Наборы эти давно минувших лет. За это время я собрал четыре модели: 3-й, 4-й, 11-й и 29-й серии. Последняя, 29-я доработана деталями фирмы ВЕКТОР.
Но меня волновал вопрос – какой серии был самолеты «Черная кошка» Гальченко и «Черная стрела» Миронова? С этим вопросом я решил обратиться к историку авиации ВОВ, специалисту по боевому применению истребителей в небе Заполярья – Юрию Рыбину из г. Мурманска. На свои вопросы я получил от него исчерпывающий ответ, за что очень ему благодарен.
Вот что мне удалось узнать. 145-й ИАП во второй половине июля 1941г. получил 12 ЛаГГ-3, в основном 3-й серии производства завода №21 г. Горький. Вот номера некоторых самолетов:
Один ЛаГГ-3 № 3121367 (3-я серия, 67-я машина)
Два ЛаГГа 4-й серии: №312145, №312146
В конце ноября 1941г. в г. Горький полк получил еще 12 ЛаГГ-3 15 серии. И когда в октябре был сформирован 609-й ИАП под командованием майора Л. Гальченко, он получил три ЛаГГ-3 (№3121367, №312145, №312146) из состава 145-го ИАП вместе с летчиками.
Юрий Рыбин выслал мне таблицу «Боевой состав 609-го ИАП на 01.07.1942». В ней представлены 17 истребителей ЛаГГ-3 с заводскими номерами и сериями, составом вооружения и примечаниями (дата аварии, сбит в бою и т.д. ) Из них 14 машин 15-й , две машины 4-й и одна 3-й серии. ЛаГГ-3 № 3121367 и есть «черная кошка», которую Гальченко взял с собой в 609-й ИАП. На этой машине он не разу не был сбит – кошачий талисман сберег.
В статье Юрия Рыбина «Служили два товарища» имеются фотографии этой машины в летнем камуфляже без номера и зимнем камуфляже с бортовым номером 76. Видно, что это одна и таже машина. На зимнем варианте просто добавлены белые пятна. Спасибо разработчикам схемы камуфляжа и декали из ICM – все сделали верно. Недавно Звезда в своем каталоге на 2024 год заявила о выпуске ЛаГГа в 48-м масштабе. Посмотрим, какую серию нам представят разработчики из Лобни.
За самолетом очень хорошо следил техперсонал – заметно, что поверхности в отличном состоянии.
На фотографии, датированной осенью 1942 г., видно, что это машина 3-й серии с пятиточечным вооружением: два БС, один БК и два ШКАС. Об этом говорят следующие приметы:
· мелкая втулка на обтекателе винта
· убирающееся хвостовое колесо с щитками
· короткая мачта антенны
Теперь по машине В. Миронова «Черная стрела» - 15-я серия заводской номер 31211526. Состав вооружения: два БС, одна ШВАК, шесть РС-82. Кстати, из четырнадцати машин этой серии только три были с одним БС. Есть фото на ЛаГГ-3 заводской номер 31211530 с бортовым номером 81 (один БС, одна ШВАК).
«Черная стрела» с номером 78 потерпел аварию 26.06.1942г. с поломкой шасси (фото в статье «Служили два товарища»). Судьба этой машины такова. После ремонта 10.08.1942г. ст. лейтенант Иван Кипоренко при выполнении учебного полета сорвался в штопор и погиб.
Так что, уважаемые коллеги, пилите капоты, подбирайте нужные детали и собирайте точный модели.