Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Всем доброго дня. Выставляю сегодня Douglas X-3 Stiletto, ставший неудачной попыткой «большого скачка» в область высоких скоростей.
История Х-3 началась в в 1947 г, когда фирма Douglas заключила контракт, предусматривающий проектирование и строительство самолёта для исследований свойств трапециевидных крыльев с малым удлинением и аэродинамического нагрева при полётах со скоростями M=2,0-3,0. Напомню, что тогда в США опытный ракетоплан Х-1 только-только достиг скорости звука, это случилось 14 октября 1947 г. Работы по созданию самолёта продолжались 5 лет. Для достижения высочайших по тем временам характеристик предполагалось использовать новейшие достижения науки и техники. В итоге получилось дивное сочетание фюзеляжа длиной 20,35 м (за который Х-3 получил прозвище «летающая авторучка») с коротеньким крылышком размахом всего 6,91 м. Ввиду значительных нагрузок в полете, крыло выполнялось из цельного титана (за вычетом каналов для проводок управления). Аналогичную конструкцию имело необычное для тех лет цельноповоротное горизонтальное оперение. Поскольку на расчетных скоростях полета динамический нагрев конструкции значителен, носовая часть охлаждалась топливом, циркулировавшим под обшивкой. Кабина пилота имела систему кондиционирования. Силовая установка – пара перспективных ТРДФ Westighouse J34. Военные возлагали на Х-3 большие надежды, рассчитывая получить в итоге истребитель ПВО с невиданными характеристиками.
Однако, как это нередко бывало в истории авиации, подвели двигатели. Сроки поставки J34 были сорваны, а их максимальная тяга составила 2223 кгс на форсаже и 1529 кгс без форсажа. Это было примерно вдвое ниже заявленных. Первый полет Х-3 совершил 20 октября 1952 г, на год позже срока. Ни о каких 2-х Махах уже речь не шла, Х-3 смог достичь лишь скорости звука, только в одном полёте была достигнута максимальная скорость, соответствующая M=1,25. Накрылись медным тазом и мечты военных о суперистребителе. Испытания показали, что из-за низкой тяговооруженности, большой удельной нагрузки на крыло и высоких скоростей взлета и приземления самолет является крайне сложным в управлении и небезопасным в эксплуатации, особенно во время взлета и посадки. Посадочная скорость достигала 350 км/ч! Не облегчала жизнь пилоту и тесная кабина со скверным обзором и катапультировавшимся вниз креслом, напрочь исключавшим спасение на малой высоте. Однако Х-3 активно использовался для разнообразных исследований, а потому оснащался разнообразной контрольно-измерительной и регистрирующей аппаратурой общей массой около 550 кг. Давления измерялись в 850 точках поверхности самолета, механические напряжения - в 185 точках, температура – в 150 точках. Пилотировали самолет опытнейшие испытатели, в их числе – знаменитый Чак Игер. В 1956 г. испытания завершились. С самолета сняли всю аппаратуру и оборудование и передали в музей ВВС в Дейтоне (штат Огайо), где он сейчас и находится.
Теперь о модели. Набор от Mach2 традиционного для данного производителя качества, т.е. жуткие дрова. Собираемость скверная, пилить и шпаклевать довелось весьма много. Особо следует сказать о фонаре. По своему качеству он очень похож на фонарь у раннего А-модела, к тому же он оказался не в размер с местом для него. А шпаклевать такую детальку трудно. Собирал модель без переделок, добавил только фигурку пилота в кабину, да еще вместо штатных страшненьких колес поставил эльфовские от F-16. Красил баллонами Bosny и Humbrol, финишное покрытие – баллон Pebeo. Маски на фонарь делал из тамиевского скотча, который подвел, под него краска затекла. Отдельного разговора заслуживает декаль, оказавшаяся сущей гадостью. Полиграфия у ней вполне приемлемая, но лаковый слой никуда не годится. Во-первых, он разваливается в воде, а во-вторых, на редкость дубовый и упорно не желает лепиться на поверхность с кривизной. Здесь помогла футура. В третьих, лаковая подложка желтоватая, что на белом хорошо видно. К тому же предлагаемый вариант нанесения декалей оказался «сборной солянкой» (самолет в процессе эксплуатации несколько раз перекрашивался). Пришлось порыться в сети, тем более что инструкция крайне примитивна и не дает никакой информации об окраске интерьера пилотской кабины и ниш шасси. В общем, набор не для слабонервных. Он так меня задолбал, что я не исправил очевидный косяк с шасси. Не стал и тонировать фонарь, памятуя неудачу с тонировкой на L-200.
Ну и в завершение, о китографии Х-3. Моделей в 1/72 известно 3: от Mach2, Project-X (ваку с белым металлом) и Planet models (весьма страшненькая смола). В 1/65 когда-то давно модель Х-3 делал Revell, в 1/48 – Lindberg. Обе эти модели – ровесницы самого самолета, проработка соответствующая. В 1/144 имеется модель от Dragon. На этом закругляюсь, в завершение скажу, что результатом остался недоволен. В общем, будь проклят день, когда я сел за баранку этого пылесоса…
И ЭТО ещё и летало!! Интересная ист. справка. Никогда раньше не видел ни первоисточника, ни модельную версию. Красивый, правда вызвал у меня ассоциацию с перьевой ручкой, ещё в 70-е в почтовых отделениях лежали:))).
С уважением, Андрей.
Всех благодарю за отзывы. Цитата: Первый раз вижу эту конструкцию в модельном исполнении. Очень понравилось!
Мне в сети доводилось видеть фото моделей Х-3, но от Lindberg и Revell. Цитата: И ЭТО ещё и летало!! Интересная ист. справка. Никогда раньше не видел ни первоисточника, ни модельную версию. Красивый, правда вызвал у меня ассоциацию с перьевой ручкой, ещё в 70-е в почтовых отделениях лежали:))).
С уважением, Андрей.
Летало, хотя и хреново. Трапециевидное крыло, кстати, по результатам испытаний было признано перспективным и было применено на Старфайтере, который приобрел мрачную репутацию "летающего гроба". Нашли применение и пневматики, разработанные для Х-3. Сходство с авторучкой американцы тоже заметили, о чем сказано в описании.
SAURON, в очередной раз спасибо за интересную инфу, не знал ничего о таком шиле, а сам бы не наткнулся. все таки есть что-то в таких аппаратах притягательное этот точно на стилет похож.
Модель интересная. Некоторые моменты исполнения могли быть и лучше , но помолчу- это мелочи .
Французов из этой фирмы нужно осудить и гальотинировать на площади Бастилии. Издеваются , сволочи.
Выпускают интереснейшие прототипы. Очень дорого продают . Но палец о палец не ударят для восстановления пресс- форм.
Сейчас тоже делаю модель этой фирмы. Стыковка отличная , деталировка неплохая. Но всяческие выбоины на пресс- форме и молочно- белое остекление , не поддающееся полировке сильно портят впечатление.
эх стекло подпачкалось(...покраска несколько игрушечно выглядит... внутри воздухозаборников скучновато...фото не очень.. да и сам наборчик подкачал, геометрия не идеальная... но похоже выбирать не исчего было..
пс. вы меня извините, но я не хвалитель, я критик)))))))
Цитата: сам по себе самолет красивый, а вот с моделями, к моему глубокому сожалению, ему не повезло, увы.
Опытные самолеты вообще не слишком популярны у именитых производителей сборных моделей. Ну, выпустят какой-нибудь аппарат, когда он еще летает (как было с Х-3 от Ревелла и Линдберга или в настоящее время с С-37 и ПАК ФА). Единственное, пожалуй, исключение - фроговская серия Trail Blazers. В основном опытные аппараты делают небольшие фирмочки, практикующие смолу, ваку или шорт-ран.
И благодарю за отзывы.
Комментарии
с сайта
с сайта
50 лет
На сайте с 17.08.2010
с сайта
За победу над Мах2 - респект!
Присоединяюсь!
59 лет
На сайте с 28.11.2011
Классный пепелац!
59 лет
На сайте с 22.11.2010
С уважением, Андрей.
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Цитата:
Первый раз вижу эту конструкцию в модельном исполнении. Очень понравилось!
Мне в сети доводилось видеть фото моделей Х-3, но от Lindberg и Revell.
Цитата:
И ЭТО ещё и летало!! Интересная ист. справка. Никогда раньше не видел ни первоисточника, ни модельную версию. Красивый, правда вызвал у меня ассоциацию с перьевой ручкой, ещё в 70-е в почтовых отделениях лежали:))).
С уважением, Андрей.
Летало, хотя и хреново. Трапециевидное крыло, кстати, по результатам испытаний было признано перспективным и было применено на Старфайтере, который приобрел мрачную репутацию "летающего гроба". Нашли применение и пневматики, разработанные для Х-3. Сходство с авторучкой американцы тоже заметили, о чем сказано в описании.
41 год
На сайте с 09.02.2010
с сайта
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Цитата:
Валера,если не секрет,во что вылилось это чудо по деньгам?
290 гривень.
На сайте с 09.02.2012
38 лет
На сайте с 29.03.2012
Спасибо. Да, в опытных аппаратах есть свой шарм.
Цитата:Валера,если не секрет,во что вылилось это чудо по деньгам?
290 гривень.
Аппарат интересный, работа хорошая, цена жуть, будто трумпетер)
56 лет
На сайте с 09.10.2009
Французов из этой фирмы нужно осудить и гальотинировать на площади Бастилии. Издеваются , сволочи.
Выпускают интереснейшие прототипы. Очень дорого продают . Но палец о палец не ударят для восстановления пресс- форм.
Сейчас тоже делаю модель этой фирмы. Стыковка отличная , деталировка неплохая. Но всяческие выбоины на пресс- форме и молочно- белое остекление , не поддающееся полировке сильно портят впечатление.
61 год
На сайте с 05.08.2010
59 лет
На сайте с 18.07.2010
На сайте с 01.01.2011
пс. вы меня извините, но я не хвалитель, я критик)))))))
На сайте с 21.05.2012
50 лет
На сайте с 21.10.2012
Возраст неизвестен
На сайте с 04.01.2011
59 лет
На сайте с 18.07.2010
сам по себе самолет красивый, а вот с моделями, к моему глубокому сожалению, ему не повезло, увы.
Опытные самолеты вообще не слишком популярны у именитых производителей сборных моделей. Ну, выпустят какой-нибудь аппарат, когда он еще летает (как было с Х-3 от Ревелла и Линдберга или в настоящее время с С-37 и ПАК ФА). Единственное, пожалуй, исключение - фроговская серия Trail Blazers. В основном опытные аппараты делают небольшие фирмочки, практикующие смолу, ваку или шорт-ран.
И благодарю за отзывы.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий