Karopka

Крейсер 2-го ранга БОЯРИН

Автор: КОС1904 Размещено: 27.10.2022 · Алексей Лежнев 5 001 просмотров
Производитель:
самодел
Тип техники:
Военные
Масштаб модели:
1:350
Тип двигателя:
Уголь-паровые
Страна-производитель:
СССР–Россия

Официальная закладка крейсера состоялась 24 сентября 1900 года. Еще до этого, в первых числах сентября, наблюдающим за постройкой крейсера был назначен капитан 2 ранга В. И. Литвинов26 мая 1901 года состоялся спуск «Боярина» на воду, при этом не обошлось без скандала: корабль являлся собственностью датской фирмы и поэтому на нем не было российского экипажа, что нарушало военный ритуал поднятия флага.

По мнению некоторых историков, в работу Морского технического комитета вмешалась вдовствующая Императрица Мария Федоровна, датская принцесса, убедившая Николая II заказать у неё на Родине крейсер для Российского флота[1

После спуска крейсера на воду его командиром был назначен капитан 2 ранга В. Ф. Сарычев, вернувшийся недавно из Китая после участия в подавлении Боксёрского восстания. Известен как командир мореходной канонерской лодки «Гиляк» в битве за форты. Из-за своей боевой диспозиции «Гиляк» наиболее тяжело пострадал от огня китайских батарей — потери его экипажа составили почти половину из 119 человек убитых и раненых в этом бою на судах союзников[15]. Один из снарядов пробил навылет мачту, другой попал в кочегарку, частично нарушив работу машин, третий пробил корпус ниже ватерлинии и вызвал взрыв и пожар в носовом снарядном погребе[16]. Всего в этом бою канонерская лодка потеряла 8 членов экипажа убитыми и 48 тяжелоранеными (по другим сведениям — 45[15]), из которых большинство были сильно обожжены и 17 скончались позднее.Несмотря на потери и разрушения, офицеры и матросы «Гиляка» под командованием Сарычева продолжали одновременно спасать свой корабль и обстреливать китайские форты из кормовых орудий, действовавших в течение всего боя. При этом командир, лично наводил 120-мм орудие[18]. Когда справились с пожаром, вновь заработала и носовая артиллерия. Снаряды для главного калибра матросы доставали, ныряя в затопленный погреб. Позднее Сарычев отмечал в рапорте: «снарядов подавали даже больше, чем требовалось».

13 мая 1903г крейсер бросил якорь в Порт-Артуре, сразу включившись в маневры Первой Тихоокеанской эскадры. В декабре 1903 года «Боярин» в связи с накалившейся военно-политической обстановкой был отправлен в порт Чемульпо для несения там стационерной службы. 30 декабря на рейд этого корейского порта прибыл «Варяг», и надобность в «Боярине» отпала. По приказу капитана 1 ранга В. Ф. Руднева крейсер отправился в Порт-Артур.

25 января (7 февраля1904 года, накануне нападения японцев, «Боярин» в паре с «Баяном» отбыл свою очередь дежурства. 26 января (8 февраля1904 года стоявшая на рейде Порт-Артура Первая Тихоокеанская эскадра была атакована японскими миноносцами. После подрыва броненосцев «Цесаревич»«Ретвизан» и крейсера «Паллада» адмирал О. В. Старк послал вдогонку за японцами крейсеры, в числе которых был и «Боярин». С рассветом был замечен миноносец, по которому был открыт огонь. Миноносец оказался «Сильным», на котором ничего не знали о начале войны. С крейсера принесли извинения за стрельбу и сообщили о начавшихся военных действиях.

После 8 часов «Боярин» вернулся в Порт-Артур, однако по сигналу командующего вновь вышел при появлении на горизонте неприятельских крейсеров. После их ухода «Боярин» маневрировал на внешнем рейде в ожидании дальнейших распоряжений, которые не заставили себя долго ждать: крейсер был отправлен в разведку. Обнаружив шесть броненосцев и девять крейсеров противника, «Боярин» с расстояния 40 кабельтовых произвел три выстрела и полным ходом направился в Порт-Артур с поднятым на мачтах сигналом о замеченных японских кораблях. Во время последующего за этим боя «Боярин» держался в стороне, не получив попаданий.

В 17.30 «Боярин» получил приказ сопроводить минный транспорт «Енисей» до места постановки последним минных заграждений (бухта Талиенван). Крейсер выполнил указание вернулся в Порт-Артур к 22 часам. 29 января (11 февраля1904 «Енисей» подорвался на собственной мине, но с русских позиций услышали беспорядочную стрельбу и передали, что минный транспорт атакован и возможно, потоплен японскими миноносцами. На помощь «Енисею» был отправлен «Боярин» и 4 миноносца, причем командиры этих судов были предупреждены о возможном заграждении минами района бухты Талиенван. В 16 часов крейсер оказался на линии недавно поставленного минного заграждения и 16.08 подорвался на мине. Взрывом было убито десять матросов и крейсер сразу погрузился в воду до иллюминаторов. Подведение пластыря привело лишь к увеличению крена. Экипаж начал покидать корабль, перебираясь на миноносцы. Командир В. Ф. Сарычев последним покинул судно, которое казалось гибнущим. Впоследствии он отмечал:

Приказания мои исполнялись безукоризненно и спокойствие команды было примерное; большинство взяли с собой винтовки.[3]

На следующий день в бухту Талиенван были посланы миноносцы «Выносливый» и «Грозовой» задача которых заключалась в поиске и спасении «Боярина». Они обнаружили крейсер приткнувшимся носом к берегу и начали обследование места аварии. Состояние корабля «не оставляло сомнений в возможности его спасения». Было принято решение о продолжении спасательной операции на следующий день, 31 января. Пока миноносцы направились в Дальний для организации спасательных работ.

Ночным штормом «Боярин» был сорван с мели и подорвался на нескольких минах. Прибывшие миноносцы его на месте не обнаружили и доложили командующему Тихоокеанской эскадрой о гибели корабля. Через несколько дней крейсер был обнаружен лежащим на дне в сорока метрах от берега. Никаких мер к его спасению ввиду последующей блокады крепости не предпринималось.

Командир В. Ф. Сарычев был признан виновным в преждевременном оставлении поврежденного крейсера. Дальнейшая его служба в осажденной крепости проходила на берегу где он героически командовал морскими батареями обороны входа на внутренний рейд Порт-Артура.

 

Модель строилась чуть больше месяца,  Корпус ПВХ, палуба-шпон ольхи, надстройки и люки сделаны из аллюминевых жалюзей. Был использован набор фототравления для комбриговского Боярина. Стволы орудий выточены из гвоздей с последующим их чернением, шлюпки отлиты из смолы. Рангоут- из велосипедных спиц, такелаж -капроновая нить разных диаметров. Окрашена модель нитро красками из баллончика. Кстати шлюпки и всякая мелочевка белого цвета окрашивалась обычным корректором и результат понравился мне больше, чем  тамиевским акрилом, дешевле в 10 раз и прокрашивается за 1 раз, тамией  2-3 раза приходилось красить. Модель хотел изобразить в музейном стиле, поэтому столько всякой блестящей мелочи.

 

Оценки

98,26 из 100
Исполнение: 99,27 Окраска: 99,21 Матчасть: 99,11
33 голосов Все оценки

Войдите, чтобы оценить работу.

Комментарии (42)

Изегмундыч Изегмундыч

Спонсор

На сайте с 09.02.2012

43     634

Красиво! Мои поздравления!

Сергей Ткачук Сергей Ткачук

Спонсор

На сайте с 17.05.2008

10     765

Работа проделана большая, качество на высоте. Только фок мачта наклонилась к носу.

Алексей Алексей

На сайте с 05.01.2019

6     4

Ух, красавец какой!

иван иван

На сайте с 14.03.2020

0     156

больше месяца строилась???? круто!!!!модель шикарная

Старпом Старпом

На сайте с 21.08.2015

11     28

Мои поздравления. И галерея конечно.

Алексей Лежнев Алексей Лежнев

Спонсор

На сайте с 26.10.2009

30     16911

Уважаемый Автор!

По самой модели выскажусь чуть позже - при подведении итогов обсуждения ( ну, выбрал я для себя такую методику), а вот по бездумному цитированию из Вики......

......Подведение пластыря привело лишь к увеличению крена......

Не проще ли просто дать ссылку, а про историю корабля рассказать своими словами? Ведь строили-то Вы его не по Википедии (тьфу, прошу меня извинить за нецензурное слово).

С Уважением, Алексей.

Борис Волконский Борис Волконский

На сайте с 01.02.2012

43     1182

Хорош "Боярин". Шлюпки отличные, Про фок-мачту уже сказали и тем более досадно,что она из металла. Выправить нет возможности?Наклон-то не большенький,может попробовать?А? А в остальном- Белый шар.

Сергей Сергей

На сайте с 02.08.2013

12     567

Красивая работа, понравилось! Но опять леера идут не в стык к корпусу. А травленые детали сейчас не красят, это фишка такая сейчас?

Алексей Лежнев Алексей Лежнев

Спонсор

На сайте с 26.10.2009

30     16911

А травленые детали сейчас не красят, это фишка такая сейчас?

Так в пояснительной об этом написано.

С Уважением, Алексей.

Сергей Сергей

На сайте с 02.08.2013

12     567

Зачем? Ведь не реалистично.

КО
КОС1904

На сайте с 24.04.2016

52     1063

Хочу поблагодарить всех за отзывы. По поводу фок мачты заметил ее наклон только после замечаний, вроде немного удалось завалить ее назад. Хорошо что такелаж сделан был из эластичной нити, а так бы пришлось много переделывать. Про разные блестящие детали писал в описании к модели, хотелось, что-то в музейном стиле. Может и не реалистично, но смотрится модель красивее. Про леера честно говоря не понял. О описании истории корабля своими словами, если честно то лень набирать то, что уже написано. Во всей короткой истории крейсера, меня поразило поведение капитана. Ведь видно что он трусом не был, а корабль свой так бездарно погубил. В то же время капитан Енисея предпочел остаться на корабле и отказался его покидать и погиб вместе с ним, хотя его гибель была абсолютно бесполезна, его корабль все равно был обречен и живым он принес бы больше пользы для страны. Вот такие крайности были на той войне.

Фидель Фидель

На сайте с 22.03.2014

109     12098

Отличная работа!

Ivens Ivens

На сайте с 25.08.2022

2     56

Отлично сделано!

Aladeen Aladeen

На сайте с 20.02.2020

45     2

Самодел за месяц - круто! Не трогая матчасть несколько придиризмов по окраске. Судя по фото, стеньги и гафель были черными, якорная цепь - белая, а кожухи вентиляторов - желтыми (палевыми). Вопрос вызывает черная ватерлиния.

КО
КОС1904

На сайте с 24.04.2016

52     1063

Самодел за месяц - круто! Не трогая матчасть несколько придиризмов по окраске. Судя по фото, стеньги и гафель были черными, якорная цепь - белая, а кожухи вентиляторов - желтыми (палевыми). Вопрос вызывает черная ватерлиния.

Да, Вы правы. Стеньги и гафель судя по фотографиям действительно были черными, Вентиляторы наверное желтыми, Якорная цепь в разное время была как черная так и белая. Ватерлинию сделал как на этой модели, возможно что и неправильно.

Ul
Ulyss227

На сайте с 27.06.2012

0     73

А стоило ориентироваться на модель с крашеными стволами орудий?

Сергей Сергей

На сайте с 02.08.2013

12     567

Стойки под леера должны стоять в стык с палубой.За стойками не должно быть палубы

КО
КОС1904

На сайте с 24.04.2016

52     1063

Возможно что и не стоило, но мне такой вариант понравился.

КО
КОС1904

На сайте с 24.04.2016

52     1063

Стойки под леера должны стоять в стык с палубой.За стойками не должно быть палубы

У меня они и стоят встык с деревянной палубой. а на представленном фото это толщина шпона создает такой эффект. Вот на этом фото возможно видно лучше.

Андрей Захаров Андрей Захаров

На сайте с 30.06.2009

23     1386

Очень понравился "Боярин"!

Игорь Ушаков Игорь Ушаков

На сайте с 31.12.2011

83     3117

Евгений и Михаил Пилипенко Евгений и Михаил Пилипенко

На сайте с 05.03.2015

85     4

Шпон ольхи как крепили к палубе из пвх?

Александр Филатов Александр Филатов

Спонсор

На сайте с 15.07.2010

62     482

КО
КОС1904

На сайте с 24.04.2016

52     1063

Шпоновые палубы на все свои модели клею на клей Момент.

Vxodnoi Vxodnoi

На сайте с 03.06.2017

10     2035

Константин, Поздравляю! Опять редкая модель прототипа и за такой короткий период! Безусловно очень понравился "Боярин" ! Пожалуй, не зная мат-части прототипа я осмелюсь сказать что- "Галерея" от меня прозвучала-бы не единожды раз! Очень понравился "Боярин"
Из "придиризмов"- разве что "цепные труб-штаги" Ну "переразмеряны" они Константин! Откажитесь на следующих своих моделях от "цепей" на труб-штагах в пользу нити условно показывающие этот элемент. Или -же воспользуйтесь советом Владимира Ильина делать "мелкие" цепи из одной проволочки вытянутой из латунных сеточек для фильтров. Да и нити такелажа из капроновой нитки все-таки "толстоваты". Но это уже не "придиризм" а мое личное мнение которое может не совпадать с мнением автора! А автор - ПРОСТО МАСТЕР!И молодец! Порадовал нас ещё одной моделью Русского Императорского флота!
С Уважением- Александр.

Pavel_A Pavel_A

На сайте с 17.04.2022

23     645

ШИКАРНО. Нет слов!

КО
КОС1904

На сайте с 24.04.2016

52     1063

Спасибо коллеги за отзывы. Александр по поводу цепных бакштагов на трубах согласен переразмерены но тоньше не получается, пробовал несколько раз, а нити на такелаже не согласен, это специальные эластичные нити для 350 масштаба, они очень тонкие, тоньше волоса раза в два, без бинокулярных очков я их просто на модели не вижу, хотя на фото сам удивляюсь что так получается. Захожу на Вашу стройку Кузнецова, вот где работы непочатый край. Еще раз спасибо всем за отзывы. Начал наконец владивостокский крейсерский отряд и по традиции Рюрик будет первым.

КО
КОС1904

На сайте с 24.04.2016

52     1063

Александр Щерба Александр Щерба

На сайте с 06.01.2018

15     32

Здравствуйте!

За такой короткий срок. такую модель сделать с нуля! Ай да молодец!

КО
КОС1904

На сайте с 24.04.2016

52     1063

По поводу клея Момент это не цианокрилат, а типа что то 88 клея. Я наношу клей на модель и шпоновую палубу, жду минут 20, а затем накладываю палубу и плотно прижимаю к модели

Дмитрий Иванов Дмитрий Иванов

На сайте с 21.04.2013

97     42

Классный крейсер! С удовольствием просмотрел и прочитал историю.

СССР 76 СССР 76

На сайте с 30.12.2013

4     0

Михаил Полоцкий Михаил Полоцкий

На сайте с 13.02.2021

10     68

Очень красивая модель. Здорово сделан такелаж, и окраска мне нравится. Я некрашеные детали фототравления не люблю, но это скорее вопрос эстетике и личного пристрастия. Подставка кстати очень хорошо подходит к модели. Короче, поздравляю с завершением! К истории оригинала: да, вообще глупо погиб корабль. Но чего только на войне не бывает... про эту историю очень хорошо писал"Андрей из Челябинска" на topwar.ru

Юрий Флоров Юрий Флоров

На сайте с 19.10.2010

143     3312

Отлично смотрится!Ты как всегда ввергаешь меня в ступор свой скоростью работы без ущерба качеству. И вообще чудо из чудес - а шлюпки не зачехлены и в них есть вооружение!

КО
КОС1904

На сайте с 24.04.2016

52     1063

Спасибо коллеги за отзывы, моя коллекция пополнилась очередным кораблем и пошла на третий десяток. С очередной моделью прийдется повозиться дольше, думаю месяца два.

Алексей Лежнев Алексей Лежнев

Спонсор

На сайте с 26.10.2009

30     16911

Модель станет достойным украшением нашей Галереи!

С Уважением, Алексей.

Юрий Рассохин Юрий Рассохин

На сайте с 16.08.2010

16     3617

Да, лучше не скажешь - достойное украшение Галереи. Как это можно сделать за месяц?
С уважением, Юрий.

КО
КОС1904

На сайте с 24.04.2016

52     1063

Да по сути моя сборка самострой не очень отличается от изкоробочной сборки, ведь у меня мелочовка такая как шлюпки, световые люки, шлюпбалки, вентиляционные раструбы и многое другое налито из смолы на очень много моделей. Единственное это корпус самодельный и это для меня самое интересное в работе над моделью. А в случае с Боярином еще и был набор с фототравлением к нему. Да и времени сейчас свободного много. Я тут за неделю пол Рюрика забабахал и сам не заметил. Как сделаю интересно будет сравнить с комбриговским. Еще раз спасибо всем за внимание к моим моделям.

deLoro deLoro

На сайте с 07.10.2007

16     3052

Опять к шапошному разбору. Константин, поздравляю с пополнением Нашей галереи ещё одной замечательной моделью!

КО
КОС1904

На сайте с 24.04.2016

52     1063

Опять к шапошному разбору. Константин, поздравляю с пополнением Нашей галереи ещё одной замечательной моделью!

Спасибо, стараюсь и не ленюсь.

Fedot Fedot

На сайте с 07.03.2007

7     2405

Достойно, очень достойно, особенно для 350-го масштаба! С первого взгляда думал 200-ый масштаб! А Ваша продуктивность, как всегда, поражает! Просто хочется застрелиться от стыда со своими темпами стройки "Памяти Азова"!
Одно сильно смущает, зачем Вы оставили эти лишние нижние элементы леерных ограждений???

КО
КОС1904

На сайте с 24.04.2016

52     1063

Спасибо,насчет продуктивности 350 не идет не в какое сравнение с 200 масштабом.В 200 уже так не схалтуришь, да и Ваше внимание к мелочам поражает. По леерному ограждению, так оно было в наборе к Боярину и насколько я знаю на всех наборах леерное ограждение так и дается, как пример Варяг или Новик. Позднее когда стали выпускать леера отдельно, знаю было много претензий от моделистов, что нету снизу ничего а стойки отдельно.

Войдите, чтобы оставить комментарий.