Регистрация Вход · Почистить куки

Российского Императорского флота дуббель-шлюпка 1736-1737

Производитель:
Милания, Россия
Дата размещения:
9 августа 2013 года, 21:38
Раздел галереи:
Корабли
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Парусные и гребные
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:72

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

 Об истории.
  Любому, кто более-менее знаком с историей российского мореплавания, известны подвиги русских моряков, совершенные на дуббель-шлюпках: походы Прончищева и Челюскина на «Якутске», Овцына и Кошелева на «Тоболе», дальневосточная одиссея «Надежды», беспримерный абордаж Остен-Сакена с четырьмя турецкими галерами.
 Их не стоит связывать с представленным здесь ранним (условно назовем его «южным») прототипом; то были суда более крупные и, зачастую, лучше вооруженные. Из известных мне моделей, в сети легко найти «северный» вариант дуббель-шлюпки, замечательно выполненный Жданом. Вместе с тем, и эта черноморская «рабочая лошадка» сыграла отведенную ей роль в деле славы российского флота.
 Так, в книге издательства Гармашева («Частный военно-исторический архив» С-Петербург, 2004г.) «Чертежи кораблей. Чертеж Дуббель - шлюпки. 1736 г. (масштаб 1:50)», старший научный сотрудник ЦВММ А.Л. Ларионов пишет:
 «…Весной 1735 года на Донском направлении под командованием генерала П.Л. Ласси выступили Русские войска. Чуть позже, под командованием генерал - фельдмаршала Б.К. Миниха, боевые действия начались и на Днепровском направлении. Для успешного наступления армии Миниха были необходимы боевые и транспортные суда. 19.06.1736 года выходит указ Правительствующего Сената о постройке в Брянске 70 мостовых плашкоутов, 3 малых прамов, 4 плоскодонных галер и 500 дуббель - шлюпок.
 По просьбе Миниха количество строившихся дуббель - шлюпок сократили до 400 для постройки казачьих лодок и барок. Данных" о конструкции и участии в боевых действиях Брянских прамов и галер не сохранилось. О редчайшем же в истории кораблестроения случае массовой постройке дуббель - шлюпок оказалось достаточно сведений.
 В донесении Адмиралтейств - Коллегий Сенату от 6.09.1736г. сообщалось: "...именуемые дубель -шлюпками делаются в подобие, как обычно при военных кораблях шлюпки бывают, против оных вдвое". По мнению Коллегии дуббель шлюпки предназначались для поддержки русских войск, действовавших по берегам Днепра и его лимана. При необходимости они могли перевозить до пятидесяти вооруженных людей с двумя полковыми пушками.
 Каждая дуббель - шлюпка имела восемнадцать весел и две мачты с латинским вооружением, подобным стоявшему на турецких кончебасах и вооружалась шестью двухфунтовыми фальконетами на кованых вертлюгах. Корабли строились по чертежу обер-интенданта флота Р. Броуна и по сделанной с чертежей образцовой полумодели.
 Размеры дуббель - шлюпки были определены современными реконструкторами при обмерах данной полумодели, сохранившейся в ЦВММ, куда она была передана в 1809г. из Модель - камеры при Главном Адмиралтействе.
 В навигации 1737-1739гг. дуббель шлюпки активно участвовали в боевых действиях армии фельдмаршала Миниха. 2.07.1737г. русские войска взяли штурмом крепость Очаков, коя и должна была стать базой Днепровской флотилии. 3.09.1737г. командующим флотилией назначается вице-адмирал Наум Акимович Сенявин. К июню 1737г. в Брянске построили 202 дуббель- шлюпки, но до конца сентября только 16 из них сумели пройти Днепровские пороги, в октябре к ним присоединилось еще несколько кораблей. Остальные вымпела, построенные в Брянске, из-за мелководья Днепра остались зимовать в верховьях реки.
 Уже 30.10.1737г. корабли Днепровской флотилии принимают участие в отражении нападения на Очаков сорокатысячной турецкой армии, поддержанной двенадцатью галерами. В дальнейшем дуббель - шлюпки постоянно обстреливали позиции турецких войск под Очаковом, одна из них под командованием мичмана Чихачева вела суточный огонь такой силы, что переломились вертлюги ее фальконетов.
 К лету 1738г. под Очаковом и Кинбурном находилось уже 254 дуббель - шлюпки, построенные в Брянске. Разразившаяся в мае 1738г. эпидемия чумы нарушила все планы воюющих сторон. Нанесшая значительный урон русским войскам болезнь стала причиной смерти 24 мая командующего флотилией Н.А. Сенявина. 2 сентября русское командование приняло решение об эвакуации гарнизонов крепостей Очаков и Кинбурн и уничтожении их укреплений. В середине сентября Днепровская флотилия из 347 кораблей с русскими войсками на борту пришла к Хортицкому острову и устью Самары. Здесь корабли базировались до заключения мира между Турцией и Россией 18.09.1739г.. 15 октября вышел указ императрицы Анны Иоанновны об упразднении Днепровской флотилии. Ввиду не пригодности для боевой службы большинство кораблей флотилии было сожжено, на окончание деятельности из 657 вымпелов 245 были дуббель – шлюпками…».
 О модели и немного об истории.
 Что еще мы знаем о нашей «рабочей лошадке флота» и на что я обратил внимание при изготовлении модели.
 По свидетельству некоторых очевидцев, высокими мореходными качествами судно не отличалось, при малейшем волнении, учитывая его низкую осадку, «зачерпывало» воду. И действительно, изготавливая модель, я так и не понял, как же от этой воды, собственно избавлялись (ни помп, ни шпигатов на шлюпке нет, а вычерпывать вручную – зело тяжко). 
 В «Википедии» также читаем, что дуббель-шлюпки «в начальный период беспалубные, позже имели палубы». Я полагаю, что это не верно. Палубными дуббель-шлюпки были с самого начала, однако есть сведения о том, что срединная часть палубы выполнялась в виде съемных щитов (возможно для освобождения    дополнительного трюмного места).  
 По сведениям «Википедии» имели от 9 до 20 пар весел. Я при постройке больше ориентировался на чертежи издательства Гармашева, нежели на «Меланиевские», и у меня – 11 пар весел. От предложенного «Меланией» способа их крепления к планширю я также отказался, не найдя ему исторического подтверждения.
  О вооружении. Оставил, как и положено, 6 двухфунтовых фальконетов (припаял к пушкам из набора «приклады»), окрасил и пигментовал в соответствии со своими представлениями о бронзовом (именно бронзовом) фальконете, и имеющихся фотографиях исторических пушек.
 Такелаж. Руководствуясь чертежами Гармашева и здравым смыслом, добавил к бегучему такелажу парусов гордени. Для их фиксации на палубе пришлось изготовить пару нагельных планок возле мачт. Кстати, нагелей мне не хватило. Частично докупал, частично сам изготовил (мои мне понравились больше, но и мороки с ними не мало). Нити использовал самые разные: от «Звезды» до «Артесании». Брызги лака, к сожалению, оставили неизгладимые следы на ниточках в районе юферсов, да и набивку впредь я буду «смолить по-черному». «Ворсистость» такелажа тоже удалось убрать не везде. Блоки, опять же закосячил.. «Разномастные» они у меня.
 Более ничего не менял и не добавлял. Руки не дошли переделать крепление рю к мачте. Я бы в дальнейшем от схемы «Мелании» отказался и изготовил бы бугель (бастард-рю).  
 Паруса. Собственный пошив и тонировка. НАКОСЯЧИЛ. Переразмерил, сгоряча, подшивку паруса к ликтросу и прошивку шкаторин. В дальнейшем в 72-м и более мелких масштабах шкаторины планирую склеивать между собой, а не прошивать (методика эта на сайте, если не ошибаюсь, есть у Билли Бонса); ликтрос буду подклеивать, а не подшивать.
 Руль. Румпель я переделал. В предлагаемом «Меланией» варианте, морячок держался бы за него вытянутыми вверх ручонками. Кстати, румпель по длине возможно тоже обрежу: уж больно длинноват.
 Флаг. Долго искал исторические варианты крепления. В итоге остановился на фале с завязками «а-ля ботик Петра».
 Подставка. Наборная мне не понравилась. Низковата. Какой-то кусок бруса я обклеил обрезками какого-то шпона, добавил две палочки от мороженого и покрыл морилкой. Внутри палочек - металлические стержни для стыка с килем шлюпки.
 Окраска. Различные морилки «орех» и «лиственница». Палуба – льняное масло. Сверху всего – матовый лак «Тамия». 
 На палубу добавил мешки (собственного производства) и бочки (собственной прорисовки).
 О родовых корнях судна.
Да, и в заключение, еще один интересный факт (я проиллюстрировал его парой фото). В 1999 году на Украине, в районе острова Хортица, подняты останки запорожской «чайки», ни дать, ни взять – такая же дуббель-шлюпка. Что позволяет сделать вывод о близком родстве различных судов Днепровской флотилии и их общем народном казацком происхождении.
Здесь частично цитирую (автор, к сожалению, мне не известен). Есть вероятность, что увеличение остойчивости дуббель-шлюпки в ущерб ее ходовым качествам, по сравнению с «новоманерной» казацкой лодкой (Бредаль о казацких лодках: “оныя и при малом волнении шатки”; контр-адмирал Барш: “А новоманерныя казацкія лодки весьма негодны, узки и шатки и на гребле тяжелы и строены более для разъезду запорожцам, и они ихъ не употребляютъ” было обусловлено строителями стремлением улучшить мореходные качества (имеется ввиду использование лодок в морских условиях); могло быть обусловлено и увеличение высоты бортов…Так, быстроходная гребная лодка, не зарекомендовавшая себя в условиях мелководного Азовского бассейна, переоборудовалась в новую парусно-гребную модель…
 О наборе.
Соотношение «цена-качество», на мой, не профессиональный взгляд, удалось. Радуют успехи отечественного производителя и интерес к отечественным парусникам. Хорошо то, что «моделисты строили для моделистов». Набор, действительно, хорош. Очень рекомендую.
  Есть претензии к авторам за качество местами пережженой и хрупкой древесины, но это ИМХО.

В связи с тем, что это моя первая оконченная модель в дереве, выражаю признательность коллегам по сайту Билли Бонсу и, особенно, Сергею Логачеву («прошли» «дуббель-шлюпку» гораздо раньше меня, помогли фото и толковым обзором постройки), а также всем деревянных, такелажных и парусных дел мастерам, чьи советы на чужих «стройках» внимательно читал и запоминал. 

Приятного просмотра.
С уважением, Денис.

P.S. Кидаться в автора попрошу не «табуретками», а, к примеру, матросскими сундуками!

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
97.9697.1996.89
Средняя оценка: 97.3452 (все оценки)
Популярность модели: 78.28

Комментарии

Страницы: 1 2
jokker
Москва
53 года
На сайте с 04.08.2010
jokker
По мне отличная работа,очень понравилась.
Я за галерею.
Константин Ермаков (Konster)
Благовещенск
57 лет
На сайте с 15.06.2013
Константин Ермаков (Konster)
Цитата:
По мне отличная работа,очень понравилась.
Я за галерею.


.... и фотосессия на уровне. Отличная работа!!!!
Денис Котеев (alamo-d)
Ростов-на-Дону
45 лет
На сайте с 25.03.2011
Денис  Котеев (alamo-d)
Коллеги, спасибо, от души! Оценки Бориса Давидовича полагаю для себя более чем лестными, так сказать, авансом!
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
71 год
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Отличный результат.
Модель воспринимается - великолепно.
Очень положительные впечатления.

С Уважением, Алексей.
Борис Волконский (Boris2005)
Акко
78 лет
На сайте с 01.02.2012
Борис Волконский (Boris2005)
Странно,а где мой пост.Я заметил,что узел на якоре не правильный,не набиты талрепы на вантах и парус далеко не комильфо.А в общем модель неплоха.В галерею вполне....
Денис Котеев (alamo-d)
Ростов-на-Дону
45 лет
На сайте с 25.03.2011
Денис  Котеев (alamo-d)
Цитата:
Странно,а где мой пост.Я заметил,что узел на якоре не правильный,не набиты талрепы на вантах и парус далеко не комильфо.А в общем модель неплоха.В галерею вполне....

Действительно, пост и я не увидел...Подумал, что Вы так, мельком, пробежались...Что странно.
Узел, как мог по Курти сделал, скорее всего - не попал.
По талрепам, если не сложно, поскажите поподробнее. Мне на следующих моделях очень важно!
Паруса - первый опыт, переборщил я с ПВА...Да и с обшивкой паруса ликтросами - мельче надо было, аккуратней..
Автор удалён
с сайта
deLoro
60 лет
На сайте с 07.10.2007
deLoro
Работа очень понравилась, описание- подробнее чем в энциклопедии. Спасибо за полезно и приятно проведёное время!
Галерея!
С уважением,deLoro.
Изегмундыч
44 года
На сайте с 09.02.2012
Изегмундыч
Красивый корабль, очень хорошая работа!
АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВ (sektor777)
Сибирь . г.Куйбышев.
49 лет
На сайте с 05.07.2011
АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВ (sektor777)
Поздравляю с завершением прекрасной работы!
За галерею.
Борис Волконский (Boris2005)
Акко
78 лет
На сайте с 01.02.2012
Борис Волконский (Boris2005)
Талрепы надо просто набить,ну обтянуть то есть.Не должна эта "веревочка" висеть без натяжки.Якорный узел простой: два шлага за рым и свободный конец двумя бензелями к канату.
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
71 год
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Цитата:
Странно,а где мой пост.

Я его также не видел..... Честное слово.

С Уважением, Алексей.
pega
Возраст неизвестен
На сайте с 31.03.2013
pega
Работа достойная и отличные фото, очень все понравилось)))!!!
Игорь Шейнин (Игорь1960) администратор
Москва
64 года
На сайте с 22.01.2011
Игорь Шейнин (Игорь1960)
Лично мне тоже понравился кораблик. Очень красиво смотрится.
Я за Галерею!
Билли Бонс (Билли Бонс)
Новосибирск
57 лет
На сайте с 21.10.2011
Билли Бонс (Билли Бонс)
Небо синее, море зеленое. Красота... Хочется надеяться на пополнение рядов лесорубов.ГАЛЕРЕЯ.
Денис Котеев (alamo-d)
Ростов-на-Дону
45 лет
На сайте с 25.03.2011
Денис  Котеев (alamo-d)
Цитата:
Хочется надеяться на пополнение рядов лесорубов.

РЯДЫ ПОПОЛНЕНЫ !На стапеле франц. рыболовный иол от "Артесании" и долгострой "Виктори" из партворка. В ближайших, однако, планах галеон "Сан Хуан" от "Артесании", подаренный мне сегодня на день варенья!!
Изегмундыч
44 года
На сайте с 09.02.2012
Изегмундыч
Тогда есть повод поздравить! От души и всех благ! И успешной постройки!
Влад (CapIII)
56 лет
На сайте с 05.11.2011
Влад  (CapIII)
Молодец, шлюпка хороша!
Билли Бонс (Билли Бонс)
Новосибирск
57 лет
На сайте с 21.10.2011
Билли Бонс (Билли Бонс)
Цитата:
Цитата:
РЯДЫ ПОПОЛНЕНЫ !На стапеле франц. рыболовный иол от "Артесании" и долгострой "Виктори" из партворка. В ближайших, однако, планах галеон "Сан Хуан" от "Артесании", подаренный мне сегодня на день варенья!!
Поздравляю с днюхой и желаю интересных строек!
Роман (Razor)
Возраст неизвестен
На сайте с 12.03.2013
Отличная работа!С днём Рождения!
Страницы: 1 2
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий





Реклама на Каропке
Не показывать чат