Коллеги, продолжаю свою экскурсию по авиационным музям мира. Очередной экспонат, Miles M.14 Magister, из Бельгийского музея королевской армии и военной истории, Koninklijk Leger Museum / Musée Royal de l'Armée (обзор - здесь) . В 1936-м, учтя успешный опыт эксплуатации партии самолетов "Хок Трэйнер" в школе резервистов, министерство авиации решило использовать их в учебных заведениях ВВС. Фирме предложили доработать машину под требования задания Т.40/36. Это задание было примечательно в двух отношениях: впервые Королевские ВВС решили в массовых масштабах использовать для первоначального обучения летчиков монопланы вместо традиционных бипланов и опять же впервые после окончания Первой мировой войны ВВС собирались заказать самолет деревянной конструкции. Результатом доработки "Хок Трэйнера" стал М.14, отличавшийся от предыдущих моделей в основном уширенными кабинами, сиденьями под парашюты и полным комплектом приборов для обучения "слепым" полетам. Вместо обтекателей - "штанов" на колеса надели каплевидные обтекатели и аккуратно закапотировали свободнонесущие стойки, лишенные теперь задних подкосов. Колеса оснастили тормозами "Бендикс". Костыль заменили хвостовым колесом. Первый полет М.14 совершил в апреле 1937-го. Пилотировал его сам Майлс. В тот же день жена конструктора окрестила самолет "Мэджистер" - "Магистр". Через несколько недель машину перегнали на один из аэродромов для официальных испытаний. Но при первом же полете летчик-испытатель не смог вывести самолет из штопора и выбросился с парашютом. Как потом доказали продувки в аэродинамической трубе, причиной стало изменение конфигурации кабин, повлиявшее на обтекание оперения. При некоторых режимах полета это уменьшало эффективность рулей. Положение исправили после увеличения высоты задней части фюзеляжа, введения форкиля и изменения формы вертикального оперения. Последнее стало выше примерно на 15 см. Этот вариант назвали М.14А. На нем также внедрили ряд деталей из магниевых сплавов. Что же представляет собой Magister I? Самолет имеет цельнодеревянную конструкцию. Фюзеляж прямоугольного сечения с полукруглой верхней частью, полностью обшит фанерой. Обе пилотские кабины имеют откидные дверки по правому борту. В передней установлена защитная трубчатая рама, предохранявшая пилота в случае капотирования самолета. Вторая кабина на самолетах, эксплуатировавшихся в RAF. была оборудована складывающейся шторкой для отработки слепых полетов. За кабинами находится багажное отделение. Крыло состоит из центроплана и отъемных консолей. Место соединения центроплана с фюзеляжем закрыто зализом. Под фюзеляжем, на центроплане и консолях имеются закрылки. Элероны оснащены весовой компенсацией в виде металлических балансиров. На правой верхней стороне центроплана возле зализа находится коврик для прохода к кабинам пилотов. На верхней части центроплана слева и справа под металлическими крышками имеются заливные горловины топливных баков и приборы контроля количества топлива. Профиль крыла - несколько измененный Clark YN. Стабилизатор, рули высоты и направления обтянуты полотном. На левой половине руля высоты установлен триммер. Проводка управления к рулям тросовая. Двигатель 4-цилиндровый, рядный, воздушного охлаждения De Havilland Gipsy Major мощностью 130 л.с. Воздушный винт De Havilland деревянный, постоянного шага, диаметром 1900 мм. Был сделан вариант "Мэджистера" под двигатель Блэкберн "Циррус Мэйджор" 2 в 135 л. с. Он именовался М.14В. Военные заказы полностью загрузили небольшой завод Майлса и вынудили его расширить производство. С мая 1937-го "Мэджистеры" начали поступать в летные школы Королевских ВВС. Первые серии выпускались по стандарту М.14, а все последующие - М.14А. Завод давал до 15 самолетов в неделю. "Мэджистер" хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации. С одной стороны, его поведение в воздухе было схоже с боевыми самолетами нового поколения, с другой - машина отличалась прекрасной управляемостью и устойчивостью. На М.14А разрешалось выполнять полный комплекс фигур высшего пилотажа без всяких ограничений. Майлс неоднократно показывал посадку своего детища, демонстративно заложив руки за голову. Испытатели фирмы часто выполняли парный перевернутый полет - "спина к спине". Самолеты поставлялись не только в ВВС, но и в аэроклубы, а также за рубеж. К началу Второй мировой войны "Мэджистер" уже являлся основной машиной в летных школах. Их использовали непосредственно в строевых частях - для поддержания летной формы, выработки навыков "слепого" полета и как связные. В июне 1940-го, когда англичане готовились отразить вторжение немцев, "Мэджистеры" начали поспешно переоборудовать в легкие бомбардировщики. Самолет на специальной раме под центропланом нес восемь бомб по 10 кг. Подразделения, укомплектованные инструкторами и курсантами летных школ, должны были присоединиться к боевым эскадрильям в случае вторжения. Успели переделать 15 машин. Но в бой они не попали. Десант не состоялся, учебные самолеты остались учебными. К началу 1941-го построили 1203 "Мэджистера", в следующем году - еще 90. Из них -1225 поступили в английские ВВС. Они служили всю войну. В послевоенный период, когда "Мэджистер" сняли с вооружения, еще пригодные для эксплуатации машины по дешевке распродали. Их приобретали аэроклубы, частные владельцы и ВВС небольших стран (таких, как Ирландия или Ливан). Часть машин стала одноместными, на других установили закрытые фонари кабин. Интересно, что сама фирма "Майлс" продавала самолеты после капитального ремонта под названием "Хок Трэйнер" Мк.III. После войны в Турции по лицензии построили 100 "Мэджистеров". Еще до войны два самолета этого семейства попали в СССР. Один из них (заводской №480) в феврале 1937-го закупили через фирму "Аркос", выполнявшую функции советского торгпредства в Англии. В советских документах она именуется "Хок", но по всем признакам соответствует серийному М. 14. Летом того же года самолет прошел испытания в НИИ ВВС. Второй "Мэджистер" попал в ВВС РККА после присоединения прибалтийских республик в 1940-м. Он принадлежал ранее каким-то из трёх чухонских ВВС, жалкие остатки которых попали в корпусные эскадрильи ВВС СССР. Архив с фотографиями доступен для скачивания http://karopka.ru/community/warehouse/download.php?id=1721671 |
Комментарии
50 лет
На сайте с 17.08.2010
На сайте с 17.10.2010
Отличный фотоскоп. Учитывая, что Фроговскую модель сейчас Восточный Экспресс пакует, многим будет полезен.
Василий, спасибо.
Неплохую модель также делает RS Model. Но она дороговата
59 лет
На сайте с 18.07.2010
На сайте с 17.10.2010
В 72-м имеется еще смола от Choroszy Models (дорогая, понятно). ....
Даже не слышал о этой модели. Видно, проглядел её на сайте Choroszy Modelbud, на нём навигация показалась не очннь удачно сделанной
59 лет
На сайте с 18.07.2010
На сайте с 17.10.2010
42 года
На сайте с 17.04.2014
На сайте с 17.10.2010
Борис спасибо за обзор! Действительно пригодится при постройке. Кстати оригинально выполнен воздухозаборник на самолете, не первый раз такое исполнение попадается.И вопросик один, там на заднем фоне не "норд" ли транспортный стоит? (фото №1 и №2)
Егор, спасибо. Рад, что обзор пригодиться.
На заднем плане - да, Норд.
Можно посмотреть обзор по музею, там по 2-3 фото каждого самолета
На сайте с 17.10.2010
Борис спасибо за обзор! Действительно пригодится при постройке. Кстати оригинально выполнен воздухозаборник на самолете, не первый раз такое исполнение попадается.И вопросик один, там на заднем фоне не "норд" ли транспортный стоит? (фото №1 и №2)
Егор, спасибо. Рад, что обзор пригодиться.
На заднем плане - да, Норд.
Можно посмотреть обзор по музею, там по 2-3 фото каждого самолета
На сайте с 15.02.2014
59 лет
На сайте с 18.07.2010
а внутри коробочки как?Увы, никак. фото нет.
На сайте с 17.10.2010
Полезный обзор, Боря. Спасибо.
спасибо, Дим
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий