Регистрация Вход · Почистить куки

Геликоптер ЦАГИ-1-ЭА

Производитель:
Самоделка.
Дата размещения:
9 апреля 2013 года, 19:32
Раздел галереи:
Авиация
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Поршневая
Прочее:
Вертолеты
Год выпуска:
до 1930
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:72

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

История постройки этой модели началась почти два года назад, когда в "секретных архивах" случайно был найден сборочный чертеж на это вертолет (точнее, как тогда говорили - геликоптер). Чертеж был датирован 1940-м годом, и, как я предпологаю, был предназначен для постройки музейной модели. Самое главное, в отличии от схем имеющихся в литературе и Интернете, на этом чертеже были проставленны большинство габаритных размеров.
   Чуть позже, в "зарытом музее", была найдена и сама модель. Немного неказистая по теперешним меркам, но вполне правильно передающая облик прототипа.
   Поиск информации по этому вертолету, по большому счету, не дал особых результатов. Информация предельно скудна. Наиболее полное описание нашлось только в журнале "Авиация и Космонавтика" (№11, 2007г.) и в книге "Советское вертолетостроение" (А.М. Изаксон 1981г.). Ну и, скудные и мутные фотографии из других изданий и сети.
   Опыт постройки ферменных конструкций из тонких пластиковых прутков тогда у меня уже был. Тут и было принято решение попробовать построить этот оригинальный гелекоптер.
   Чертеж был успешно отсканирован и переведен в 72-ой масштаб. И работа закипела.
 На кусок оргстекла была приклеена боковая проекция вертолета и по ней, как по шаблону, из тонких (0,5мм) пластиковых калиброванных прутков были выклеены две боковые фермы. Потом, с помощью поперечин все эти детали были соединены в единую конструкцию. По ходу работы и появлению дополнительной информации исправлялись некоторые ошибки конструкции. Например, изначально хвостовая часть фермы была сделана квадратного сечения, но потом переделана (как должно быть) на треугольное сечение. И таких переделок в процессе было достаточно.
   Вообще, судя по фото и описанию, вертолет за время испытаний неоднократно переделывался. Менялось шасси, носовая часть фермы, несущий винт. Для себя я выбрал вариант конструкции на период весна - лето 1930года - на момент установления неофициального (не зарегестрированного и не известного долгие годы) рекорда высоты полета для геликоптеров (605м). 
 Наибольшие сложности у меня вызвала конструкция моторамы. Не ее изготовление, а именно ее конструкция. Вот тут-то и пригодилась подробно отснятая музейная модель. Главное, было разобраться во всем этом хитросплетении труб вокруг двигателей. Дальше никаких особых трудностей не возникло.
   Редуктор несущего винта был сделан из картера какого-то старого смоляного двигателя. Пол кабины - из толстой аллюминевой фольги, прокатанной на гофре модели ТБ-3. Остальные мелкие детали были сделаны из кусочков пластика, медной проволоки, тонких стальных прутков, остатков травления и медной жести. Двигатели были взяты из модели германского привязного геликоптера PKZ-2 (Роден). Спицованные колеса от фирмы "Эльф".
Готовую ферму фюзеляжа покрасил зеленой краской. Редуктор - темный металл.
Далее перешел к изготовлению, покраске и установке всевозможных мелких деталей - топливные и маслянные баки, приборная доска, детали управления и пр. Тросовая проводка управления сделана из шелковой нити. Расчалки в носовой и хвостовой части фюзеляжа - из тянутого литника.
 Рулевой винт был сделан в единичном экземпляре, а затем, при технической поддержке фирмы "НеОмега", клонирован полиуритановой смолой в нужном колличестве. После покраски четыре рулевых винта были установлены на модель.
 Поскольку, конструкция модели получилась ажурной и легкой, то лопасти несущего винта было решено сделать тоже легкими, чтобы не перегружать всю конструкцию. Отлить из смолы, как и выточить из пластика - очень тяжело (в плане веса). Зато есть бальза! Вот из бальзы и делались лопасти. На циркулярной пиле были напилены полоски бальзы толщиной 2мм. В качестве центральной оси и придания необходимой продольной жесткости - листовой полистирол толщиной 0,2мм. Сверху на ПВА бумажный шаблон лопасти с чертежа. Классическая сендвич-панель. Ну, а дальше, напильник и шкурка. Обрабатывается такой сендвич очень легко. Главное - не спилить лишнего.
Бальза - очень пористый материал. Чтобы получить окончательную поверхность под покраску я сначала покрыл лопасти слоем Футуры и после высыхания лака задул лопасти автомобильной грунт-шпаклевкой из аэрозольного баллона. Все вышкурил и поверх задул еще одним слоем грунт-шпаклевки, но уже более мелкодиссперсионной (MOTIP "Primer" бледно-желтого цвета). Отшлифовал и отполировал все поверхности и задул все зеленой краской (но немного другого оттенка, нежели цвет фермы фюзеляжа). Финишным слоем нанес лак Футура. И это оказалось самым сложным моментом в окраске всей модели.
   По имеющимся описанию конструкции и воспоминаниям участников событий, лопасти НВ имели смешанную конструкцию. Лонжерон - аллюминевая клепанная труба. Нервюры и обшивка из фанеры. Затем лопасти обклеивались тканью, шпаклевались, красились, лакировались и полировались. В итоге получалась конструкция с очень качественной отделкой и поверхностью.
   Мне лакировать лопасти пришлось в несколько этапов, с просушками, подшкуриванием и очередными слоями лака. В итоге, за три дня, был получен удовлетворительный результат - абсолютно ровная зеркальная поверхность.
   По поводу окраски НВ есть несколько мнений. Мне показывали фото, где лопасти имеют светлый цвет, значительно отличающийся от темного цвета фермы фюзеляжа. Тут надо опять обратится к описанию конструкции. В первом варианте лопасти были целиком аллюминиевые. Но выяснилось, что тогдашняя технология клепки и сборки металлических лопастей не позволяет получить качественную поверхность и соблюдение профилей. Конструкцию НВ быстро переделали на смешанную. Тут необходимо обращать внимание на конструкцию хвостовой опоры. Если на фото хвостовая опора в виде костыля - то это первоначальная конструкция и лопасти винта светлые - некрашенный дюраль. Со сменой НВ поменялась и хвостовая опора - костыль заменили на спицованное колесо. На всех фото с хвостовым колесом лопасти винта выглядят почти одного цвета с остальной конструкцией гелекоптера.
   Втулка НВ склеивалась из круглого пластикового прутка (2мм), листового полистирола разной толщины, стальной калиброванной проволоки (0,4мм, 0,3мм, 0,2мм) и медной проволоки. Красилась втулка металликом от Алклада. Вся конструкция несущего винта собиралась на стальной проволоке 0,4мм.
Последними штрихами на модели стали два маленьких бачка над двигателями. И модель готова!
 Поскольку моделька получилать хрупкая, то я решил немного обезопасить ее от случайностей, сделав небольшую виньетку. Сюжет простой - Черемухин (конструктор и испытатель этого гелекоптера) показывает вертолет офицеру ВВС перед полетом.
   Фигурки я взял из набора пилотов и техников ВВС США от фирмы Прайсер. Немного их переделал, заменив ботинки на сапоги, заменил головы и немного подправил обмундирование (воротники с петлицами и галифе). Ориентировался на форму командного и технического состава ВВС РККА образца 1924г.
   На основание приклеил травку от чешской фирмы и установил на свои места все действующие лица.
 В завершении, по традиции, фото вертолета, послужившего прототипом для модели.
   В "секретных архивах" эта фотография подписана, как фото вертолета ЦАГИ-1-ЭА во время рекордного (605М) полета весной 1930г.
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
98.9698.998.99
Средняя оценка: 98.9479 (все оценки)
Популярность модели: 79.18

Комментарии

Страницы: 1 2 3
Владимир Коновалов (Модель Для Сборки)
Супер! Высший бал
Vadim Z.
Москва
54 года
На сайте с 15.08.2007
Vadim Z.
Старая школа? Здорово!
Страницы: 1 2 3
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий





Реклама на Каропке
Не показывать чат