Продолжаю обзор. Последнее слово осталось за помощницей Викторией, оба рыцаря правши.
По основному декору осталось вырезать галс-клампы. А посему и затолкал льва на свое место. С носовой частью финиш. Вместо бушприта воткнул кусок кругляка. Будет выполнять роль предохранителя от поломок при задевании носом за разное и всякое.
Спасибо за оценку, Константин. По декору корпуса практически финиш. Остается декор пера руля. Последняя фигурка на корпус. Галс-клампы для грота-галсов. Смотрим где они на оригинале и приблизительный размер.
Не знаю, как выглядят эти фигурки из наборов, у меня получилось так:
Жара! Недаром есть байка, что моделирование - это зимний вид увлечения.
Продолжаю обзор. Фиш-балка. Фиш-балка "Васы" была поднята со дна моря: она 5,85 метров длины, 24 на 27 см в поперечнике. Ее концы сделаны так, чтобы её можно было использовать с любой стороны корабля. На обоих концах есть поперечный паз под прямым углом к оси, за который она крепится канатом к палубе, и поперечный косой паз под углом 20 градусов, за который крепят тали.
В масштабе 1:75 длина балки 7, 8см. Взял 8см.
К палубе не крепил. Надо будет ещё сделать обвязку талей. А это лучше сделать на свободной балке на столе. Вообще-то на корабле положена одна фиш-балка, которую при необходимости переносили с борта на борт. Для красоты сделал две.
Владимир, приветствую! Красиво выходит... Но я с ...напоминанием - на фото с оригинала явно просматриваются остатки пятнерса фок-мачты. На твоей модели пятнерса, пока, нет. Надеюсь - ты о нем не забыл ?
Павел пишет: Если не трудно,не поможете ссылкой на дискуссию о расположении шпигатов.
Привет, Павел! Продублирую дискуссию здесь. Может ещё кому-то пригодится.
Я предложил ещё двум строителям: "Михаил (Schkiper) и Константин (Konst) предлагаю рассмотреть и обсудить ТРИ варианта мест расположения шпигатов."
Предложение Нильсона:
Согласно книге Ландсрёма:
Согласно чертежу из книги Хоккера:
"Ваше мнение? Обсуждаем только место установки. С конструкцией вроде бы более-менее ясно. "
Наложен на корпус муляж шпигатов.
Константин поправил эскиз, его предложение:
Верхний ряд - все на своих местах; - средний ряд - №1 - просится влево и выше бархоута; №2 - выше бархоута; №3 - вправо и выше бархоуты; №4 - на своем месте; - нижний ряд - №1 - просится в право; №2 и №3 - на своих местах.
Этот вариант был принят за основу.
Руслан указал, что на оригинале верхние крайние левые два шпигата врезаны в бархоут.
Привожу резюме по врезке шпигатов (Мнение Константина с которым я согласился):
"Владимир Федорович! Лично я так и расположил-бы. Что на счет "врезать в бархоуты"... - сдается, что в таком масштабе наглядности (близости к оригинальному расположению) не добиться. Да и резаный бархоут как-то не то. Единственное - наверно размеры шпигатов надо уменьшить соразмерно ширины рейки. "
Пока всё, что успел через обед. Продолжение вечером. Там вылезли вопросы по сливам от помп, где и что.
Павел, вот продолжение. Вопросы выделены курсивом.
Владимир Федорович, не в курсе что это?
Шпигаты самого нижнего ряда должны выступать чуть больше (наскоко???), чем остальные шпигаты, т.к. на каждый из них надевается элемент R.
И еще - а это что за порт?
Или наметить его ... (как бы в закрытом состоянии)
Ответы в порядке поступления. Это слив с помпы (Ландстрём, стр 137) и рисунки. Расположение - район второго от кормы порта
Теперь о количестве помп на "Васа" (тоже был спор)
R - однат большая помпа, состоящая из свинцовой трубы в деревянном корпусе, которая раздваивается в верхнем конце на два слива воды через две трубы на верхней батарейной палубе между грот-мачтой и кнехтом; рукоять помпы не сохранилась.
Z - свинцовая помпа, как и предыдущая, защищена корпусом их деревянных досок, одна по ЛЕВОМУ БОРТУ; другая помпа стояла на ПРАВОМ БОРТУ в этом же месте.
Сливы как слева, так и справа. Количество помп получается - 3-и штуки.
Одна из полностью сохранившихся помп.
Вырисовывается такой окончательный вариант размещения "крестиков-ноликов". Обозначил: s - scupper (шпигат) p - pump discharge (слив помпы)
Шпигаты самого нижнего ряда должны выступать чуть больше (наскоко???), чем остальные шпигаты, т.к. на каждый из них надевается элемент R.
R- рукава из парусины, прикрепленные к самым нижним шпигатам, для предотвращения попадания воды внутрь при крене корабля. Думаю, что в нашем масштабе это не будет заметно.
Теперь ответ на второй вопрос про порт обведенный овалом.
Это световой люк констапельской, где хранились картузы в пороховых бочках. Через люк в полу констапельской можно было попасть в пороховой погреб. Т.К. порох штука опасная, то этот люк был для освещения констапельской, когда юнги там шили картузы и заполняли их порохом. Его все просто намечают. На всех моделях он закрыт. Во всяком случае. я не встретил модель с открытым люком констапельской.
Надеюсь я полностью ответил на поставленные вопросы.
Павел пишет: Насколько я понял они должны сильнее выступать над обшивкой, чтобы надевать рукава?
Да, Павел. Если будете делать рукава, то собирайте конструкцию с рукавами до установки на борт. Потом это вылазит в головную боль. А посему от рукавов отказался. Выглядят на модели, как некоторая использованная интимная штука.
Привет Владимир, А на самой Вазе, разве эти шпигаты,никак не обозначены?...по идее дырки от них должны были остаться,независимо от состояния обшивки.... мне не совсем понятно почему такой вопрос возник,о месте их расположения?... наверное я чего упустил из обсуждений... С Уважением.
Кирилл Шабанов пишет: А на самой Вазе, разве эти шпигаты,никак не обозначены?...по идее дырки от них должны были остаться,независимо от состояния обшивки.... мне не совсем понятно почему такой вопрос возник,о месте их расположения?..
Привет, Кирилл! Они есть на оригинале. Только рассмотреть их все по фоткам не получается. А в литературных источниках (см. выше) имеется разбежность по местам врезок. Китовые схемы от OcCre и Corel различаются, а на схемах Billing вообще их нет. А участники, которые подняли вопрос, как раз собирают Киты. Вот поэтому и возник вопрос. А Павел вспомнил об об этой дискуссии. По моему мнению, это произошло из-за невнимательности авторов публикаций к таким мелочам. Но это сугубо моё мнение.
Владимир Привет, понятно... а то подумал,как то странно...вроде корпус в музее,чуть ли не пощупать можно,а где шпигаты должны быть...обсуждается...а оно ,вон что...Ландстрем даже рукава/"клапана" нарисовал...эти детали не упустил... а что по книге? новости какие есть?
Имеется разночтения по количеству и типам орудий на "Васа". 1. Популярный источник Википедия: Общее число орудий64 орудия, из них: 48 × 24-фунтовых орудий; 8 × 3-фунтовых орудий; 2 × 1-фунтовых орудия; 6 × мортир (калибр не указан) https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E0%E7%E0_(%EA%EE%F0%E0%E1%EB%FC)
2. Что пишет Ландстрём:
"Я говорил, что на "Васу" сначала предполагалось установить 32-а 24-фунтовых орудия на одну батарейную палубу. Самый старый из известных документов по её вооружению имеет дату 1627г (Clason, Tidskrift Sjovasendet). В нем упоминается 36-ть 24-фунтовых и 24-е 12-фунтовых, 8-мь 48-фунтовых бомбард и 10-ть заряжающихся с казенной части вертлюжных пушек. Согласно этого списка в кормовой части кают было сделано четыре круглых орудийных порта. По этому же источнику, в 1628 году был составлен другой план вооружения (т.к. появилась дополнительная палуба), в этот раз с 30-ю 24-фунтовыми и 30-ю 12-фунтовыми и другими более мелкими орудиями. Когда "Васа" отплывала, на ней стояли 48-мь 24-фунтовых, 8-мь 3-фунтовых, 2-е 1-фунтовых и 6-ть бомбард".
Имеем совпадение по количеству орудий с Википедией. Но что скрывается за выражением "и другими более мелкими орудиями"?
Ствол 24-фунтового орудия по рисунку Ладстрёма получается длиной 3 метра.
3. Источник Клайтон Джонсон. а) Его модель "Васа" в масштабе 1:50 признана дирекцией музея в Стокгольме как "наиболее точная в мире". б) В 2011 году ему было сделано предложение от дирекции музея изготовить артиллерию для музейной модели, та которая в масштабе 1:10. Стволы он сначала вытачивал из дерева, а затем делал отливки.
(Для экономии места ссылки на источник нанесены на фото) По типам: 18 и 19 апреля 2011г макеты орудий были установлены на музейной модели.
Он также приводит схематические в масштабе чертежи этих макетов.
У него 24-фунтовка также длиной 3м.
Использование 3-фунтовых длиноствольных кулеврин выглядит логичным решением (а правильным или нет это другой вопрос). Моделисты, которые подошли к стадии такелажа, в частности Matti, столкнулись с конфликтом орудий и вант. На фото видно, что предлагаемая КИТами пушка, первым выстрелом снесет ванты фок-мачты.
Длиноствольная кулеврина в принципе решает эту проблему.
По расчету количества орудий у Клайтона такая картина: - на квартердеке 2 шт 1-фунтовых. - 8 шт 3-фунтовых кулеврин ( 2-е в районе вант фок-мачты, 6- грот-мачты), - 6 шт 20 фунтовых мортир. Итого на верхней палубе 16 орудий. Всё сходится.
На средней орудийной палубе 24 шт ТЯЖЕЛЫХ 24-фунтовых пушек. и на нижней 28 шт 24-фунтовых пушек. Итого 52 шт орудий. Вроде перебор. Но если принять во внимание ремарку Ландстрёма, что на нижней батарейной палубе у 1-го и 3-го портов стояли пустые запасные лафеты, то 52 - 4 = 48шт. и тогда арифметика сходится.
ЛАФЕТЫ пока не затрагиваю. Это будет часть №2. Всё сразу не влезло. Там тоже есть свои тараканы.
Привет, Спасибо за инфу!очень все подробно и понятно! Про модель Клайтона,тож интересная информация,то то я заметил,что на него на вазовском форуме постоянно ссылаются...вон оно что!... а у него есть ,как это сказать, галлерея, что ли,где его модель можно хорошо рассмотреть? Успехов!!!
Спасибо! да , кстати, не помню,говорил или нет...здесь можно глянуть вариант реконструкции такелажа вотивной модели ... ну эт я к тому,что такелаж Вазы,бегучий по крайней мере,тож " чистой воды" чей то полет фантазии,с конкретной привязкой конечно к историческим реалиям, то и этот вариант ,выполненный очень на мой взгляд грамотно(если брать за основной источник информации Андерсона),можно использовать как альтернативный вариант при вооружении модели Вазы такелажем,или какие полезные детали порассматривать... http://www.modelships.de/Stockholm_Galleon/Photos-votive-ship-Storkyrkan-Stockholm.htm хотя вполне вероятно,авторы такелажа и этой модели и модели Вазы в музее могут быть одни и теже... ))
Кирилл, я знаю про эту модель. Над ней работало трое, один из них засвечен на голландском форуме с ником JanV. К сожалению форум небольшой и нет англицкого. А в фладманском я не копенгаген. Фотки себе ещё тогда сохранил. Такелаж придется копировать с других сайтов, есть подборка с датских, немецких и новозеландских форумов. Плюс книги - вообщем, доживем и будем думать.