Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Грузопассажирский двухколесный, железный речной пароход «Святитель Николай» построен в 1886 году в городе Тюмени на заводе Курбатова по заказу сибирского промышленника и судовладельца А.М. Сибирякова для работы на Енисее и Ангаре. Доставлен в разобранном виде из Тюмени по частям в Красноярск на чугунолитейный завод, принадлежавший Ивану Ивановичу Кузнецову: Корпус судна, паровая машина, котлы, другие судовые механизмы.
Движителем парохода служили гребные колеса с горизонтальной осью, частично погруженные в воду. Каждое колесо состояло из трех колец, на окружности которых шарнирно закреплялись 8 деревянных плиц. При вращении гребных колес кольца с рычагами вращались на эксцентрически смещенной оси, и плицы во время движения их в воде поворачивались в наиболее эффективное для упора положение.
Гребные колеса на уровне палубы были защищены обносами — специальными конструкциями, закрывавшие колеса по ширине. В нос и в корму от кожуха колес на обносах находились служебные помещения. Сверху над ними был укреплен бортовой металлический кожух, на котором размещался ходовой мостик. С обратной стороны к ходовому мостику примыкает каюта капитана На верхней, прогулочной, палубе вдоль леерного ограждения раньше стояли скамейки, по шесть с каждого борта. Сейчас скамеек нет. А сама палуба покрыта деревянным настилом. Пароход имел шесть кают 1-го класса, одно- , двух- и трехместных; восемь кают 2-го класса четырех- , шести- и восьмиместных. Пассажиры 3-го класса устраивались с багажом на полу, со временем на пароходе для их удобства были построены двухъярусные нары. Всего пароход принимал до 160 пассажиров.
В 1887году пароход начал совершать свои первые рейсы до Минусинска и затем регулярно работал на линии Минусинск-Енисейск. Он был самым быстроходным по тем временам судном на Енисее. Паровая машина (доставленная из Швеции) мощностью 160 номинальных сил (или 500 л. с.) вращала гребные колеса, которые обеспечивали скорость движения парохода до 9 верст в час против течения реки и 25 верст в час по течению. Его длина составляла 56,2м., ширина 8,25м, осадка с полным грузом 1,25м. Топливом служили дрова. В сутки сжигали 50 кубометров.
В первую навигацию «Св. Николай» отправился с командой из 12 человек. Капитаном парохода с 1907 по 1927 год был Николай Федорович Сивков. После октябрьской революции 1917года пароход был переименован в «Николай». В 1918 году по решению Енисейского губернского Совета рабочих и солдатских депутатов было решено пароход, в составе флотилии, эвакуировать в Архангельск, поскольку Красноярск был окружен чехословацкими войсками. Однако «Св. Николай» не дошёл до низовьев Енисея и вернулся в Красноярск. В августе 1920года он был периименован в «Красноармеец», а позже работал под №218, с 1921года назывался «Фридрих Энгельс». Позже был списан как самоходное судно и превратился в баржу «Туба», а затем под № 318, до списания в металлолом, в конце 50-х прошлого столетия служил сливной базой в Подтёсово.
В 1968-1970 гг. сначало в Подтесово, а затем на Красноярском судоремонтном заводе конструкторы из КБ пароходства и завода по чертежам, присланным из Тюмени и Тобольска, а также по сохранившимся архивам Енисейского пароходства до мелочей востановили внешний вид и внутреннюю начинку парохода.
На этом пароходе 1 июля 1891 года, возвращаясь из путешествия на Восток, совершил краткую поездку от с. Березовки до Красноярска цесаревич Николай (последний российский император). Этому событию посвящена выставка в каюте 1-го класса.
30 апреля 1897 года В.И. Ульянов (Ленин) и его соратники по революционной борьбе Г.М. Кржижановский и В.В. Старков отправились на «Св. Николае» в г. Минусинск, следуя к месту ссылки. Интересно, что будущий вождь мирового пролетариата в ссылку путешествовал в одноместной каюте первого класса и обедал в буфете первого класса расположенном в кают компании, где ранее вкушал будущий государь. Экспозиция посвящённая этому событию развернута в каюте 2-го класса.
С историей парохода и его ходовой частью можно познакомиться в трюме. Восстановлены кают компания, каюта капитана и механика, рубка и камбуз.
Музей открыт с 10.00 до 21.00, выходной — понедельник.
«Святитель Николай» расположен по адресу: ул. Дубровинского, Стрелка.
Цитата: Все стало понятно, когда начал копать глубже и посмотрел фотографии 19го века. Видите какой обширный "плавучий амбар" с ОДНОЙ трубой! Вот на таком то и плыли и Цесаревич и Ленин. Ведь какое то время пароход существовал как баржа для лесоперевозок на буксире. С него были снесены ВСЕ надстройки. То, что мы сейчас видим - "Интерпретация 1970 юбилейного года".
Я думал это разные пароходы с одинаковым названием. Слишком они внешне отличаются. не говоря уже о количестве труб. интересно чем руководствовались при восстановлении. Цитата: Я хотел спросить как у судомоделиста. Вот это что за штуки? Каково предназначение этих "девайсов"? Свободно свисающие и болтающиеся на веревках толи бревна, толь трубы металлические. Это что то для швартовки?
Думаю это все таки бревна для защиты при швартовке.
Цитата: Если тема еще интересна, вот гляньте архивное видео -
https://www.youtube.com/watch?v=w4Gc9XjPAmQ
Так может и модель тогда же сделали, когда пароход восстанавливали.
Комментарии
52 года
На сайте с 05.03.2014
https://www.youtube.com/watch?v=w4Gc9XjPAmQ
57 лет
На сайте с 21.10.2011
Все стало понятно, когда начал копать глубже и посмотрел фотографии 19го века. Видите какой обширный "плавучий амбар" с ОДНОЙ трубой! Вот на таком то и плыли и Цесаревич и Ленин. Ведь какое то время пароход существовал как баржа для лесоперевозок на буксире. С него были снесены ВСЕ надстройки. То, что мы сейчас видим - "Интерпретация 1970 юбилейного года".
Я думал это разные пароходы с одинаковым названием. Слишком они внешне отличаются. не говоря уже о количестве труб. интересно чем руководствовались при восстановлении.
Цитата:
Я хотел спросить как у судомоделиста. Вот это что за штуки? Каково предназначение этих "девайсов"? Свободно свисающие и болтающиеся на веревках толи бревна, толь трубы металлические. Это что то для швартовки?
Думаю это все таки бревна для защиты при швартовке.
57 лет
На сайте с 21.10.2011
Если тема еще интересна, вот гляньте архивное видео -
https://www.youtube.com/watch?v=w4Gc9XjPAmQ
Так может и модель тогда же сделали, когда пароход восстанавливали.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий