Сам прототип раньше был мне не особо интересен. Не самый броский внешний вид, скучные, на первый взгляд окраски, не самый эстетически приятный облик. Но, как часто бывает, стоило сесть за сборку и мнение кардинально изменилось. При более подробном изучении самолет оказался очень даже интересным, и вполне себе красивым, а некоторые его варианты захотелось поставить себе на полку в привычном, 48ом масштабе.
Немного прочитать о прототипе можно на уголке неба и википедии. Современная и вполне себе передовая машина на момент своего рождения в начале 30ых увы, безнадежно устарела к началу Второй Мировой войны. Но, не смотря на это польские пилоты, за счет своего опыта одерживали на своих "Пулавчаках" победы в эти трагичные дни.
Модель - древний Heller из 70-80ых годов прошлого века. Никакая деталировка, внешняя расшивка, но при этом хороший в работе пластик и не плохая имитация гофра, правда омраченная утяжинами.
Кроме самой модели у меня на руках был смоляной движок от Вектора, декаль от Techmod, пара книг из серии Monografie Lotnicze, чертежи из журнала Scale aviation modeller и подборка фотографий сохранившегося самолета из музея в Кракове.
С таким богатым подбором информации я и сел за сборку модели.
Сборка модели заняла примерно два месяца неспешной работы с перерывами на сборку других моделей.
Модель была немного дополнена деталями от набора Azur, как более верными. Оттуда были взяты капот и винт, так как родные не только очень грубы, но и имеют сильно нарушенные пропорции.
Подробно процесс описан в ветке по стройке и в подборках фотографий выше. Я же просто перечислю доработки:
1. С нуля изготовлена кабина. Из набора Azur взят полик и спинка, силовой набор и деталировка бортов изготовлены с нуля, из тянутого литника, пластика и проволочки. Приборная доска - комбинация пластика и пленки с приборами из запасов. Кресло - доработанное родное.
2. Рули высоты отрезаны и сделаны отклоненными. Имитированы узлы навески и лючки.
3. Доработана Винто-моторная группа. На капоте высверлены патрубки, сделан переход от них к выхлопному коллектору. Поставлен смоляной движок, его пришлось изрядно сточить, а капот - расточить, что бы они встали на место. Сделаны толкатели клапанов на цилиндрах. От каждого цилиндра сделаны выхлопные патрубки(тянутый литник), ведущие в выхлопной коллектор. В обтекателе картера мотора высверлены отверстия охлаждения. Из листового пластика сделаны распорки капота. Снизу сделан обтекатель всасывающего патрубока карбюратора и трубы отвода масла от цилиндров. Фюзеляж немного удлинен и доработан под установку смоляного мотора.
4. На фюзеляже нарезана с нуля расшивка, из фольги-самоклейки имитированы ленты усиления, и различные лючки. Снизу сделан топливный бак со стяжной лентой. На правом борту имитирован обтекатель генератора радиостанции(показан стрелкой на фото прототипа). Полностью переданы ниши под пулеметы. Сделаны тяги руля поворота.
5. На крыле имитированы лючки (фольгой-самоклейкой), нарезана расшивка по передней кроме.
6. Доработаны стойки шасси и крыльев. Стойки шасси укорочены на пару миллиметров для придания модели правильного стояночного угла.
7. Модель проклепана.
8. Доработаны колеса шасси. Имитировано продавливание от нагрузки, высверлена ось и отверстие ниппеля.
9. Костыль - комбинация детали от Azur и самодела.
12. На стойках шасси сделаны ленты амортизаторов из эластомерной нити(работают кстати) и тяги тормозов из проволоки.
13. У кабины добавлены поручни из проволоки.
14. Прицел - фототравление от Metalic Details.
15. Антенна - эластомерная нить для биссера + проволока.
Покраска модели производилась акрилами от Pactra, Vallejo и Мастер-Акрил. Базовый слой задут краской Pactra, при всех своих плюсах она все же скрыла большую часть клепки, что печально. Легкая цветовая модуляция сделана Валлехой, белый цвет и прочая мелочевка- Мастер-Акрил. Под декали модель была задута Футурой.
Декали от Течмода перевелись на отлично, в том числе и на гофр. Затем смывка серым цветом, полуматовый лак Аква от Акана, немного загрязнения пигментами, и матовый лак на покрышки шасси.
Самолет окрашен под одну из машин 142 истребительной эскадрильи ВВС Польши, сентябрь 1939 года. На этой машине летал лейтенант Станислав Скальский, самый результативный польский ас времен второй мировой войны (18 побед). О интересной и немного поучительной судьбе этого человека можно почитать вот тут. Самолет же был разбит в результате летного инцидента, если это конечно фотографии этой же машины, а не машины с аналогичным номером.
Обращаю внимание на то, что польские "Пулавчики" поддерживались в отличном состоянии, особенно в 142ой эскадрильи, по этому я не стал детать никаких сколов и так далее.
Так же, по согласованию с заказчиком я пошел на отступление от исторической достоверности и установил на самолет антенну,которой не видно на фото. В прочем, по воспоминаниям польских ветеранов пред войной на машины массово ставили радиостанции.
Цитата: И ещё раз - отличная работа .Только мало кто увидит . Хорошо ,я догадался заглянуть в "личные".
Дмитрий, спасибо за оценку работы.
А так - само-собой пойдет в прихожую и галерею, когда напишу описание к работе. Никак руки не дойдут, вот и пылиться в личных.
очень понравился поляк! внимание к мелочам на уровне... на 32 и 39 фото оригинала видна шагрень (или пыль?)... но это мелочи...
кстати, почему 72? ты ж всегда 48-ой делал?
Работа огромная и зрелищная. Моторный отсек с его вентиляцией - просто чудо. Но , всё- таки красиво но грубо выглядят накладные лючки , прям как бронелисты. Для 72го это , пожалуй - лишнее.Также на крыле в раскрое у вас- "негатив", то есть там где на прототипе полосы скрывают стык листов , образуя ребро, у вас- внутренний крой. На фото прототипа это хорошо видно. Возможно . это- промашка фирмы- изготовителя, но ведь вы мало что оставили от исходного материала...
Цитата: Шикарная модель! Никогда бы не подумал, что 72 масштаб. Все просто супер!!!
Дмитрий,Спасибо! Честно говоря уже на этапе обработки фото с мелочевкой как-то осознал что раньше так с 72ым не заморачивался).
Цитата: Отличная работа!
Очень симпатичный самолетик получился!
Сергей, спасибо!) Надо сказать есть в 72ом своя прелесть, миловидные самолетки получаются весьма, на фоне "бегемотов" в 48ом)
Цитата: очень понравился поляк! внимание к мелочам на уровне... на 32 и 39 фото оригинала видна шагрень (или пыль?)... но это мелочи...
кстати, почему 72? ты ж всегда 48-ой делал?
Андрей, спасибо! Мелкая пыль на модели есть, никак не могу ее "прогнать", вылезает только на фотках, в живую не видать. А "шагрень" появилась из-за того, что на некоторых фотках в редакторе фильтр резкости перетянул, вот они и "ощетинились".
На счет масштаба - грешу) На самом деле для себя в 72ом делаю только БТТ, а эти работы я делал на заказ, как в принципе уже все авиацию в 72ом за несколько последних лет. И продолжу думаю) Надо сказать что после 48ого забавные ощущения, моделька в руках почти невесомая, даже держать непривычно.
Цитата: Работа огромная и зрелищная. Моторный отсек с его вентиляцией - просто чудо. Но , всё- таки красиво но грубо выглядят накладные лючки , прям как бронелисты. Для 72го это , пожалуй - лишнее.Также на крыле в раскрое у вас- "негатив", то есть там где на прототипе полосы скрывают стык листов , образуя ребро, у вас- внутренний крой. На фото прототипа это хорошо видно. Возможно . это- промашка фирмы- изготовителя, но ведь вы мало что оставили от исходного материала...
Владимир, спасибо за отзыв и критику!
Немного порассуждаю на тему. Накладные лючки, на мой взгляд, все же имеют право на жизнь. В случае с фюзеляжем этой модели - накладные ленты и лючки радиостанций и пулеметов и на прототипе выступают над поверхностью. Так что тут криминала нет. На самом деле если фольгу хорошо разгладить и заполировать она почти не будет выступать и смотрится приемлемо. А расшивку так ровно на мелких лючках и поверхностях двойной кривизны почти не реально нарезать.
На крыле - да, выглядят они утрированно, это усиливается и тем, что они выделены цветом. Но тут был выбор - или оставить родные лючки, что даны внешней расшивкой, или же наклеить фольгу, которую из-за гофра сложно хорошо разгладить. Нарезать же крой по гофру не реально, больно он тут "нежный". Из-за этого я не стал нарезать и линии расшивки на крыле.
На передней кроме же да, в оригинале стык листов "внахлест". Его бы можно было изобразить, оклеив переднюю кромку фольгой, но я решил обойтись без этого, в 48ом уже наверное сделаю. В прочем такие стыки в моделях в 95% случаев имитируются внутренним кроем и на это закрывают глаза.
Цитата: впечатляет работа.Интересно какой аппарат следующим построишь?
Саша, спасибо!
А вот что буду строить следующим - сам не знаю. Надо уже наконец что-то схватить и сесть пилить.
Комментарии
На сайте с 01.08.2010
30 лет
На сайте с 02.07.2009
И ещё раз - отличная работа .Только мало кто увидит . Хорошо ,я догадался заглянуть в "личные".
Дмитрий, спасибо за оценку работы.
А так - само-собой пойдет в прихожую и галерею, когда напишу описание к работе. Никак руки не дойдут, вот и пылиться в личных.
47 лет
На сайте с 30.06.2012
Высший балл .
43 года
На сайте с 03.10.2013
Возраст неизвестен
На сайте с 02.12.2013
Очень симпатичный самолетик получился!
54 года
На сайте с 29.08.2010
кстати, почему 72? ты ж всегда 48-ой делал?
56 лет
На сайте с 09.10.2009
51 год
На сайте с 17.08.2010
30 лет
На сайте с 02.07.2009
Великолепная работа и исполнение !!!
Высший балл .
Дмитрий,спасибо!
30 лет
На сайте с 02.07.2009
Шикарная модель! Никогда бы не подумал, что 72 масштаб. Все просто супер!!!
Дмитрий,Спасибо! Честно говоря уже на этапе обработки фото с мелочевкой как-то осознал что раньше так с 72ым не заморачивался).
30 лет
На сайте с 02.07.2009
Отличная работа!
Очень симпатичный самолетик получился!
Сергей, спасибо!) Надо сказать есть в 72ом своя прелесть, миловидные самолетки получаются весьма, на фоне "бегемотов" в 48ом)
30 лет
На сайте с 02.07.2009
очень понравился поляк! внимание к мелочам на уровне... на 32 и 39 фото оригинала видна шагрень (или пыль?)... но это мелочи...
кстати, почему 72? ты ж всегда 48-ой делал?
Андрей, спасибо! Мелкая пыль на модели есть, никак не могу ее "прогнать", вылезает только на фотках, в живую не видать. А "шагрень" появилась из-за того, что на некоторых фотках в редакторе фильтр резкости перетянул, вот они и "ощетинились".
На счет масштаба - грешу) На самом деле для себя в 72ом делаю только БТТ, а эти работы я делал на заказ, как в принципе уже все авиацию в 72ом за несколько последних лет. И продолжу думаю) Надо сказать что после 48ого забавные ощущения, моделька в руках почти невесомая, даже держать непривычно.
59 лет
На сайте с 18.07.2010
41 год
На сайте с 24.04.2008
30 лет
На сайте с 02.07.2009
Работа огромная и зрелищная. Моторный отсек с его вентиляцией - просто чудо. Но , всё- таки красиво но грубо выглядят накладные лючки , прям как бронелисты. Для 72го это , пожалуй - лишнее.Также на крыле в раскрое у вас- "негатив", то есть там где на прототипе полосы скрывают стык листов , образуя ребро, у вас- внутренний крой. На фото прототипа это хорошо видно. Возможно . это- промашка фирмы- изготовителя, но ведь вы мало что оставили от исходного материала...
Владимир, спасибо за отзыв и критику!
Немного порассуждаю на тему. Накладные лючки, на мой взгляд, все же имеют право на жизнь. В случае с фюзеляжем этой модели - накладные ленты и лючки радиостанций и пулеметов и на прототипе выступают над поверхностью. Так что тут криминала нет. На самом деле если фольгу хорошо разгладить и заполировать она почти не будет выступать и смотрится приемлемо. А расшивку так ровно на мелких лючках и поверхностях двойной кривизны почти не реально нарезать.
На крыле - да, выглядят они утрированно, это усиливается и тем, что они выделены цветом. Но тут был выбор - или оставить родные лючки, что даны внешней расшивкой, или же наклеить фольгу, которую из-за гофра сложно хорошо разгладить. Нарезать же крой по гофру не реально, больно он тут "нежный". Из-за этого я не стал нарезать и линии расшивки на крыле.
На передней кроме же да, в оригинале стык листов "внахлест". Его бы можно было изобразить, оклеив переднюю кромку фольгой, но я решил обойтись без этого, в 48ом уже наверное сделаю. В прочем такие стыки в моделях в 95% случаев имитируются внутренним кроем и на это закрывают глаза.
30 лет
На сайте с 02.07.2009
Очень, очень приятная работа!
Василий, спасибо!
30 лет
На сайте с 02.07.2009
Наблюдал за стройкой. Классный пулавчик вышел!
Спасибо! Надеюсь было интересно)
30 лет
На сайте с 02.07.2009
впечатляет работа.Интересно какой аппарат следующим построишь?
Саша, спасибо!
А вот что буду строить следующим - сам не знаю. Надо уже наконец что-то схватить и сесть пилить.
46 лет
На сайте с 20.05.2009
55 лет
На сайте с 03.05.2013
С уважением Александр.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий