Сверхмалая подводная лодка Дельфин-1
- Производитель:
- Микромир
- Тип техники:
- Военные
- Масштаб модели:
- 1:35
- Тип двигателя:
- Дизель-электроходы
- Прочее:
- Подводные лодки
- Страна-производитель:
- Германия
Публикуется впервые.
Все свои модели я делал для подводных лодок, так или иначе принимавших участие в боевых походах. Именно батальное прошлое и подогревает интерес к работе над такими вещами. Но на сей раз представляю вашему вниманию свою первую модель небоевой подлодки, которая не пошла дальше испытаний. Решил я сделать ее потому, что увлекаюсь моделями с интерьером, а тут Микромир как раз и «подбросил» такую возможность. Думал, соберу Дельфинчика по-быстрячку и займусь чем-нить серьезным. Не тут-то было! Взял я набор с так называемой прозрачной половиной. На коробке еще написано, что это ограниченная партия. Типа спешите видеть! Я очень надеюсь, что эти «прозрачные» половины так и останутся в ограниченной партии. Как говорится, молодая была немолода: прозрачную боковину можно выбросить сразу, через этот мутный пластик ни черта не видно. И это еще полбеды. Второй сюрприз: какие-то странные детали внутрянки: не все в масштабе, креслице какое-то хилое (в нем кошка поместится разве что), дали зачем-то танковый персикоп (!?), ну и т.п. Согласен с мнением Jokker, что если эту внутрянку собрать по инструкции, то туда никто не сядет. Обидно, что при хорошем качестве самих деталей (в том числе и травленки), в куче это все не работает. И я понял, почему народ представляет эти Дельфины в вариантах без интерьеров: просто не могли нормально собрать. Но поскольку интерьеры – моя слабость, эти все трудности меня не остановили J. В Сети и справочниках инфы по Дельфину очень мало. Но может, оно и к лучшему – больше простора для творчества. Поэтому делал я модель, как говорится, по мотивам… За основу я взял проект Дельфина-1 по Росслеру (E.Rossler. TheU-Boat: TheEvolutionandtechnicalhistoryofGermansubmarines). В той лодке в качестве двигательной установки в корму тупо вставлена хвостовая часть торпеды. Меня это техническое решение завело J. Купил у того же Микромира торпеду, отрезал моторный отсек и засандалил его в лодку. По кабине сделал следующее: из коробки использовал пол, компенсационный бак (на нем сидит водитель, бак компенсирует объем фонаря над водителем), рычаги (расставил их по-другому) и травленку (панель приборов, накладки педалей, ремень безопасности и крепежные ленты баллонов). Все остальное доделал сам: рычаг управления перед креслом водителя, само кресло водителя, баллоны со сжатым воздухом (китовые оказались в два раза больше, чем нужно) и вставил общий вал для передних гидропланов. От педалей протянул тросы управления кормовыми горизонтальными рулями к тягам на валу за аккумуляторами: как видите, тяги установлены на валу на 180 градусов друг к другу, чтобы левая и правая педали вращали в разные стороны, рули будут соответственно подниматься или опускаться. Еще важный момент: за фонарем водителя высится труба, похожая на перископ. Но это не перископ, а воздухопровод, оборудованный шнорхелем. И от него внутри лодки идет воздуховод к водителю, чтобы он дышал непосредственно чистым воздухом. Интересно, что эта идея используется издавна – в той же Черепахе Бушнелла! И такую примечательную деталь упустили разработчики Микромира…. Короче, сделал я, конечно, этот воздуховод и присобачил, где надо (его видно на одной из фотографий). Ну и главное: изготовил я три аккумулятора и установил за креслом водителя. Это предмет моей особой гордости! Инфы по аккумуляторам практически нет, изображений вообще нет…. Надыбал только, что в Дельфине применялись батареи вроде как от торпеды, но адаптированные и назывались они 8 MAL 210. Такие же применялись на Зеехунде. Очень долго искал что-то еще, но тщетно. И вот, наконец, совсем недавно набрел на англоязычный ресурс , в котором объясняется, что эти аккумуляторы 8 MAL 210 состояли из 5 банок батареи 17Т, применявшейся на торпедах G7e. Только банки эти снабдили усиленными пластинами, которые позволили увеличить емкость аккумулятора. Еще нашел я хорошую деталировку по Зеехунду, правда аккумуляторы там показаны очень обще. Но все же удалось получить хотя бы силуэт и общие размеры этих аккумуляторов. Этого оказалось достаточно, чтобы изготовить три таких батареи для Дельфина. Одну батарею (левая верхняя) я сделал съемной, для наглядности. Можете увидеть ее на одной из фоток. Делал из алюминиевого квадратного прутка 10х10мм на фрезерном станке Проксон. Крышки банок покрасил условно в синий и красно-коричневый цвета. Просто, чтобы как-то оживить внешний вид батарей. На самом деле, насколько я мог понять из ролика по какой-то музейной торпеде, банки особым цветом не выделялись. Как оно было именно в 8 MAL 210, не знаю. Удовольствия получил от этой истории море!
По поводу окраски. Делалась опять же «по мотивам», т.к. точных данных нет, а есть только пара мутных ч/б фоток. Волевым решением выбрал для корпуса светло-серый (RAL7001), все остальное – по наитию. «Салон» покрасил белым, как это обычно принято в субмаринах. К тому же, на белом фоне хорошо просматриваются детали интерьера. Красно-белыми полосами фонаря и воздухозаборника, изображенными на коробке, заморачиваться не стал. Так же, как и всеми этими смывками, фильтрами и т.п. Сделал окраску под чисто «музейный экспонат». В результате получилось довольно жизнерадостное создание J.
Историческая справка.
Не буду утомлять долгими экскурсами и ТТХ, все это есть в инете и многократно повторено практически у каждой выставленной модели. Лишь кратенько напомню, что было построено всего 4 Дельфина в конце 1944 года и все опытные. Предлагались различные варианты двигателей: целый моторный отсек торпеды (как раз это и реализовано в моей модели), отдельно двигатель торпеды, установленный в корпусе субмарины, и дизель-мотор замкнутого цикла. Примечательно, что это была ныряющая лодка, не имевшая балластных цистерн и баллонов с воздухом высокого давления. Погружение (до 30м) предполагалось осуществлять только динамическим способом. Конечно, это значительно упростило конструкцию и управление лодкой. Планировалось 2 варианта использования Дельфинчиков: (1) лодка тащит за собой буксируемую плавучую мину и затапливает ее под целью. Для этого варианта на конце гребного вала (за винтом) имеется буксировочное кольцо; (2)лодка запускает прикрепленную под корпусом торпеду. Эти варианты отражают факт напряженного поиска способов использования сверхмалых лодок. Если англичане больше склонялись к минной тактике, а итальянцы – к торпедной, то немцы так и не пришли к однозначному решению. Почти все их сверхмалые субмарины конструировались с возможностью применения обоих вариантов. Но все же в большинстве случаев в реальных боевых условиях немецкие миджеты применяли торпедные атаки. Завершая историю этих лодок, отметим, что один Дельфин погиб на испытаниях при столкновении с судном обеспечения, остальные три немцы взорвали 1 мая 1945 года в базе.
Оценки
Войдите, чтобы оценить работу.
Комментарии (27)
На сайте с 29.01.2010
68 2906
Интересная моделька получилась!
Очень понравились аккумуляторы, да и вообще аккуратно исполнено.
Не понравилась шагрень при покраске.
Думаю, стоило разделить границу внутренней и наружной частей красным цветом на линии разреза - это еще больше оживило бы модель.
На сайте с 27.04.2012
9 21
Да, я тоже думал насчет красного раздела. Обычно я так и делаю. Но в этой модели, мне кажется, это будет неуместно: красная окантовка на серо-голубом фоне.... Какой-то рот получится. Не решился я. Хотя это как раз никогда не поздно сделать. Насчет шагрени скажу честно: попалась неудачная краска, какая-то глянцевая и "толстая", не ложилась тонким слоем. Я так навозился с матчастью, что не було никакого настроения перекрашивать. Матовый лак на пробном куске трескал краску. Поэтому я "припудрил" поверхность распылом с дальнего расстояния (примерно 80см), чтобы создать шагрень и заматовать глянец. Музейные экспонаты выглядят не лучше.
На сайте с 12.10.2011
5 308
А если границу не красным, а стальным покрасить?
На сайте с 28.12.2010
13 245
Замечательная модель, особенное уважение за терпение и качественный перепил лодки.
Успехов в дальнейшем творчестве!
На сайте с 03.08.2010
21 1145
Добрый вечер!
Что не понравилось - уж слишком гладко покрашено снаружи.
Что понравилось - то, о чем автор написал в статье. Работа, даже и не говорю, а особенно - ее дух.
Безусловно, категории против-за относятся, как 1:1000000.
За Галерею!
Респект и Успехов.
На сайте с 24.03.2007
35 1034
А продольный шов специально оставлен?
На сайте с 27.04.2012
9 21
Да, специально. Опять-таки фотографий и чертежа реала нет. В книге В.Щербаков "Пираньи Гитлера. Сверхмалые подводные лодки третьего рейха" (Москва, Эксмо, 2009 г.) автор пишет (стр. 64-65) о том, что корпусные детали Дельфина изготавливались по автомобилестроительным технологиям из заготовок штампованной стали толщиной от 2.5 до 4 мм. Из этого я сделал вывод, что швов должно быть много, а уж продольный, так точно: штампуются половинки и свариваются. А как иначе? Не забывайте, что в это время у немцев не было времени на всякие там технологические изыски. Штампанули, сварили и ауфвидерзеен. Если кто-то понимает точно, что такое автомобилестроительные технологии, подскажите, пожалуйста, буду благодарен. Я сделал так, как я понял, как инженер.
На сайте с 27.04.2012
9 21
Тогда эта граница не будет видна так же, как и сейчас. Особенно на фотках. Поэтому смысла нет. Понимаете, самая большая толщина корпусной стали этой лодки 4мм (центральная цилиндрическая часть). Значит, в масштабе 1:35 толщина "границы" должна быть порядка 0.1мм! Для пластиковой модели это совершенно нереально. У Микромира толщина находится в пределах 1-1.5мм. Они не планировали разрез, а предполагали смотреть внутрь через сплошную прозрачную половину. Я очень на эту половину расчитывал, меня именно эта мысль и "завела". Но увы, прозрачность там стремится к нолю. Пришлось резать, как обычно. Но толщина корпуса-то на это не расчитана! Если я эту границу подчеркну контрастным цветом, получится грубо и явно переразмерено (в 10 раз!). Поэтому я предпочел смазать раздельную линию, чтобы получился как бы естественный цветовой переход. Думаю, что так лучше. Если кто-то сделает свой вариант с другим цветовым решением границы, буду рад посмотреть.
На сайте с 27.04.2012
9 21
На сайте с 24.03.2007
35 1034
Если бы у вас их тоже было много, и они были бы оработаны как сварные (это же 35 масштаб!), то и вопросов бы не возникло. А так, увы, смотрится как небоработанный стык половинок корпуса.
На сайте с 27.04.2012
9 21
Вероятно, вы правы. Но увы, понять раскрой невозможно без чертежей или хотя бы нормальных фотографий, которых просто не существует. Интуитивно понятно, что продольный шов скорее всего был (сверху и снизу), но у меня нет ни малейшего желания обрабатывать его как сварной шов: мой конек - матчасть. Кстати, вы напрасно апеллируете к 35-му масштабу. Эта моделька маленькая, ее длина (без торпеды) 15 см! В 35-м масштабе этот шов особо неразличим. Как его обрабатывать? Я как-то предлагал обмениваться моделями, чтобы каждый спец в своей области доводил "свою" часть. Это получился бы настоящий групп-билд.
Спонсор
На сайте с 17.05.2008
10 765
Ух ты!!!
Интереснейшая модель. Только в интерьере не хватает мелочевки - трубки, эл. провода. Все агрегаты должны были быть связаны между собой.
На сайте с 07.10.2007
16 3052
Простите, а голова водителя "кобылы", то есть лодки, должна находиться в прозрачном колпаке? Что то подсказывает, что либо кресло низко опущено, либо туловище у него длинное, либо шея как у жирафа. Как мне кажется, производитель где то накосячил. Спинка сидения коротковата по высоте. Или это обман зрения при макросъёмке?
На сайте с 27.04.2012
9 21
Может оно и так, но уж больно мелковата моделька для такой деталировки. В этом деле тоже нужен здравый смысл, иначе получится банка селедки
На сайте с 27.04.2012
9 21
Нет, думаю, что вам показалось. Еще раз сверился с эскизом по Росслеру. Спинка сиденья слегка ниже верхнего края верхних аккумуляторов. И это еще мое сиденье! Микромир предлагает в 2 раза меньше. Косяк у них скорее в расположении сиденья - оно оказалсоь слегка задвинутым вперед. По-хорошему его надо бы миллиметра на 4 назад. Ну то уже такое.... Нет предела совершенству.
На сайте с 07.10.2007
16 3052
Я почему спросил. В 1/35 у Звезды есть набор экипажа для бронетранспортёра Ханомаг. Водитель мог бы подойти для этой лодки.
На сайте с 04.08.2010
86 11641
С компановкой этой олдки действительно проблемы,я уже описывал на своей стройке, что при такой компановке,как предлагает Микро мир человек в ней не поместится,пробовал на примере водителя в 1\35
А по модели скажу,что сделана не полохо,цвет не понравился,можно было сделать понасыщеней,и сделать границу цветов по ватерлинии,а то она смотрится какой то серой мышю с голубоватым отливом. И кислородные балоны у Немцев на сверхмалых были синие,а не серые,как у вас.
На сайте с 27.04.2012
9 21
Интересно. Учту. Спасибо.
На сайте с 27.04.2012
9 21
Границу цветов по ватерлинии....? Это что-то новое. У этих лодок нет ватерлинии и быть не могло-они находились в полузатопленном состоянии, сверху только колпак. Они же безбалластные! Значит, их плавучесть минимально положительная. Почему же у вашей модели нет "ватерлинии", если вы счиатете, что она должна быть?
Насчет насыщенности: в жизни это хороший цвет, фотки обычно приглушают. Это самый популярный цвет верха большинства "обычных" немецких лодок. Подобный цвет, кстати, был у Биберов и Зеехундов. Так что мой выбор по крайней мере логичен. Скрытность - главнейшее качество субмарин, поэтому насыщенные и яркие цвета - плод воображения неуемных художников.
По баллонам, возможно, вы правы. Но, во-первых, у меня они явно голубые, а не серые (это хорошо видно на фотках), а во-вторых, я не уверен, что они с кислородом, а не с воздухом (кислородом вредно много дышать). А откуды вы знаете, что баллоны синие? Был бы очень благодарен за ссылку или фотографию. Я видел на каких-то фотках синие оксилитовые регенеративные патроны, а вот баллоны видеть лично мне не приходилось.
На сайте с 04.08.2010
86 11641
Вот фото Зеехунда в разрезе,видно,что балоны синие.
На сайте с 27.04.2012
9 21
то баллоны кислородные (№ 11 на схеме). С воздухом дальше - № 12 на схеме. Наверняка баллоны с воздухом отличаются по цвету от кислородных. Какие - не знаю. Также я не знаю, какие баллоны в Дельфине - возможно, один кислородный, а второй с воздухом. Короче, не знаю. Поэтому нарисовал от фонаря. Но за замечание спасибо - пища для размышления.
На сайте с 27.04.2012
9 21
Еще один мой ответ на ваше замечание. Я запросил немецкие музеи по этому поводу. один из них любезно ответил мне, что кислородные баллоны были синие (вы правы), а со сжатым воздухом - красные! Осталось понять, какие же баллоны были в Дельфине
.
Спонсор
На сайте с 26.10.2009
30 16911
Отличная получилась модель!
И отличный подход Автора к её созданию.
Поэтому - корабль в всплытию в Галерею изготовить!
С Уважением, Алексей.
На сайте с 04.08.2010
86 11641
Скорее всего кислородные,где то читал,что их использовали для выравнивания давления внутри лодки.
На сайте с 16.03.2012
87 514
По Вашим работам видно, что вы болеете подводными лодками. Класс
На сайте с 27.04.2012
9 21
Спасибо. Болею, давно и хронически
)
На сайте с 27.04.2012
9 21
После Вашего ответа послал я запрос в немецкий архив по подводным лодкам Хорста Бредова: http://www.u-boot-archiv-cuxhaven.de/lang1/index.html
К сожалению, даже они не смогли найти достаточно детальных описаний Дельфина-1 и уж тем более ничего не нашли по типу баллонов. Эксперт высказал свое личное мнение типа: "я почти уверен, что баллоны были с кислородом". Ну, давайте идти логическим путем, т.к. не все, что пишут, является правильным. Для выравнивания давления внутри лодки и продувки цистерн используется как раз воздух, а не кислород. Это и понятно, поскольку воздух и дешевле, и меньше окисляет стальные конструкции. А вот для дыхания используют скорее кислород, т.к. амосфера в лодке пересыщена уклекислотой и в "плохой" воздух целесообразнее добавлять кислород, а не воздух, т.к. в этом случае кислорода нужно меньше, чем воздуха, понятно. Поэтому на "нормальных" минисубмаринах типа Бибера или Зеехунда был набор из баллонов обоих видов: каждый для своих целей. Так что у Дельфина один из баллонов (скорее всего тот, что перед водителем) точно с кислородом (он освежал воздух непосредственно в зоне дыхания водителя). А вот тот, что за сиденьем, вопрос. Дело в том, что под сиденьем находится заместительная цистерна, которая компенсирует объем выступающего фонаря. Поэтому я думаю, что баллон за сиденьем предназначался, скорее всего, для продувки этой цистерны при всплытии Дельфина после атаки. Тогда, по логике, этот баллон должен быть с воздухом. Так что лично мое мнение такое: один баллон с кислородом, а второй с воздухом.