Евгений, Кирилл, спасибо за оценку и внимание к моей стройке. Приятно, что работа нравится. Спасибо за замечание, жаль, что поздновато (я показывал примерку фор-мареля еще 23-го октября). А каков алгоритм уборки марселя (брамселя) 17 века? Нашел только алгоритмы уборки парусов на современных парусных судах. Там по 2 марселя (брамселя) на стеньгах. Нижний марсель собирается гитовыми и горденями, а верхний марса-рей спускается, потом выбирается слабина гитовых. Как было в 17 веке - не знаю (а интересно было бы узнать). И... Если по Хоккелю или Андерсону - не было на брамселях горденей. Только гитовы. А вот на William Rex смотрю - есть бык-гордень. Но это голландия...
Евгений Чернобровкин написал: Евгений, Кирилл, спасибо за оценку и внимание к моей стройке. Приятно, что работа нравится. Спасибо за замечание, жаль, что поздновато (я показывал примерку фор-мареля еще 23-го октября). А каков алгоритм уборки марселя (брамселя) 17 века? Нашел только алгоритмы уборки парусов на современных парусных судах. Там по 2 марселя (брамселя) на стеньгах. Нижний марсель собирается гитовыми и горденями, а верхний марса-рей спускается, потом выбирается слабина гитовых. Как было в 17 веке - не знаю (а интересно было бы узнать). И... Если по Хоккелю или Андерсону - не было на брамселях горденей. Только гитовы. А вот на William Rex смотрю - есть бык-гордень. Но это Голландия...
Евгений Привет, да, поздновато я со своими комментариями насчет того, как должны располагаться реи с убранными парусами...этиимоменты,и вообще аспекты работы с парусами - такелажем и рангоутом, очень хорошо представлены в книжке Jhon Harland "Seamanship in the age of sail"...ну прям по полочкам все разложено...онаместь в сети ,в своб.доступе... Насчет того, как убирали брамсели в 17 веке...точно не знаю, но могу предположить,что в силу того,что парус небольшой - особых сложностей не должно было быть- скорее всего подтягивали гитовы, приспускали рею и парус уже сворачивали для хранения с марсовой площадки...как то так...опять же - в деталях, надо посмотреть J.Harland'a книжку... в 17 веке,если обратил внимание, паруса убирали очень своеобразно- большей частью они хранились на марсовой площадке получается, и вертикально... позже ,в 18-19 веках, с изменением формы паруса, изменился и способ уборки парусов...
Привет, Кирилл! Спасибо за фотки. На них марсели полностью убраны. У меня - в т.н. "полусобранном" состоянии. Вот мне и интересен алгоритм уборки марселя. Если марсель сначала брали на гитовы и гордени, потом приспускали рею для последующей увязки сезнями - то у меня правильный промежуточный вариант. Если сначала приспускали марса-рей, а уже потом - гитовы, гордени (сезни) - тогда косяк, конечно Попробую поискать книгу.
Всем привет! Брамсели решил показать полностью убранными (если только гитовы подтянуть - мне не нравится, как выглядит). При полностью убранном парусе, как я понял, рею приспускают. ВНИМАНИЕ - примерка по высоте.
Всем привет! Вопрос по стакселям. Вот что пишет Андерсон: ....Стаксели крепились к леерам при помощи тонких линей, идущих в противоположном направлении скрутки самого леера (рис. 260).... Интересно, это совет моделисту, или действительно так крепили стаксель? Очень часто вижу на моделях стаксели, закпрепленные на леерах на металлических кольцах. В этом случае свободное скольжение по лееру при постановке и уборке паруса выглядит более правдоподобным. Как крепят стаксель на леер? Еще цитата Андерсона: ....Фалы стакселей обычно были 2-составными талями. Имелся одношкивный блок, прикрепленный бензелем к штагу чуть выше места крепления леера, и другой блок, который гаком заводили за фаловый угол паруса. Фал стартовал от стропа неподвижного блока и шел через блок на парусе, возвращался к блоку на штаге и шел вниз на палубу (рис. 258).... На фотке внизу (не знаю, к сожалению, чья это работа), стоит еще снасть, служащая, как я понимаю, для уборки стакселя (красные стрелочки нарисовал). В учебниках о ней ни слова, хотя по логике вроде бы и нужна. Что это за снасть, ставить ли ее, или же стаксель при ослаблении фала сам вниз поедет? И...... после уборки грот-стакселя его шкоты вешают на штаг?
Что касается крепления "скользящих" парусов, типа стакселя, то варианты бывают разные. Начать с того, что верхняя шкаторина паруса, которой он репится к штагу имеет специально обработанные отверстия - люверсы, через которые проводится линь или крепежные элементы - раксы. Самый простой - пришнуровка линем ( слаблинь)...обратите внимание, что шнуровка напралена в направлении, обратном направлению свивки троса (штага или стаксель-леера) Более "продвинутый вариант" - крепление паруса на деревянных или металлических раксах - специальных кольцеобразных элементов к которым вяжется (при деревянных раксах) или которые продеваются через люверсы (металличесие раксы)
крепление паруса на металлических раксах
Главная задача - парус должен свободно перемещаться вдоль направляющего троса - штага или стаксель-леера.
Что касается снастей стакселя (кливера), то они, в принципе, одинаковые - к заднему (в корму)верхнему углу стакселя крепится фал, который служит для подъема (постановки) паруса. Фал проводится через пару блоков, один из которых закреплен к гаку, зацепляемому за угол паруса, а второй крепится к штагу - эти два блока образуют таль, облегчающую подъем паруса. - к тому же заднему (в корму)верхнему углу стакселя крепится нирал - трос, служащий для уборки стакселя. Нирал (как уже сказано) крепится к заднему верхнему углу, проводится вдоль верхней шкаторины, при этом подвязывается к нескольким раксам (через равное расстояние), включая передний верхний угол, затем проводится через блок укрепленный на штаге впереди паруса (в нос). Также нирал может проводиться и вдоль задней шкаторины. К переднему нижнему углу паруса - галсовому, крепится галс, оттягивающий низ паруса. К заднему нижнему - шкотовому углу паруса крепят шкоты, разносимые к бортам. Шкоты служат для управления стакселем - подветренный шкот натягивали, а наветренный свободно болтался над работающим шкотом. Для облегчения уборки стакселя также используют гордени.
Константин (Fortres) Кравченко написал: Что касается крепления "скользящих" парусов, типа стакселя, то варианты бывают разные. Начать с того, что верхняя шкаторина паруса, которой он репится к штагу имеет специально обработанные отверстия - люверсы, через которые проводится линь или крепежные элементы - раксы. Самый простой - пришнуровка линем ( слаблинь)...обратите внимание, что шнуровка напралена в направлении, обратном направлению свивки троса (штага или стаксель-леера) Более "продвинутый вариант" - крепление паруса на деревянных или металлических раксах - специальных кольцеобразных элементов к которым вяжется (при деревянных раксах) или которые продеваются через люверсы (металличесие раксы)
крепление паруса на металлических раксах
Главная задача - парус должен свободно перемещаться вдоль направляющего троса - штага или стаксель-леера.
Что касается снастей стакселя (кливера), то они, в принципе, одинаковые - к заднему (в корму)верхнему углу стакселя крепится фал, который служит для подъема (постановки) паруса. Фал проводится через пару блоков, один из которых закреплен к гаку, зацепляемому за угол паруса, а второй крепится к штагу - эти два блока образуют таль, облегчающую подъем паруса. - к тому же заднему (в корму)верхнему углу стакселя крепится нирал - трос, служащий для уборки стакселя. Нирал (как уже сказано) крепится к заднему верхнему углу, проводится вдоль верхней шкаторины, при этом подвязывается к нескольким раксам (через равное расстояние), включая передний верхний угол, затем проводится через блок укрепленный на штаге впереди паруса (в нос). Также нирал может проводиться и вдоль задней шкаторины. К переднему нижнему углу паруса - галсовому, крепится галс, оттягивающий низ паруса. К заднему нижнему - шкотовому углу паруса крепят шкоты, разносимые к бортам. Шкоты служат для управления стакселем - подветренный шкот натягивали, а наветренный свободно болтался над работающим шкотом. Для облегчения уборки стакселя также используют гордени.
Как всегда - спасибо за развернутый ответ. Теперь понимаю, что такое "слаблинь" и "нирал"
Всем привет! Пришнуровал фор-стень-стаксель к лееру. Примерил по месту, собрал в гармошку, и ... мне понравилось увиденное (не первый раз уже мне нравится то, что увидел случайно и изначально делать так не планировал. Прям как Ипполит Матвеевич Воробьянинов - после того как его побрили наголо, отражение в зеркале ему "неожиданно понравилось" ). А ведь изначально стаксели планировал показать полностью убранными. В общем - как вам такой полусобранный вариант? (это пока примерка, без снастей)
Паруса смотрятся интересно!!! с тех.-историч. точки зрения,такое вооружение штагов ...скорее всего не предполагает установку стакселей и кливеров )) как заметил Вячеслав, убраны должны быть к рангоуту.... ну да ладно, это ж ЧЖ!!! ))
Вячеслав, Кирилл, спасибо за отзывы. Я планировал подвязать стаксели (фор-стень и фок) к бушприту. Но, собрав их в гармошку был очарован появившимися складками Видел модели, где стаксели не полностью убраны, этакое промежуточное состояние. Видимо имеется в виду - потянули нирал, собрали парус, но еще не увязали. Решил тоже так сделать. А грот-стаксель в таком виде совершенно не смотрится - решено было его показать полностью убранным.
Евгений Чернобровкин написал: Видимо имеется в виду - потянули нирал, собрали парус, но еще не увязали.
Тогда он должен выглядеть вот так:
Вячеслав, приветствую! Видимо, при уборке стакселя шкот выдают постепенно, оставляя его (шкот) в более-менее натянутом состоянии. И стаксель "растягивается" по бушприту. Я это не учел. У меня галсовые углы стакселей довольно высоко расположены от бушприта (осбенно фор-стень). Может поэтому они не провисли ниже. И.... опять-таки... 30-го ноября показывал примерку фор-стень-стакселя... Но, лучше поздно, чем никогда. Спасибо за советы! Заглядывайте.
Костя, привет! Спасибо, видел эти фотки, даже одну показывал выше (сообщение 99). Грота-стаксель я так и оформил. А передние стаксели.... ... там уж выше говорил почему я их такими оставил.
И снова всем здравствуйте! Кормовые фонари (наконец-таки получилось сделать остекление из прозрачного пластика. А навершия - эпоксилиновые оттиски, еще не окрашены). Третий фонарь будет "разбитым".
Всех приветствую! Застеклил боковые окна кормового балкона. Задние окна "разбиты". И вопрос - как мне правильнее поступить с флагом. Показать только фал? Или уложить флаг на марсовой площадке?(фал проходит от марса до клотика) Или... поднять флаг?