Цитата |
---|
На рейде кроме " Варяга " и " Корейца " стояли корабли разных стран , в т.ч Французские ( союзники ) и Немецкие ( с Германией отношения номинально были хорошие ) . Что мешало Рудневу выйти в открытое море под прикрытием этих судов ??? Сомневаюсь что японцы рискнули бы открыть огонь по такому отряду . А в море " Варяг " мог самостоятельно продолжить прорыв , и , скорее всего , ушёл бы от преследования . |
На рейде находились:
"Тэлбот" - Великобритания
"Паскаль" - Франция
"Эльба" - Италия
"Виксбург" - США
Немцы отсутствовали, договор с Францией относился только к Европе(конкретно к нападению Германии). Что характерно перед Рудневым стояла вполне конкретная задача: обеспечение деятельности нашего посольства в Сеуле, поскольку обстановка на корейском полуострове медленно обострялась. Дальше работает армейская аксиома: исполняется последний по времени приказ. Об объявлении войны Руднев узнает в 10.00 9 февраля. Иностранцы ему конкретно и России вообще ничем обязаны не были.
В довесок кусок из дневника крейсера "Тэлбот"
«The Commission of H.M.S. Talbot 1901 -1904» (London, 1904).
9 февраля. В 05:30 ушел один из миноносцев, а в 06:30 все японские корабли, за исключением «Тиёды» покинули порт. До 8 часов утра командир «Тиёды» посетил все корабли, находившиеся здесь, и проинформировал всех, включая русских, что война между Японией и Россией объявлена в полночь 8 числа, и он хочет, чтобы «Варяг» и «Кореец» покинули порт до полудня. Если же они не уйдут, он предостерегает всех других командиров, что они должны уйти до 16:00, а всякий, оставшийся к этому времени, будет действовать на свой страх и риск, как только японцы к этому времени (16:00) придут, чтобы захватить оба русских корабля. Вручив эту ноту о неприязненных действиях, «Тиёда» в 08:05 проследовала из порта в расположение своей эскадры.
Командиры русского «Варяга», французского «Паскаля» и итальянской «Эльбы» собрались на борту «Тэлбота», чтобы обсудить, что следует предпринять в данной ситуации. Результатом этой международной конференции стало решение послать с «Тэлбота» на «Наниву» на нашем паровом катере лейтенанта Уилсона с протестом командиров от имени правительств, представленных ими, против намерения японцев атаковать русских в 3-мильной зоне. Несколько дней спустя Корея официально объявила строгий нейтралитет на время боевых действий, но в то время она не имела возможности предотвратить нарушение нейтралитета другими державами, поэтому это заявление являлось только формальностью. Заявление о нейтралитете было признано всеми, за исключением Японии. Японская эскадра держалась под парами за пределами 3-мильной зоны, более чем в 8 милях от Чемульпо, так как ближе подойти мешало большое количество островов, расположенных вдоль побережья.
Сразу же после завершения международной конференции «Варяг» и «Кореец» начали подготовку к выходу в море и к бою. С каждого из них выбросили за борт столы, скамьи, запасной рангоут, решетки вентиляционных люков т.д., а на «Корейце» избавились от стеньг и рей, к радости нескольких смелых корейских лодочников, которые пожинали богатые плоды с поверхности воды. На носовом мостике «Варяга» растянули новый чистый белый обвес и очень быстро перекрасили его в защитный цвет. Несколько торговых паровых судов в порту перешли ближе к берегу и в устье реки Сеул.
В 11:10 предварительный сигнал, «Варяг» поднял белый флаг (британский), и мы немедленно отослали к нему шлюпку, чтобы принять мешок с письмами от офицеров и матросов корабля, как думало большинство из них последние, которые они писали в своей жизни, для их родителей, жен и возлюбленных.
В 11:20 экипаж русского крейсера построился на корме, оркестр «Варяга» сыграл национальный гимн, затем русские прокричали троекратное ура. Сделав это, они разошлись по своим боевым постам, и в 11:31 «Варяг» и «Кореец» двинулись из порта. Больше мы не ожидали их увидеть, и тем более не думали, что они вернутся назад. Когда они проходили мимо каждого из боевых кораблей, их оркестр играл национальный гимн этой страны «Марсельезу», «Привет, Колумбия», «Боже, храни Короля» и итальянский, а затем звучало троекратное ура. Когда русские подошли к нам и оркестр «Варяга» начал играть «Боже, храни Короля», мы услышали, как их командир отдает приказание: «Троекратное ура британскому «Тэлботу». Они приветствовали нас трижды, и мы так же очень дружно трижды отвечали. Для этого периода такая сцена кажется почти невероятной. 694 русских офицера и матроса, находившихся тут, шли почти на верную смерть под звуки оркестра, никто не ожидал, что они, или во всяком случае многие из них, переживут этот очень неравный бой. И все же примерно 400 британских офицеров и матросов, которые очень сожалели о них и восхищались их мужеством, сердечно желали их возращения из предстоящего сражения.
В этот раз обедом мы пренебрегли и поспешили к левому борту, чтобы все могли хорошо видеть разворачивающееся сражение. В 11:53 японцы, несмотря на врученный протест, открыли огонь, и русские ответили, так началось это сражение. Русские шли зигзагом и пытались продвинуться к югу от острова, в то время как большая часть японцев располагалась к западу от него. Достигнув крайней точки в своем продвижении по узкому каналу, русские, встреченные несколькими кораблями и миноносцами, повернули, открыв огонь по неприятелю с батареи левого борта. При этом «Варяг» оказался к северу, а «Кореец» к востоку от острова. Этот остров сейчас известен как остров Эктион, и смотритель маяка немного нервничал во время сражения. В 12:34 на верхней палубе «Варяга» замечен пожар.
В 12:35 оба русских корабля шли по направлению к порту. Японцы продолжали стрелять по ним, они также отвечали, и, опасаясь, что они могут подойти слишком близко, «Тэлбот», «Паскаль» и «Эльба» приготовились к бою. У «Варяга» наблюдался определенный крен на левый борт, по причине получения подводных пробоин в этом борту. По палубам нашего крейсера засвистели боцманские дудки, отданный приказ гласил: «Должен быть использован любой шанс для спасения жизней. Когда шлюпки будут вызваны, вся команда крейсера должна сделать все возможное от нее, чтобы шлюпки уходили быстро и старались принять на борт столько человек, сколько возможно».
В 12:45, когда морские пехотинцы очистили верхнюю палубу, оставшиеся члены экипажа приступили к спуску всех шлюпок на воду. Без чего-то час японцы отошли, и «Варяг», имевший в результате обстрела пожар и крен, встал на якорь совсем недалеко от нас. Наш врач немедленно покинул корабль на шлюпке под флагом Красного Креста, и он стал первым подошедшим к «Варягу», опередив пришедших следом итальянцев и французов. Рапорт, составленный французами о том, что они первыми подошли к русскому крейсеру, неправда. Шлюпка «Тэлбота» одной из первых отправилась и первой подошла к борту «Варяга». Другие рапорты, утверждающие, что много русских спасалось вплавь, так же безосновательны. Хотя этот день и был одним из самых теплых из нескольких предыдущих, но температура в полдень была всего 35 градусов (по Фаренгейту). Так как ближайшая земля находилась в 4 милях, не стоит говорить, что очень немногие, если вообще найдется такой человек, смогли бы проплыть 4 мили в воде, температура которой составляла 35 градусов, после напряженного боя, подобного этому, даже ради спасения своей жизни.
После того как «Варяг» встал на якорь он представлял ужасное зрелище, в то время как «Кореец» не имел повреждений. Несколько рей «Варяга» было пробито, и его флаги развивались на верхней рее фок мачты с левого борта. Носовой мостик с правого борта имел повреждения от обстрела и пожара, а с левого борта были заметны последствия еще одного попадания позади него. Разорвавшись, большой снаряд сделал дыру в третьей дымовой трубе, и несколько надводных и подводных пробоин наблюдалось в левом борту. Большой пластырь был наложен поверх одной из пробоин, образовавшейся ниже ватерлинии. Прожекторы, вентиляционные раструбы имели множество пробоин от осколков японских снарядов. Все, кто находился на боевом марсе грот мачты, были убиты или ранены, а еще один снаряд положил практически весь расчет артустановки, за исключением одного человека. Шлюпки крейсера, изготовленные из цинка, были все изрешечены, не могли быть использованы.
Около 15:00, когда «Варяг», по нашему мнению, начал тонуть, шлюпки «Тэлбота», «Паскаля» и «Эльбы» подошли к борту крейсера и стали принимать его экипаж. Американская канонерская лодка «Виксбург», чей командир воздержался от присутствия на конференции, отправила несколько шлюпок для оказания помощи в перевозке варяжцев. Но вместо того, чтобы принять их на свой борт, они доставляли русских на другие корабли. Время приближалось к 16 часам, когда последний из членов экипажа покинул «Варяг», на котором в корме разгорался пожар и все кингстоны и клапаны затопления были открыты.
Это сообщил командир «Варяга» кэптен Руднев, который подошел на катере достаточно близко к «Тэлботу». Он просил нашего командира сделать несколько выстрелов в ватерлинию крейсера, чтобы заставить его погружаться быстрее, поскольку он не желал, чтобы «Варяг» попал в руки японцев в полностью исправном состоянии.
Командир и большинство тяжелораненых были взяты на «Паскаль», старший же офицер, так же как священник, механик, ревизор и врач прибыли на «Тэлбот». Когда русские прибывали на борт «Тэлбота», то непострадавшие во время боя направлялись в носовую часть, а раненых морские пехотинцы провожали или переносили на корму, где разместили их в койках. Каждый из команды «Варяга», за исключением нескольких, держали в руках небольшие свертки с обмундированием и перевязочными материалами. И когда они поднимались на борт, каждый из них отдавал честь флагу, что обычно не делали наши собственные моряки, хотя мы все обязаны делать это. Многие наши беженцы оказались кочегарами, и они не имели времени умыться с тех пор, как покинули кочегарки.
В 15:58 прогремело несколько взрывов, сверкнула ужасная вспышка, и «Корейца» больше не было. Громадное облако белого дыма повисло над местом, где он стоял. Экипаж «Корейца», находившийся в шлюпках, спел национальный гимн, после того как канонерская лодка затонула. Затем они подошли к борту «Паскаля» и после того как они были взяты на крейсер, проделав в шлюпках отверстия, пустили их по течению. Около 17:35 течение поменяло направление, и когда «Варяг» развернуло, слишком приблизив к нам, мы в целях безопасности в 17:45 переменили место стоянки. Русский крейсер имел несколько торпед в торпедных аппаратах, а когда огонь в командирской каюте нагрел их, 12-фунтовые снаряды там же взорвались. Около 16 часов японский крейсер и несколько миноносцев подошли к рейду, но, увидев «Варяг» в огне и взорванный «Кореец», снова ушли.
Около 18 часов крен «Варяга» начал нарастать очень быстро, затем уголь и оборудование с правого борта были сорваны с места и с грохотом полетели на противоположную сторону. Несколько незначительных взрывов в котлах произошло, когда очень холодная соленая вода достигла их. В 18:00 русский крейсер повалился на борт, и вскоре погрузился в ил. В 18:05 транспорт «Сунгари», бывший раньше пароходом «Мэй» из Гуля, был подожжен, и горел всю ночь, освещая порт, пока не затонул, опустошенный огнем 10 февраля в 02:15.
Перевод выполнен Александром Александровым.