Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Добрый день, коллеги!
Представляю Вашему вниманию модель одного из самых известных самолетов Вьетнамской войны - Douglas A-1J Skyraider.
Сама модель была собрана в течение зимы 2013, работа заняла примерно шесть месяцев с большими перерывами
Несколько слов о прототипе и выбранной схеме окраски.
Борт 52-142029 летал в 602 эскадрилье специальных операций ВВС США с авиабазы Королевских тайских ВВС Накхон Фанон в период 1968-1969 г.
Климат там специфический, со всеми вытекающими отсюда для для нашего брата-моделиста последствиями и искушениями в плане выцветшего камуфляжа, сколов и т.д.
Тем не менее, просмотрев множество фотографий "Спадов" в частности и самолетов ВВС США во Вьетнаме в общем, из различных источников, я пришел к выводу,
что, несмотря на жаркий климат, рабочие "Скайрейдеры" ВВС США в большинстве своем имели достаточно свеже выглядящий камуфляж, без особого выгорания и сколов.
Это было обусловлено тем, что краска наносилась при доработке самолетов в модификационных центрах в США, качество ЛКМ выло высоким, наносилась она точно не на голый метал, а на загрунтованную, или ранее окрашенную поверхность. Этим же и объяснятся визуальная малая заметность заклепок.
Основные следы эксплуатации и боевого применения - это копоть, подтеки масла, подтеки копоти от частых дождей и нагар.
До сильного выгорания краски "Спад", как правило, не доживал - уровень потерь был очень высок, а если и доживал, то уже в качестве источника запчастей.
Исходя из этого, я в работе над моделью я ставил задачу
собрать ее без применения афтермаркета
максимально достоверно отразить самые характерные особенности внешности "Спада"
"усы" копоти выхлопа
подтеки масла из двигателя
огромное количество АСП на пилонах
отразить выгорание камуфляжа в условиях жаркого тропического климата с учетом особенностей эксплуатации и ремонта данного борта
Сборка началась с кабины, при этом, решив посадить в нее пилота для "оживления" модели, я не очень заморачивался с деталировкой интерьера, его все равно не будет видно. Ограничился штатной декалью на приборную доску, окрасил панели и прошелся по ним сухой кистью.
Окрасил пилота, это был мой первый опыт работы с фигурками - мне понравилось, если не результат, то процесс точно.
Крыло при предварительной сборке показалось мне достаточно легко гнущимся, и, на всякий случай, я вставил в него лонжерон из листового пластика. В дальнейшем при приклеивании крыла к фюзеляжу задал правильный угол поперечного V при помощи полосы скотча и зажимов (так как на этой модели крыло большое, тяжелое и полое, то на многих моделях, которые я видел, плоскости немного провисают вниз, особенно если смотреть на линию передней кромки крыла - за пушками она обычно немного изгибается вниз, чего на реальном самолете, конечно же не было)
В ниши шасси добавил провода и тяги из тянутого литника и проволоки. Сточил задние кромки крыла, закрылков, РН и РВ.
Склейка фюзеляжа, крыла и стабилизатора не принесла ничего, кроме удовольствия и восхищения - как всегда, Tamiya на высоте.
Воздушные тормоза зафиксировал в убранном положении - как правило, самолеты в боевой готовности не выпускали их на земле.
Доработал двигатель проволокой, оттонировал акварелью с капелькой "Фейри". После, уже на собранной модели, добавил кольцевую проводку вокруг редуктора, (но ее, к сожалению, не видно ), а также качалку механизма изменения шага винта. Также сточил до приемлемой толщины щитки, экранирующие пламя выхлопа.
После этого настал черед окраски. Я пользуюсь эмалями Tamiya. После нанесения прешейдинга темно-серым задул светло-серым низ, белым - ниши шасси, отбил границу при помощи Блютака, и последовательно нанес камуфляжные цвета, не забывая восстанавливать прешйдинг
Затем несколько слоев Футуры с последующей полировкой
Декали вырезаны по контуру, приварены средством Testors, и вся модель еще раз покрыта лаком. Особое внимание при этом уделил передним и задним кромкам крыла - как показала практика, именно там лучше всего слезает краска, когда хватаешь модель руками. Правда, на обтекателе левой стойки шасси этот номер не прокатил - номер 029 впоследствии был стерт в момент приклейки стойки к модели.
Как его восстановить - я пока не придумал :(
Смывку делал акварелью с "Фейри", причем на нижних поверностях - серым, на верхних - темно-коричневым по цвету Tan, и темно-зеленым по всем зеленым. Также очень жидко разведенной XF-15 Flat Flesh высветлил все верхние горизонтальные поверхности.
Задув еще раз всю модель Футурой, приступил к таинству пачкания.
Двигатель "Спада" имел систему смазки с сухим картером, из-за чего из него постоянно текло масло. Даже дальность действия самолета ограничивалась не запасом топлива, а запасом масла на борту. Масло стекало из капота, растекалось по фюзеляжу, капало на подвесной бак - масло было везде. Говорят, пилоты отказывались летать на самолетах без потеков масла. Даже новый самолет должен был быть в масле :)
Вооружившись фотографиями и акварелью, я принялся за эти подтеки.
Сымитировал как просто масло, стекавшее из двигателя, так и размазанное воздушным потоком.
Затем взялся за АСП. Сточил кромки стабилизаторов бомб, отпилил и заново приклеил, но уже под разными углами взрыватели бомб. Окрасил бомбы и блоки LAU XF-11 Chrome Silver, снова зашкурил, задул желтые полоски на корпусах, и покрасил основным Olive Drab.
Так как АСП, как правило, очень редко бывают чистыми, особенно в условиях хранения под открытым небом, то испачкал и их акварелью, по швам и в стыках. Покрыл Футурой (без полировки получилось полуматово) и намазал хаотично хамброловским Mascol - прочитав на форуме, что они реагируют между собой, решил использовать это на благо дела - получились более матовые пятна, имитирующие потеки. Аналогично обработал и противоскользящие дорожки на крыле. На бомбах добавил взводящие тросики.
На пилонах на цианакрилат приклеил распорки, удерживающие подвески от болтания - всего 60 отрезков проволоки, примерно по 1 мм, которые затем еще и пришлось окрашивать
Доработал экстерьер в области кабины. Красный треугольник на борту показывает, что установлена Yankee Extraction System - ракетная система, вытягивающая пилота из кресла, когда дела совсем уж плохи :) Ракета была установлена рядом с приводом фонаря, за заголовником кресла. Тамия не дает ее в пластике. Вариантов было два - либо сымитировать брезентовый чехол поверх привода и ракеты, либо сделать без чехла. Я выбрал второй вариант.
Из расплющенной проволоки сделал рукоятки на фонарь. Доработал прицел - срезал отражатель, сделал из той же проволоки рамку для него, сам отражатель вырезал из тонкой пленки, наклеил диски боковых поправок и базы прицела.
Также сделал из пластика запасной компас на противобликовый щиток, и два полуконических щитка индикаторов - по-английски Bomb director light indicator и Take-Off light indicator. Стойки шасси доработал проволокой, высверлил отверстия в буксировочных серьгах в самом низу стойки.
Обвесившись фотографиями с наиболее характерными формами следов выхлопа, я приступил к "усам". Предварительно наметив контуры Блютаком и замаскировав капот скотчем, последовательно надул темно-коричневым, темно-темно-серым внутри коричневого и черным по краям коричневого следа копоти. Сымитировал срыв копоти за броневыми плитами, след копоти тянется до самого руля направления. Подтеки по копоти на бортах фюзеляжа из-за дождей нарисовал заранее акварелью.
Этот момент, конечно, был самым захватывающим во всей постройке. И я очень рад, что получилось с первого раза!
Из мелочевки
добавил обтекатель крепления штыревой антенны FM 622, сама антенна из тянутого литника.
на левый стабилизатор снизу наклеил декаль, призванную имитировать антенну радиовысотомера AN/ARN-22,
добавил штырь (sighting rod) перед кабиной,
заменил все АНО на прозрачные и цветные от ELF.
из иголок шприцов сделал пушки и ПВД на киле
натянул тросовую антенну радиокомпаса из нити для бисероплетения.
Подготовил травленые (да, все таки, не удержался! ) флажки-баннеры "Remove before flight", испачкал их пигментами тамия, повязал предохранительные чеки из проволоки и приклеил к бомбам и блокам НУРС.
Результат меня вполне устраивает. Без косяков, конечно, не обошлось
не исправил форму заголовника кресла - она плоская, а должна быть изогнутая
не сделал характерную канавку на задних поверхностях лопастей винта - нарезание расшивки я пока еще не освоил
слетевший номер 029 с щитка шасси
антенна FM622 все-таки немного толстовата
Тем не менее, считаю, что поставленные задачи выполнил, удовольствие от работы с моделью получил,
а это в нашем деле главное.
Надеюсь, и Вы получите удовольствие от просмотра!
Спасибо за внимание,
с уважением, Волков Евгений aka Canoner
Цитата: В избранных! Могу лишь чуть побрюзжать на некоторый диссонанс между чистым хвостом и грязненьким передом машины, впрочем на моих оценках и на решении кликнуть его в избранные - это не влияет!
Да, этот момент обратил на себя внимание... В остальном - недурно, очень даже :)
madvlad, Matvei_Bogdanov, Quo, voldy, ada77-27, Игорь КИО, Sasha-As, vasya chel, Usatiymen, ArdMorgys, derevo2501, KONSTANT, Alphaville, Nazar, BorisV, SanbIch, анестезиолог, vbu-21, yury culackow, RSHA, Phanrom1976,EIE, ПТ1, PepeReina, Умешт76б bulldogkorn - спасибо Вам всем большое за отзывы! Рад, что понравилось!
По поводу номеров эмалей - Я красил эмалями Tamiya. Я отмеряю каплями на кончике скрепки. Поэтому формула вида 22-6-2-5 означает количество капель соответствующих цветов
Низ - вместо AS16 Light Grey (FS 36622) - использовал XF-66 Light Grey(1) + X-2 White (1). Но получилось все равно темно. После пришлось докрашивать сверху еще более "выбеленным" XF-66 с небольшой примесью XF-15 Flat Flesh (эту смесь, я к сожалению, не записал)
Если бы я сейчас красил, то на низ использовал бы XF-19 Sky Grey - он и посветлее, и не такой "холодный", как XF-66. Возможно, и его бы немного высветлил - процентов на 15.
Верх - вместо AS-15 Tan (FS 30219)- использовал XF-52 Flat Earth (16) + X-2 White (13) + XF-15 Flat Flesh (5)
- вместо AS-14 Olive Green (FS 34102) - XF-58 Olive Green (19) + X-2 White (6)
- вместо AS-15 Green (FS 34079) - XF-61 Dark Green (22) + X-2 White (6) + XF-58 Olive Green (2) + XF-5 Flat Green (5)
На самом деле, цвета я мешал по фотографиям, постепенно подбирая их по ЦВЕТУ и ТОНУ. Здесь важно, чтобы все четыре цвета были в БАЛАНСЕ между собой (особенно зеленые). Советую посмотреть на фотографии все камуфлированной авиации во Вьетнаме, чтобы в голове устоялось ВПЕЧАТЛЕНИЕ о том, как выглядит этот камуфляж.
Высветление я делал при помощи XF-15 Flat Flesh, жидко разведенного растворителем, попанельно высветляя верх. Но при этом учитывал, что "Скайрейдеры" регулярно проходили капремонты на базах IRAN (IRAN - Inspect and Repair (Replace) As Necessary; the process of complete renovation of Skyraiders conducted at Don Muang Airport in Bangkok. Among other things, aircraft coming out of this major maintenance would sport a brand new paint job) - в результате которых и заново окрашивались. Поэтому сильно выцветшие A-1 USAF - это редкость, несмотря на эксплуатацию в тропическом климате.
-----------------------------
По поводу диссонанса между грязным носом и чистым хвостом - соглашусь, надо было получше имитировать растекание масла :) Тут я конечно, боялся переборщить, учитывая то, что Скайрейдеры эксплуатировались не с грунтовых, а с бетонированных полос, а на стоянках использовались металлические настилы, т.е было не так много грязи, которая могла налипнуть на растекшееся масло.
Кое-что я сделал, запачкав самый хвост, а центральную секцию фюзеляжа особенно пачкать не стал, решив, что это будет не самый грязный Скайрейдер.
К сожалению, из-за специфики действий Спадов на низких высотах, есть не очень много хороших фотографий их снизу, где было бы видно брюхо достаточно хорошо, но на тех фото, на которые я ориентировался, учитывая и общий износ самолета, и состояние окраски, низ все же больше чистый, чем грязный.
Я не очень большой сторонник доделывания модели после того, как она "официально закончена" - "что сделано, то сделано", а извлеченные и полученные уроки я применяю на следующих моделях - эта же была всего лишь моей третьей постройкой в 48 масштабе :))
Комментарии
48 лет
На сайте с 13.04.2007
В избранных! Могу лишь чуть побрюзжать на некоторый диссонанс между чистым хвостом и грязненьким передом машины, впрочем на моих оценках и на решении кликнуть его в избранные - это не влияет!
Да, этот момент обратил на себя внимание... В остальном - недурно, очень даже :)
На сайте с 02.08.2010
с сайта
На сайте с 20.07.2010
На сайте с 30.12.2013
На сайте с 16.03.2012
На сайте с 19.02.2015
По поводу номеров эмалей - Я красил эмалями Tamiya. Я отмеряю каплями на кончике скрепки. Поэтому формула вида 22-6-2-5 означает количество капель соответствующих цветов
Низ - вместо AS16 Light Grey (FS 36622) - использовал XF-66 Light Grey(1) + X-2 White (1). Но получилось все равно темно. После пришлось докрашивать сверху еще более "выбеленным" XF-66 с небольшой примесью XF-15 Flat Flesh (эту смесь, я к сожалению, не записал)
Если бы я сейчас красил, то на низ использовал бы XF-19 Sky Grey - он и посветлее, и не такой "холодный", как XF-66. Возможно, и его бы немного высветлил - процентов на 15.
Верх - вместо AS-15 Tan (FS 30219)- использовал XF-52 Flat Earth (16) + X-2 White (13) + XF-15 Flat Flesh (5)
- вместо AS-14 Olive Green (FS 34102) - XF-58 Olive Green (19) + X-2 White (6)
- вместо AS-15 Green (FS 34079) - XF-61 Dark Green (22) + X-2 White (6) + XF-58 Olive Green (2) + XF-5 Flat Green (5)
На самом деле, цвета я мешал по фотографиям, постепенно подбирая их по ЦВЕТУ и ТОНУ. Здесь важно, чтобы все четыре цвета были в БАЛАНСЕ между собой (особенно зеленые). Советую посмотреть на фотографии все камуфлированной авиации во Вьетнаме, чтобы в голове устоялось ВПЕЧАТЛЕНИЕ о том, как выглядит этот камуфляж.
Высветление я делал при помощи XF-15 Flat Flesh, жидко разведенного растворителем, попанельно высветляя верх. Но при этом учитывал, что "Скайрейдеры" регулярно проходили капремонты на базах IRAN (IRAN - Inspect and Repair (Replace) As Necessary; the process of complete renovation of Skyraiders conducted at Don Muang Airport in Bangkok. Among other things, aircraft coming out of this major maintenance would sport a brand new paint job) - в результате которых и заново окрашивались. Поэтому сильно выцветшие A-1 USAF - это редкость, несмотря на эксплуатацию в тропическом климате.
-----------------------------
По поводу диссонанса между грязным носом и чистым хвостом - соглашусь, надо было получше имитировать растекание масла :) Тут я конечно, боялся переборщить, учитывая то, что Скайрейдеры эксплуатировались не с грунтовых, а с бетонированных полос, а на стоянках использовались металлические настилы, т.е было не так много грязи, которая могла налипнуть на растекшееся масло.
Кое-что я сделал, запачкав самый хвост, а центральную секцию фюзеляжа особенно пачкать не стал, решив, что это будет не самый грязный Скайрейдер.
К сожалению, из-за специфики действий Спадов на низких высотах, есть не очень много хороших фотографий их снизу, где было бы видно брюхо достаточно хорошо, но на тех фото, на которые я ориентировался, учитывая и общий износ самолета, и состояние окраски, низ все же больше чистый, чем грязный.
Я не очень большой сторонник доделывания модели после того, как она "официально закончена" - "что сделано, то сделано", а извлеченные и полученные уроки я применяю на следующих моделях - эта же была всего лишь моей третьей постройкой в 48 масштабе :))
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий