Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Приветствую уважаемые Каропчане и гости нашего сайта!
100 лет назад, 10 мая 1915 года произошло событие,ныне именуемое как "Бой Черноморского флота с линейным крейсером "Гебен" или "Бой у Босфора 1915года".
Нужно отметить, что интерес и изучение деталей этого боя (естественно на моем,любительском уровне..) был тем мощнейшим импульсом, сподвигшем меня к постройке этой модели, модели линкора "Пантелеймон", явившемся "главным героем" Боя у Босфора.
Так что же произошло у пролива Босфор 100 лет назад, и чем так отличился линкор "Пантелеймон"...?
Не буду долго описывать предисторию, показывать баланс сил и средств, обсуждать те или иные решения должностных лиц..., только по факту.
А по факту ситуация получалась такая: утром 10 мая 1915 года, практически весь Черноморский флот находился у пролива Босфор, началась очередная операция по бомбардировке босфорских (турецких) батарей.
Линкоры "Пантелеймон" и "Три Святителя" образовывали ударную группу, именно они должны были бомбардировать турецкие укрепления. С моря их прикрывали линкоры "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Ростислав".Кроме того, при линкорах находились тральщики,эсминцы,крейсера и гидроавиакрейсер "Император Александр I".
Около 06:00 ударная группа начала занимать позицию,а в 07:10 по русским тральщикам,производящим траление перед ударной группой, открыл огонь турецкий эсминец"Нумуне", но немедленно сам попал под обстрел с "Пантелеймона" и был вынужден отойти вглубь пролива.
Ударная группа еще не успела занять позицию для бомбардировки, как последовал приказ командующего флотом, адмирала А.А.Эбергарда, немедленно идти на соединение с главными силами , к группе прикрытия (а это и были главные силы) стремительно приближался германский линейный крейсер "Гебен"...
Немного о "Гебене".
Новейший германский линейный крейсер "дредноутного" типа,введен в строй в 1912 году, был вооружен 10 орудиями 280мм , 12 орудиями 150мм, 12 орудиями 88мм.Скорость хода 28 узлов.С августа 1914 года в составе турецкого флота под наименованием "Султан Селим Грозный". Крейсер действовал под турецким флагом ,а германские моряки "на людях" красовались в турецкой военно-морской форме одежды, вот пожалуй и вся турецкость крейсера, поэтому я, как и русские моряки тех лет, буду называть крейсер его германским именем.
Нужно сказать,что "Гебен", обладавший большой скоростью хода и мощным вооружением,именно на Черном море, действуя против устаревших и тихоходных линкоров русского флота, как нельзя лучше реализовывал концепцию линейного крейсера,обогнать-обойти, нанести удар-уничтожить,быстро уйти при неблагоприятных обстоятельствах.
"Гебен" являлся настоящей "головной болью" для русского командования, вплоть до появления на Черном море новейших отечественных линкоров "дредноутного" типа.
Тем временем,командующий А.А. Эбергард, убедившись в том,что времени для соединения с группой "Пантелеймона" не остается,в 07:41 разворачивает корабли на обратный курс.(до этого корабли шли курсом на Босфор,в надежде успеть соединится и дать бой всей полноценной 1-й бригадой линкоров).
В 07:51 (по другим данным 07:53) линкор "Иоанн Златоуст", с дистанции 94каб, делает первый пристрелочный залп по приблизившемуся "Гебену"."Гебен",повернувший вправо на почти параллельный курс, начал отвечать пятиорудийными залпами.Вскоре по "Гебену" открывает огонь головной "Евстафий". Идущий концевым "Ростислав" огня не открывал,чтобы "не сбивать стрельбу" головных линкоров.
Русские 305мм снаряды сосредоточенных четырехорудийных залпов,разрывались недолетами, попаданий в "Гебен" не было...
"Гебен", в свою очередь,хоть и взял в "вилку" флагманский "Евстафий", но попаданий так же не было, хотя его залпы ложились очень кучно. "Евстафий" порой совершенно пропадал из вида в громадных водяных столбах, на корабль обрушивались гигантские массы воды, заливая стекла дальномеров и мешая эффективной ответной стрельбе.
Ситуация была предельно опасная, один удачный залп "Гебена" грозил пусть и не уничтожить флагманский "Евстафий", но мог гарантированно вывести его из строя, деморализовав тем самым остальной флот, а далее, пользуясь преимуществом в скорости и заняв удобную для себя позицию,"Гебен" наверняка взялся бы за "Иоанн Златоуст" и далее по списку...
Ситуацию ПЕРЕЛОМИЛ линкор "Пантелеймон" !
Группа "Пантелеймона" спешила к месту боя.
Вот как описывает этот эпизод старший лейтенант А.М.Чернушевич,участник тех событий:
"...В это время "Пантелеймон",лучший ходок из трех однотипных кораблей(он свободно развивал 17 узлов),казалось,не шел,а летел...Громадный белый бурун поднимался под его штевнем...Далеко отстал от него "старичок "III Святителя".
Таким образом, "Пантелеймон" несся на соединение с главными силами флота.Около 08:05 он поравнялся с "Ростиславом".В это время капитан "Пантелеймона",капитан I-го ранга М.И.Каськов, приказал открыть огонь по "Гебену" с предельной дистанции,не дожидаясь окончания маневра по соединению с главными силами.
Старший артиллерист "Пантелеймона" лейтенант В.Г.Мальчиковский вторым залпом накрыл "Гебена", ПОРАЗИВ его в среднюю часть корпуса,ниже ватерлинии.
Вот что пишет старший офицер "Пантелеймона", капитан II-го ранга Г.К.Леман:
..."Когда около 8ч 12мин.. "Пантелеймон" дал залп,легший за кормой "Гебена",лейтенант Мальчиковский скомандовал "четыре влево",и около 8ч 13мин,подходя к линейному кораблю "Три Святителя, "Пантелеймон" вновь дал залп с исправленной установкой целика и с прицелом, если не ошибаюсь,104 кабельтовых. В это время "Гебен" держал нас на курсовом угле градусов 120-130. Слыша отчетливо предуведомления гальванера "товьсь","падение!", я увидел,что одно падение этого залпа легло за кормой "Гебена" саженях в 30-40,причем снаряд разорвался о воду, другое же падение дало попадание в район задней трубы и третьей башни...Снаряд при разрыве дал густое облако черного дыма,которое прорезалось ярким красноватым пламенем".
Около 08:15 "Пантелеймон" занял место в колонне ,таким образом вся 1-я бригада линкоров была вместе.Вскоре в "Гебен" попали еще два 305мм снаряда,один предположительно с "Евстафия", в бак и один с "Пантелеймона", разорвался у кормовой башни.
Андрей Августович Эбергард докладывал в ставку:
"...После нескольких наших попаданий, стрельба "Гебена" стала значительно хуже. В его залпе вместо пяти было уже по три, иногда по два выстрела".
Русские линкоры увеличили ход до 12 узлов и подвернули вправо,начала сокращаться дистанция боя,очевидным стало артиллерийское превосходство русской эскадры, теперь уже вокруг "Гебена" вода "закипала" от разрывов снарядов.
Когда дистанция сократилась до 73каб, "Гебен", со свесившейся за борт из разбитого ящика, противоторпедной сетью и скорее всего коптящий в местах попаданий(что не факт), резким поворотом вправо, вышел из боя....
Прототип.
Был заложен 28 сентября 1898 года в городе Николаев на Николаевском адмиралтействе как эскадренный броненосец "Князь Потемкин Таврический".
26 сентября 1900 года спущен на воду.
20 мая 1905 года на броненосце завершились достроечные работы, но полностью вступление корабля в строй сорвалось из-за участия команды в реолюционнных событиях 1905 года.
6 октября 1905 года броненосец был переименован в "Пантелеймон".
В конце марта 1917 года корабль переименован в "Потемкин-Таврический".
28 апреля 1917года переименован в "Борец за свободу"
21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ и разделан на металл.
Некоторые ТТХ корабля на 1915 год:
Водоизмещение - 12 582 т ;
скорость - 16,7 узлов ;
Вооружение:
4 - 305мм орудий в двух башнях;
16 - 152мм орудий в казематах;
14 - 75мм орудий
4 - 381мм подводных торпедных аппарата ( пятый-носовой, демонтирован в мае 1911года, остальные сняты в феврале 1916 года)
По модели.
Хочу выразить огромную благодарность нашему коллеге Алексею Никитину, который с самого начала моей работы (работу с моделью вел так сказать в прямом эфире, на нашем сайте, в разделе "сказки о стройке") помог мне разобраться в самом прототипе модели и собственно задал правильный вектор в самой работе.
Огромное спасибо и другим коллегам, так или иначе оказавшим помощь при работе над моделью.
Сама постройка длилась год и семь месяцев. В основе модели, всем известный пластиковый набор от "Огонька" - "броненосец Потемкин".Естественно было проведено множество переделок, перепилов, многие детали изготовлены заново. Добавлено всяческое фототравление различных производителей. Деревянная палуба-заготовка "артвокс"
Краски "звезда", "тамия", лак "звезда".
При постройке модели использовал следующую литературу:
Н.А.Кузнецов
Эскадренный броненосец "КНЯЗЬ ПОТЕМКИН-ТАВРИЧЕСКИЙ";
Р.М.Мельников
"Пантелеймон"- "Борец за свободу" в мировой войне и революции;
И.Максимихин
"Броненосец Потемкин".
Ну и естественно, чуть ли не самымым главным источником информации по внешнему виду "Пантелеймона" были фотографии из сети.
Не все удалось сделать,в силу разных причин. Тут и недостаток информации, и личная невнимательность...Так например, на модели имеется очень досадный "неперепил" носовой переборки спардека, при наличии отличных чертежей упустил этот момент, разглядел уже после сборки этого узла..
Тем не менее модель готова и представлена вашему взору коллеги.
..... линейный корабль "Пантелеймон" малым ходом входит в пролив "прихожая"..
Это гениально! Не просто лучший "Пантелеймон" из тех что я видел, а просто предел мечтаний и фантазий.
Очень понравилось, сам очень хочу одного из черноморцев, но склоняюсь к "Евстафию".
Не знаю, угадаю ли с оценками, но мой балл - 100+
Вах какой красавчик!!! Александр, и вы тоже))!!! Просто глаз не оторвать от вашей модели! Снимаю шляпу!
С Уважением.
Алексей, хочешь быть первым? Будь им!)))
День добрый!
Поздравляю с завершением прекрасной модели. Усилия были приложены не малые и результат более чем достойный! При том количестве доработок, что выполнил автор, вполне можно считать модель полностью самодельной, думаю почти нет оригинальных деталей все либо доработаны, либо заменены на самодельные и правильные. Серьезная проработка матчасти, приличные исторические исследования, все на месте. Так что белый шар однозначно.
Из придиризмов, это мне не хватило смывки и тонировки, если они и есть то я видимо их не заметил, по мне нужно больше, чтобы некоторые элементы ярче проявлялись. Такелаж весь на уровне, но раз пр бортам есть сети, то топенанты то обязаны быть, иначе как сеть ставить? Ну и вполне понятные ограничения с травлением на 400-ый масштаб, собтрапы, леерные стойки по бортам все-таки не масштабны.
А в целом это очень достойная модель, еще раз примите поздравления и удачи в будущих стройках!
Ааатличная модель! Все сделано чисто и аккуратно. Смотрится великолепно. Такелаж здорово и смотрится и украшает. Чуть смущает рыжеватый цвет внутри шлюпок, но это чисто личные предпочтения. А зачем леера отличаются по цвету от стоек? Просто любопытно.
И еще. Сегодня смотрел на Каропке прототипы своей начатой модели (а заодно и еще многие другие) и бросилось в глаза как сильно выросла смотрибельность и качество нынешних моделей буквально за 3-4 года.
Цитата: Вах какой красавчик!!! Александр, и вы тоже))!!! Просто глаз не оторвать от вашей модели! Снимаю шляпу!
С Уважением.
Алексей, хочешь быть первым? Будь им!)))
Спасибо) приятно, жаль коммент тот удалил уже(
Поздравляю, Александр,
всегда с интересом наблюдал, результат не разочаровал!
Отличный ЭБР Пантелеймон, есть чем гордиться, галерея однозначно.
Все Ок.
С уважением, Владимир.
Александр приветствую,внимательно следил за вашей стройкой,результат превзошел все ожидания.Соглашусь с коллегами эта лучшая огоньковская модель из мною виденных,примите мои поздравления.
Наконец-то!
Великолепная модель! Видел её в живую. Она лучше чем на фото.
Поздравляю Саша!
Думаю,этой моделью ты встал в одну шеренгу с корифеями Каропки. И это здорово.
Удачи.
Честное слово! Совершенно не верится что это "Огонек". Не может такого быть.
Думал Комбриг.
Великолепная, шикарная работа! И золотые руки
Все очень понравилось! Я за галерею!
И отдельное спасибо за описание.
Про этот бой я конечно знал, но вот такие подробности не знал.
Комментарии отключены
Возраст неизвестен
На сайте с 03.02.2014
Очень понравилось, сам очень хочу одного из черноморцев, но склоняюсь к "Евстафию".
Не знаю, угадаю ли с оценками, но мой балл - 100+
47 лет
На сайте с 17.06.2010
С Уважением.
Алексей, хочешь быть первым? Будь им!)))
60 лет
На сайте с 29.10.2010
Поздравляю с завершением прекрасной модели. Усилия были приложены не малые и результат более чем достойный! При том количестве доработок, что выполнил автор, вполне можно считать модель полностью самодельной, думаю почти нет оригинальных деталей все либо доработаны, либо заменены на самодельные и правильные. Серьезная проработка матчасти, приличные исторические исследования, все на месте. Так что белый шар однозначно.
Из придиризмов, это мне не хватило смывки и тонировки, если они и есть то я видимо их не заметил, по мне нужно больше, чтобы некоторые элементы ярче проявлялись. Такелаж весь на уровне, но раз пр бортам есть сети, то топенанты то обязаны быть, иначе как сеть ставить? Ну и вполне понятные ограничения с травлением на 400-ый масштаб, собтрапы, леерные стойки по бортам все-таки не масштабны.
А в целом это очень достойная модель, еще раз примите поздравления и удачи в будущих стройках!
На сайте с 07.10.2007
Александр, великолепно!
62 года
На сайте с 17.02.2014
И еще. Сегодня смотрел на Каропке прототипы своей начатой модели (а заодно и еще многие другие) и бросилось в глаза как сильно выросла смотрибельность и качество нынешних моделей буквально за 3-4 года.
64 года
На сайте с 22.01.2011
Возраст неизвестен
На сайте с 03.02.2014
Вах какой красавчик!!! Александр, и вы тоже))!!! Просто глаз не оторвать от вашей модели! Снимаю шляпу!
С Уважением.
Алексей, хочешь быть первым? Будь им!)))
Спасибо) приятно, жаль коммент тот удалил уже(
54 года
На сайте с 02.04.2015
Примите мои поздравления!!!!
55 лет
На сайте с 16.09.2012
всегда с интересом наблюдал, результат не разочаровал!
Отличный ЭБР Пантелеймон, есть чем гордиться, галерея однозначно.
Все Ок.
С уважением, Владимир.
50 лет
На сайте с 29.03.2007
Я только не понял зачем на палубе шпиль, если там нет цепей, причем на всех кораблях той эпохи?
45 лет
На сайте с 10.09.2012
С удовольствием следил за стройкой ))
45 лет
На сайте с 30.08.2011
53 года
На сайте с 04.08.2010
с сайта
Великолепная модель! Видел её в живую. Она лучше чем на фото.
Поздравляю Саша!
Думаю,этой моделью ты встал в одну шеренгу с корифеями Каропки. И это здорово.
Удачи.
На сайте с 28.12.2010
Возраст неизвестен
На сайте с 19.02.2012
28 лет
На сайте с 22.03.2014
45 лет
На сайте с 14.04.2014
44 года
На сайте с 14.03.2011
Думал Комбриг.
Великолепная, шикарная работа! И золотые руки
Все очень понравилось! Я за галерею!
И отдельное спасибо за описание.
Про этот бой я конечно знал, но вот такие подробности не знал.
53 года
На сайте с 10.04.2012
Комментарии отключены автором