Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Французская тартана "Marie-Rose" Набор "Corsair" 1:150 от HELLER
1. Краткая историческая справка. Тартана - небольшое средиземноморское судно с латинским парусным вооружением.
Тартана появилась в XVI веке. Мондфельд сообщает, что впервые тартана была упомянута в 1580 году в испанских документах, как мавританский новый тип корабля, меньше, чем шебека, но подобно ей. Эти маленькие ранние тартаны быстро распространились в южной и западной части Средиземного моря.
Это было небольшое судно, довольно широкое, с латинскими парусами и седловатой палубой. Хорошие ходовые характеристики сделали ее очень популярным кораблем как коммерческое транспортное средство, для рыболовства, а затем и в качестве военных кораблей.
Как военный корабль тартана могла выполнять сразу несколько функций — ее использовали как пакетботы, вспомогательные суда, лихтеры и канонерки. Как большие, так и маленькие тартаны широко использовались для снабжения флота продовольствием.
Высокие мореходные качества тартаны сделали ее популярной у османских и берберских пиратов.
Суда с латинским парусом обладают способностью ходить очень круто к ветру, что позволяет получить огромное преимущество в случае, если надо уйти от погони (или, наоборот, догнать добычу).
Вначале эти корабли имели 2 мачты: фок-мачту и грот-мачту.
К середине XVIII века фок-мачта исчезла, а появился большой летучий кливер, а на тартанах покрупнее еще и маленькая бизань-мачта с латинским парусом и кормовая платформа, подобная шебеке.
К определению тартаны следует подходить с осторожностью, так как в различных источниках под этим типом судна может подразумеваться как довольно крупный боевой корабль, так и небольшая одномачтовая беспалубная рыбацкая лодка.
.........................................................................................................................
Мне не нравится собирать безымянные корабли, без конкретных прототипов и их судьбы. Интересно, когда у модели есть прототип с историей, пусть небольшой, как у "Вазы", или длинной, как у "Конституции" и "Виктории".
Нашлась официально запротоколированная история и для тартаны под именем "Мари-Роуз" (Marie-Rose ). Поскольку поиски тартаны под именем "Corsair" не дали результата, пусть будет "Мари-Роуз".
"Мари-Роуз" была коммерческим судном, приписанным к Марселю. Сведений о том, кому она принадлежала и когда была построена не сохранилось. Но в 1798 году Наполеону потребовался большой флот для отправки армии вторжения в Египет. В марте 1798 "Мари-Роуз" была реквизирована, ее перегнали в Тулон, установили 4 четырехдюймовые пушки и 19 мая, в составе огромного конвоя, она отправилась в Египет. После высадки армии у Александрии, "Мари-Роуз" в составе флотилии из 15 легких кораблей с боевыми и продовольственными припасами была отправлена в устье Нила, для обеспечения наступающей армии. Это спасло флотилию от разгрома эскадрой Нельсона французского флота в битве у Абукира 1-3 августа 1798г. Теперь в Средиземном море хозяйничали англичане.
В феврале 1799 года армия Наполеона, двигаясь по побережью Палестины, приблизилась к ключевой крепости побережья - Акко. Для осады нужны были осадные орудия. Кораблям уцелевшей флотилии было поручено доставить осадные орудия из Дамиетты в Хайфу.
19 марта, на подходе к Хайфе, флотилия была перехвачена английской эскадрой коммодора Сиднея Смита, патрулировавшей подходы к Акко с моря. По докладу англичан "Мари-Роуз"при захвате была вооружена четырьмя пушками и имела экипаж из 22 человек.
Теперь осадные орудия со стен Акко стреляли по французам, а "Мари-Роуз", под английским флагом, доставляла припасы и пополнение в осажденную крепость. После 62-х дней неудачной осады французская армия 21 мая начала отход в Египет. Эскадра Сиднея Смита ушла для ремонта в Ларнаку (Кипр), где трофейные кораблики были утилизированы.
Так закончилась история "Мари-Роуз". А французские осадные пушки до сих пор стоят на мощных стенах Акко, напоминая о былых победах и поражениях.
........................................................................................................... 2. Модель. Набор "Corsair" 1:150 от HELLER
Длина модели -22см, высота-21,5(с подставкой), ширина в миделе - 4,6см. Модель представляет тартану "Marie-Rose" на период с мая1798г. по 18 марта 1799г.
При строительстве модели были внесены следующие изменения:
1. изменен практически весь такелаж,
2. стеньга, бизань-мачта и кормовой выстрел заменены на деревяные,
3. паруса-вакушки заменены на бумажные,
4. изменен румпель и кат-балка.
Вся окраска кистями, краски эмаль и акрил от Revell.
При строительстве модели использовалась следующая литература:
Boudriot, Berti. Modeles historiques au Musee de la Marine.
Delacroix, Berti. Tartane du Roi la Diligente 1738-1761.
Mondfeld Die Schebecke und andere Schiffstypen des Mittelmeerraumes.
Tartane armee en guerre (чертежи).
Boudriot, Berti. Chebec de 24 canons Le Requin 1750.
При строительстве модели использовалась информация, чертежи, картины, гравюры и фотографии из открытых источников Интернета.
Фотографии моделей тартан и шебек, построенных в разное время и разными людьми. Большая благодарность участникам нашего Форума, помогавших мне советами и моральной поддержкой при постройке этой (и не только) модели.
За стройкой следил с интересом, модель получилась отличная! Паруса отдельный респект! Мелочевка на уровне, тонировки тоже!
Михалыч, мои поздравления!
Как-то только сейчас заметил,- отверстия в борту - шпигаты? Вроде непохоже...
А косяки обидные. Необтянутые талрепы и другие концы на стоячем такелаже. Пушки.....н-да.И лафеты и стволы и такелаж.....Абидно,да.Могло быть намного лучше.....Может быть еще приложить руки,а?
Цитата: Да, это шпигаты. А что непохоже, что круглые, или что?
Не-не,...Расположение немного смутило, а потом посмотрел - наверное из-за прогиба палубы они собраны в этом месте
Борис Давидович, все Ваши замечания справедливы, но уж очень тесно мне там было. Умения не хватило,да и зрение подводит. Тут мне уже лучше не сделать.
С уважением,
И.Михалыч
Цитата: Борис Давидович, все Ваши замечания справедливы, но уж очень тесно мне там было. Умения не хватило,да и зрение подводит. Тут мне уже лучше не сделать.
С уважением,
И.Михалыч
Ну пушки ладно,но такелаж-то обтянуть...Да и масштаб не такой уж маленький....Очень уж "рыхлые" талрепы глаз режут...
Хоть и пластик, но модель красивая. Соглашусь с Борисом Давыдовичем - пушки, лафеты, мда-а-а. Из обвязки только брюк, нет ни пушечных ни откатных талей. Прогнувшиеся дугой реи - ну это болезнь пластиковых моделей. Если мачты и выстрел заменили на деревянные, то надо было и реи заменить. Насчет тесно - места достаточно, можно было всё сделать.
Владимир писал:
10 мая 2017 года, 15:30
Поздравляю с завершением работы! Прекрасная тартана!
Что то Вы резко поменяли свое мнение.
Какая рея дугой? Антенна? Так 30 метровые антенны с огромным парусом на реальных тартанах и шебеках прогибались гораздо больше. Я и гнул ее специально. А четырехфунтовые пушки вряд ли нуждались в талях (хотя может быть я не прав).
Мнение не поменялось, и сейчас написал, что красивая, как для пластика, работа. Но когда удалось рассмотреть модель на фото большего формата, то замечания отношу только к обоснованию оценки за технику исполнения. Не встречал в литературе, что бы от калибра орудия отменялись тали на лафетах. Возможно, если Вы располагаете такой информацией, то поделитесь.
Далее: Так 30 метровые антенны с огромным парусом на реальных тартанах и шебеках прогибались гораздо больше
"Рю-рей чтобы не прогибался из-за своей длины выполняли из двух принайтованных друг к другу деревьев" , К.Х.Марквардт, "Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века".
Так, что если быть точным, то рю-рей у Вас выполнен неправильно. Он должен быть двойным.
Комментарии
На сайте с 04.12.2015
53 года
На сайте с 04.08.2010
На сайте с 05.08.2015
45 лет
На сайте с 14.04.2014
На сайте с 05.08.2015
54 года
На сайте с 02.04.2015
Михалыч, мои поздравления!
Как-то только сейчас заметил,- отверстия в борту - шпигаты? Вроде непохоже...
На сайте с 05.08.2015
Да, это шпигаты. А что непохоже, что круглые, или что?
78 лет
На сайте с 01.02.2012
54 года
На сайте с 02.04.2015
Да, это шпигаты. А что непохоже, что круглые, или что?
Не-не,...Расположение немного смутило, а потом посмотрел - наверное из-за прогиба палубы они собраны в этом месте
На сайте с 05.08.2015
С уважением,
И.Михалыч
28 лет
На сайте с 22.03.2014
На сайте с 05.08.2015
78 лет
На сайте с 01.02.2012
Борис Давидович, все Ваши замечания справедливы, но уж очень тесно мне там было. Умения не хватило,да и зрение подводит. Тут мне уже лучше не сделать.
С уважением,
И.Михалыч
Ну пушки ладно,но такелаж-то обтянуть...Да и масштаб не такой уж маленький....Очень уж "рыхлые" талрепы глаз режут...
57 лет
На сайте с 22.03.2015
Мне модель понравилась, а когда увидел масштаб, так просто поразился.
Удачи!
На сайте с 12.10.2015
На сайте с 05.08.2015
На сайте с 05.08.2015
На сайте с 17.01.2016
На сайте с 05.08.2015
10 мая 2017 года, 15:30
Поздравляю с завершением работы! Прекрасная тартана!
Что то Вы резко поменяли свое мнение.
Какая рея дугой? Антенна? Так 30 метровые антенны с огромным парусом на реальных тартанах и шебеках прогибались гораздо больше. Я и гнул ее специально. А четырехфунтовые пушки вряд ли нуждались в талях (хотя может быть я не прав).
На сайте с 17.01.2016
Далее: Так 30 метровые антенны с огромным парусом на реальных тартанах и шебеках прогибались гораздо больше
"Рю-рей чтобы не прогибался из-за своей длины выполняли из двух принайтованных друг к другу деревьев" , К.Х.Марквардт, "Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века".
Так, что если быть точным, то рю-рей у Вас выполнен неправильно. Он должен быть двойным.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий