Регистрация Вход · Почистить куки

Линейный корабль "Пантелеймон" (1915 год)

Производитель:
"Огонек"
Дата размещения:
1 октября 2015 года, 20:15
Раздел галереи:
Корабли
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Уголь-паровые
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:350

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Приветствую уважаемые Каропчане и гости нашего сайта!




100 лет назад, 10 мая 1915 года произошло событие,ныне именуемое как "Бой Черноморского флота с линейным крейсером "Гебен" или "Бой у Босфора 1915года".
Нужно отметить, что интерес и изучение деталей этого боя (естественно на моем,любительском уровне..) был тем мощнейшим импульсом, сподвигшем меня к постройке этой модели, модели линкора "Пантелеймон", явившемся "главным героем" Боя у Босфора.

Так что же произошло у пролива Босфор 100 лет назад, и чем так отличился линкор "Пантелеймон"...?
Не буду долго описывать предисторию, показывать баланс сил и средств, обсуждать те или иные решения должностных лиц..., только по факту.
А по факту ситуация получалась такая: утром 10 мая 1915 года, практически весь Черноморский флот находился у пролива Босфор, началась очередная операция по бомбардировке босфорских (турецких) батарей.
Линкоры "Пантелеймон" и "Три Святителя" образовывали ударную группу, именно они должны были бомбардировать турецкие укрепления. С моря их прикрывали линкоры "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Ростислав".Кроме того, при линкорах находились тральщики,эсминцы,крейсера и гидроавиакрейсер "Император Александр I".
Около 06:00 ударная группа начала занимать позицию,а в 07:10 по русским тральщикам,производящим траление перед ударной группой, открыл огонь турецкий эсминец"Нумуне", но немедленно сам попал под обстрел с "Пантелеймона" и был вынужден отойти вглубь пролива.
Ударная группа еще не успела занять позицию для бомбардировки, как последовал приказ командующего флотом, адмирала А.А.Эбергарда, немедленно идти на соединение с главными силами , к группе прикрытия (а это и были главные силы) стремительно приближался германский линейный крейсер "Гебен"...

Немного о "Гебене".
Новейший германский линейный крейсер "дредноутного" типа,введен в строй в 1912 году, был вооружен 10 орудиями 280мм , 12 орудиями 150мм, 12 орудиями 88мм.Скорость хода 28 узлов.С августа 1914 года в составе турецкого флота под наименованием "Султан Селим Грозный". Крейсер действовал под турецким флагом ,а германские моряки "на людях" красовались в турецкой военно-морской форме одежды, вот пожалуй и вся турецкость крейсера, поэтому я, как и русские моряки тех лет, буду называть крейсер его германским именем.
Нужно сказать,что "Гебен", обладавший большой скоростью хода и мощным вооружением,именно на Черном море, действуя против устаревших и тихоходных линкоров русского флота, как нельзя лучше реализовывал концепцию линейного крейсера,обогнать-обойти, нанести удар-уничтожить,быстро уйти при неблагоприятных обстоятельствах.
"Гебен" являлся настоящей "головной болью" для русского командования, вплоть до появления на Черном море новейших отечественных линкоров "дредноутного" типа.

Тем временем,командующий А.А. Эбергард, убедившись в том,что времени для соединения с группой "Пантелеймона" не остается,в 07:41 разворачивает корабли на обратный курс.(до этого корабли шли курсом на Босфор,в надежде успеть соединится и дать бой всей полноценной 1-й бригадой линкоров).
В 07:51 (по другим данным 07:53) линкор "Иоанн Златоуст", с дистанции 94каб, делает первый пристрелочный залп по приблизившемуся "Гебену"."Гебен",повернувший вправо на почти параллельный курс, начал отвечать пятиорудийными залпами.Вскоре по "Гебену" открывает огонь головной "Евстафий". Идущий концевым "Ростислав" огня не открывал,чтобы "не сбивать стрельбу" головных линкоров.
Русские 305мм снаряды сосредоточенных четырехорудийных залпов,разрывались недолетами, попаданий в "Гебен" не было...
"Гебен", в свою очередь,хоть и взял в "вилку" флагманский "Евстафий", но попаданий так же не было, хотя его залпы ложились очень кучно. "Евстафий" порой совершенно пропадал из вида в громадных водяных столбах, на корабль обрушивались гигантские массы воды, заливая стекла дальномеров и мешая эффективной ответной стрельбе.
Ситуация была предельно опасная, один удачный залп "Гебена" грозил пусть и не уничтожить флагманский "Евстафий", но мог гарантированно вывести его из строя, деморализовав тем самым остальной флот, а далее, пользуясь преимуществом в скорости и заняв удобную для себя позицию,"Гебен" наверняка взялся бы за "Иоанн Златоуст" и далее по списку...
Ситуацию ПЕРЕЛОМИЛ линкор "Пантелеймон" !
Группа "Пантелеймона" спешила к месту боя.

Вот как описывает этот эпизод старший лейтенант А.М.Чернушевич,участник тех событий:
"...В это время "Пантелеймон",лучший ходок из трех однотипных кораблей(он свободно развивал 17 узлов),казалось,не шел,а летел...Громадный белый бурун поднимался под его штевнем...Далеко отстал от него "старичок "III Святителя".

Таким образом, "Пантелеймон" несся на соединение с главными силами флота.Около 08:05 он поравнялся с "Ростиславом".В это время капитан "Пантелеймона",капитан I-го ранга М.И.Каськов, приказал открыть огонь по "Гебену" с предельной дистанции,не дожидаясь окончания маневра по соединению с главными силами.
Старший артиллерист "Пантелеймона" лейтенант В.Г.Мальчиковский вторым залпом накрыл "Гебена", ПОРАЗИВ его в среднюю часть корпуса,ниже ватерлинии.

Вот что пишет старший офицер "Пантелеймона", капитан II-го ранга Г.К.Леман:
..."Когда около 8ч 12мин.. "Пантелеймон" дал залп,легший за кормой "Гебена",лейтенант Мальчиковский скомандовал "четыре влево",и около 8ч 13мин,подходя к линейному кораблю "Три Святителя, "Пантелеймон" вновь дал залп с исправленной установкой целика и с прицелом, если не ошибаюсь,104 кабельтовых. В это время "Гебен" держал нас на курсовом угле градусов 120-130. Слыша отчетливо предуведомления гальванера "товьсь","падение!", я увидел,что одно падение этого залпа легло за кормой "Гебена" саженях в 30-40,причем снаряд разорвался о воду, другое же падение дало попадание в район задней трубы и третьей башни...Снаряд при разрыве дал густое облако черного дыма,которое прорезалось ярким красноватым пламенем".

Около 08:15 "Пантелеймон" занял место в колонне ,таким образом вся 1-я бригада линкоров была вместе.Вскоре в "Гебен" попали еще два 305мм снаряда,один предположительно с "Евстафия", в бак и один с "Пантелеймона", разорвался у кормовой башни.

Андрей Августович Эбергард докладывал в ставку:
"...После нескольких наших попаданий, стрельба "Гебена" стала значительно хуже. В его залпе вместо пяти было уже по три, иногда по два выстрела".
Русские линкоры увеличили ход до 12 узлов и подвернули вправо,начала сокращаться дистанция боя,очевидным стало артиллерийское превосходство русской эскадры, теперь уже вокруг "Гебена" вода "закипала" от разрывов снарядов.
Когда дистанция сократилась до 73каб, "Гебен", со свесившейся за борт из разбитого ящика, противоторпедной сетью и скорее всего коптящий в местах попаданий(что не факт), резким поворотом вправо, вышел из боя....


  Прототип.


Был заложен 28 сентября 1898 года в городе Николаев на Николаевском адмиралтействе как эскадренный броненосец "Князь Потемкин Таврический".
26 сентября 1900 года спущен на воду.
20 мая 1905 года на броненосце завершились достроечные работы, но полностью вступление корабля в строй сорвалось из-за участия команды в реолюционнных событиях 1905 года.
6 октября 1905 года броненосец был переименован в "Пантелеймон".
В конце марта 1917 года корабль переименован в "Потемкин-Таврический".
28 апреля 1917года переименован в "Борец за свободу"
21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ и разделан на металл.
 Некоторые ТТХ корабля на 1915 год:


 Водоизмещение - 12 582 т ;
 скорость             - 16,7 узлов ;
 Вооружение:
 4 -  305мм орудий в двух башнях;
 16 - 152мм орудий в казематах;
 14 - 75мм орудий
 4 - 381мм подводных торпедных аппарата ( пятый-носовой, демонтирован в мае 1911года, остальные сняты в феврале 1916 года)

По модели.

Хочу выразить огромную благодарность нашему коллеге Алексею Никитину, который с самого начала моей работы (работу с моделью вел так сказать в прямом эфире, на нашем сайте, в разделе "сказки о стройке") помог мне разобраться в самом прототипе модели и собственно задал правильный вектор в самой работе.
Огромное спасибо и другим коллегам, так или иначе оказавшим помощь при работе над моделью.

  Сама постройка длилась год и семь месяцев. В основе модели, всем известный пластиковый набор от "Огонька" - "броненосец Потемкин".Естественно было проведено множество переделок, перепилов, многие детали изготовлены заново. Добавлено всяческое фототравление различных производителей. Деревянная палуба-заготовка "артвокс"
Краски "звезда", "тамия", лак "звезда".

При постройке модели использовал следующую литературу:
 Н.А.Кузнецов 
Эскадренный броненосец "КНЯЗЬ ПОТЕМКИН-ТАВРИЧЕСКИЙ";
 Р.М.Мельников
"Пантелеймон"- "Борец за свободу" в мировой войне и революции;
 И.Максимихин
"Броненосец Потемкин".
Ну и естественно, чуть ли не самымым главным источником информации по внешнему виду "Пантелеймона" были фотографии из сети.
Не все удалось сделать,в силу разных причин. Тут и недостаток информации, и личная невнимательность...Так например, на модели имеется очень досадный "неперепил" носовой переборки спардека, при наличии отличных чертежей упустил этот момент, разглядел уже после сборки этого узла..
Тем не менее модель готова и представлена вашему взору коллеги.


..... линейный корабль "Пантелеймон" малым ходом входит в пролив "прихожая"..
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
98.8198.9798.8
Средняя оценка: 98.863 (все оценки)
Популярность модели: 79.18

Комментарии отключены

Страницы: 1 2 3
Great Worm (GreatWorm)
Москва
47 лет
На сайте с 28.02.2012
Great Worm  (GreatWorm)
Вот уж действительно - терпение и труд все перетрут! Результат великолепен! Мои поздравления!
Борис Волконский (Boris2005)
Акко
78 лет
На сайте с 01.02.2012
Борис Волконский (Boris2005)
Очень вежливая работа из такого сомнительного набора. И главное что 1/400 Травленки не очень наберешь.ОООчень давно начинал его строить в 1/150.Году этак в 66-м-67-м с еще одним товарищем/земля ему пухом/,но он запорол на своем корму,а я загремел в СА.Модель сложная.Набор этот мне предлагали, даже он у меня какое-то время лежал....Простите Лирика.Алекс потрудился на совесть.Не без, конечно.Почему-то киль-блоки пустые наблюдаются,почему-то палуба производит "лохматое" впечатление и почему-то многие тупо/извините/ красят орудия в один цвет огульно,целиком.Ну, один выстрел и на откатных частях краски НЕ ОСТАНЕТСЯ.Коллеги,представляйте в реале.Целиком они окрашены на безграмотных мемориалах. Распорки антенн толстоваты.Ну, это все старческое бурчание.От меня белый шар и пожелания дальнейших.Руки настроены правильно,старание присутствует.
Автор удалён
с сайта
ЗДОРОВО!!!!!!!
Модель удалась на славу. А учитывая ту основу, и материальную и историческую, на основе которой строилась эта модель - автор показал своё мастерство не только ремесленника, но и исследователя. До сих пор, ещё ни кому не доводилось воссоздать модель этого корабля на период Первой Мировой войны.
Есть, конечно, к чему придраться, как по технической части, так и по исторической, но это можно отодвинуть на "второй план"......
LeonID (Оберон)
Истинный терронец
37 лет
На сайте с 24.07.2008
LeonID  (Оберон)
Офигенно, тем более для Огоньковского перепила.
Редко комментирую флот, но историческая подоплёка и история боя очень тронула, задела.
Виктор Рощупкин (Диноз@вр)
Лиски
51 год
На сайте с 07.07.2013
Виктор Рощупкин (Диноз@вр)
М-да, и это Огонек 1/400? Нет, ребята! Это - Огонь! Модель реально впечатляет своим видом и проработкой деталей. сам еще в школе собирал его и прекрасно видел, что это за набор. я за Галерею! Автору респект)))
Саня Мухин (BNSF)
Обнинск
47 лет
На сайте с 14.11.2010
Саня Мухин  (BNSF)
Отличная работа!
Александр Бурков (burkov153)
Барнаул
Возраст неизвестен
На сайте с 19.02.2012
Александр Бурков (burkov153)
В процессе обсуждения модели появились некоторые вопросы, попробую на них ответить:
Цитата:
А зачем леера отличаются по цвету от стоек?
Владимир,в те времена на наших кораблях и на "Пантелеймоне" в частности, сам леер был из обычной пеньковой веревки светло-желтоватого цвета (аналог цвета бегучего такелажа парусных кораблей), стойки лееров красились в цвет борта.Лично для меня оказалось проблематично найти масштабную нить такого цвета, красить- сомнительная перспектива в плане аккуратности. Поэтому выбрал такой вариант, стойки в цвет борта и черные леера (у меня в их роли выступила мононить), тем более на некоторых фотографиях "Пантелеймона" леера выглядят очень темными- почти черными.


Цитата:

Я только не понял зачем на палубе шпиль, если там нет цепей, причем на всех кораблях той эпохи?

Данила да,сами цепи с их двумя шпилями находились палубой ниже. А вот зачем был смонтирован средний шпиль, так называемай "двухпалубный" (привод на нижней палубе, сама звездочка палубой выше)? Думаю служил как резервный якорный и для различных швартовых нужд.

Александр Бурков (burkov153)
Барнаул
Возраст неизвестен
На сайте с 19.02.2012
Александр Бурков (burkov153)
Борис Волконский пишет:
..."Почему-то киль-блоки пустые наблюдаются"..

Борис, именно по кильблокам (шлюпочным, если я правильно понял) такой момент. Дело в том, что 13 сентября 1914 года с линкора демонтировали носовые грузовые краны, а вместе с ними и шлюпки стоящие на носовых кильблоках спардека. Сделано это было для увеличения сектора обзора дальномеров , находящихся в боевой рубке. С этого момента "Пантелеймон" позирует на фотографиях без кранов и шлюпок в носовой части спардека , но с пустыми кильблоками, что я и показал. К 1917 году шлюки и краны "вернулись" на места, но это уже другой период, не "мой" )... .
Прикрепленные файлы:
Борис Волконский (Boris2005)
Акко
78 лет
На сайте с 01.02.2012
Борис Волконский (Boris2005)
Спасибо.Я не следил подробно за его историей,интерес со временем пропал,да и навязло рекомендованные модели: Аврора,Потемкин,Потемкин,Аврора....Еще одно забыл подсказать-раструбы вентиляторов внутри хорошо смотрятся на модели в красном цвете.Сильно украшают модель.
Шпионка (ALIAS)
Возраст неизвестен
На сайте с 02.05.2012
Шпионка   (ALIAS)
Клёвый корабль! Так держать!
Изегмундыч
44 года
На сайте с 09.02.2012
Изегмундыч
Полный улёт! Просто отвал башки! Сколько труда, Потрясающий результат! От души поздравляю,- шикарный корабль!
Валерий Дыбошин (DOSIK67)
Рославль
57 лет
На сайте с 29.08.2012
Валерий Дыбошин (DOSIK67)
Поздравляю,титаническая работа по модели и по истории Российского Флота! Спасибо Вам Большое!!! Вы-Мастер!
Tony70
Возраст неизвестен
На сайте с 02.06.2013
Tony70
Очень,Очень красиво!!!
Александр Истомин (HARON)
Сочи
57 лет
На сайте с 12.11.2010
Александр Истомин (HARON)
Отличная работа.Исходник дрова,много труда вложено.Результат выше всяких похвал.Успехов.
Автор удалён
с сайта
Цитата:
Клёвый корабль! Так держать!

Правильно Оля. Надо отца поддержать.

Григорий Меркеев (Григорій Олеговичъ)
Екатеринбургъ
31 год
На сайте с 22.08.2012
Очень красивая модель и внушительный объем работы!
Александр Бурков (burkov153)
Барнаул
Возраст неизвестен
На сайте с 19.02.2012
Александр Бурков (burkov153)
Коллеги, друзья, спасибо вам всем за ваше внимание к модели и за такие теплые комментарии !

....команда линейного корабля "Пантелеймон" выражает вам свою признательность и благодарность...
Прикрепленные файлы:
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Москва
46 лет
На сайте с 31.12.2011
Игорь Ушаков (Usatiymen)
НУ вот и завершена эта грандиозная работа! Отличный, нет, великолепный результат. Мои искренние поздравления с завершением! Класс!
Автор удалён
с сайта
Коллега. Как шары делал?
Удачи.
Страницы: 1 2 3
 

Комментарии отключены автором





Реклама на Каропке
Не показывать чат