Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Первый XF9F-2 выкатили из цеха в середине ноября 1947-го, и самолет сразу приступил к рулежкам. А спустя неделю Корвин Мейер впервые поднял новый истребитель в воздух. Конструкторы боялись, что машина на посадке будет иметь слишком большой пробег. Поэтому Мейер взлетел с заводского аэродрома, а приземлился в ближайшем гражданском аэропорту с более длинной ВПП. Но тормоза работали эффективно, и уже в этот же день истребитель спокойно вернулся обратно.
Второй XF9F-2 поднялся в небо весной 1948-го, а XF9F-3 присоединился к летной программе в августе. Испытания, как и положено, выявили некоторые недостатки машины, но все проблемы были решаемыми. Для лучшей устойчивости самолета увеличили площадь вертикального оперения, а гидроусилители управления элеронами заменили на более мощные. С серийной машины под номером 13 на законцовках крыла появились дополнительные баки по 454 л, поскольку емкость топливной системы оказалась недостаточной. За первой партией F9F-2 последовал заказ на 71 F9F-3 с ТРД "Аллисон" J33-А-8. Но из-за ненадежности этого двигателя лишь 54 истребителя сошли с конвейера под этим индексом, а остальные получили "Пратт-Уитни" J42-P-8 (лицензионный "Нин") и сохранили номер F9F-2.
В марте 1949-го "Пантеры" F9F-2 приступили к тренировочным полетам с палубы авианосца "Франклин Рузвельт". А в мае эскадрилья VF-51 ВМФ США стала первой строевой частью, получившей на вооружение новый истребитель. С конвейера в Бэтпейдже одна за другой сходили серийные "Пантеры", а конструкторы "Груммана" подумывали об улучшении характеристик своего детища. Фирма "Аллисон" предложила доработанный вариант двигателя J33-A-16 (тяга 3152 кгс) и в 1949-м собирались выпустить 79 F9F-4 с этим ТРД. Но из-за проблем с недоведенным J33-A-16 первый серийный F9F-4 поднялся в воздух лишь в июле 1950-го.
Не сидели без дела и двигателисты фирмы "Пратт-Уитни". Их новый ТРД J48 (статическая тяга 2835 кгс, с впрыском водоспиртовой смеси - 3175 кгс) стал базовым для варианта "Пантеры" F9F-5. J48 был более надежным, чем J33-A-16, и "пятерка" получила путевку в небо раньше, чем F9F-4, взлетев в конце 1949-го. Кроме нового ТРД и бачка емкостью 95 л с водоспиртовой смесью, в хвостовой части, F9F-5 имел и другие отличия. Фюзеляж стал длинней на 50см, что увеличило емкость топливных баков до 2888 л. Отличалась "пятерка" и килем большей площади для лучшей путевой устойчивости.
Первый F9F-5 прибыл на испытания в центр Патукоент Ривер в январе 1951-го. Полетная программа прошла успешно, и этот вариант "Пантеры" стал самым массовым - выпустили 649 "пятерок", включая 36 фоторазведчиков F9F-5P. Сначала на самолетах стоял ТРД J48-P-2, а более поздние машины получили следующие модификации J48-P-4 и Р-6. На втором месте по массовости - вариант F9F-2 - собрали 527 таких истребителей. Модификация F9F-4 из-за капризного J33-A-16 оказалась неудачной. Поэтому почти все 73 истребителя, заказанных авиацией Корпуса морской пехоты, получили ТРД "Пратт-Уитни" J48 и поменяли обозначение на F9F-5.
Реактивный истребитель F9F "Пантера" был основным палубным истребителем американского флота в корейской войне. За три года боевых действий в Корее побывало 27 эскадрилий этих палубных разведчиков и 3 - из состава авиации морской пехоты. На фронте постоянно присутствовало от двух эскадрилий в начале конфликта до 10 - в конце. Первый боевой вылет "Пантеры" совершили 2 июля 1950 года. Восемь истребителей из эскадрильи Р-51 авианосца "Вэлли Фордж" получили задание блокировать Пхеньянский аэродром до подхода основной ударной группы. Внезапно появившись над целью, "Пантеры" обстреляли из пушек стоящие на земле самолеты. Паре "Як-девятых" все же удалось подняться в воздух для отражения атаки. Но, едва оторвавшись от земли, они попали под огонь американских истребителей. Лейтенант Браун сбил один Як-9, а лейтенант Плог - другой. В результате этого налета и удара английских самолетов с авианосца "Триумф" по аэродрому в Хэчжу почти вся авиация Северной Кореи оказалась уничтоженной на земле, а американские ВВС добились полного господства в воздухе.
До осени 1950-го "Пантеры" использовались для подавления ПВО в районах нанесения ударов палубной авиацией. Высокая скорость машины уменьшала вероятность поражения зенитным огнем. Типичным вооружением для F9F стали: полный боекомплект к пушкам и шесть неуправляемых ракет HVAR или RAM. Причем, последняя считалась противотанковой и специально разрабатывалась для борьбы с Т-34. Дальность полета ракет позволяла производить их запуск вне пределов эффективной дальности стрельбы скорострельных малокалиберных зенитных пушек, представлявших наибольшую опасность на малых высотах.
Истребители "Пантера" практически всегда взлетали с авианосца позже, чем поршневые штурмовики, но появлялись над целью первыми. Выйдя на боевой курс, летчик залпом выпускал ракеты, а на втором заходе подавлял оставшиеся огневые точки огнем из пушек. Зенитчики, естественно, отвечали стрельбой из всех видов оружия. После таких "дуэлей" некоторые машины возвращались с очень серьезными повреждениями.
"Пантера" F9F-2 из эскадрильи VF-21 с авианосца "Мидуэй" стала причиной самой крупной аварии в американском флоте того времени. В ноябре 1951 года заходящий на посадку самолет не зацепился за тросы аэрофинишера, порвал аварийный барьер и как биллиардный шар врезался в стоящие впереди истребители. Удар был настолько сильным, что три машины выбросило за борт. Разлившееся топливо вспыхнуло, и в пламени сгорело еще четыре самолета. Одна из "Пантер" с авианосца "Боксер" стала причиной разрушения носовой части корабля. Выполняя взлет, самолет не разогнался до положенной скорости и рухнул в воду. Подвешенные под крылом 454-кг бомбы взорвались. Кораблю пришлось уйти на базу для ремонта.
Появление в небе над Кореей истребителей МиГ-15 обострило обстановку в воздухе, и "Пантерам" пришлось вернуться к исполнению своих "истребительных" функций. Линия фронта перевалила через 40-ю параллель и с каждым днем сдвигалась все севернее. Поэтому вероятность встречи в воздухе с "МиГами" была почти 100%. До ноября всем американским самолетам запрещалось подлетать к китайской границе ближе 8 км. Теперь все запреты сняли, и палубные самолеты получили приказ бомбить мосты на реке Ялуцзян, по которым переправлялись китайские войска.
Налеты готовились с большой тщательностью, до цели предстояло пролететь 360 км. Для охраны ударных самолетов выделялось три группы прикрытия из 8 - 16 "Пантер" каждая, первая поднималась в воздух через 50 минут после вылета ударных самолетов. Она догоняла штурмовиков над береговой чертой и вела их до цели. Вторая группа взлетала через 15 минут после первой и прикрывала самолеты во время нанесения удара. Третья группа, вылетавшая последней, эскортировала ударные самолеты на обратном пути.
Первый вылет по этому сценарию состоялся 3 ноября 1950 года. Штурмовики с авианосцев "Лейте", "Вэлли Фордж" и "Филлипин Си" вылетели на бомбардировку автогужевого и железнодорожного мостов длиной по 930 м, соединяющих китайский Аньдунь с корейским Сыньыйчжу. Над целью ударную группу встретили 18 истребителей МиГ-15. "МиГи", пикируя через боевой порядок американских истребителей, пробились к ударным самолетам. Последние, поспешно сбросив бомбовую нагрузку, разошлись в разные стороны, потеряв при этом три самолета. Группа прикрытия, состоящая из 16 "Пантер", бросилась на защиту поршневых штурмовиков. Пилоту "Пантеры" лейтенанту-коммандеру Д. Эймену удалось сбить один МиГ-15. Это была первая в истории американского флота победа над реактивным истребителем.
18 ноября 1952 года произошла очередная встреча "Пантер" с истребителями МиГ-15. В этот день 77-е оперативное соединение в составе авианосцев "Эссекс", "Бон Омм Ричард", "Кирсардж" и "Орискани"" находилось в 110 милях к югу от Владивостока. Наученные горьким опытом англичан, которые летом 1952 года потеряли над морем несколько самолетов от внезапных атак МиГ-15, американцы постоянно держали в воздухе машины ДРЛО AD-3W. Во второй половине дня дозор доложил о приближении к соединению восьми неопознанных самолетов, позже классифицированных как МиГ-15. Когда "МиГи" подлетели к кораблям на 50 миль, с авианосца "Орискани" на перехват поднялись четыре "Пантеры". Наводимые с кораблей, они скрытно сблизились с "МиГами" и внезапно атаковали их. Два самолета сбили лейтенанты Миллтон и Вильяме, а еще один "МиГ", подбитый пушечной очередью лейтенанта Роулэндса, задымил и скрылся в облаках. Через пять минут в район боя на помощь "Пантерам" подлетели еще восемь палубных реактивных истребителей, поделать им было уже нечего. Уцелевшие "МиГи" ушли в сторону побережья.
Безусловно, "Пантера" уступала "МиГу" почти во всех показателях, только по вооружению наблюдалось примерное равенство. Однако нельзя забывать, что F9F - истребитель палубный, а это весьма немаловажная деталь. Проектируя машину, американские конструкторы в первую очередь стремились создать самолет ПВО авианосного соединения, способный барражировать на определенном расстоянии от ордера кораблей и перехватывать летящие к нему бомбардировщики. "Пантера" никогда не задумывалась как фронтовой истребитель, и не следовало ждать от нее каких-либо чудес.
Шасси трехстоечное с носовым колесом. Уборка и выпуск производились гидросистемой. Для предохранения хвостовой части от повреждения при посадке использовалась отклоняемая хвостовая опора. Тормозной крюк - полностью убираемый в коробчатый обтекатель снизу хвостовой части фюзеляжа. "Пантера" обладала прекрасными взлетно-посадочными характеристиками. При скорости ветра около 19 км/ч длина разбега равнялась 170 - 200 м. При тех же условиях и при полном ходе авианосца она уменьшалась до 140 м.
Кабина пилота герметичная, оборудованная катапультируемым креслом, обеспечивающим безопасное покидание самолета на высоте не менее 100 м. Передняя часть фонаря имела бронирование из многослойного оргстекла толщиной 60 мм. Сдвижная часть могла фиксироваться в любом положении. Открытие и закрытие производились гидравлическим цилиндром. Система аварийного сброса - воздушная.
Система управления самолетом - жесткая, в канале управления по крену (элероны) задействованы бустеры. На всех органах управления, кроме закрылков и носков, установлены триммеры.
На различных модификациях "Пантеры" устанавливались двигатели Роллс Ройс "Нин", Пратт Уитни J42, Аллисон J33: Роллс Ройс "Тэй" и Пратт Уитни J48. Для их форсирования использовался впрыск воды в компрессор, что давало прибавку в тяге на 300 - 400 кг. Двигатели фирмы Аллисон отличались наличием форсажной камеры. Заправка самолета производилась через централизованный узел под давлением.
Первоначально планировалось вооружить истребитель шестью пулеметами калибра 12,7 мм (четыре в фюзеляже и два в крыле), но уже первые образцы стали выпускаться с четырьмя пушками М-12 калибром 20 мм фирмы Кольт. Существовало и несколько экземпляров истребителя с четырьмя поворотными пушками в носовой части фюзеляжа. Подвесное вооружение могло включать в себя НУР, бомбы или зажигательные баки.
Складывающееся крыло имело отклоняемые носки, ось вращения которых находилась на расстоянии 150 мм от передней кромки. Механизация крыла включала закрылки и элероны. На F9F-2B (истребитель-бомбардировщик) на крыле закреплялись восемь пилонов для подвесного вооружения.
Надеюсь историческое описание не утомило, наверное не все хорошо знают технику зари реактивного авиастроения.
Модель сделана в 90-тые годы, собиралась хорошо (Хасегава), шпаклевка не понадобилась. Модель окрашена обычной нитрой, о тонировках и прочих премудростях не догадывался.
Комментарии
41 год
На сайте с 09.02.2010
48 лет
На сайте с 13.04.2007
41 год
На сайте с 22.02.2011
14 лет
На сайте с 20.10.2009
59 лет
На сайте с 18.07.2010
59 лет
На сайте с 28.11.2011
Очень симпатичная.
50 лет
На сайте с 17.08.2010
14 лет
На сайте с 20.10.2009
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий