачными. Ключевые требования к таким лодкам - высокая надводная скорость (20-24 узла), позволяющая лодке действовать совместно с эскадрой надводных кораблей, идущей полным ходом и мощное вооружение. Типовые задачи, которые предполагалось ставить перед такими лодками: - участие в эскадренном бою путем атаки противника в период развертывания совместно с авангардными силами и при уходе противника после боя- атака движущегося в море десанта противника, действуя группой лодок или совместно с легкими силами
В СССР проект подобной лодки предложил А.Н.Асафов в 1930 г. Проект был одобрен Реввоенсоветом СССР, в 1931 году заложили первый корабль. Эскизный проект эскадренной двухкорпусной подводной лодки IV серии предусматривал установку на ней двух 130-мм орудий в башнях, 37-мм зенитного автомата и увеличение надводной скорости до 23-24 уз, что соответствовало полной скорости находившихся в строю линейных кораблей. Дальность плавания надводной скоростью 11 уз должна была составлять 9650 миль, дальность плавания той же скоростью под водой – 23 мили. Торпедное вооружение оставалось таким же, как у средних подводных лодок типа «Щука»: 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, всего на борту 10 торпед. Для достижения большой надводной скорости Асафов постарался придать подводной лодке обводы эскадренного миноносца – наиболее быстроходного в то время из надводных кораблей. Но для миноносцев характерны абсолютно не свойственные субмаринам отношения длины к ширине и ширины к осадке. Автор проекта считал, что для улучшения мореходных качеств подводной лодки, которой предстоит действовать совместно с надводными кораблями, следует значительно уменьшить её осадку. Поэтому запас плавучести подводной лодки оказался необычным – 92 процента. Но это резко увеличило её массу и затруднило процесс погружения и всплытия. Субмарина получила чрезвычайно высокий надводный борт. Между тем артиллерия продолжала оставаться одним из главных средств борьбы с подводными лодками, а способность их к быстрому погружению являлась важнейшим тактическим элементом. Интересен факт, имевший место во время постройки лодки. На лодке впервые использовались внешние шпангоуты прочного корпуса. Поскольку закладка лодки происходила еще до окончательного утверждения чертежей, в конструкцию лодки изменения вносились прямо во время строительства. Во время постройки менялись и требования к подлодке - максимальная глубина погружения в 45 метров признана недостаточной и в конструкцию лодки прямо на стапеле были внесены соответствующие изменения, в частности, примерно вдвое было увеличено количество шпангоутов с целью увеличить предельную глубину погружения. Для определения реальной глубины, которую способна выдержать лодка, был проведен натурный эксперимент - построенная лодка без экипажа была спущена на линях спасательного судна-катамарана "Комунна" на глубину 72,5 метра, где провела около 2-х часов. С этой глубины она была поднята без каких-либо остаточных деформаций и повреждений корпуса, что позволило определить предельную глубину погружения в 70 метров. *небольшое отступление - судно-катамаран "Комунна" само по себе весьма примечательно - это старейший корабль, до сих пор находящийся на вооружении ВМФ уже более 100 (ста) лет.Прекрасный пример сочетания качественной постройки, востребованности данного типа судов и рационального отношения к использованию корабля: https://goo.gl/ahmVYy Вернемся к «правдам». Требования, предъявленные к ним, поражают сочетанием взаимоисключающих характеристик: большая подводная лодка с минимальной осадкой (это ещё можно объяснить предполагаемым театром военных действий – Финским заливом), но при всём этом быстроходная. С вооружением получился ещё больший казус: опыт прошедшей войны однозначно выводил на передний план торпеды и мины, здесь же требовалось в первую очередь установить артиллерию пригодную для боя с надводными кораблями, а торпедные аппараты размещались по остаточному принципу. Создание устойчивой артиллерийской платформы требовало большой ширины корпуса, но требование высокой скорости, наоборот, диктовало его сужение. Надо отдать должное советским инженерам – они смогли почти все эти требования воплотить в металле. Военморы получили то, что заказывали, но сами поразились созданному. Крупнейшие на момент сдачи отечественные субмарины типа «П» имели осадку меньше, чем «малютки». По надводной скорости им также не было равных, как и по бортовой артиллерии.
Оборотной стороной успеха стали отвратительные мореходные качества, особенно в подводном положении. При волнении больше 5 баллов винты лодки оголялись и лодка теряла ход. Горбы на палубе создавали топящие моменты при движении под водой, что затрудняло дифферентование подводной лодки. На скоростях меньше 4 узлов лодка плохо управлялась рулями глубины. Большая длина лодки и малая рабочая глубина приводила к тому, что при продольном крене в 15 градусов при нахождении на рабочей глубине оконечности лодки проваливались на закритическую глубину. Всё это усугублялось целым букетом «детских болезней» механизмов и устройств, многие из которых не использовались в отечественном подводном кораблестроении ни до, ни после. Создание компактных и мощных дизелей в течение всего межвоенного периода было сложной задачей даже для немецких инженеров. За их высокие качества приходилось платить низкими эксплуатационными характеристиками, в первую очередь ресурсом и прочностью частей двигателя. Наши инженеры из-за отсутствия необходимого опыта недооценили проблему крутильных колебаний, упростили конструкцию аккумуляторных ям, и только «нелюбовь» «правд» к плаванию под водой уберегла их от взрывов батарей, аналогичных тем, что происходили на «ленинцах». Продолжительные ремонты, по объёмам сходные с капитальными, позволили довести надежность механизмов субмарин IV серии до приемлемого уровня, но никак не повлияли на отвратительную мореходность и управляемость под водой. В результате после 1,5 лет номинального вхождения в состав боевого соединения «правды» переклассифицировали в учебные корабли. Недостатки ОТЗ и проекта предопределили неиспользование «правд» в Великой Отечественной войне. Было бы самоубийством использовать их в соответствии с предназначением, предусмотренным ОТЗ, а выполнению наиболее характерных задач для подлодок – нарушение коммуникаций противника – мешали плохие подводные характеристики, избыточные размеры, малый радиус плавания и слабость торпедного вооружения. Привлечение к решению спецзадач – транспортных перевозок и обстрела побережья – также не сопровождалось успехом. Как выяснилось из опыта подготовки к единственному походу «П-1», по своим транспортным возможностям она сильно уступала остальным типам больших подлодок («ленинцы» и «декабристы» за раз перевозили в блокированный Севастополь от 50 до 65 тонн сыпучих грузов, на «П-1» же удалось разместить только 21 тонну). «П-2» вполне могла обстрелять побережье противника, если бы в ходе этого похода ей не пришлось погружаться. Попытка же удифферентоваться при наличии начального дифферентующего момента привела к аварии, заставившей вернуться в базу. В результате «белые слоны» РККФ превратились в «чемоданы без ручки». С конца 1941 года и до момента окончания войны уцелевшие «П-2» и «П-3» простояли в Ленинграде, имитируя ремонт, который из-за отсутствия свободных доков и запасных частей до конца 1943 года фактически не осуществлялся. При этом корабли не консервировались, а напротив, обладали полными штатами экипажа. Вероятно, командование флота просто не решалось в открытую поставить вопрос об этом, поскольку к началу войны субмаринам едва исполнилось пять лет с момента вступления в строй, а в боевых действиях вплоть до 1945 года использовались «декабристы», «ленинцы» и «щуки» первых серий. В конечном итоге «правды» вернули в разряд учебных кораблей, в котором они провели почти весь срок своей службы. Тем не менее лодки типа П сыграли свою роль в истории кораблестроения и стали предшественниками намного более удачных больших советских лодок типа К.
Основные ТТХ лодки Водоизмещение: -надводное (с полным запасом топлива) 955 тонн -подводное 1690 тонн Запас плавучести 77%Длина 87,7 мШирина 8 мОсадка 2,9 мМаксимальная надводная скорость 20,2 уз.Максимальная подводная скорость 8,3 уз.Дальность плавания, миль (со скоростью, уз): -надводная 5535 миль (10,9 уз) -подводная 96 миль (4,1 уз)Глубина погружения, м: - рабочая 50 м - предельная 70 мВремя погружения, с: - из позиционного положения на перископную глубину 60 сек - из крейсерского положения на перископную глубину 105 секАвтономность 28 сут. Двигатели - дизели MAN M10V49/48 2х2700 л.с. - электродвигатели 2х550 л.с. Вооружение Торпедные аппараты: носовые, количество × калибр 4 × 533-мм кормовые, количество × калибр 2 × 533-мм Общий боекомплект торпед 10 шт. Артиллерия: 2 × 101,6-мм Б-2, общий боекомплект 2271 × 45-мм 21-К, общий боекомплект 460 Экипаж: 53 чел.
-------------Использованы материалы из сети Интернет:http://www.sovboat.ru/ship/p1.php3http://submarine-at-war.ru/types/iv_1.html-------------- Про модель Модель лодки производства фирмы MikroMir, дополненная леерами, самостоятельно изготовленными элементами палубы и рубки, декалями. Краски акриловые, в основном Tamiya, смывка пастельными мелками, такелаж из спандекса. Декали на рубке составлены из кусочков самостоятельно, флаги взяты с бору по сосенке из остатков других моделей. Перископы заменены на металлические. Рубка дополнена боковыми и кормовыми огнями. Передняя и задняя мачты из пластика. Кнехты, гюйсшток, флагштоки самодельные. Спасательный круг из афтемаркета от Nordstar. 45-мм орудие - смоляное от ЗИП. В плюсах модели - то, что это лодка типа Правда (по сути главный и единственный жирный плюс), более ли менее нормальный по качеству пластик, наличие в наборе некоторых элементов травления (леера на рубке, винты, краны) и не вызывающая отторжение подставка. Все остальное похвалить не могу, набор в целом на троечку. Очень плохо придуман стык пластиковой палубы с пластиковым же корпусом - идет прямо по борту по всей длине корабля. Его в нуль вывести не удалось, огрехи стыковки остались заметны. По уму надо было комплектовать набор травленой палубой. Родных декалей в наборе нет. Половинки деталей друг с другом в наборе не совпадают - что хочешь, то и делай. Где-то исправлял напильником, где-то делал заново. Часть необходимых деталей просто отсутствует - нет кнехтов, мачт радиосвязи. По всей лодке пришлось исправлять расшивку - иначе крышки ТА вообще исчезли бы. Лодка в наборе дана по состоянию эскизного проекта - третья Т-образная мачта, сильный наклон лобовых листов орудий. По имеющимся фотографиям (одна из них добавлена к фотографиям модели) прототип лодки выглядел по-другому - наклон лобовых листов орудий меньше, мачт (перископов) не три, а две. При постройке пришлось делать предположения - а как оно там могло выглядеть?
На фотографиях лодка снята вместе с британской лодкой типа К и советской типа Щ - для представлениях о размерах лодки (масштаб одинаковый).Тема о постройке лодки: http://karopka.ru/forum/messages/forum190/topic25925/message1171268/#message1171268
Насчет несоответствий если мне не изменяет память данный набор представляет лодку на момент вступления в строй, перечисленные недостатки проекта пытались исправить во время ремонта, но не помогло, внешний вид немного изменился видимо остсюда и нестыковки набора с фото.
Комментарии
43 года
На сайте с 03.12.2013
50 лет
На сайте с 29.03.2007
Я за Галерею.
Насчет несоответствий если мне не изменяет память данный набор представляет лодку на момент вступления в строй, перечисленные недостатки проекта пытались исправить во время ремонта, но не помогло, внешний вид немного изменился видимо остсюда и нестыковки набора с фото.
На сайте с 05.07.2015
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий